Административная ответственность в сфере охраны здоровья

2189

Вызывает вопросы возложение на медицинские организации обязанности сообщать гражданам информацию, которая должна содержаться в нормативных правовых актах

<...> За последние два года были внесены поправки в несколько кодексов, в том числе в КоАП РФ.

Новеллы КоАП РФ сосредоточены в гл. 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нрав­ственность».

Фактически речь идет о шести составах. Два из них – ст. 6.31 и ст. 6.33 – связаны с реализацией специальных законов в сфере охраны здоровья.

Статья 6.31 предусматривает штрафные санкции за нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов. Речь идет о субъектах обращения донорской крови, то есть организациях, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, транспортировке иклиническому использованию донорской крови (ее компонентов), а также по безвозмездной передаче, обеспечению за плату, утилизации, ввозу на территорию РФ и вывозу за пределы территории РФ донорской крови (ее компонентов). <...>

Часть 2 ст. 6.31 предусматривает административную ответственность субъектов обращения донорской крови за несообщение или сокрытие информации о реакциях и об осложнениях, возникших у реципиентов в связи с трансфузией донорской крови. Это предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. <...>

Другой вид специальной деятельности в сфере медицины, который требует детального контроля со стороны государства, – обращение лекарственных средств, медицинских изделий, биологически активных добавок. Долгое время в законодательстве существовал пробел в вопросах ответственности за незаконный оборот лекарств, медицинских изделий, биологически активных добавок. Теперь соответствующие составы включены в УК РФ и КоАП РФ.

Административная ответственность (ст. 6.33 «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок» КоАП РФ) преду­смотрена за производство, продажу или ввоз на территорию РФ фальсифицированных лекарственных средств (медицинских изделий), за продажу или ввоз на территорию РФ контрафактных лекарственных средств (медицинских изделий) либо за оборот фальсифицированных биологически активных добавок, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. <...>

Другие четыре состава носят более общий характер, а значит, могут чаще встречаться в деятельности медицинских организаций. Они направлены на реализацию положений Закона об охране здоровья. Рассмотрим их более подробно.

Статья 6.28 КоАП РФ предусмат­ривает, что нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Данная норма направлена на обеспечение безопасности медицинских услуг. Однако, как видно, состав правонарушения сформулирован предельно общо и носит отсылочный характер. Определение понятия «медицинские изделия» закреплено в Законе об охране здоровья (ст.38). Понятие «обращение медицинских изделий» также довольно сложное для восприятия.

На территории России разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий»). При нарушении установленного порядка рассматривается вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Следует обратить внимание на тот факт, что судебная практика привлечения медицинских организаций к ответственности по данной статье формируется быстрее, чем по другим составам <...>

Во избежание привлечения руководителей медицинских организаций к ответственности за рассмат­риваемые правонарушения следует помнить, что все медицинские изделия должны иметь регистрационные удостоверения. Сведения о регистрации могут быть получены из государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенного на официальном сайте Росздравнадзора (www.roszdravnadzor.ru).

Другое административное правонарушение, за которое в КоАП РФ преду­смотрена ответственность (ст. 6.29), в широком смысле связано с обеспечением качества медицинских услуг. Для достижения данной цели необходима совокупность множества факторов, в том числе добросовестный, ответственный труд медицинских работников, который невозможен без установления особого правового статуса медицинского персонала .

Выполнение медицинскими работниками публичных социально значимых функций предопределяет наличие различных элементов их правового положения. Так, в Законе об охране здоровья, помимо прав и обязанностей, закреплены ограничения для медицинских работников (ст.74), а также предусмотрен институт урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности (ст. 75).

Указанные нормы направлены на исключение коррупционной составляющей в медицинской деятельно­сти. Понятие конфликта интересов закреп­лено в законе по аналогии с законодательством о государственной гражданской службе (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) .

В случае возникновения конфликта интересов медицинский работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя организации, в которой он работает, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую или фармацевтическую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Нарушение этого требования влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст.6.29 КоАП РФ).

В свою очередь, руководитель организации в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конф­ликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Невыполнение данного правила влечет ответ­ственность в виде административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 2 ст. 6.29 КоАП РФ).

Еще одна новая норма административного законодательства – ст. 6.30 КоАП РФ – связана с доступнос­тью медицинской помощи в экономическом смысле. Норма направлена на нивелирование злоупотреблений в части взимания денежных средств с пациентов в тех случаях, когда медицинские услуги должны быть оказаны бесплатно в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Невыполнение медицинской организацией обязанности информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ госгарантий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 10тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6.30 КоАП РФ).

Невыполнение медорганизацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб.; на юридических лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 6.30 КоАП РФ).

Обе указанные обязанности закреплены в ст. 79 Закона об охране здоровья. С одной стороны, факт обязывания медицинских организаций совершать действия, направленные на более эффективную реализацию конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь, следует оценивать положительно. С другой стороны, вызывает вопросы возложение на медицинские организации обязанности сообщать гражданам информацию, которая должна содержаться в нормативных правовых актах. Положения этих актов общеизвестны, официально опубликованы, доступны неограниченному кругу лиц. С нашей точки зрения, предпочтительнее, чтобы такие важные нормы, определяющие возможность получить медицинскую помощь бесплатно, в определенные сроки и на определенных условиях, были четко и понятно прописаны в нормативных актах. Их можно закрепить в Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и в территориальных программах госгарантий.

Возможно, закрепление подобных санкций в КоАП РФ обусловлено сложностью действующих норм об обеспечении населения бесплатной медицинской помощью. Однако сложность норм может вызвать проблемы и у медицинской организации, исполняющей обязанность по предоставлению пациентам соответствующей информации. На сегодняшний день положения программ государственных гарантий носят предельно общий характер и не позволяют определить, какие конкретно виды медицинских вмешательств полагаются пациенту бесплатно прилечении заболеваний, перечисленных в соответствующей программе.

Как показывает судебная прак­тика, к ответственности привлекаются медицинские организации, не обеспечивающие доступ пациентов к текстам нормативных актов, утверж­дающих программы государственных гарантий на соответствующий период. <...>

Последний из рассматриваемых составов (ст. 6.32 КоАП РФ) связан со специфической медицинской деятельностью по искусственному прерыванию беременности. <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×