Региональные особенности программы госгарантий

396

Как учесть региональные  особенности при реализации Программы государственных гарантий  и «дорожной карты»?

Использование региональных характеристик (демографических, климатических, географических условий, уровня доступности медицинской помощи и уровня заболеваемости) для объективного изменения средних нормативов объема медицинской помощи требует научной методической основы, применяемой в субъекте РФ при формировании территориальных программ госгарантий и программы ОМС и используемой контролирующими органами, проверяющими корректность учета региональной специфики.

К сожалению, на момент подготовки данной статьи единой федеральной методики, отражающей региональные особенности по всему перечню характеристик, подготовлено не было, вследствие этого были использованы некоторые положения следующих нормативных документов:

приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1706 (ред. от 13.02.2013) «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий („дорожных карт“) „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации“»;Методические рекомендации ФФОМС «Методика формирования территориальных программ ОМС с использованием коэффициентов потребления медицинской помощи различными возрастно-половыми категориями» (для использования в планировании с 2013 г., утв. председателем ФФОМС А. В. Юриным25.04.2012);письмо Минздрава России от 08.11.2013 № 11–9/10/2–8309 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

Рассмотрим эти положения подробнее.

1. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 17061:

«С учетом специфики плотности населения субъекты Российской Федерации разделены на 3 группы:

1-я группа — с низкой плотностью населения — до 20 человек на 1 кв. км;
2-я группа — со средней плотностью населения — от 20 до 80 человек на 1 кв. км;
3-я группа — с высокой плотностью населения — свыше 80 человек на 1 кв. км.

К территориям с низкой плотностью населения относятся:

Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Вологодская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Камчатская край, Кировская область, Костромская область, Красноярский край, Курганская область, Магаданская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Приморский край, Пермский край, Псковская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Сахалинская область, Смоленская область, Тверская область, Томская область, Тюменская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

К территориям со средней плотностью населения относятся:

Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Краснодарский край, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Нижегородская область, Орловская область, Пензенская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тульская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Челябинская область, Чувашская Республика, Ярославская область.

К территориям с высокой плотностью населения относятся:

Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Московская область, города Санкт-Петербург и Москва.

При этом «рекомендуется применение дифференцированных коэффициентов к нормативам объема медицинской помощи и ее финансовых затрат для территорий, относящихся:

к 1-й группе (с низкой плотностью населения) — от 0,95 до 1,2;

ко 2-й группе (со средней плотностью населения) — от 0,9 до 1,1;

к 3-й группе (с высокой плотностью населения) — от 0,8 до 1,0».

2. Методические рекомендации ФФОМС «Методика формирования территориальных программ ОМС с использованием коэффициентов потребления медицинской помощи различными возрастно-половыми категориями»2.

То, что демографическая структура населения различна в регионах, не вызывает никакого сомнения, и эти отличия могут отличаться от «средней» демографической структуры РФ, на которую и рассчитаны средние подушевые нормативы объемов медицинской помощи (рис. 5 и 6).

Региональные  особенности программы госгарантийРис. 5. Демографическая структура населения Рязанской области (по состоянию на 2011 г.)Региональные  особенности программы госгарантийРиc. 6. Демографическая структура населения Чеченской Республики (по состоянию на 2011 г.)

Важно! Если на основании объективных данных определить изменения потребления медицинской помощи по видам и условиям, то можно достаточно обоснованно заменить «средние» нормативы «региональными», учитывая демографическую структуру застрахованного населения субъекта и положения федеральной методики

В данной методике за единицу принят объем потребления медицинской помощи мужчинами 25–29 лет.

При расчетах акушерско-гинекологической помощи за единицу принят объем медицинской помощи женщинам 25–29 лет.

При расчете объемов потребления детьми за единицу принят объем для детей в возрасте 7–14 лет.

На основе научных исследований определены возрастно-половые показатели объема того или иного вида медицинской помощи: амбулаторной, стационарной, в дневных стационарах по врачебным специальностям и профилям, по базовой программе ОМС и по скорой медицинской помощи. Показатели сведены в таблицы по 36 половозрастным категориям. При этом показатели объемов для лечебной и профилактической медицинской помощи находятся в отдельных таблицах (всего 5 таблиц).

Показатель по профилю (специальности) рассчитывается по единой формуле:

Региональные  особенности программы госгарантий

где: mijпроф. — это фактический объем медицинской помощи по i-му полу и j-му возрасту для конкретного профиля или специальности;

mпроф. — это фактический объем медицинской помощи по «базовой» возрастно-половой категории для данного профиля.

Данные коэффициенты можно получить, используя данные медицинской статистики региона и (или) информацию по количеству оплаченных счетов в системе ОМС.

Расчеты региональных объемов медицинской помощи, учитывающие пол и возраст, осуществляются с использованием демографических данных региона и (или) данных по реестру застрахованных лиц по алгоритму, представленному на рис. 7.

Региональные  особенности программы госгарантийРис. 7. Алгоритм расчета региональных плановых объемов медицинской помощи

Произведение численности населения по каждой возрастно-половой категории на соответствующий показатель для профиля (специальности) определяет эквивалентные единицы. Всего возрастно-половых категорий — 36 (18 по мужскому населению и 18 по женскому).

Например, численность по возрастной категории «мужчины 25–29 лет» в субъекте составляет 100 тыс. чел., коэффициент (Кijпроф.) по числу госпитализаций для профиля «кардиология» составляет 0,73. Произведение этих величин дает значение эквивалентных единиц, равное 73. И так далее по всем профилям и специальностям для всех условий оказания медицинской помощи.

Важно! Ввиду того что все рекомендуемые нормативы федерального уровня сформированы без учета полового состава населения, после проведения гендерных расчетов необходимо провести «взвешивание» эквивалентов по мужскому и женскому населению, сопоставляя отношение данных групп в регионе со среднероссийскими данными

Если в субъекте РФ доля мужского населения выше, чем в среднем по РФ, то для «мужского» эквивалента применяется повышающий коэффициент, а для «женского» эквивалента — понижающий.

Полученный в результате «взвешивания» эквивалент региона используется для расчета объемных показателей региональной программы ОМС для взрослого и детского населения на основе рекомендуемых Минздравом России значений, которые предлагаются в соответствующих рекомендациях по формированию и экономическому обоснованию территориальных программ ОМС.

Расчет норматива госпитализаций по профилю Nпроф.тер.проводится по следующей формуле:

Региональные  особенности программы госгарантий

Для корректного расчета по представленной формуле необходимо учитывать характер рекомендуемых подушевых нормативов. Они рассчитаны на основе данных РФ в 2000 г. и отражают характерное для того периода соотношение между детским и взрослым населением, равное 22 на 78. Поэтому перед началом расчетов необходимо провести корректировку федеральных нормативов по текущей пропорции между детским и взрослым населением, которая в 2013 г. составила 18 на 82.

Результат расчета по демографическим данным одного из южных субъектов РФ представлен в табл. 3.

Таблица 3

Профиль коек Случаи по норм. суб. РФ РФ
Всего Взросл. Дети Всего
1. Кардиологические 5441 5254 187 8755
2. Ревматологические 809 784 25 973
3. Гастроэнтерологические 2527 2079 448 3648
4. Пульмонологические 2 5015 2154 361 3405
5. Эндокринологические 1606 1507 100 1824
6. Нефрологические 1245 847 398 1702
7. Гематологические 1005 809 199 851
8. Аллергологические 610 548 62 486
9. Педиатрические 27 715 0 27 715 15 322
10. Терапевтические 17 281 17 281 0 15 322
11. Патология недоношенных и новорожденных 3486 0 3486 2316
12. Травматологические 6898 6312 585 7504
13. Ортопедические 1257 1045 212 1459
14. Урологические 4022 3785 237 4986
15. Нейрохирургические 1793 1693 100 2432
16. Ожоговые 386 299 87 486
17. Челюстно-лицевой хирургии 1055 896 162 1338
18. Торакальной хирургии 461 436 25 603
19. Проктологические 523 496 25 730
20. Кардиохирургические 784 735 50 1094
21. Сосудистой хирургии 1083 1058 25 1159
22. Хирургические 26 283 24 154 2129 32 225
23. Онкологические 5279 5142 137 7539
24. Гинекологические 25 250 25 125 125 24 321
25. Оторинологические 6312 4520 1793 6931
26. Офтальмологические 3175 2789 386 5472
27. Неврологические 6922 6437 486 11 552
28. Дерматологические 5475 4619 859 3405
29. Инфекционные 30 077 17 256 13 621 18 119
30. Для беременных и рожениц 10 683 10 683 0 5488
31. Патологии беременности 6873 6873 0 5485
32. Для производства абортов 5926 5926 0 5837
33. Психиатрические 9064 8715 349 8813
34. Наркологические 10 222 10 072 149 12 632
35. Фтизиатрические 3947 3685 261 3819
36. Венерологические 735 672 62 881
Итого по субъекту РФ случаев 239 534 184 689 54 846 245 271

В данном регионе расчетное число госпитализаций составляет 239,5 тыс., что при средней длительности лечения в 11,7 дней и работе койки 331 день (см. «дорожную карту» на 2015 г.) требует коечный фонд в 8467 коек. В то же время использование среднероссийского норматива требует 8670 коек (на 2,4% больше). С другой стороны, по профилю «педиатрия» стационарных коек требуется на 81% больше.

Важно! Анализируя плановый объем госпитализаций и сравнивая его со среднероссийскими данными, можно оценить направления оптимизации коечной сети в конкретном регионе на основе федеральной методики и с учетом региональной демографической картины. А учитывая закономерное изменение демографических характеристик, можно обосновать план развития регионального здравоохранения на несколько лет вперед

3.Письмо Минздрава России от 08.11.2013 № 11–9/10/2–83093 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

В данном письме предлагается учитывать особенности регионов и использовать дифференцированные объемы скорой медицинской помощи, рассчитанные на одно застрахованное лицо в год, для Пермского края, республик Карелия, Коми, Бурятия, Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Амурской, Томской, Мурманской, Тюменской областей (очевидно, с учетом Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) — в среднем 0,33 вызова. Для Красноярского, Камчатского, Хабаровского, Забайкальского краев, Архангельской, Сахалинской, Иркутской, Магаданской областей, Чукотского автономного округа — в среднем 0,36, что выше среднероссийского показателя — 0,318 вызовов на одного застрахованного. Данный показатель по СМП не меняется с 1999 г.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» традиционно повторяются положения, определяющие право региона при разработке территориальной ПГГ корректировать средние нормативы объемов медицинской помощи:

«В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, в территориальных программах могут устанавливаться дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом уровня и структуры социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов».

Практическая реализация следующего тезиса ПГГ на 2015 г.: «Субъектами Российской Федерации устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи» требуетчеткого нормативного и методического определения этапов оказания медицинской помощи и связи данных этапов с порядками оказания медицинской помощи и со «средними» нормативами программы государственных гарантий и базовой программы ОМС. Для формирования объемных территориальных нормативов и для правильного планирования финансовых ресурсов данный тезис должен подкрепляться конкретными параметрами, желательно на уровне федеральных рекомендаций.

Далее, тезис «В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, территориальными программами устанавливаются дифференцированные объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации, телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг» также требует нормативно-методического решения, т. к. его отсутствие зачастую приводит к объявлению небольших районных и участковых больниц нерентабельными с их последующим сокращением или полной ликвидацией.

На одном из совещаний, посвященных проблемам здравоохранения, Президент РФ В. В. Путин предостерег от принятия необдуманных шагов в этом направлении4: «Особо чувствительный вопрос — это оптимизация сети бюджетных медицинских учреждений. Мы знаем, чем оборачиваются здесь поверхностные, формальные, чисто бюрократические подходы. Например, какую реакцию людей вызывало закрытие больниц или роддомов на селе, в небольших городах, где, собственно говоря, кроме этих медучреждений ничего другого и не было. Такая структуризация сети, конечно, недопустима».

Учитывая важность вопросов методологии учета региональных особенностей организации и оказания медицинской помощи, Минздраву России, Минрегиону России и Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ поручено разработать территориальные модели организации здравоохранения с учетом региональных особенностей, включая уровень и структуру заболеваемости, половозрастной состав и плотность населения, климатические и географические условия, транспортную доступность медицинских организаций.

Решение этой серьезной научно-методологической задачи должно в прикладном плане дать адекватный ответ на ряд вопросов, связанных с планированием медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий (базовой программы ОМС).

По нашему мнению, практическая реализация методологии планирования программы государственных гарантий и программы обязательного медицинского страхования требует разработки и утверждения на региональном уровне ряда методик, комплексно описывающих порядок формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий и программ ОМС:

методика комплексного структурного анализа оказанной медицинской помощи по реестрам счетов, данных региональной медицинской статистики и динамики демографической структуры регистра застрахованных данных позволит определить основные тенденции потребления медицинской помощи в регионе и определить базовые тренды, характеризующие особенности конкретного субъекта РФ, отличающие его от «средних» плановых параметров ПГГ (базовой программы ОМС);методика формирования «технологического паспорта» медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, позволит сформулировать основные параметры «оптимальной» лечебной сети медицинских организаций и сопоставлять реальную ресурсную обеспеченность с ее оптимальными значениями, формируя при этом основные направления региональной модернизации медицинских организаций и структурные изменения по видам медицинской помощи и условиям ее оказания;методика корректировки средних федеральных нормативов, территориальных нормативов программы ОМС и определение базовых параметров территориальной программы ОМС позволит учесть уровень и структуру заболеваемости населения, демографической динамики населения и особенностей организации медицинской помощи в субъекте (по данным комплексного структурного анализа и технологической паспортизации МО);методика размещения, согласования и корректировки государственного заказа по территориальной программе ОМС в медицинских организациях, выполняющих территориальную программу, даст возможность учесть структуру обслуживаемого (прикрепленного) населения, его демографическую характеристику, уровень заболеваемости и доступности с учетом данных паспортизации МО (их ресурсного обеспечения) в единицах планирования, сопоставимых с единицами оплаты медицинской помощи;методика сезонного распределения плановых объемов МО в разрезе СМО (формирование приложения № 1 к договору ООМП) и формирования плановых объемов для СМО позволит учитывать увеличение или снижение обращаемости населения за медицинской помощью в течение года и сформировать реалистичный план финансово-хозяйственной деятельности для медицинских организаций, выполняющих ПГГ (программу ОМС) и учитывающих особенности обслуживаемого населения.

Окончание. Начало см.: «Здравоохранение». 2015. № 2. С. 24–32.


1Приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1706 (ред. от 13.02.2013) «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий („дорожных карт“) „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации“». >> вернуться в статью2«Методика формирования территориальных программ ОМС с использованием коэффициентов потребления медицинской помощи различными возрастно-половыми категориями» для использования в планировании с 2013 года. Утверждена председателем ФФОМС А. В. Юриным25.04.2012. >> вернуться в статью3Письмо Минздрава России от 08.11.2013 № 11–9/10/2–8309 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». >> вернуться в статью421.01.2014, 16:15, Московская область, Ново-Огарево, совещание по вопросам здравоохранения. >> вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×