Вспомогательный персонал в  медицинской организации

864

Номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, содержит исчерпывающий перечень должностей специалистов с немедицинским образованием.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» осуществление медицинской деятельности (в т. ч. профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи) относится к трудовым обязанностям медицинских работников, которые могут иметь как медицинское, так и иное образование. Вместе с тем Номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, содержит исчерпывающий перечень должностей специалистов с немедицинским образованием.

С одной стороны, это конкретизирует, кто именно относится к медицинскому персоналу, а с другой — не позволяет профессионально участвовать в оказании медицинской помощи другим работникам, имеющим «иное образование». Поэтому в нашей стране вопрос эффективного распределения функций при оказании медицинской помощи традиционно рассматривается только в отношении медицинского персонала.

Важно! В отличие от России во многих странах мира в медицинских мероприятиях (включая профилактику заболеваний, диагностику, лечение и реабилитацию) задействуется вспомогательный персонал. Вспомогательные специалисты являются членами единой «медицинской команды», активно взаимодействуют с врачами и средними медицинскими работниками, активно участвуют в обеспечении высокого качества медицинских услуг

В связи со значительным увеличением числа специальностей в Международных стандартах классификации занятий2, принятой Международной организацией труда в 2008 г., были выделены группы вспомогательных медицинских профессий. В зависимости от квалификации работники могут быть отнесены к «специалистам в сфере здравоохранения» (health professionals) или к «вспомогательным специалистам в сфере здравоохранения» (health associate professionals). К первым отнесены парамедики, диетологи, аудиологи, оптометристы, логопеды и т. д. Ко вторым — техники по медицинскому оборудованию, медицинские ассистенты, вспомогательный персонал по уходу, вспомогательный персонал в области родовспоможения, медицинские статистики и т. д.3.

Важно! Международная организация медицинских работников дала следующее определение вспомогательному персоналу в сфере здравоохранения — «отдельная группа специалистов в области здравоохранения, которые применяют свои знания для предотвращения распространения болезни, а также в диагностике, лечении и реабилитации людей всех возрастов и всех специальностей»4

Такие специалисты могут входить в группу:

«профессионалов, осуществляющих прямой уход за пациентами» (direct support professionals) при лечении, диагностике и реабилитации (функции этих специалистов близки к тем, которые выполняют социальные работники или персональные ассистенты5 инвалидов);«поддержки медицинского персонала» (healthcare support occupations) и оказывать ему административное и медицинское содействие;«участвующих в реализации оздоровительных методик» для восстановления и поддержания физических, психологических, когнитивных и социальных функций пациентов.

Перечень вспомогательных специальностей очень широк и зависит от системы общественного здравоохранения, принятой в конкретной стране:

помощник врача, ассистент и т. д.;технолог по регистрации ЭКГ, по гемодиализу, в сфере охраны здоровья и т. д., медицинской лаборатории, нейрофизиолог, перфузионист, флеботомист и т. д.;медицинский радиолог, специалист по сонографии, по рентгеновским снимкам, по ядерной медицине, радиотерапевт, дозиметрист и т. д.;реабилитолог, физиотерапевт, диетолог, специалист по лечебной физкультуре, по кинезиотерапии, по дыхательной терапии, по музыкальной и танцевальной терапии, по трудотерапии, тренер и т. д.,стоматолог-гигиенист, протезист, ортопед,клинический психолог, логопед,консультант по лактации,эпидемиолог,техник по оборудованию анестезиологическому, кардиографическому и т. д.,административный работник, специалист по кодировке счетов и т. д.

Нужно отметить, что в России аналогичные функции выполняют работники с высшим или средним медицинским образованием.

Следует учесть, что названия должностей и требования к специалистам могут значительно отличаться в разных странах. Например, Национальный совет по гомеопатии Пакистана и Центральный совет гомеопатии Индии6 признают специалистами по гомеопатии только тех, кто получил высшее образование после 4-летнего обучения, а в других странах занятие гомеопатией не подлежит профессиональному регулированию.

Если оценивать структуру работающих в сфере здравоохранения, то, например, в США на долю вспомогательного медицинского персонала приходится 60% — 5 млн человек7.

Важно! ВОЗ считает, что для удовлетворения глобальных целей в области здравоохранения8 в мире не хватает еще около 2 млн таких специалистов (дефицит выше, чем для средних медицинских работников)

Можно было бы предположить, что узкоспециализированный вспомогательный персонал наиболее востребован в развитых странах, а в более «бедных» странах нужны «универсальные» медицинские работники. Однако это не так.

Эксперты отмечают, что из-за нехватки квалифицированных врачей и медицинских сестер в развивающихся странах, там необходимо большое количество вспомогательного персонала, обладающего базовыми медицинскими знаниями и имеющего минимальные навыки для работы в качестве социальных работников в местных сообществах9. В частности, стратегические планы в области здравоохранения в развивающихся странах нацелены на расширение подготовки консультантов по ВИЧ/СПИД и специалистов по предоставлению основных лечебно-профилактических услуг в амбулаторных центрах и в центрах сестринского ухода.

Но и на рынке труда развитых стран спрос на вспомогательный персонал гораздо выше, чем на средних медработников. Это объясняется более низким уровнем заработной платы и соответственно возможностью удешевления тех услуг, которые ранее выполнялись медсестрами и даже врачами. Такая практика закреплена и в документах: например, в Национальном стандарте практики вспомогательного персонала в сфере здравоохранения Австралии указано, что медицинские работники могут делегировать вспомогательным работникам выполнение процедур, которые не требуют уникальных профессиональных навыков и знаний10.

Согласно прогнозам экспертов изменения демографической структуры населения в развитых странах ведут к серьезной нехватке рабочих рук в медицинской сфере.

В докладе Бюро трудовой статистики США об основных тенденциях на рынке труда к 2020 г.11. указано, что в результате роста стоимости медицинских услуг и увеличения доли пожилых людей в структуре населения (сопровождающегося ростом численности лиц с хроническими заболеваниями и инвалидов), фокус оказания медицинской помощи сместится в сторону амбулаторного звена: оказания первичной медицинской помощи в амбулаторных центрах и центрах сестринского ухода, развития семейной медицины и персонального медицинского ассистирования для инвалидов и пожилых.

Отметим, что достижения в области технологий все чаще позволяют предоставлять медицинские услуги, которые ранее требовали госпитализации пациента, в амбулаторных условиях.

Важно! Значительная часть вспомогательного медицинского персонала уже сегодня занята в амбулаторном звене здравоохранения (например, в Калифорнии в амбулаторных организациях — 49,4% персонала, в больницах — 28,7%, в интернатах и центрах сестринского ухода — 21,9%)12

По прогнозам, к 2018 г. спрос на вспомогательный персонал возрастет на 28,8%, будет создано 11,47 млн рабочих мест. Таким образом, если в 2008 г. число вспомогательных работников в здравоохранении составляло 39,82 млн чел., то за 10 лет оно должно возрасти до 51,3 млн. В частности, это касается помощников медсестер и ординаторов (с прогнозируемой заработной платой $24 620 в год), ассистентов терапевта ($48 440), ассистентов физиотерапевта ($46 300), массажистов ($39 850), медицинских ассистентов ($29 060), медицинских транскрипционистов ($32 960)13.

Стоит отметить существенные различия в образовательном уровне разных категорий вспомогательного персонала. Так, для некоторых должностей достаточно стажировки на рабочем месте, для других — несколько месяцев обучения на курсах для выпускников школ (например, для работы сертифицированным медицинским помощником пациента), для третьих необходимо пройти одно- или двухлетнюю программу среднего профессионального образования в колледже (например, для работы хирургическим техником с получением сертификата). Кроме того, для приобретения некоторых вспомогательных профессий необходимо обучаться в университетах с получением степени бакалавра и (при желании) магистра14 (например, для работы в качестве менеджера отделения). Возможно даже получение ученой степени доктора наук (PhD).

Важно! Персонал с невысоким уровнем образования обычно является техническим исполнителем распоряжений врача (медицинской сестры) в рамках строго определенных технологий и регламентов: «медицинский работник не должен позволять помощникам выполнять виды деятельности, требующие уникального мастерства, знания в области, к которой относится медицинская услуга, если помощник не имеет соответствующей квалификации»15

В то же время некоторые категории вспомогательного персонала имеют право совещательного голоса при принятии решений (например, операционные техники, мнение которых учитывается хирургами при проведении вмешательств).

Сегодня в США прогнозируется рост востребованности вспомогательного персонала с высшим образованием16: только развитие информационных технологий приведет к появлению к 2018 г. 35 тыс. новых рабочих мест.

В разработанной в 2011 г. Департаментом труда США модели профессиональных компетенций для вспомогательного медицинского персонала17 определены следующие компетенции для взаимодействия с врачами и медицинскими сестрами:

осознавать командный характер своей работы и демонстрировать лояльность к команде;четко понимать роль каждого члена команды;четко определять, когда нужно быть лидером, а когда — ведомым в зависимости от того, что необходимо для достижения целей и задач команды;поощрять других выражать свои мысли и мнения;выявлять сильные и слабые стороны членов команды для достижения общих результатов;учиться у других членов команды.

Важно отметить, что во многих развитых странах имеются официально принятые национальные стандарты деятельности вспомогательного персонала (например, Национальный стандарт практики вспомогательного медицинского персонала Австралии 2004 г.18), определены основной объем деятельности и процедуры оценки квалификации.

Отметим также серьезное значение национальных профессиональных ассоциаций вспомогательных профессий, принимающих кодексы поведения их членов и влияющих на уровень профессионализма вспомогательного медицинского персонала. Таким образом, вспомогательный персонал обладает юридически закрепленной системой прав, обязанностей.

Многие вспомогательные профессии весьма уважаемы в медицинском сообществе, а их приобретение считается отличным стартом для успешной карьеры в сфере здравоохранения.

В заключение можно отметить, что зарубежный опыт по привлечению в амбулаторное звено для участия в лечебно-диагностическом процессе квалифицированного и ответственного вспомогательного персонала, задача которого — решать все насущные задачи, не имеющие непосредственного отношения к собственно медицине и оптимизировать время высококвалифицированных докторов — безусловно, является управленческой инновацией, оказывающей позитивное влияние на рост качества и доступности медицинской помощи.


1 По результатам исследования по проекту Д 119217 «Моделирование и прогнозирование потребности системы здравоохранения в кадровых ресурсах с учетом влияния мер по модернизации отрасли и изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ «ВШЭ» в 2014 г. >> вернуться в статью2 The International Standard Classification of Occupations. International Labour Organization, 2008. >> вернуться в статью3 The international classification of health workers. Mapping occupations to the international standard classification: сlassifying health workers. World Health Organization, Geneva 2008 who.int >> вернуться в статью4 Allied health professions. The International Chief Professionals Officers (ICHPO) allianzeunicollege.edu >> вернуться в статью5 Важное отличие вспомогательного медицинского персонала, входящего в группу direct support professionals /«профессионалов, осуществляющих прямой уход» от персонального ассистента инвалида в том, что персональный ассистент не имеет лицензии на осуществление медицинских манипуляций. >> вернуться в статью6 Allied Health Professions. National Society of Allied Health. USA. nsah.org >> вернуться в статью7 University of California San Francisco, Advancing the Allied Health Professions. 2008. futurehealth.ucsf.edu >> вернуться в статью8 World Health Organization (2006), The World Health Report 2006: Working Together for Health. Geneva: World Health Organization. >> вернуться в статью9 Handbook on Monitoring and Evaluation of Human Resources for Health with special applications for low- and middle-income countries/ Edited by Mario R Dal Poz, Neeru Gupta, Estelle Quain and Agnes LB Soucat. World Health Organization. whqlibdoc.who.int P. 15. >> вернуться в статью10 Standards of Practice for Allied Health Professionals. Act health September 2004. Australia. Canberra health.act.gov.au >> вернуться в статью11 Bureau of Labor Statistics USA. Occupational employment projections to 2020 bls.gov >> вернуться в статью12 California Needs More Health Workers calhealthjobs.org >> вернуться в статью13 Bureau of Labor Statistics USA. Industry output and employment projections to 2018 bls.gov >> вернуться в статью14 Allied Health Management healthcarepathway.com >> вернуться в статью15 Standards of Practice for Allied Health Professionals. Act health September 2004. Australia. Canberra health.act.gov.au >> вернуться в статью16 The Association of Schools of Allied Health Professions. Allied Health Professionals. 2012. asahp.org. >> вернуться в статью17 US Department of Labor’s Allied Health Competency Model healthpronet.org >> вернуться в статью18 Standards of Practice for Allied Health Professionals. Act health September 2004. Australia. Canberra health.act.gov.au >> вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×