Оценка качества организации медицинской помощи

133

При внимательном прочтении определений, включенных в триаду Донабедиана, можно отметить использование критериев, относящихся как непосредственно к качеству оказываемой медицинской помощи, так и к организации медицинского обслуживания населения.

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно различать схожие, но не идентичные понятия «качество медицинской помощи» (КМП) и «качество организации медицинской помощи» (КОМП), которые вместе входят в понятие «качество медицинской деятельности».

Если не отождествлять медицинскую помощь с функционированием системы здравоохранения вообще, то под ней подразумевается та помощь, которую медицинские работники оказывают нуждающимся в ней пациентам. При ее оказании пациент взаимодействует с персоналом лечебно-профилактического учреждения, а качество медицинской помощи является одной из основных характеристик такого взаимодействия. Тогда основных критериев будет два: адекватность и максимальное выполнение всех требований к технологии медицинского процесса (его соответствие определенным технологическим стандартам).

Важно! Такие характеристики КМП, как — доступность, экономичность, преемственность, своевременность, санитарно-бытовые условия и т. д., отражают, прежде всего, качество организации медицинской помощи. В то же время именно они влияют на субъективную оценку пациентом качества оказанной медицинской помощи, на его удовлетворенность или неудовлетворенность

К основным критериям качества организации медицинской помощи можно отнести следующие ее характеристики:

Доступность медицинской помощи — это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.
Доступность медицинской помощи обусловлена, прежде всего:
• сбалансированностью необходимых объемов медицинской помощи населению с возможностями государства;
​• наличием и уровнем квалификации медицинских кадров;
​• наличием на конкретных территориях необходимых организационных и медицинских технологий;
​• возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медицинской организации;
​• имеющимися транспортными возможностями, обеспечивающими своевременное получение медицинской помощи;
​• уровнем общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.
Своевременность медицинской помощи — это оказание медицинской помощи по мере необходимости, т. е. при наличии медицинских показаний, быстро и при отсутствии очередности.
Своевременность оказания помощи конкретизирует и дополняет критерий ее доступности и в значительной степени обеспечивается повышением медицинской активности населения и своевременностью обращения его за медицинской помощью, приближением медицинской помощи к населению, высокоэффективными диагностическими процедурами, позволяющими своевременно начать лечение, высоким уровнем подготовки врачей и т. д.
Безопасность медицинской помощи — критерий гарантии безопасности для жизни и здоровья пациента и отсутствия вредных воздействий на больного и врача в конкретном медицинском учреждении с учетом санитарно-эпидемиологической безопасности.
Вопросы безопасности медицинской помощи все больше привлекают внимание широкого круга специалистов. Внедрение в практику здравоохранения новых, все более сложных медицинских технологий, рост ятрогенных болезней, высокий уровень больничных инфекций, приводящих к осложнению заболеваний и наносящих большой как социальный, так и экономический ущерб, обусловливают актуальность этой проблемы.
Преемственность и непрерывность медицинской помощи — это координация деятельности в процессе оказания пациенту медицинской помощи в разное время, различными специалистами и лечебными учреждениями. Преемственность при оказании медицинской помощи в значительной степени обеспечивается стандартными требованиями к медицинской документации, техническому оснащению, процессу и персоналу. Такая координация деятельности медработников способствует стабильности процесса лечения и улучшению его результата.Результативность и действенность — соответствие результата, полученного в процессе оказанной медицинской помощи, результату, ожидаемому в конкретных условиях.Ориентированность на пациента означает его участие в принятии решений при оказании медицинской помощи и удовлетворенность ее результатами, а также условиями оказания медицинской помощи.
Этот критерий отражает права пациентов не только на получение медицинской помощи надлежащего качества, но и на внимательное и чуткое отношение медперсонала, и включает необходимость информированного согласия на медицинское вмешательство и соблюдение других прав пациентов. Удовлетворенность можно рассматривать и как соответствие оказанной помощи ожиданиям, пожеланиям и надеждам пациентов и их родственников.
Научно-технический уровень. Важнейшим компонентом качества организации медицинской помощи является научно-технический уровень применяемых методов лечения, диагностики и профилактики, что позволяет оценить степень полноты оказания помощи с учетом современных достижений в области медицинских знаний и технологий. Эта характеристика КОМП иногда включается в критерий адекватности.

Нередко выделяют и другие критерии качества организации медицинской помощи, такие, например, как рациональность (научная обоснованность), рассматриваемая как частота применения отдельных доказано полезных диагностических или лечебных технологий; экономическая эффективность (экономичность), отражающая рациональность использования ресурсов, и т. д.

Для оценки качества организации медицинской помощи на основе выше перечисленных критериев необходима разработка соответствующих показателей и индикаторов. В частности, для оценки КОМП по вышеназванным критериям могут быть использованы показатели, приведеные в таблице.

Таблица

Примеры показателей для оценки качества организации медицинской помощи

Критерий Показатели
Доступность Объем медицинской помощи на одного жителя, в т. ч.: — стационарной помощи (число койко-дней) — амбулаторно-поликлинической помощи (число посещений) — стационарозамещающей помощи (число пациенто-дней) — скорой медицинской помощи (число вызовов)
Обеспеченность медицинским персоналом (число штатных должностей на 10 000 населения)
Средние сроки ожидания: — плановой госпитализации (в днях) — приема у врача после записи (в днях, часах)
Доля респондентов, по данным социологического опроса, удовлетворенных транспортной, временной, информационной и финансовой доступностью
Преемственность и непрерывность медицинской помощи Доля лиц, полностью обследованных перед плановой госпитализацией
Удельный вес необоснованного дублирования обследования больных в стационаре (в % от общего числа больных, обследованных в поликлинике перед госпитализацией)
Длительность (в днях) предоперационного периода у больных, госпитализированных для проведения плановых хирургических операций
Ориентированность на пациента, его удовлетворенность Доля пациентов, удовлетворенных организацией медицинской помощи, по данным социологического опроса
Удельный вес обоснованных жалоб, связанных с оказанием медицинской помощи
Безопасность медицинской помощи Удельный вес выявленных в ходе проверок нарушений: — правил техники безопасности при эксплуатации медицинского оборудования — требований санитарно-эпидемиологического режима — нарушений этико-деонтологических принципов
Частота внутрибольничной инфекции
Своевременность медицинской помощи Удельный вес своевременного выполнения вызовов СМП
Распределение экстренных больных по срокам госпитализации от момента обращения за медицинской помощью
Научно-технический уровень Обеспеченность населения высокотехнологичной медицинской помощью
Доля лиц, получивших высококвалифицированную медицинскую помощь на современном научно-техническом уровне, по данным экспертной оценки
Результативность Процент случаев соответствия результата, полученного в процессе оказания медицинской помощи, ожидаемому результату
Показатель устойчивости результата (отношение длительности необращения за медицинской помощью к длительности лечения)
Удельный вес повторных госпитализаций по вине стационара
Доля лиц, состоящих на диспансерном учете, переведенных из одной группы диспансерного наблюдения в другую
Экономичность Показатели использования коечного фонда
Коэффициент использования лечебно-диагностической аппаратуры
Показатели убытков от необоснованного применения медицинских процедур (оказания услуг, которые не покрываются страховой программой) и удовлетворенных претензий со стороны страховых компаний

При выборе индикаторов качества в основу могут быть положены и уже упоминавшиеся подходы Донабедиана (индикаторы структуры, процессов и результатов). И если индикаторы процессов относятся непосредственно к качеству медицинской помощи, то индикаторы структуры отражают качество ее организации, а индикаторы результатов являются в определенной мере интегрирующими и зависящими как от качества организации медицинской помощи, так и от качества ее оказания.

Индикаторы медицинских процессов применяются для оценки правильности ведения (лечения) пациентов в определенных клинических ситуациях (при профилактике, диагностике, лечении и реабилитации) на основе их соответствия утвержденным в установленном порядке стандартам оказания медицинской помощи и клиническим рекомендациям.

Индикаторы структуры оценивают потенциальные возможности медицинского субъекта (учреждения или медицинского работника) оказывать соответствующую медицинскую помощь, поэтому индикаторы структуры являются, как правило, индикаторами качества организации медицинской помощи. При этом анализируются ресурсная база: финансирование, кадры, оснащение, условия пребывания пациентов и т. п. На оценку структуры направлены мероприятия по лицензированию медицинской деятельности.

Индикаторы результатов имеют важнейшее значение для оценки эффективности деятельности всей системы здравоохранения и в т. ч. непосредственно оказания медицинской помощи. Они оценивают степень выполнения поставленных задач и достижения намеченных целей на каждом этапе оказания медицинской помощи, поэтому данная группа индикаторов может использоваться как для оценки качества организации медицинской помощи, так и опосредованно — через исход оказания медицинской помощи — для оценки качества медицинской помощи.

Из множества индикаторов КОМП и КМП руководители органов управления здравоохранением и ЛПУ должны выбрать наиболее значимые, позволяющие мониторировать реализацию программ повышения КОМП и КМП по приоритетным направлениям.

Полученная информация может быть использована для выявления проблем, возникающих при ведении больных, определения причин этих проблем, а также для организации мероприятий по устранению недостатков и оценки эффективности принятых управленческих решений.

Целесообразно устанавливать пороговые (целевые) значения индикатора — интервал значений, установленный как целевой или допустимый. Источниками для установления пороговых значений индикаторов качества служат клинические рекомендации, систематические обзоры, результаты лучших практик, мнения экспертов. Индикатор качества может иметь целевое и фактически достигнутое значение. Отношение фактического значения индикатора качества к целевому значению, выраженное в процентах, называют индексом достижения цели.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль