Как мотивировать пациента к активному сотрудничеству?

81

Важно помнить, что желание пациента сотрудничать с врачом, т. е. слушать и впоследствии выполнять назначения, советы и рекомендации, зависит от его первого впечатления при встрече с консультантом1.

Организация места консультации, внешний вид, поза консультанта

При проведении углубленного профилактического консультирования для установления доверительной атмосферы необходимо сократить дистанцию между врачом-консультантом и его пациентом. Этого лучше достичь, повесив халат на спинку стула или рядом, а на свою одежду прикрепить бейджик с именем, отчеством и фамилией, с указанием должности. Это поможет вести беседу в комфортной дружеской обстановке, при этом сохраняя экспертную позицию врача.

Значение внешнего облика трудно переоценить. Здоровый вид — чистая кожа, подтянутая фигура, аккуратная прическа, опрятная одежда, приятный запах и свободная поза — все это демонстрирует, что врач сам придерживается здорового образа жизни, который он пропагандирует2.

Следует отметить, что место консультации должно соответствовать цели этой консультации, т. е. быть достаточно располагающим к доверительной беседе. Очень важно предоставить пациенту несколько вариантов, где он может сесть. Известно, что у человека может быть ведущими левая или правая половина тела, поэтому посадив его не с той стороны, мы лишаем его усвоения почти 50% информации или способствуем искажению ее восприятия. Поэтому консультации желательно проводить не за рабочим столом врача, а за журнальным столиком, высотой не более 45 см. Если такая возможность отсутствует, то консультация должна проводиться «лицом к лицу», но не через стол3.

Консультация должна проводиться «лицом к лицу», но не через стол

Начало беседы

Следует знать, что начало беседы во многом определяет ее результат. Задача врача на этом этапе — завоевать доверие пациента. Этому способствует ряд приемов. В начале беседы нужно стремиться следовать за пациентом, т. е. как бы «присоединиться» к нему, дать возможность пациенту почувствовать себя комфортно, создавая атмосферу взаимопонимания4.

Установление контакта с пациентом

При передаче любой информации важны правила установления контакта с пациентом, который складывается их двух ведущих компонентов: невербального (внесловесного) и вербального (словесного) пути передачи информации (консультирования) и обмена информацией. Оба эти компонента представляют двусторонний процесс, в определенной степени управляемый со стороны консультанта. Как при вербальном, так и невербальном общении консультант должен овладеть приемами эффективного общения5.

Установление невербального (внесловесного) контакта. Расстояние между врачом-консультантом и пациентом определяется самим пациентом. Оно может варьироваться от полуметра до полутора метров и зависит от типа личности и личностного пространства (самоощущения) пациента.

Необходимо избегать длительного пристального взгляда в глаза пациента, лучше при беседе время от времени переводить взгляд на другие предметы.

Эмпатия (сочувствие, понимание проблемы, сопереживание) способствует установлению доверительного контакта и располагает к достижению цели эффективного консультирования.

Жесты и поза врача-консультанта, как уже сказано выше, в начале беседы должны следовать за жестами и позой пациента, как бы «отзеркаливая» его, это способствует усилению чувства комфорта и безопасности пациента. Здесь важно помнить, что слепое копирование, т. е. абсолютно точное повторение движений пациента или намеренное копирование его позы и движений тела, может быть воспринято пациентом как передразнивание. Поэтому повторение жестов, позы и движений должно быть слегка завуалировано, как намек6.

Пример

Если пациент резко кивает головой — врач слегка покачивает головой.

Если пациент сидит напряженно на краешке стула, то врач выпрямляется, а затем продвигается на краешек своего стула.

Если пациент кладет ногу на ногу, то врач-консультант может просто скрестить ноги.

Установление вербального (словесного) контакта. При установлении взаимопонимания и контакта консультанта с пациентом важно и необходимо анализировать его ответы, вычленяя в них слова, определяющие ведущую систему восприятия информации пациентом. Слова-маркеры помогают понять его систему восприятия информации, которая может быть подразделена по ведущему органу восприятия информации на системы: визуальную (глаза — ведущий орган восприятия информации), аудиальную (уши), кинестетическую (тело), дискретную (аналитическая функция мозга)7.

Далее рассмотрим, как определить систему восприятия информации пациентом и использовать ее для эффективного консультирования. Слова-маркеры, используемые пациентом с ведущей визуальной системой восприятия информации: посмотреть, видеть, ясно, перспектива, фокусировать, иллюстрировать, показывает, очевидно, явно далеко, близко, четко, глядеть, ярко, туманно и т. п.

Пример

Пациент: «Видите ли, доктор, у меня нет очевидных проблем, которые бы меня беспокоили».

Консультант: «Хорошо, и все же давайте рассмотрим сложившуюся ситуацию. Результаты диспансеризации ясно показывают тревожную картину состояния вашего здоровья».

Аудиальная система: слышать, слушать, высказывать, говорить, акцент, гармонично, звучит, тишина, глухо, звонко, громко, монотонно, резонанс, сказать, молча и т. п.

Пример

Пациент: «Послушайте, доктор, у меня нет проблем, о которых стоило бы говорить».

Консультант: «Хорошо, и все же позвольте мне высказать свое мнение о сложившейся ситуации. Результаты диспансеризации говорят сами за себя. Состояние вашего здоровья не совсем гармонично, и я хочу сделать на этом акцент».

Кинестетическая система: ощутить, почувствовать, теплота, затронуть, коснуться, жарко, холодно, удобно, комфортно, неуютно, гладко, мягко, жестко, колюче, зацепило и т. п.

Пример

Пациент: «Доктор, я не чувствуюкаких-то проблем, о которых стоило бы переживать».

Консультант: «Хорошо, располагайтесь поудобнее и давайте поговорим о сложившейся ситуации. Результаты диспансеризации касаются нарушений вашего здоровья. Состояние вашего здоровья может сделать вашу жизнь некомфортной».

Дискретная система: понимать, вычислить, считать, знать, анализировать, доверять, в результате, в конце концов, в итоге, как следствие, по причине и т. п.

Пример

Пациент: «Понимаете, доктор, я не считаю, что у меня есть какие-то проблемы, которые стоило бы обсуждать».

Консультант: «Хорошо, давайте проанализируем сложившуюся ситуацию. Результаты диспансеризации сигнализируют о другом, тревожном состоянии вашего здоровья. По этой причине мы с вами встретились здесь сегодня».

При установлении вербального контактаконсультант должен:

внимательно слушать первые слова пациента, чтобы отвечать ему в том же темпе, с похожей интонацией и громкостью голоса;

научиться управлять беседой — стремиться в начале беседы задавать вопросы «открытого типа» (требующие развернутого ответа) и внимательно выслушивать, не перебивая (по возможности).

Все уточнения нужно получать после основного ответа.

В середине беседы консультанту необходимо брать инициативу на себя, подводя пациента к главной цели консультации, сформулированной консультантом перед началом беседы

В середине беседы врачу-консультанту необходимо брать инициативу на себя, подводя пациента к главной цели консультации, сформулированной консультантом перед началом беседы8.

Для этого используются приемы «ведения» пациента, позволяющие захватить и удержать внимание пациента, углубить сформировавшийся контакт.

Невербальные приемы «ведения» пациента. Врач должен изменить позу на открытую (не скрещивать руки и ноги), тело чуть наклонено вперед, показывая заинтересованность в пациенте. Жесты должны быть плавные, сдержанные; следует избегать суетливости. Тон голоса — более уверенный, убеждающий, но доверительный. В результате правильного «ведения» пациент повторяет движения и позу врача, все больше концентрируясь на нем и его словах.

Вербальные приемы «ведения» пациента. Врачу-консультанту необходимо выстраивать беседу, ориентируясь на ведущую систему восприятия информации у пациента и используя слова-маркеры9.

Для «визуала» — показать много иллюстративного материала, цветного, с картинками, описать перспективу будущего «в красках».

Пример

«Давайте рассмотрим перспективы вашего будущего! Если вы ничего не будете менять в своей жизни, я вижу мрачную картину грядущих болезней и проблем. Посмотрите на этот плакат, где показаны здоровый и пораженный сосуды».

Для «аудиала» — говорить четко, внятно и понятно. Использовать короткие предложения, при этом быть подробным. Можно использовать музыку как фон.

Пример

»Послушайте мое мнение как специалиста. Возможно, ваше решение войдет в резонанс с моими советами, и вы скажете себе, что и как нужно будет сделать».

Для «кинестета» — предложить пациенту максимально комфортно расположиться, выбрать правильное освещение, следить за отсутствием неприятных запахов и учитывать температуру воздуха в кабинете. Предложить воды в ходе беседы или перед ее началом.

Пример

«Я ощущаю ваше сопротивление разговору на эту тему, вам тяжело мне довериться, но я надеюсь, вместе мы преодолеем ваши слабости и сможем вернуть здоровье».

Для «дискретного» — оперировать фактами, цифрами, диаграммами, таблицами, ссылаться на авторитетные источники, опираться на логику изложения. В конце беседы дать с собой подборку информативных материалов.

Пример

«Давайте порассуждаемопричинах и следствиях недостаточно серьезного отношения к своему здоровью. Проанализируйте этот график вашего артериального давления за прошедший период. Его значения показывают наличие проблемы и необходимость ее решения».

Формирование мотивации у пациента к выполнению рекомендаций консультанта

Во время беседы необходимо определить основные ожидания пациента относительно своего здоровья и жизни в целом

Учитывая ограниченность времени консультации, следует применять приемы «активного слушания», направляя разговор в нужное русло, постепенно беря на себя роль ведущего. Во время беседы необходимо определить основные ожидания пациента относительно своего здоровья и жизни в целом, что является ведущей мотивацией к изменениям в области сохранения своего здоровья10.

Важно помнить, что мотивация может быть внешней и внутренней. Человек проявляет внутреннюю мотивацию к выполнению задачи, если полагает, что у него есть выбор и он самостоятельно принимает решение о выполнении данной задачи; если он считает, что будет компетентен, справится с задачей; если для него будут ценны сопровождающие его социальные взаимодействия и связи. Если содержание консультации способствует удовлетворению этих потребностей, то пациент находит консультацию полезной. В контексте консультирования это проявляется в виде желания участвовать в выполнении советов и рекомендаций врача-консультанта. Внутренняя мотивация относится к эффективной мотивации.

Внешней мотивация становится тогда, пациент объясняет свои действия внешними причинами (когда кто-то или что-то принуждает действовать соответствующим образом, т. е. методом «кнута и пряника»).

Внутренняя мотивация характерна для людей более образованных, настойчивых, творческих, с высокой самооценкой и чувством благополучия, а также с более активным вовлечением в окружающую обстановку. Внешняя мотивация относится к неэффективной (менее эффективной) мотивации11.

Как определить «внутреннюю» и «внешнюю» мотивацию?

Следует отметить, что определение характера мотивации пациента выстраивается исходя из ответов пациента, анализа его желания включиться в процесс изменения образа жизни, поведенческих установок и привычек.

При консультировании основное представление о характере мотивации у пациента можно составить, получив ответы (поняв ответы из беседы или задав их прямо) на три вопроса:

Ожидает ли пациент успеха в достижении целей и решении проблемы изменения установки в отношении своего здоровья?Считает ли он поставленную перед ним задачу ценной для себя?Почему он хочет выполнить задачу?

Если пациент заинтересован в теме беседы, считает себя способным изменить образ жизни согласно советам врача-консультанта и верит в положительный результат, то он демонстрирует внутреннюю мотивацию. Если же он скучает или раздражен разговором, не считая нужным что-либо менять в своей жизни, но соглашается под давлением на обсуждение темы, то это признак внешней мотивации.

Если пациент отмечает важность здорового образа жизни и здоровья в целом, то это является частью его внутренней мотивации. Если же он не заостряет внимание на своем здоровье или пытается игнорировать уже существующие факты его проблем, но попадает под влияние общественного мнения, мнения значимых для него людей, то это признак внешней мотивации.

Если пациент декларирует свое собственное, осознанное желание изменить свою жизнь к лучшему, обращая внимание на улучшение качества жизни в процессе профилактически-оздоровительных мероприятий, то он внутренне мотивирован. Если же пациент объясняет свое желание внешними влияниями (жизнь заставляет, работа требует, родственники настаивают и др.), это означает, что он мотивирован внешними факторами.

Для удержания внешней мотивации нужно использовать активное внешнее воздействие, например, как поощрение, так и укоры.

Как повысить эффективность мотивационного компонента профилактического консультирования?

Внешне мотивированный пациент ориентирован на конечный результат с позиции «выполнено — не выполнено», т. е. он ждет внешней положительной или отрицательной оценки своих действий, соответственно для удержания такой мотивации нужно использовать активное внешнее воздействие, например, как поощрение, так и укоры.

Внутренне мотивированный пациент ориентирован на качество выполнения, имея собственные представления о критериях. Критерии могут быть представлены и врачом, и обществом, и собственным опытом и знаниями.

Надо отметить, что большую роль в профилактическом консультировании играет умение врача учитывать индивидуальные особенности пациента: возраст, пол, образование, социальную принадлежность и статус, семейное положение, а также активную или пассивную роль пациента в жизни, открытость или замкнутость, эмоциональное состояние. Эта информация помогает персонально подойти к личности каждого пациента и сформировать его мотивацию в нужном направлении12.


1Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Изд-во «Юрайт», 2015. С. 32–41. >>вернуться в текст2Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: Изд-во «Юрайт», 2015. С. 26–28. >>вернуться в текст3Немов Р.С. Указ. соч. С. 63–65. >>вернуться в текст4Немов Р.С. Указ. соч. С. 92–100. >>вернуться в текст5Болстад Р., Хэмблетт М. НЛП в психотерапии. СПб.: Питер, 2003. С. 187–188. >>вернуться в текст6Бендлер Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. М.: София, 2002. С. 35–37. >>вернуться в текст7Бендлер Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. М.: София, 2002. С. 18–20. >>вернуться в текст8Немов Р.С. Указ. соч. С. 106–112. >>вернуться в текст9Бендлер Р., Лавалль Дж. Указ. соч. С. 28. >>вернуться в текст10Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. С. 472. >>вернуться в текст11Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. С. 65–68. >>вернуться в текст12Немов Р.С. Указ. соч. С. 100–103. >>вернуться в текст



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×