Конкурс с ограниченным участием на поставку пищевых продуктов

584

Перечень случаев проведения конкурса с ограниченным участием в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ определен постановлением Правительства от 28.11.2013 № 10893. Он включает в себя в том числе оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для медицинских организаций.

При этом согласно ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ если заказчик принял решение не проводить конкурс с ограниченным участием, то он вправе провести электронный аукцион, запрос котировок, осуществить закупку у единственного поставщика.

Запрос предложений также возможен, но только при закупке товара, являющегося предметом контракта, расторгнутого заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, или признании повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, в случае закупки пищевых продуктов медицинские организации вправе провести:

  • конкурс с ограниченным участием (проведение «обычного» открытого конкурса не допускается);
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • осуществить закупку у единственного поставщика;провести запрос предложений в соответствии с пп. 6, 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ.
Важно! Конкурс с ограниченным участием проводится по правилам, установленным для «обычного» открытого конкурса, и с учетом особенностей, представленных в ст. 56 Закона № 44-ФЗ

Одной из принципиальных особенностей конкурса с ограниченным участием является установление в извещении и конкурсной документации дополнительных требований к участникам закупки и в проведении предквалификационного отбора.

Часть 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что к участникам закупки могут быть установлены дополнительные требования к наличию:

финансовых ресурсов для исполнения контракта;на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В каждом конкретном случае заказчик не сам определяет перечень требований к участникам закупок и перечень документов, подтверждающих соответствие таким требованиям, а руководствуется соответствующим нормативным правовым актом Правительства РФ. Так, при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку пищевых продуктов, перечень дополнительных требований и перечень документов, подтверждающих соответствие таким требованиям, определен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089.

В конкурсной документации и извещении о проведении конкурса с ограниченным участием должны быть предусмотрены следующие дополнительные требования:

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием стоимостью не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта;наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов в объеме, установленном документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Важно! Постановление Правительства № 1089 устанавливает требование к наличию опыта исполнения контракта безотносительно предмета контракта — оговаривая, что речь идет об опыте исполнения контракта на поставку товаров (работ, услуг), включенных в перечень случаев для проведения конкурса с ограниченным участием

В качестве подтверждения своего опыта участник должен предоставить в составе заявки копию исполненного контракта и копию акта выполненных работ (п. 1 Перечня документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089).

Отметим, что поскольку говорится об акте выполненных работ, то речь идет именно о контракте на выполнение работ. Вопрос о возможности потребовать копию контракта на поставку товара и о том, какой документ будет подтверждать исполнение такого контракта, остается дискуссионным.

Правоприменительная практика при проведении конкурсов с ограниченным участием подтверждает возможность установить требование о том, что предмет исполненного контракта должен соответствовать объекту закупки (решение Липецкого УФАС от 25.03.2014 № 24с/14). То есть если закупалась молочная продукция, то и в качестве подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям допускается потребовать копию исполненного контракта на поставку молочной продукции.

В качестве подтверждения исполнения такого контракта можно потребовать копию товарной накладной по форме ТОРГ-12 (которая обязательна с позиции налогового законодательства) либо копию акта приема-передачи товара (который не является обязательным и не отменяет требования оформлять товарную накладную, но более полно отражает картину поставки товара).

Можно также предусмотреть предоставление акта сверки взаимных расчетов или акта исполнения обязательств. По нашему мнению, в данном случае заказчик должен предоставить участнику право представить тот или иной документ, поскольку в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 упоминается только акт выполненных работ.

Важно! Исполненный контракт мог быть исполнен не только в рамках госзаказа, а стороной такого контракта могло быть любое юридическое или физическое лицо. Установленные требования к контракту касаются только даты его исполнения («в течение 3 лет до даты подачи заявки») и его цены (не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта)

Что касается формы предоставления документов, то для целей включения в заявку должна предоставляться копия такого договора и копия документа, подтверждающего его исполнение, заверенная самим участником закупки. Для подтверждения соответствия дополнительным требованиям участнику достаточно представить копию одного исполненного контракта (договора).

Второе дополнительное требование к участникам конкурса с ограниченным участием предусматривает подтверждение наличия собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов.

Перечень и количество такого оборудования и материальных ресурсов заказчик должен устанавливать в конкурсной документации. Безусловно, требования к материально-техническому оснащению должны соответствовать объекту закупки и ее объему (то есть должны обеспечивать надлежащее исполнение условий контракта).

В соответствии с постановлением Правительства № 1089 в качестве подтверждения соответствия этому дополнительному требованию могут быть предоставлены:

1) Перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ.

Обращаем внимание, поскольку перечень формируется в зависимости от вида работ, он не может быть затребован при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку пищевых продуктов.

2) Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях (выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).

В данном случае речь идет о производственных зданиях и сооружениях, обеспечивающих процесс производства неких товаров. В большинстве случаев, данное требование также не может быть выдвигаться, так как закупается именно товар, а не его производство (решение УФАС по Иркутской области от 09.07.2014 № 1414).

3) Копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику размещения заказа (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).

Аналогично предыдущему пункту, речь идет о договоре аренды недвижимого имущества, используемого в производственных целях, что также не позволяет его использовать для целей проведения закупки товара.

4) Перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг с указанием его производственных мощностей в сутки.

Стоит отметить, что большинство заказчиков пытаются воспользоваться именно этим пунктом, устанавливая требования к наличию у участника закупки автотранспортных средств, необходимых для доставки соответствующих пищевых продуктов. Такая позиция воспринимается контролирующими органами неоднозначно, поскольку прежде всего речь идет об оборудовании, необходимом для производства товара. При этом в случае заключения контракта на организацию услуг общественного питания требование о наличии автотранспортных средств представляется однозначно допустимым.

В составе заявки по данному пункту участник должен предоставить лишь перечень оборудования (в соответствии с тем перечнем, который был установлен заказчиком в конкурсной документации) с указанием наименования оборудования и его производственных мощностей.

5) Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса.

Первое, на что стоит обратить внимание заказчика, что подтверждением наличия каждого основного средства является именно инвентарная карточка учета унифицированной формы ОС-6.

Важно! Форма ОС-6 носит рекомендательный характер (участник рынка не обязан вести учет с использованием именно этой формы), но для целей подтверждения квалификационных требований используется именно она, и именно ее участник должен предоставить в составе заявки

Таким образом, заказчик должен указать в составе конкурсной документации, какие именно основные средства необходимы для исполнения контракта (например, автотранспортные средства, холодильные системы, оборудование для переработки, фасовки, упаковки и т. д.), а участник должен предоставить в составе заявки карточки учета на эти основные средства.

Как уже отмечалось, порядок проведения конкурса с ограниченным участием аналогичен порядку проведения «обычного» конкурса с учетом особенностей, установленных ст. 56 Закона № 44-ФЗ.

Извещение и документация о проведении конкурса с ограниченным участием размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Состав извещения и конкурсной документации должен в полном объеме соответствовать требованиям ст. 49 и 50 Закона № 44-ФЗ и должен содержать дополнительные требования к участникам закупки.

Требования к составу, содержанию и оформлению заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием должны в полной мере соответствовать ст. 51 Закона № 44-ФЗ, при этом в состав заявки также должны быть включены документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием проводится в соответствии с требованиями ст. 52 Закона № 44-ФЗ. Этой же статьей установлены требования к содержанию и срокам размещения на официальном сайте протокола вскрытия конвертов с заявками.

После вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием проводится предквалификационный отбор. Процедура предквалификационного отбора предусматривает рассмотрение заявок на предмет соответствия их единым и дополнительным требованиям к участникам закупки. В соответствии с ч. 7 ст. 56 предквалификационный отбор должен быть проведен в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками.

Важно! Предквалификационный отбор проводит заказчик — формально именно руководитель организации («Заказчик» в трактовке Закона № 44-ФЗ) должен определить участников, соответствующих квалификационным требованиям, и подписать протокол предквалификационного отбора. При этом заказчик вправе привлечь экспертов (экспертные организации) для оценки соответствия участников закупки дополнительным требованиям (ст. 58 Закона № 44-ФЗ)

Таким образом, законодатель разграничил полномочия членов конкурсной комиссии и заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием. Если осуществляется централизованная закупка, то вопрос о том, кто проводит предквалификационный отбор, заказчик или уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), регулируется решением о создании такого органа (учреждения) либо решением о наделении их полномочиями по осуществлению закупки (ч. 10 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с вышесказанным на этапе подготовки к проведению конкурса с ограниченным участием необходимо принять решение о том, кто конкретно от имени заказчика будет проводить предквалификационный отбор. Это могут быть сотрудники контрактной службы, члены конкурсной (единой) комиссии (при условии, что они являются должностными лицами заказчика), иные работники заказчика или руководитель. Такое решение должно быть оформлено локальным нормативным актом заказчика.

В отличие от рассмотрения и оценки заявок дата проведения предквалификационного отбора в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации не устанавливается. В то же время отбор необходимо провести в такой срок, чтобы конкурсная комиссия успела осуществить рассмотрение и оценку заявок тех участников закупки, которые прошли предквалификационный отбор.

Результаты предквалификационного отбора с обоснованием решений, принятых заказчиком (в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям), фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается на официальном сайте в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора.

Далее проводится процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Законом № 44-ФЗ не установлен срок с даты проведения предквалификационного отбора до даты окончания рассмотрения и оценки заявок. Значит, при проведении конкурса с ограниченным участием применяется срок, установленный для рассмотрения и оценки заявок в соответствии со ст. 53 Закона № 44-ФЗ — не более 20 дней с даты вскрытия конвертов.

Важно! Частью 10 ст. 56 Закона № 44-ФЗ установлен особый срок размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием на официальном сайте — в течение десяти дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора

Необходимо отметить, что при проведении конкурса с ограниченным участием рассмотрение заявок фактически осуществляется дважды. Сначала заказчик проводит предквалификационный отбор и проверяет участников только на предмет их соответствия требованиям, установленным в конкурсной документации. Потом комиссия проверяет участников закупки, прошедших предквалификационный отбор, и их заявки в полном объеме: состав документов, соответствие предложения участника закупки конкурсной документации, соответствие участника закупки всем требованиям конкурсной документации.

Может возникнуть ситуация, когда на стадии предквалификационного отбора заказчик признал участника закупки соответствующим установленным требованиям, а комиссия — отклонила заявку на участие в конкурсе этого же участника в связи с его несоответствием требованиям конкурсной документации.

Это возможно не только в силу ошибки, допущенной заказчиком, но и в случае, если на момент проведения предквалификационного отбора участник закупки соответствовал требованиям, а на стадии рассмотрения и оценки заявок перестал соответствовать таким требованиям (например, сведения об участнике закупки появились в реестре недобросовестных поставщиков).

Важно! В части применения критериев оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием Закон № 44-ФЗ устанавливает ограничение: дополнительные требования, применяемые для проведения предквалификационного отбора, не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок (ч. 4 ст. 56 Закона № 44-ФЗ)

В этой связи возникает вопрос, возможно ли установить в качестве критерия оценки те показатели квалификации участников закупки, которые превышают дополнительные требования к участникам закупки или являются иными по содержанию.

Приведем пример. При проведении конкурса с ограниченным участием на поставку пищевых продуктов заказчик (медицинская организация) обязан установить дополнительное квалификационное требование к участнику закупки о наличии опыта исполнения контракта, договора на поставку продуктов питания в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе стоимостью не менее 20% НМЦК. Может ли при этом заказчик оценить в качестве опыта участника закупки стоимость договоров на поставку продуктов питания за последние пять лет?

Однозначного ответа в Законе № 44-ФЗ на этот вопрос нет, правоприменительная практика различна.

Некоторые считают, что это правомерно. Например, в решении Управления ФАС России по Республике Дагестан от 23.04.2014 № 168К-2014 указано:

«Заказчиком в Порядке оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием установлен такой критерий оценки, как „опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема“, по которому оценке подлежит общий объем выполненных участниками закупки работ за последние пять лет. Согласно конкурсной документации в качестве одного из дополнительных требований установлено наличие одного ранее исполненного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта<…>

Между тем в рассматриваемом конкурсе с ограниченным участием содержание установленного Заказчиком дополнительного требования „наличие опыта исполнения одного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта“ отлично от содержания применяемого им критерия оценки заявок „опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние пять лет“<…>

Комиссия приходит к выводу, что такой критерий оценки, как опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, не является аналогичным требованию, установленному в конкурсной документации к участнику закупки, о наличии одного ранее исполненного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, установленное Заказчиком в конкурсной документации требование о наличии опыта исполнения одного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, не применяется Заказчиком в качестве критерия оценки заявок, на что содержится указание и в п. 13 информационной карты Конкурса, в связи с чем довод Заявителя о содержании в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявки дополнительного требования, установленного Заказчиком в качестве предквалификационного отбора, не находит своего подтверждения».

Хотя есть и противоположные решения контрольных органов. Представляется более верным подход, изложенный в приведенном решении Управления ФАС России по Республике Дагестан.

Важно! Дополнительное требование нельзя установить в качестве критерия оценки, поскольку, если участник закупки не соответствует дополнительному требованию, он не должен пройти предквалификационный отбор и, следовательно, его заявка не должна дойти до стадии оценки. Если при оценке заявок будут учитываться совершенно иные по отношению к дополнительным требованиям показатели, стадии предквалификационного отбора и оценки заявок вполне логично будут соотноситься между собой

Результаты конкурса с ограниченным участием фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок, требования к содержанию которого установлены ст. 53 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе провести повторный конкурс с ограниченным участием или осуществить новую закупку в следующих случаях признания конкурса с ограниченным участием несостоявшимся:

не было подано ни одной заявки;по результатам предквалификационного отбора ни один участник не признан соответствующим;по результатам рассмотрения заявок все заявки отклонены;победитель уклонился от заключения контракта, а участник № 2 отказался от заключения контракта.

Заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по согласованию с контрольным органом в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в случае признания конкурса с ограниченным участием несостоявшимся, если по результатам предквалификационного отбора и рассмотрения заявок только один участник признан соответствующим конкурсной документации.


Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». >> вернуться в статью2 Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». >> вернуться в статью3 Постановление Правительства от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». >> вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль