Становление права на лекарственное обеспечение в России

99

Проблема
Размытость закрепления права на лекарственное обеспечение гражданина

Чем грозит 
Отсутствие единства правоприменения; перенос ответственности на ненадлежащих субъектов
( в т. ч. медицинские организации)

Как избежать
Установить право граждан на лекарственное обеспечение; определить отраслевую принадлежность данного права и нормативно закрепить механизм его реализации

Всовременной юридической науке можно выделить несколько подходов к классификации права на лекарственное обеспечение. Первый из подходов, по мнению автора, можно сформулировать следующим образом: лекарственное обеспечение включается в группу личных прав в составе правомочия или гарантии права на жизнь (в широком смысле). Личные права и свободы человека в современной России занимают особое место в системе конституционных прав и свобод. Конституция РФ провозглашает в ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Эта норма нашла отражение и в формулировках главы второй (Права и свободы человека и гражданина) Конституции РФ, которые не только декларируют права и свободы, но и создают определенные механизмы их реализации.

Личные права человека — универсальная категория, они вытекают из самой природы человека и проявляются в возможности пользоваться наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. Демократические преобразования в государственной и общественной сфере, основанные на новом конституционном подходе к определению взаимоотношений государства, общества и личности, закономерно затронули группу личных прав человека, и главного из этой группы права — права на жизнь (ст. 20 Конституции РФ)1. В любом цивилизованном обществе жизнь человека признается наивысшей ценностью и образует первооснову остальных прав и свобод.

В своем диссертационном исследовании Н. А. Рубанова предлагает включать в состав права на жизнь следующие правомочия: право на сохранение жизни; право на личную неприкосновенность; право требовать от государства создания условий обеспечения жизни; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на распоряжение жизнью2В. М. Танаев раскрывает право на жизнь посредством трех блоков: собственно право на жизнь, право на риск и право на прекращение жизни (право на смерть). Первый блок включает в себя право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на достаточный жизненный уровень и право на защиту жизни3.

Рассматривая право на жизнь в широком понимании, современные авторы относят к нему, например:

неприкосновенность личности — закрепленное в Конституции РФ субъективное право каждого человека на государственную охрану и защиту от неправомерных посягательств кого бы то ни было на его свободу и личную безопасность4;право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), которое должно раскрываться через правовые возможности гражданина получать бесплатно качественную и доступную медицинскую помощь5. Это право может быть расценено как юридическая гарантия и правомочие в реализации права на жизнь;безопасность личности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В. И. Макринская, рассматривая право на жизнь в широком смысле, указывает, что «существенным недостатком ныне действующей Конституции Российской Федерации, признавшей человека главной социальной ценностью, является тот факт, что в ней практически ничего не говорится о безопасности личности. Не стала эта проблема пока приоритетной и в деятельности многих российских органов исполнительной власти. Это позволяет сделать вывод о том, что проблема реального обеспечения права личности на жизнь в Российской Федерации ни в законодательном, ни в практическом плане пока еще не решается»6.

Некоторые авторы предлагают отказаться от конструкции права на жизнь, заменив его правом на защиту жизни. Так, согласно Н. А. Белобрагиной «… жизнь как благо возникает вне зависимости от  чьих-либо велений, в т. ч. и государства, а с другой стороны, государство не может никому гарантировать бессмертие. Можно сказать, что, родившись, человек уже реализовал свое право на жизнь»7.

В нашем понимании право человека на жизнь — это естественная, неотъемлемая возможность защиты неприкосновенности человеческой жизни и свободы распоряжения ею, гарантированная нормами права. Главное в праве на жизнь — это защита жизни от посягательств со стороны государства и других индивидов. Это субъективное право корреспондирует с конституционной обязанностью государства обеспечить механизм его реализации и защиты. Так, ст. 20 Конституции РФ устанавливает: «Каждый имеет право на жизнь». Реализуя данный декларируемый принцип, государство обязано комплексом правовых средств обеспечить защиту жизни от преступных посягательств, достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право на медицинскую помощь относится к числу конституционно защищаемых ценностей и рассматривается как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее каждому от рождения. Ему должно быть отведено одно из первых мест в общей системе конституционных прав и свобод, поскольку здоровье непосредственно обеспечивает жизнедеятельность человеческого организма, являясь важнейшим благом наряду с самой жизнью8Право на лекарственное обеспечение может стать самостоятельным правом наравне с правом на медицинскую помощь, закрепленным в Конституции РФ, поскольку имеет особое значение в обеспечении права на жизнь — важнейшего из группы личных прав гражданина в России.

Второй подход, с точки зрения автора, можно определить так: право на лекарственное обеспечение входит в конституционно закрепленное «право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (как в качестве самостоятельного права, так и в качестве правомочия) и может быть отнесено к группе социальных прав.

Полагаем, что законодатель при установлении отраслевого регулирования в сфере охраны здоровья и обеспечения лекарственными средствами должен принимать во внимание положение ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Пока же государство законодательно гарантирует только те права, которые может обеспечить в силу своих экономических возможностей.

КСТАТИ

Из Определения Конституционного Суда РФ от  18.11.2004 №  399-О следует, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное ст. 41 (ч. 1) Конституции РФ, подразумевает в т. ч. право на  санаторно-курортное лечение. Таким образом, Конституционный Суд РФ расширяет рамки конституционно закрепленного «права на охрану здоровья и медицинскую помощь».

По мнению автора, ст. 41 (ч. 1) Конституции РФ, закрепляющая право на охрану здоровья и медицинскую помощь, сформулирована некорректно. Право на охрану здоровья включает в себя медицинскую помощь. Эта позиция подтверждается определениями Конституционного Суда РФ. Так, в соответствии с Конституцией РФ в России как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ст. 37, ч. 3; ст. 41, ч. 1). В своем Определении от  05.11.2002 №  320-О Конституционный Суд РФ указывает, что по смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в т. ч. путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций.

Право на медицинскую помощь может быть реализовано не только в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, но и в частных медицинских организациях. Конституционный Суд РФ в своем Определении от  14.12.2004 №  447-О указал, что реализация конституционных предписаний о предоставлении каждому права на охрану здоровья и медицинскую помощь и о развитии государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения должна обеспечиваться всеми возможными способами, направленными на создание условий для эффективного, качественного и оперативного предоставления гражданам медицинских услуг. Все формы собственности в сфере здравоохранения должны рассматриваться на равных основаниях. Это должно повышать доступность медицинских услуг в разных системах здравоохранения.

Медицинская помощь согласно нормам Закона об охране здоровья состоит из комплекса мероприятий, включающих медицинские услуги, организационно-технические мероприятия и лекарственное обеспечение, направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья. Теоретики предлагают использовать узкую и широкую трактовку исследуемого права на охрану здоровья.

В узком смысле право на охрану здоровья включает в себя право на получение совокупности лечебно-профилактических мероприятий, оказываемых здоровым и больным людям с целью сохранения и восстановления их здоровья лицами, имеющими медицинское (высшее или среднее) образование9Е. В. Шленева считает, что право на здоровье включает в себя доступ к необходимой медицинской и лекарственной помощи, а также право на медицинскую профилактику и реабилитацию после болезни10Н. В. Косолапова дополняет этот перечень правом на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность; на  протезно-ортопедическую помощь; правом на получение фармацевтической, протезно-ортопедической помощи в зарубежных медицинских организациях; правом матерей и детей на охрану здоровья11.По мнению автора, содержание права на лекарственное обеспечение, предлагаемое Н. В. Косолаповой, может трактоваться как понимание его в широком смысле. С точки зрения автора, лекарственное обеспечение может быть составной частью права на медицинскую помощь, как в узком, так и в широком смысле.

ВАЖНО

В сфере реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь ключевым законом является Закон об охране здоровья.

В России право на медицинскую помощь должно раскрываться через правовые возможности гражданина на получение бесплатной качественной и доступной медицинской помощи. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и  санитарно-эпидемиологическому благополучию. Предусмотрена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

На конституционном уровне гарантируется наличие в России бесплатной системы медицинской помощи — граждане РФ освобождаются от непосредственной платы за оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Преградой в реализации прав граждан на бесплатную медицинскую помощь можно считать переориентацию государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на оказание платных медицинских услуг. Причем, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от  06.06.2002 №  115-О, включение в механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с оказанием платных медицинских услуг, норм гражданского законодательства не противоречит ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Напротив, применение норм ГК РФ к отношениям по оказанию платных услуг направлено на обеспечение конституционных норм и создает необходимую правовую основу предоставления гражданам платной медицинской помощи.

Отметим, с нашей точки зрения, очевидное. Бесплатная медицинская помощь предполагает определенный объем бесплатного лекарственного обеспечения. Изменение государством механизма оказания медицинской помощи автоматически ставит вопрос возмездности или безвозмездности лекарственного обеспечения. 

Фактически конституционные обязанности государства по обеспечению бесплатности медицинской помощи сегодня подменяются системой оказания платных медицинских услуг (различными субъектами с использованием гражданско-правовых договоров). Это, во-первых, уход государства от ответственности — передача государственных полномочий по оказанию медицинской помощи различным субъектам. Во-вторых, в конституционной системе бесплатной медицинской помощи на уровне отраслевых законов происходит корректировка, и бесплатное трансформируется в платное.

Анализ законодательного закрепления полномочий органов государственной власти субъектов РФ позволяет сделать вывод об устранении федерального центра от выполнения большинства социальных функций на местах. Соответствующие полномочия с федерального уровня передаются в субъекты. Естественно, это не означает отмены государственных социальных гарантий. Однако опасения ученых не напрасны, поскольку разные субъекты РФ  по-разному обеспечивают право своих граждан на медицинскую помощь — все зависит от финансовых возможностей региона.

В некоторых случаях федеральный законодатель сам ограничивает права граждан в обозначенной сфере. Так, в соответствии с нормами Федерального закона от  28.09.2010 №  244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» право на медицинское обслуживание находится в сфере регулирования управляющей компанией, а согласно ст. 17 «медицинская деятельность на территории Центра осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения».

КСТАТИ

По экспертным оценкам, в российскую медицину идет втрое больше средств, чем официальные 2,8–3,1% ВВП (тогда как ВОЗ рекомендует допустимый уровень не менее 5%), еще около 3 трлн руб. больные платят из своих средств. Таким образом, финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на работодателей и самих граждан. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской помощи. В наибольшей степени от этого страдают малообеспеченные слои населения, в результате чего неравенство возможностей увеличивается.

Иными словами, конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи носят декларативный характер и не подкреплены финансовыми ресурсами государства. Механизм реализации прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи ограничен принимаемыми подзаконными актами. Удорожание современного здравоохранения, многоукладность и раздробленность усложняют процесс управления и сужают возможности проведения целенаправленной государственной политики в области права на медицинскую помощь. А от нее, по твердому убеждению автора, напрямую зависит и реализация права на лекарственное обеспечение. Социальное лекарственное обеспечение входит в сферу социальной помощи и должно регулироваться в комплексе с другими подобными объектами, иначе оно может оказаться неэффективным.

Третий подход, по мнению автора, целесообразно сформулировать следующим образом — право на лекарственное обеспечение является самостоятельным правом. Все громче звучат предложения о выделении в правовой системе фармацевтического права12 в виде отрасли или системы законодательства. С точки зрения автора, право на лекарственное обеспечение станет самостоятельным в будущем. Сегодня говорить о выделении фармацевтического права преждевременно не только в силу отсутствия надлежаще обоснованных теоретических конструкций, но и  из-за недостаточности и фрагментарности нормативного закрепления исследуемого права. Тем не менее право на лекарственное обеспечение, как комплексная система законодательства, сегодня вполне может рассматриваться.

Проблемы, требующие решения

1. Прежде всего обратим внимание на проблему соотношения понятий «медицинская помощь», «медицинская услуга» и «медицинская работа». В действующем законодательстве отсутствует четкое разделение этих понятий. Проблема соотношения понятий «медицинская помощь» (ст. 41 Конституции РФ), «медицинские услуги» (гл. 39 ГК РФ) и «медицинские работы» (гл. 39 ГК РФ с учетом ст. 783 ГК РФ) нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании13. С точки зрения автора, сегодня фрагментарность нормативного закрепления позволяет законодателю без достаточных формально-правовых оснований плавно переводить «бесплатную медицинскую помощь» в «платные медицинские услуги».

Закрепление законодателем в п. 3 ст. 2 Закона об охране здоровья понятия медицинской помощи как «комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг», не снимает проблему. Применение законодателем юридических понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга» в качестве тождественных противоречит Конституции РФ (ст. 15, 41) и нормам ГК РФ (гл. 39 и 37 с учетом ст. 783 ГК РФ), что еще более осложняет правоприменительную практику в сфере медицинской деятельности.

2. Проблема определения статуса субъектов медико-правовых отношений также стоит достаточно остро. Это не только определение правового статуса пациента, без которого функционирование всей сферы здравоохранения в значительной степени теряет смысл. Это и определение перечня или признаков субъектов, оказывающих медицинскую помощь, — медицинских работников, медицинских организаций и др. Недостаточно исследована специфика понятия и правового статуса государственного и муниципального учреждения, как организационно-правовой формы юридического лица и как лечебно-профилактической единицы, а также статуса фармацевтической компании.

Насущным становится вопрос: можно ли относить фармацевтические организации к медицинским организациям, а фармацевтов — к медицинским работникам? Следует ли ставить знак равенства между потребителями лекарственных средств и пациентами? От ответов на эти вопросы будет зависеть решение проблемы качества и безопасности медицинской помощи. Современные авторы рассматривают вопросы лекарственной безопасности в рамках реализации конституционного права на охрану здоровья14.

3. Из вопросов качества и безопасности медицинской помощи логично вытекает вопрос правовой ответственности. Об ответственности медицинских работников и медицинских организаций пишет немало современных авторов15.

СПРАВКА

Некоторые авторы указывают на моральную ответственность в сфере медицинских правоотношений16, на необходимость совершенствования внесудебного порядка обжалования действий (решений), нарушающих права граждан на охрану здоровья17.

Ответственность фармацевтических компаний перед пациентом (потребителем) сегодня подменена гражданско-правовой, а ведь, по сути, как минимум соответчиком должно быть государство в силу конституционных норм, рассмотренных ранее. Так, фармацевтические компании не могут отвечать за льготное государственное обеспечение определенных категорий граждан лекарственными средствами18. Но и за вред, причиненный лекарственными средствами, не отвечающими предъявляемым требованиям19, они также не должны отвечать единолично.

Автор также считает целесообразным указать как на системную недоработку законодателя на отсутствие в Законе об охране здоровья категории «общественный контроль».

4. Государственные функции, такие как охрана здоровья и обеспечение лекарственными средствами, по мнению автора, не выполняются из-за перехода к частноправовому методу регулирования данных отношений, о котором мы уже говорили выше.

Несколько лет назад имеющиеся проблемы в сфере лекарственного обеспечения населения, увеличение числа фальсифицированных лекарственных средств способствовали принятию Закона №  61-ФЗ. Закон регулировал правоотношения в сфере обращения лекарственных средств, возникающие в связи с их разработкой, доклиническими и клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, реализацией, применением и уничтожением. Нормами упомянутого закона предусмотрены государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств, государственное регулирование цен на лекарственные препараты, включение в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), ответственность за нарушение установленного порядка в обозначенной сфере.

Значительная часть вопросов регулируется ведомственными актами, например, приказом Минздрава России от  20.12.2012 № 1175н утвержден Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а приказом Минздрава России от  10.12.2013 № 916н — Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи.

Вопросы, касающиеся проблемы обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь, закреплены во многих нормативных актах (Федеральные законы от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ( ВИЧ-инфекции)» и др.). Любопытно, что право на пользование назначенными лекарственными препаратами для медицинского применения, необходимыми им по медицинским показаниям, законодатель закрепляет только за лицами, подвергнутыми административному аресту (см. Федеральный закон от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

В заключение целесообразно сделать следующий вывод. Теоретическое определение и нормативное наполнение права на обеспечение лекарственными препаратами в современной России находится на этапе становления. Отсутствие системы лекарственного обеспечения медицинской помощи в России — одно из последствий рыночных отношений, при которых общественная система здравоохранения стала финансироваться по остаточному принципу и перестала ориентироваться на достижение активного долголетия граждан. В современной России необходимо создание системы лекарственного обеспечения медицинской помощи, оказываемой гражданам в соответствии с государственными обязательствами.


1 Комарова В.В. Право на жизнь в доктрине и в праве // Право и государство: теория и практика. — М.: Право и государство пресс, 2013, № 5 (101). — С. 46–49. >>вернуться в статью2 Рубанова Н.А. Право человека на жизнь в законодательстве Российской Федерации: понятие, содержание, правовое регулирование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 — Ростов н/Д, 2006. С. 9. >>вернуться в статью3 Танаев В.М. Право на смерть // Вестник Государственного университета. Сер. Право. Екатеринбург, 1999. N 1. С. 39. >>вернуться в статью4 Андрианова В.В. Право на жизнь — правовой аспект. // Юрист вуза. № 12. 2012. >>вернуться в статью5 Комарова В.В. Право на охрану здоровья, медицинскую помощь в свете социальной государственности России // Медицинское право Украины. № 3. 2011. >>вернуться в статью6 Макринская В.И. Концептуальные начала национального, международного и зарубежного законодательства в области охраны на жизнь и обеспечения безопасности личности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 — М., 2006. С. 8–9. >>вернуться в статью7 Белобрагина Н.А. Право на жизнь: Конституционно-правовой механизм обеспечения и защиты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 — М., 2012. С. 6. >>вернуться в статью8 Комарова В.В. Социальная государственность России и право на охрану здоровья, медицинскую помощь // Право и государство: теория и практика. № 2 (110). 2014. С. 32–38. >>вернуться в статью9 Еникеев О.А. Конституционное право на медицинскую помощь: теория и практика // Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9. >>вернуться в статью10 Шленева Е.В. Конституционное право на охрану здоровья в Российской Федерации // Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. 174 с. >>вернуться в статью11 Косолапова Н.В. Конституционное обеспечение прав граждан на медицинскую помощь // Автореф. дис. … канд.юрид. наук. Саратов. 2000. 21 с. >>вернуться в статью12 Мельникова О.А. Понятие фармацевтического права // Медицинское право. 2014. № 4. С. 21 — 24; ИшмухаметовА.А. Фармацевтическое право и социальные гарантии: отношения без отторжения // Ремедиум. 2006, № 1; и др. >>вернуться в статью13 Сидорова В.Н. Отдельные проблемы регулирования медицинской деятельности // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы международной научно-практической конференции. (г. Уфа, 21 февраля 2011 г.): в 3 ч. / Под общ. ред. А. В. Рагулина, М. С. Шайхуллина; Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. Уфа, 2011. С. 147–151. >>вернуться в статью14 Литовкина М.И. Вопросы лекарственной и других видов безопасности при реализации конституционного права на охрану здоровья //Медицинское право. 2013. № 5; Юркина Т.П. Проблемы квалификации обращения фальсифицированных лекарственных средств // Медицинское право. 2013, № 1. >>вернуться в статью15 Мохов А.А. Основы медицинского права Российской Федерации (Правовые основы медицинской и фармацевтической деятельности). Учебное пособие для магистров // Проспект, 2013. 376 с.; Тимофеев И. В. Качество медицинской помощи и безопасность пациентов: медико-организационные, правовые и деонтологические аспекты // СПб.: Изд-во ДНК. 2014. 224 с.; Седова Н.Н., Лузик Е.В., Кузнецов А.В. Фармацевтическая реклама в СМИ стран Европейского союза и России: правовая комплементарность и этический инвариант // Медицинское право. 2010. № 4. С. 12–17; Спасенников Б.А. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (комментарий к ст. 235 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Медицинское право. 2012. № 4. С. 47–49. >>вернуться в статью16 Тимофеев И.В. Третейский суд медицинского страхования при Санкт-петербургскойторгово-промышленной палате: правовые, организационные, экономические и этические аспекты // СПб., 2012. 128 с. >>вернуться в статью17 Загороднюк Е.А. О необходимости совершенствования внесудебного порядка обжалования действий (решений), нарушающих права граждан Российской Федерации на охрану здоровья // Медицинское право. 2012. № 6. С. 9–12. >>вернуться в статью18 Фисенко В.С., Вержиникова Ю.В. Реализация права граждан в части льготного лекарственного обеспечения // Вестник Росздравнадзора. 2013. № 6. С. 26–29. >>вернуться в статью19 Жидков В.И., Мохов А.А. К вопросу об ответственности за вред, причиненный здоровью или жизни гражданина лекарственным средством, не отвечающим предъявляемым требованиям // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. М., 2005. / Под ред. Сергеева Ю.Д. С. 424–428. >>вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×