Риски при строительстве перинатальных центров  

158

В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации государственной программы.

При этом под существенным влиянием понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и (или) ожидаемых результатов реализации государственной программы не менее чем на 10% от планового уровня.

Анализ социальных, финансово-экономических и иных рисков реализации государственной программы включает описание вероятных явлений, событий и процессов, негативно влияющих на основные параметры государственной программы (подпрограммы), и описание мер управления рисками реализации государственной программы.

Такой анализ предусматривает:

идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы;качественную и количественную оценку факторов рисков;обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.

В обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы приводятся:

меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);мероприятия подпрограмм государственной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;мероприятия по управлению реализацией государственной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию государственной программы.

Распоряжением Правительства РФ от 09.12.2013 № 2302-р «Об утверждении Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации», во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17.03.2013 № Пр-539 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26.02.2013, предусматривается строительство в течение периода 2013—2016 гг. 32 региональных перинатальных центров в 30 субъектах Российской Федерации.

Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации предусматривает создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям, снижение материнской, младенческой и детской смертности, а также мероприятия, направленные на подготовку медицинских специалистов для работы в перинатальных центрах, совершенствование территориальной модели оказания акушерской и неонатологической помощи, повышение эффективности перинатальной помощи.

Применительно к строительству перинатальных центров могут возникать обстоятельства, ограничивающие своевременную и эффективную реализацию мероприятий, которые обусловлены финансово-экономическими, правовыми, административными рисками, а также рисками недостаточности ресурсной составляющей и нецелевого использования средств всех источников.

1. Финансово-экономические риски связаны с возможным повышением стоимости услуг и работ, поставляемого медицинского и технологического оборудования, необходимого для функционирования перинатальных центров, а также рисками неполного исполнения субъектами Российской Федерации обязательств по финансовому обеспечению региональных программ модернизации здравоохранения в период 2014 — 2016 гг.

Управление указанными рисками на федеральном уровне предусмотрено Правилами финансового обеспечения в 2011—2016 гг. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС), утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 № 851, (далее — Правила), а также заключенными соглашениями высших должностных лиц субъектов РФ с Минздравом России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее — Соглашения).

Во-первых, документами установлена нижняя граница финансового обеспечения мероприятий по строительству, проектированию и вводу в эксплуатацию перинатального центра за счет средств регионального бюджета. Одним из условий предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на строительство перинатальных центров (а это более половины общей стоимости программы — более 52 млрд руб. или 69% общей стоимости Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации) является наличие в бюджете субъекта РФ региональных средств в объеме не менее 20% размера финансового обеспечения мероприятий по строительству перинатального центра за счет всех источников (субсидий ФОМС и средств бюджета субъекта Российской Федерации).

Размер средств региональных бюджетов на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров составляет более 23 млрд руб.

Систематический контроль соблюдения этого условия осуществляется Федеральным ФОМС. Приказом ФОМС от 26.11.2013 № 2372 предусмотрено ежемесячное предоставление регионами информации о размере доведенных лимитов бюджетных обязательств по средствам бюджета субъекта РФ до уполномоченного органа государственной власти, являющегося получателем средств бюджета субъекта РФ на модернизацию здравоохранения (в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра), в соответствии с уведомлением о лимитах бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

По данным, предоставленным в указанной отчетности, и по результатам проводимого Федеральным ФОМС ежемесячного мониторинга вносимых (планируемых к внесению) изменений в законы о бюджетах субъектов РФ лимиты бюджетных обязательств по средствам бюджетов субъектов РФ доведены до всех органов государственной власти субъектов РФ в полном объеме, предусмотренном в бюджетах субъектов РФ на 2014 г. и установленном в Соглашениях.

Во-вторых, регионы взяли на себя обязательство по увеличению объемов средств региональных бюджетов в случаях, если образуется такая потребность (например, при повышении первоначально заявленной стоимости работ по итогам проведенной государственной экспертизы сводного сметного расчета).

В-третьих, на федеральном уровне предусмотрены санкционные механизмы управления риском неисполнения субъектами Российской Федерации своих расходных обязательств. Правилами предусмотрен возврат в бюджет Федерального ФОМС субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение мероприятий по строительству перинатальных центров:

в случае несоблюдения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ условий предоставления субсидий и Соглашения (невыполнение расходных обязательств по проектированию перинатального центра, подготовке инженерных коммуникаций, а также обязательств по обеспечению укомплектованности медицинскими работниками и вводу в эксплуатацию перинатального центра в сроки, установленные соглашениями, и др.) — в полном объеме (п. 18 Правил);в случае, если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, не соответствует установленному уровню софинансирования из бюджета Федерального ФОМС — в объеме, необходимом для достижения соответствующего уровня софинансирования (п. 19 Правил).

На региональном уровне обеспечено частичное нивелирование финансово-экономических рисков посредством законодательного установления в бюджетах субъектов на период 2014—2016 гг. (т. е. на весь период реализации Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации) размеров региональных средств целевой строкой.

Следует еще раз подчеркнуть, что субсидии из бюджета Федерального ФОМС предоставлялись регионам только при выполнении субъектами Российской Федерации данного требования.

2. Правовые риски связаны с несвоевременным принятием нормативных правовых актов по вопросам реализации региональных программ модернизации здравоохранения или неполным установлением в этих актах норм, необходимых для достижения установленных программами целевых показателей.

К началу реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров федеральные нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы развития перинатальные центров, были приняты в полном объеме.

Порядок реализации указанных мероприятий, их финансирования, выделения финансовых средств и их целевое использование регламентируется нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с п. 21 ч. 2 и ч. 3.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам организации оказания населению субъекта РФ специализированной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях, органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в т. ч. региональные программы субъектов РФ.

Таким образом, органами государственной власти субъектов РФ в целях исполнения собственных полномочий по реализации региональных программ модернизации здравоохранения приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, их финансового обеспечения.

3. Административные риски обусловлены несвоевременными и неэффективными управленческими решениями в регионах по вопросам выполнения мероприятий программ, связанными, в т. ч., с недостаточным взаимодействием органов исполнительной власти субъектов РФ, а также с ненадлежащим исполнением контрольных полномочий.

Именно в разрезе выявления административных рисков и управления ими можно интерпретировать деятельность Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального ФОМС по контролю реализации программы и принятию мер в рамках полномочий, которые проводятся на основании данных мониторинга и результатов выездных проверок.

Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:

выявление причин несоблюдения помесячных сетевых графиков выполнения работ, утвержденных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;наличие в регионе полного пакета документов, необходимых для перехода к работам очередного этапа. Так, для начала этапа строительства, что подтверждается уведомлением о строительстве, у застройщика должны быть в наличии проектно-сметная документация, положительное заключение на нее государственной экспертизы, разрешение на строительство;соответствие сроков и размеров оплаты работ условиям заключенных контрактов для государственных нужд и требованиям гражданского и бюджетного законодательства.

Важно! Результаты мониторинга, свидетельствующие о несоблюдении сроков и объемов выполняемых работ, являются основанием, с одной стороны, для детального изучения объективных и субъективных причин невыполнения органами государственной власти субъекта РФ условий Соглашения и урегулирования сложившейся ситуации совместными действиями Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального ФОМС и региональными органами власти, а с другой — для применения к субъекту РФ вышеперечисленных санкций, вплоть до расторжения Соглашения

На региональном уровне административные риски обеспечиваются установлением высшими исполнительными органами государственной власти ответственных исполнителей строительства перинатальных центров и их участников, координацией взаимодействия заинтересованных органов государственной власти на территории субъекта Российской Федерации, а также закреплением персональной ответственности исполнителей мероприятий, в т. ч. путем жесткой привязки оценки деятельности руководителей указанных органов с результатами реализации Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации.

4. Риски недостаточности ресурсной составляющей, связанные с отсутствием подготовленных специалистов для работы в перинатальных центрах, несвоевременной поставкой медицинского оборудования надлежащего качества и проведением пуско-наладочных работ.

Важно! На региональном уровне в целях недопущения возникновения рисков недостаточности кадровых ресурсов приняты программы подготовки и переподготовки кадров для перинатальных центров

Соглашениями установлено обязательство высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по укомплектованию центров медицинскими кадрами. Для этого Программами предусмотрен комплекс мероприятий, включающих направление на обучение практикующих врачей и среднего медицинского персонала, привлечение молодых специалистов, в т. ч. в рамках программ по их поддержке.

В целях организации работы в перинатальных центрах к концу 2016 г. планируется подготовить 3 тыс. медицинских работников, а обучение руководства центров предусмотрено заблаговременно — уже в конце 2015 г.

Сетевыми графиками субъектов РФ установлены сроки начала мероприятий по закупке медицинского оборудования и его монтажу в перинатальных центрах: к марту 2016 г. планируется приобрести все необходимое для работы оборудование: магнитно-резонансные томографы — 22 ед., маммографы — 25 ед., рентгеновские аппараты — 118 ед., инкубаторы для выхаживания новорожденных — 1286 ед., аппараты искусственной вентиляции легких для женщин — 501 ед., аппараты искусственной вентиляции легких для детей — 951 ед., фетальные мониторы — 740 ед., мониторы операционные — 755 ед., ультразвуковые аппараты — 278 ед., анализаторы состава и свойств биологических жидкостей медицинские — 446 ед., реанимобили — 56 ед. При этом частично оборудование, а также реанимобили, уже приобретенные в период реализации региональных программ модернизации здравоохранения будут направлены в будущие перинатальные центры, строящиеся, как структурные подразделения акушерских стационаров.

5. Риски нецелевого использования средств, направленных на финансирование проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров.

Меры по управлению рисками нецелевого использования средств всех источников заключаются в мониторинге, проводимом Федеральным ФОМС в соответствии с уже упоминаемым приказом ФОМС от 26.11.2013 № 237, заключающемся в выявлении фактов:

несоответствия направлений и сроков использования средств, предусмотренных платежными поручениями, проектно-сметной документации и заключенным договорам (например, факты оплаты невыполненных или не принятых заказчиком работ);необоснованного превышения стоимости работ, включения работ, не предусмотренных проектной документацией, заключенным договором;направления субсидий Федерального ФОМС на финансирование мероприятий по проектированию и вводу в эксплуатацию перинатальных центров. В соответствии с подпунктом «в» п. 7 Правил, субсидии являются источником финансового обеспечения мероприятий по строительству перинатальных центров. Финансирование работ по проектированию, подготовке специалистов, необходимых для работы центров, государственных услуг по лицензированию медицинской деятельности, а также иных мероприятий, не включенных в проектную документацию, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Кроме того, в соответствии с Соглашениями за счет региональных средств финансируются работы по проведению внешних коммуникаций для перинатальных центров.

Важно! Одной из важных составляющих мер, направленных на минимизацию рисков, возникающих при строительстве перинатальных центров, является проведение контрольных мероприятий, как федеральными, так и региональными органами власти

Проверки хода реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров в регионах осуществляются в соответствии с ежегодно утверждаемым планом контрольных мероприятий, проводимых Федеральным ФОМС.

Соглашениями также установлено обязательство высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ обеспечить проведение контрольных мероприятий органами государственной власти субъектов РФ, в т. ч. путем проведения ревизий и проверок.

Результаты контрольных мероприятий предоставляются высшим должностным лицам субъектов РФ, Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации.

Важно! Изложенные риски, за исключением объективных финансово-экономических рисков, обусловленных лабильностью мировой и отечественной финансовой ситуации, являются следствием граничащего с ненадлежащим исполнения участниками реализации программы возложенных на них обязанностей, низкой исполнительской дисциплины и нарушением действующего законодательства

Это неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации В. В. Путин во время обсуждения хода строительства первой очереди перинатальных центров. Приводим выдержки из его выступлений: «К сожалению, не могу сказать, что регионы так же четко выполняют свою часть обязательств: здесь есть целая цепочка, целый набор проблем и сбоев… Я понимаю и знаю хорошо, что удорожание происходит иногда и по объективным причинам: инфляция, стоимость растет — это все понятно. Но когда увеличение идет на 139%, согласитесь, это уже многовато. Это значит, либо посчитали в начале плохо, либо за ценами не следим… Пока же, складывается впечатление, что строительство перинатальных центров для некоторых наших коллег в регионах является приоритетом только на словах. Об этом свидетельствует и реальная бюджетная политика. А между тем, это одно из ключевых направлений деятельности государства — и медицина в целом, и демографическая программа в частности. Одно из ключевых!».

Отсутствие управления перечисленными рисками реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров может привести, в первую очередь, к затягиванию сроков введения указанных центров в эксплуатацию и удорожанию стоимости строительства.

Прогнозные индексы изменения стоимости строительства, в соответствии с п. 6 Методики расчета, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.08.2009 № 3553, разрабатываются ежеквартально и определяются как произведение текущих индексов на прогнозный показатель инфляции, установленный Министерством экономического развития Российской Федерации для соответствующего квартала.

Важно! Продление, ввиду негативного влияния вышеуказанных субъективных причин, сроков реализации мероприятий неизбежно приведет к «вступлению в силу» объективного финансово-экономического риска и низкой эффективности выполнения программы в связи с линейным ростом объема финансовых ресурсов, необходимых для ее финансового обеспечения, который повысится с учетом прогнозируемого Министерством экономического развития Российской Федерации роста инфляции в 2017 г.

Сетевыми графиками большинства субъектов РФ указанный срок установлен к 1 июля 2016 г., а в регионах со сложными климатическими условиями (условия Крайнего Севера) — к 1 января 2017 г.

Управление рисками при реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров должно осуществляться не только Минздравом России и Федеральным ФОМС, но всеми участниками Программы развития перинатальных центров: органами государственной власти субъектов РФ, Государственной корпорацией «Ростех», а также подрядчиками строительно-монтажных работ.

При этом особая роль в проведении контрольных мероприятий должна быть отведена территориальным фондам обязательного медицинского страхования, которые в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Правилами предоставляют субсидии Федерального ФОМС бюджетам субъектов РФ, что определяет необходимость проведении ими контроля за эффективным использованием указанных средств, в т. ч. оценке достоверности предоставления уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ соответствующей отчетности.


1Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 № 85 (ред. от 14.10.2014) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011–2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования». >> вернуться в статью2Приказ ФФОМС от 26.11.2013 № 237 (ред. от 06.10.2014) «Об установлении порядка и формы предоставления отчетности об использовании средств на цели по реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации». >> вернуться в статью3Приказ Минрегиона России от 20.08.2009 № 355 «Об утверждении Методики расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства». >> вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль