Специальная оценка условий труда в медицинской организации

1415

Проблема

Сложность реализации на практике отдельных положений законодательства о специальной оценке условий труда; недостаточная квалификация экспертов организаций, проводящих специальную оценку

Чем грозит

Утрата гарантий и компенсаций некоторыми работниками в связи с изменением условий оценки труда

Как избежать

Работодателю и профсоюзам уделять внимание процедуре проведения специальной оценки условий труда; настаивать на сохранении ранее установленных работникам гарантий и компенсаций при условии сохранения прежних условий труда

Внастоящее время в центральный комитет (ЦК) профсоюза поступает значительное количество вопросов, связанных с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), которая пришла на смену аттестации рабочих мест. Проведение СОУТ напрямую касается профсоюзных организаций, призванных защищать права медицинских работников на установление им компенсационных мер (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и др.), направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ) представителям профсоюза отведена значительная роль. Их непосредственное участие предусмотрено законодательством практически на всех этапах специальной оценки условий труда. Так, по инициативе выборного органа первичной организации профсоюза возможно:

инициировать проведение внеплановой СОУТ (ст. 17);инициировать проведение экспертизы качества СОУТ (ст. 24);обжаловать результаты СОУТ в суде (ст. 26).

По требованию представителя выборного органа первичной организации профсоюза организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять обоснования результатов СОУТ, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах (ст. 6 Закона о СОУТ). Основная задача всех без исключения профсоюзных организаций состоит в профсоюзном контроле соблюдения требований Закона о СОУТ через правовую и техническую инспекции труда, институты внештатных инспекций труда. Инспекции труда профсоюза (в лице технических и правовых инспекторов труда) вправе контролировать соблюдение требований Закона о СОУТ в порядке, установленном ТК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 19 и 20).

В рамках реализации Закона о СОУТ созданы рабочие группы при Минтруде России и Минздраве России, куда входят представители профсоюза. Они участвуют в консультациях по поводу реализации постановления Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» (далее — постановление № 290). Проектом приказа Минтруда России должны быть определены особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников.

В постановлении № 290 перечислены рабочие места:

отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;расположенные в помещениях, к которым нормативными правовыми актами предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.

КСТАТИ

Представителям профсоюза и работникам при проведении СОУТ необходимо настаивать на обязательном учете и оценке биологического и химического факторов среды и напряженности производственного процесса. Это основные неустранимые вредные факторы на большинстве рабочих мест медицинских работников.

Кроме того, ЦК профсоюза считает необходимым в целях единообразного подхода к проведению специальной оценки условий труда в медицинских организациях разработать дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию или измерению при проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 13 Закона о СОУТ).

Перечень должен учитывать повышенные психофизиологические нагрузки, обусловленные спецификой и характером лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, о чем в Минздрав России было направлено соответствующее обращение. Аналогичное предложение было направлено для включения в план работы Общественного cовета при Минздраве России на 2014 г. вместе с предложением установить гарантированные размеры компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье медицинских работников факторов производственной среды и трудового процесса, обусловленных профессиональной деятельностью. До настоящего времени предложения не рассмотрены.

Профсоюз обращает внимание на тот факт, что в настоящее время отсутствует ряд методик оценки вредных факторов (в т. ч. напряженности трудового процесса). У большинства экспертов и организаций, проводящих оценку, нет установленных законодательством сертификатов и аккредитаций, подтверждающих их компетентность и легитимность проведения СОУТ. В этих организациях не страхуются риски нанесения ущерба заказчику (если проведение исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, а также экспертов или иных работников организации, проводящей СОУТ) своими действиями в ходе специальной оценки.

Для профсоюза важно, чтобы вопрос о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов, решался именно подготовленными и сертифицированными экспертами на основании качественной оценки условий труда. Освободившиеся средства работодателей должны направляться на улучшение условий труда работников.

Активизации работы профсоюзов в области охраны труда должны способствовать изменения, внесенные в ТК РФ и другие законодательные акты в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“». Эти изменения как раз затрагивают вопросы, связанные с предоставлением компенсаций и гарантий.

По мнению ЦК профсоюза, выборным органам профсоюзов необходимо в период отсутствия правоустанавливающих актов и методик настаивать на сохранении результатов проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, если сроки ее действия (пять лет) не истекли. Особо следует уделять внимание контролю проведения подготовительного этапа СОУТ (ст. 9 Закона о СОУТ).

СОУТ и аттестация рабочих мест по условиям труда

Подходы к определению классов вредных условий труда на рабочих местах в рамках законодательства о СОУТ не только изменяют действующие нормы определения класса условий труда, но и поднимают проблему правильности применения к работнику тех или иных норм, гарантий и компенсационных мер. По замыслу разработчиков, процедура СОУТ должна стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Основные отличия аттестации рабочих мест по условиям труда от специальной оценки условий труда отражены на схеме (рис.).


Специальная оценка условий труда в медицинской организацииОсновные отличия аттестации рабочих мест по условиям труда от специальной оценки условий труда


Организация и финансирование СОУТ — обязанность работодателя. Но производится СОУТ совместно с привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией, имеющей право проводить СОУТ. Работодатель может одновременно привлекать несколько таких организаций, и все они должны соответствовать требованиям законодательства. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Сроки проведения СОУТ в переходный период

СОУТ может быть проведена впервые (в переходный период) или повторно. Для проведения СОУТ впервые в связи с принятием Закона о СОУТ предусмотрены переходные положения о сроках. Оценка условий труда должна быть проведена:

на ранее аттестованных рабочих местах — не позднее 5 лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ);на ранее не аттестованных рабочих местах, не включенных в пп. 1 и 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ — до 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ);на ранее не аттестованных рабочих местах, включенных в пп. 1 и 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ — в кратчайшие сроки со дня вступления Закона о СОУТ в силу.

К указанным выше рабочим местам относятся:

рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Списки 1 и 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (с их учетом досрочно назначается трудовая пенсия по старости);рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на основании Списков, учитывающих конкретные размеры в соответствии с должностями (профессиями).

Законом о СОУТ срок для проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. 

ВАЖНО

Проведение СОУТ в кратчайшие сроки значительно снизит риск привлечения работодателя к административной ответственности

Повторная плановая оценка условий труда проводится только в отношении рабочих мест, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки — не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки (ч. 4 ст. 8 Закона о СОУТ).

Сроки проведения внеплановой СОУТ

Внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев (ст. 17 Закона о СОУТ):

на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах (как в существующей организации, так и при регистрации новой);на тех рабочих местах, в отношении которых имеется предписание государственной инспекции труда о проведении СОУТ;на рабочих местах, на которых изменяется технологический процесс, производится замена производственного оборудования и т. п., что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;на рабочем месте, на котором в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов с работником произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц);на рабочем месте работника, у которого выявлено профессиональное заболевание, возникшее в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;на рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организации о проведении СОУТ.

Поскольку исключений из правил проведения внеплановых проверок на переходный период в законодательстве не предусмотрено, они применяются непосредственно со дня вступления в силу Закона о СОУТ, т. е. с 1 января 2014 г. СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена до 31 декабря 2018 г. за исключением рабочих мест, предусмотренных в ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ.

Выбор организации, проводящей СОУТ

Особое внимание требуется уделить выбору организации, которая будет проводить мероприятия по специальной оценке условий труда в организации здравоохранения. При выборе необходимо ориентироваться на требования, которым должна соответствовать привлекаемая организация в соответствии с законодательством о СОУТ и спецификой отрасли здравоохранения.

Во-первых, в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности должно указываться проведение СОУТ. Во-вторых, необходимо наличие не менее пяти экспертов, работающих в этой организации по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. При этом как минимум один эксперт должен иметь высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

У организации, проводящей специальную оценку условий труда, в качестве структурного подразделения должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством. Областью аккредитации лаборатории является проведение исследований (испытаний) и измерений всех вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пп. 1–11 и 15–23 ч. 3 ст. 13 Закона о СОУТ. Кроме этого, необходимо подтверждение членства в саморегулируемой организации, объединяющей организации, занимающиеся услугами по проведению СОУТ, и опыт проведения оценки условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда или СОУТ) в организациях здравоохранения не менее 3 лет. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 установлена процедура допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда.

К экспертам организаций, проводящих специальную оценку, наряду с требованием о наличии сертификата на выполнение работ по специальной оценке предъявляются требования (ч. 3 ст. 20 Закона о СОУТ):

наличие высшего образования;наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не меньше 72 ч) по специальной оценке;наличие стажа работы в сфере оценки условий труда, в т. ч. по аттестации рабочих мест, не меньше трех лет.

КСТАТИ

Организация, проводящая СОУТ, может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности, по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчикам (работодателю) проведения специальной оценки условий труда и (или) работникам, в отношении рабочих мест которых проводилась СОУТ, а также иным лицам. Для этого заключается договор добровольного страхования такой ответственности.

По мнению специалистов профсоюза медицинских работников, при выборе экспертов и организаций, проводящих СОУТ, необходимо учитывать:

наличие у экспертов медицинских книжек;наличие стажа работы в сфере оценки условий труда, в т. ч. по аттестации рабочих мест, не меньше трех лет именно в медицинских организациях.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 614 установлена процедура проведения аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. Специализированная организация и ее эксперты должны быть независимыми. Они обязаны руководствоваться законодательством, регулирующим специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 22 Закона о СОУТ).

Права и обязанности работодателя и работника при СОУТ

Медицинскому работнику важно знать, что в связи с проведением СОУТ он имеет право:

присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту этой организации за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте в соответствии со ст. 26 Закона о СОУТ.

В обязанности работника входит ознакомление с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ.

СПРАВКА

Организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации обоснования результатов проведения СОУТ, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах.

Что касается работодателя, то для него, по мнению ЦК профсоюза, значимыми обязанностями являются:

обеспечение проведения СОУТ, в т. ч. внеплановой, при наличии мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций в течение шести месяцев;запрещение принимать какие-либо преднамеренные действия, направленные на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;разъяснение работнику вопросов, связанных с проведением СОУТ на его рабочем месте.

Этапы проведения СОУТ

Этап 1. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Определенные экспертами организаций, проводящих СОУТ, потенциально вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса утверждаются комиссией, которая создается на период проведения СОУТ и утверждается приказом по медицинской организации. В состав комиссии по проведению СОУТ обязательно включаются представители выборного органа первичной организации профсоюза. Все члены комиссии по СОУТ в медицинской организации должны быть обучены по данному вопросу.

Идентификация проводится экспертом организации, проводящей СОУТ, по следующей схеме. Производится выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов путем изучения представляемых работодателем документов в соответствии с п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда (утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).

Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором (см. приложение 2 к Методике).

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников. Шум и вибрация обязательно идентифицируются на всех рабочих местах, связанных с нахождением в автотранспорте, используемом в организации здравоохранения.

Идентификация не проводится в отношении:

рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Представителям профсоюза для защиты прав работников и в целях контроля экспертов организации, проводящей СОУТ, необходимо знакомиться с работами, фактически выполняемыми медиками в режиме штатной работы, а также опрашивать работников с целью выявления на их рабочем месте источников вредных и (или) опасных факторов.

Этап 2. Исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

Такие исследования также проводит эксперт, используя приборную базу лаборатории, имеющей соответствующую аккредитацию. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о СОУТ организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, методы исследований и измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов могут быть использованы результаты, полученные аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при проведении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении СОУТ принимается комиссией по представлению эксперта.

ВАЖНО

Оценка условий труда на рабочих местах медработников проводится по всем факторам

Конкретный перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формирует комиссия. При этом она учитывает нормативные требования охраны труда, характеристики технологического процесса и производственного оборудования, предложения работников и иные условия, перечисленные в ч. 2 ст. 12 Закона о СОУТ.

Исследование проводят работники испытательной лаборатории (центр), эксперты и другие работники специализированной организации, которая осуществляет специальную оценку (ч. 3 ст. 12 Закона о СОУТ). Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов.
Хотя Закон о СОУТ и вступил в силу, в настоящее время провести СОУТ качественно невозможно, поскольку отсутствует ряд предусмотренных методик, связанных с измерениями.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника медорганизации, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей СОУТ, а также иных лиц.

Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Если такое решение принимается, оно оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия решения и являющимся неотъемлемой частью отчета.

СПРАВКА

Согласно ч. 4 ст. 15 Закона о СОУТ в отношении рабочих мест, на которых вредные факторы не идентифицированы, в отчет включаются только сведения об организации, проводящей СОУТ, копии документов, подтверждающих ее соответствие требованиям ст. 19 Закона о СОУТ, перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, и заключение эксперта. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта СОУТ и в отношении их разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Этап 3. Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда.

По результатам проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов эксперт относит условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда. Порядок отнесения условий труда к определенному классу по каждому вредному и (или) опасному фактору представлен в Методике проведения специальной оценки условий труда.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в частности по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, несогласие работника с результатами специальной оценки на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия или бездействие специализированной организации, которая проводила оценку, рассматривают Роструд или трудовая инспекция по местонахождению работодателя. Их решения могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 1 ст. 26 Закона о СОУТ).

Этап 4. Оформление результатов проведения СОУТ.

Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, который наряду с прочими документами содержит:

карты проведения СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных производственных факторов;протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;сводную ведомость СОУТ;перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ;заключения эксперта организации, осуществляющей СОУТ.

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Каждый работник должен быть ознакомлен с результатами проведения СОУТ под подпись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (в указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке) (ч. 5 ст. 15 Закона о СОУТ).

Сводные данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников должны быть размещены на официальном сайте работодателя в Интернете (при наличии такого сайта) в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 6 ст. 15 Закона о СОУТ).

Результаты проведения СОУТ передаются в Федеральную государственную информационную систему учета в десятидневный срок (ст. 18 Закона о СОУТ). Для работодателя такая обязанность не предусмотрена. Вместе с тем, если специализированная компания, проводившая СОУТ, не направила указанные сведения в Роструд, работодатель направляет их самостоятельно. Результаты проведения СОУТ могут применяться:

для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;ведения контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;организации в установленных законом случаях обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций;установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в т. ч. за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;подготовки статистической отчетности об условиях труда;решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;оценки уровней профессиональных рисков.

С этой целью всем представителям профсоюза, работникам и руководителям медицинских организаций необходимо твердо знать переходные положения, установленные пп. 3–4 ст. 15 Закона о СОУТ. Пунктом 3 ст. 15 предусматривается, что при реализации в соответствии с положениями ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Закона о СОУТ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Эта норма прямо указывает на то, что при сохранении объема работ, должностных обязанностей работника, а значит, его условий труда уже установленные ранее компенсационные меры не могут быть снижены по результатам СОУТ, даже если установлены классы ниже 3-й степени (вредный).

Компенсационные меры, о которых идет речь, могли быть установлены по результатам проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда в соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 и от 26.04.2011 № 342н. Эти приказы утверждали порядки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда соответственно до 1 сентября 2011 г. или до 31 декабря 2013 г. Их результаты действуют до 1 сентября 2016 г. и до 31 декабря 2018 г.

КСТАТИ

Правомерность использования постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1074 № 298/П-22 для установления компенсаций подтверждается Верховным Судом РФ в решении от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 и определении от 28.03.2013 № АПЛ13-102.

Некоторые конкретные компенсационные меры предоставлялись работникам в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» и не могли быть ниже предусмотренных постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» при определении любой степени вредности.

Данный подход будет актуален при проведении специальной оценки до января 2018 г., т. е. на период установления результатами СОУТ соответствующих компенсационных мер для работников медицинских организаций с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 и от 26.04.2011 № 342н.

Если аттестация рабочих мест не была проведена в период до 31 декабря 2013 г., то в соответствии с законодательством на этих рабочих местах должна быть проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой и в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами будут устанавливаться компенсационные меры.

Надо отметить, что некоторые компенсационные меры могли назначаться в соответствии с коллективными договорами или отраслевыми соглашениями на региональном уровне, региональными нормативными правовыми актами. Поэтому сегодня для профсоюза медработников важно не допустить изменений в сторону ухудшения условий данных соглашений и договоров, регулирующих размеры компенсационных мер, или исключения этих социально значимых для каждого работника пунктов. Для этого представителям профсоюза необходимо знать и использовать в работе положения, предусмотренные ст. 8 и 9 ТК РФ и не позволять вносить в коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры изменения, снижающие уровень гарантий работников.

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА

Приложением 3 приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» при заполнении карты аттестации рабочего места было рекомендовано заносить в строку 040 запись о компенсациях, установленных действующими нормативными правовыми актами отдельным категориям работников, а также при выполнении отдельных видов работ, учитывающих специфику условий труда таких работ, в т. ч. в районах с особыми климатическими условиями, которые сохраняются за работником вне зависимости от фактической оценки условий труда. Данные подходы должны сохраняться и при проведении специальной оценки условий труда и быть на постоянном контроле представителей выборных органов Профсоюза.

В соответствии с принятыми изменениями при проведении СОУТ отдельные категории работников могут лишиться дополнительного отпуска и (или) сокращенной продолжительности рабочего времени. В связи с этим важно понимать, что, если такую гарантию работник имел по состоянию на 1 января 2014 г., лишить его возможности получать ее в новом году довольно сложно, т. к. необходимо организовать очередную СОУТ. Но и этого недостаточно для того, чтобы лишить работника той или иной гарантии (компенсации). Необходимо также подтвердить изменение условий труда по сравнению с теми, которые послужили основанием для установления гарантий и компенсаций в предыдущие годы.

Итак, за работниками, которым соответствующие гарантии и компенсации были установлены до 1 января 2014 г., работодатели обязаны сохранить их на уровне не ниже ранее установленных. Есть только одно условие — сохранение на рабочем месте соответствующих условий труда, явившихся основанием для назначения гарантий и компенсаций.

Проанализируем ситуацию, приведенную в начале статьи. В силу положений ч. 3 ст. 15 Закона о СОУТ организация обязана сохранить за работником ранее установленные гарантии и компенсации, в т. ч. не уменьшая их значения (работа не более 36 часов в неделю, дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней и дополнительная оплата труда не менее 4% должностного оклада).

Аналогичным будет подход в случае, если в соответствии со списками, регулирующими конкретные размеры компенсационных выплат за работу во вредных (опасных) условиях труда согласно занимаемой долж ности или профессии, по результатам ранее проведенной аттестации рабочего места был установлен класс условий труда 3.1 и назначены конкретные размеры, предусмотренные этими списками.

Чтобы отменить отдельные гарантии и (или) уменьшить их, работодатель обязан соблюсти требования законодательства о возможности отмены гарантий и компенсаций только при изменении условий труда, которые явились ранее основанием для их установления. Применительно к условиям нашей ситуации отмена и (или) уменьшение гарантий и компенсаций возможны, если по итогам СОУТ на данном рабочем месте для вновь принятого работника условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми.

Снижение классов часто происходит из-за некачественного проведения мероприятий по оценке условий труда, недостаточной подготовки специалистов (экспертов), организаций, занимающихся этим видом услуг, незнания ими специфики отрасли и правовых норм.

Законодателем закреплено особое правовое регулирование труда медицинских работников, в т. ч. путем установления для них сокращенной продолжительности рабочего времени (ч. 5 ст. 92 и ч. 1 ст. 350 ТК РФ) с учетом положений ст. 251 и 252 ТК РФ, предусматривающих возможность установления особенностей правового регулирования для отдельных категорий работников в связи с характером и условиями труда.

Данная мера направлена на компенсацию для работников неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизиологических нагрузок, обусловленных спецификой и характером лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 № 21-О).

Трудовой договор

Работодателю, а также представителям профсоюза необходимо обратить внимание на новые требования к содержанию трудовых договоров. В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 57 ТК РФ к обязательным условиям трудового договора отнесены условия труда на рабочем месте. Сохранено требование об отражении в трудовом договоре гарантий и компенсаций (до 2014 г. — компенсаций) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.

Во исполнение требований законодательства со всеми работниками медицинской организации необходимо в 2014 г. подписать к ранее заключенным трудовым договорам дополнительные соглашения, в которых предусмотреть фактически сложившиеся условия труда на рабочем месте каждого работника.

В данном случае необходимо учитывать, что в силу положений действующего законодательства условия труда делятся на четыре класса — оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс) условия труда. В свою очередь, вредные условия труда дополнительно делятся на 4 подкласса (вредные условия труда 1-й, 2-й, 3-й и 4-й степени).


Основные мероприятия, выполняемые в ходе проведения СОУТ

Специальная оценка условий труда в медицинской организации



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×