Главный врач – бизнесмен или политик?

150

Здравоохранение в России постоянно меняется — закон об охране здоровья, об ОМС, законы № 83-ФЗ, № 44-ФЗ и так далее. Эти законы значительно меняют и саму систему управления здравоохранением. Интервью с В.И. Стародубовым 

Уважаемый Владимир Иванович, в этом году журналу «Здравоохранение» исполняется 20 лет. Понятно, что за это время в отрасли произошло много изменений, были приняты новые законы об основах охраны здоровья граждан и об обязательном медицинском страховании, множество подзаконных актов. В этой связи изменилась ли суть работы главного врача и если да, то в чем?

Прежде всего поздравляю журнал «Здравоохранение» с юбилеем. 20 лет для человека — это молодой возраст. А для журнала, выходящего в столь сложный период, — уже достаточно серьезная дата. Это говорит о том, что журнал имеет хороший авторский коллектив, и, самое главное, — стабильную когорту подписчиков. Поэтому я желаю вам успехов в дальнейшей работе.

Здравоохранение в России постоянно меняется, вводятся новые правила игры — законодательство об охране здоровья граждан, о медицинском страховании, законы № 83-ФЗ, № 44-ФЗ и так далее. Эти законы значительно меняют систему управления здравоохранением в целом и систему управления медицинскими организациями в частности. Естественно, руководители, которые работают в этих условиях, испытывают определенные трудности.

Суть работы главного врача я бы хотел рассмотреть вот с каких позиций. Первое: раньше у нас были главные врачи центральных районных и городских больниц, которые сочетали фактически две должности — руководителя здравоохранения района или муниципального образования и руководителя лечебно-профилактического учреждения. И эти две должности далеко не всегда совпадали по обязанностям и функциям. А в крупных городах были городские отделы здравоохранения, которым подчинялось несколько больниц, поликлиник, станций скорой помощи — и главные врачи руководили только ими. Теперь любой главный врач отвечает только за свое учреждение.

Второе: раньше не происходило так много изменений в такой короткий период, была большая стабильность нормативной базы. Руководитель учреждения лучше понимал ситуацию, знал законодательство и видел долгосрочную перспективу. Это был положительный момент в старой системе.

И третье: руководитель медицинской организации должен был пройти определенную профессиональную подготовку и обязательно последовательные ступеньки карьерной лестницы. Сейчас ситуация поменялась. Есть случаи, когда главный врач, допустим, небольшой частной стоматологической клиники сразу становился руководителем областного здравоохранения. А через полгода его снимают — не справился. То есть зачастую необходимой профессиональной управленческой подготовки у людей, которые возглавляют медицинские организации, сегодня нет.

Можно, конечно, сказать: главный врач как был, так и остается руководителем юридического лица. Это правильно лишь отчасти. Правила игры совсем другие, и они серьезно меняют весь механизм деятельности лечебного учреждения.

 С принятием закона № 83-ФЗ был изменен принцип финансирования лечебно-профилактических учреждений. Было сказано, что это — самостоятельные хозяйствующие субъекты, которые сами зарабатывают средства для своего существования, а государство — это главный заказчик, который платит за оказанные услуги. Многие эксперты (например, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам О. Г. Дмитриева) считают, что именно законы, принятые в 2010–2011 годах, стали причиной сегодняшних серьезных проблем в здравоохранении. На Ваш взгляд, насколько существующая схема взаимоотношений государства и медицинских организаций соответствует задачам отрасли?

В целом идеология Федерального закона № 83-ФЗ — дать больше самостоятельности руководителям бюджетных учреждений — хорошая. Но надо посмотреть, насколько он эту самостоятельность дал на самом деле.

На словах — да, записано. А по факту, любой главный врач имеет постатейное финансирование и по большинству параметров он не может перенести деньги с одной статьи на другую. Закон о госзакупках (сначала № 94-ФЗ, сейчас № 44-ФЗ), которые в некоторых случаях доводят ситуацию до абсурда: не можешь купить то, что реально нужно учреждению. Невозможно точно предвидеть, какие больные к тебе поступят. А значит, ты не можешь точно запланировать лекарства, которые необходимы для их лечения. Поступил больной, а нужные лекарства заранее не закупили — у него редкий или тяжелый случай. И что делать?

Какая же это самостоятельность? Ответственность — да, возросла. На сегодняшний день главный врач почти ничем не защищен перед многочисленными проверяющими органами и перед учредителем, его в любое время могут уволить без объяснения причин.

Потом, если ты печешься только о финансовом состоянии своей больницы, то тебе по большому счету не так важно, что творится с показателями здоровья населения. Это не соответствует целям системы здравоохранения. У нас ведь главная цель — это укрепление здоровья.

Создавая мотивацию для руководителя медицинской организации и всех ее сотрудников, нужно очень грамотно подбирать критерии для оценки деятельности. Если зарплата зависит от выручки, а выручка от того, сколько больных примут, то понятно, что будет вал пациентов. Поэтому нужны другие принципы и механизмы мотивации. Причем они должны быть дифференцированы: одни — для поликлиник, другие — для стационаров, третьи — для станций скорой помощи.

 Уже довольно давно — с начала 1990-х годов — говорится о том, что главные врачи должны обладать хорошей экономической и юридической подготовкой. Иногда даже вводят должность директора больницы с немедицинским образованием. В течение 2014 года все более активно поднимается тема государственно-частного партнерства, причем за аксиому принимается, что частники — более эффективные управленцы. Кем в первую очередь должен быть сегодняшний руководитель государственной медицинской организации — успешным бизнесменом или лицом, решающим стратегические задачи в сфере здравоохранения?

Вопрос, который я часто задаю руководителям лечебных учреждений на курсах повышения квалификации, — кого из вас готовили? Они гордо отвечают — врачей. Правильно, а сейчас вы руководители. Вас этому учили? Ну, мы проходили курс организации здравоохранения, статистики и т. д.Кто-то второе образование получил, но большинство окончили какие-то курсы.

Система руководства лечебными учреждениями врачами есть только в России. В западных странах руководителей учреждений готовят в специальных учебных заведениях. Там главный врач не отвечает за хозяйственную деятельность, только за лечебный процесс. Такое разделение труда. И за здоровье населения он не отвечает — есть органы управления, которые планируют сеть больниц, финансовые ресурсы, потоки пациентов, контролируют работу лечебных учреждений.

У нас сейчас на уровне областей есть департаменты или министерства здравоохранения, в некоторых муниципальных образованиях ввели должность заместителя главы по социальной работе или создали горздравотдел с минимальным штатом, и они, как бы, отвечают за здравоохранение района. Естественно, губернатор спрашивает за демографию, заболеваемость и смертность с руководителя департамента и со своего заместителя по социальным вопросам, тот — с заведующего горздравотделом, а тот идет к главному врачу. А главный врач говорит: я за это не отвечаю. И он прав. А человек, который руководит горздравотделом ничего сделать не может, у него нет никаких рычагов. Получается, что все зависит от того, как конкретные люди смогли договориться между собой.

Приведу пример Ступинского района — там глава муниципального образования руководит уже 28 лет, а его заместитель по социальным вопросам — 24 года. И они выстроили систему, которая связала работу медицинских организаций с той задачей, которая стоит перед районом по охране здоровья населения. Создали межведомственный координационный совет, отладили механизмы взаимодействия, и все это работает. Но для этого нужны опыт работы и желание, и главное — политическая воля руководителя.

Мы в начале 1990-х годов приказом Минздрава России ввели должность директора клиники с немедицинским образованием. Примеров ее применения на практике было немного, всего несколько десятков по России. Не прижилось — менталитет другой.

Если мы настаиваем, что руководитель медицинской организации — только врач, тогда нужно готовить резерв из тех людей, которые проявили себя в плане организаторских способностей. Не всегда хороший хирург или терапевт может стать хорошим главным врачом несмотря на все свои амбиции. Но среди врачей есть хорошие организаторы — таких примеров более чем достаточно, мы о них знаем. Поэтому, по-моему мнению, лучший вариант — руководитель из врачей.

Врач в силу своего образования может предвидеть негативные последствия неправильных управленческих решений. Например, вышел из строя лапароскоп. Есть два подготовленных хирурга, а лапароскопа нет. И врач понимает, что если не купить новый, то отделение будет оперировать всех больных, делая лапаротомию. А экономист скажет: ну, ничего, пока без лапароскопа поработаете.

 По словам начальника Управления государственной службы и кадров правительства Москвы А. Б. Александровой, 49% московских главврачей не соответствуют занимаемой должности в силу недостаточной компетентности. И речь идет о столице страны, где нет проблем с обучением и доступом к профессиональной информации. Можно предположить, что в регионах дела обстоят еще хуже. На Ваш взгляд, почему?

Для начала надо бы посмотреть, насколько корректно проводилась эта оценка.

Как я уже сказал, не всегда хороший врач может стать хорошим руководителем. Вот есть заведующий отделением, у которого все отлажено, есть организаторские способности. Но он не хочет идти в главные врачи, потому что больше зона ответственности, может не хватить знаний, а самооценка занижена. Или просто не хочет оставлять клиническую работу. А есть другой заведующий, который хочет руководить независимо от своих способностей. А профессиональный отбор на сегодня не существует: все происходит методом проб и ошибок. Поставили, не получилось — сняли, следующего поставили. Должна быть система отбора кадров для руководящего состава.

И должна быть система профессиональной подготовки. По карьерной лестнице иногда можно прыгать через одну ступеньку, но не через десять. Конечно, без теоретических знаний никуда — это один из обязательных факторов подготовки. Но есть и вопрос практики.

Реальных практических занятий при обучении главных врачей на сегодняшний день почти не существует — лекции, рефераты. Раньше были у нас школы передового опыта, куда привозили главных врачей и они нарабатывали опыт, решали вопросы, которые были полезны им для практики. Сегодня этого нет.

Каждый главный врач учится на своих ошибках: сначала что-то не так сделал, потом, может быть, больше так делать не будет. А если ему ничего за это не было, то будет повторять ошибку. На курсах иногда используют моделирование ситуаций, но нужна настоящая практика и грамотный руководитель, который будет помогать при принятии реальных решений.

 В октябре 2014 г. Министр здравоохранения России Вероника Игоревна Скворцова говорила Президенту России о необходимости «совершенствования вертикали управления отраслью» и ограничения «самостийности на местах». Какие рычаги для этого сегодня существуют? Значит ли это, что опять необходимо менять законодательство?

Да, думаю, что так. Для того чтобы реально воздействовать на показатели здоровья населения всей страны, где основные функции по охране здоровья сосредоточены в субъектах РФ, нужны административные рычаги. Вероника Игоревна не первая, кто говорит об этом.

При обсуждение проекта закона об обязательном медицинском страховании Т. А. Голикова предлагала, чтобы территориальные фонды подчинялись Федеральному фонду — так же, как в Пенсионном фонде. И ответственность за финансирование всей системы здравоохранения ложилась бы на Российскую Федерацию.

Я сторонник такой системы. Если у тебя есть финансовая вертикаль, ты найдешь административные рычаги, чтобы управлять этой системой. Если бы это было осуществлено, мы бы могли более жестко выравнивать условия оказания медицинской помощи, в первую очередь условия финансирования, от которого зависит очень многое. Можно было бы спрашивать с руководителей федерального уровня за здравоохранение и на Камчатке, и в Брянской области. А сегодня все замыкается на регионах, а спрашивают с федерального министра. Условно говоря, имея 3 рубля в Брянской области, ты не можешь оказать помощь такого же уровня, как в Москве, которая имеет 30 рублей.

 Уважаемый Владимир Иванович, Вы являетесь Председателем правления Российского общества организаторов здравоохранения. В чем Вы видите роль Общества? Должен ли это быть «клуб главных врачей» или профессиональная ассоциация, мнения которой должны учитываться при выработке стратегии развития отрасли, а решения — быть обязательными для руководителей учреждений здравоохранения?

Планов у нас много, к сожалению, мы их не очень быстро реализовываем.

Мы начали проводить ежегодные съезды руководителей здравоохранения — чтобы Общество могло претендовать на то, чтобы без согласования с ним не принимались никакие стратегические решения, нужно провести большую работу по консолидации.

Ассоциации клинических специалистов сейчас заняты подготовкой клинических протоколов. Общество организаторов здравоохранения может готовить методические рекомендации по самым разным вопросам: по подготовке бизнес-планов, по управлению собственностью, по договорной работе, по работе с пациентскими организациями, по трудовым взаимоотношениям и так далее.

Сейчас мы хотим в первую очередь сосредоточиться на подготовке руководителей здравоохранения — проводим пилотный проект по обучению по нашим программам в Московской области. Планируем организацию ежегодных конференций по тем темам, которые интересуют руководителей здравоохранения, обучающие семинары — не только в Москве, но и в регионах. Делаем портал, который позволит главным врачам получать нужные им знания в интерактивном режиме. Естественно, идет научная деятельность в области организации здравоохранения и общественного здоровья.

И еще мы ставим перед собой задачу по защите членов нашего общества в профессиональном и юридическом плане — я уже говорил, что сегодня главные врачи практически никак не защищены.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль