Доступность ВМП в России

883

Что такое высокотехнологичная медицинская помощь?

В ст. 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №  323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что высоко-технологичная медицинская помощь (далее — ВМП) «включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения…». Иными словами, ВМП — это современное и дорогостоящее лечение. В 2006 г. ВМП была выделена из перечня других видов медицинской помощи и получила собственную строку финансирования в федеральном бюджете. Объемы этой медицинской помощи всегда квотировались, т. е. на каждый год устанавливалось ограниченное число квот, или пациентов, которые имели право на получение ВМП. Квоты подразделялись на виды ( т. е. определенные методы лечения), каждый из которых имел фиксированный тариф ( т. е. стоимость, по которой государство компенсировало лечение пациентов медицинскому учреждению). Квоты, или талоны на получение ВМП, распределялись Минздравом России по субъектам РФ согласно их заявкам. С этим талоном пациент поступал в лечебное учреждение. Несмотря на все имеющиеся ограничения описанный порядок давал прозрачные гарантии и обеспечивал определенную доступность ВМП для населения.

Какие виды высокотехнологичной медицинской помощи доступны россиянам?

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

Всего в России применяются почти 1,5 тыс. методов, или видов, ВМП. Более половины из них составляют операции по профилям: сердечно- сосудистой хирургии — 29%, травматологии и ортопедии — 18% и онкологии — 15%. По профилю « сердечно-сосудистая хирургия» наиболее распространенные вмешательства — это операции по восстановлению проходимости сосудов сердца ( аорто-коронарное шунтирование (АКШ) и ангиопластика со стентированием), по травматологии и ортопедии — замена (эндопротезирование) коленного и тазобедренного суставов.

В каких учреждениях оказывается высокотехнологичная медицинская помощь?

В 2014 г. перечень учреждений, имеющих право на оказание ВМП по квотам из федерального бюджета, расширился до 428

Перечень учреждений, в которых можно получить ВМП, утверждается Минздравом России. Первоначально это были исключительно учреждения федерального подчинения — в 2006 г. 93 учреждения, большинство из которых расположены в Москве и  Санкт-Петербурге. В 2014 г., по данным Минздрава России, перечень учреждений, имеющих право на оказание ВМП по квотам из федерального бюджета, расширился до 428, в основном за счет клиник регионального подчинения (297)2.

С одной стороны, регионализация ВМП позволяет больным получать помощь по месту жительства, с другой — такое расширение участников ВМП должно сопровождаться одновременным увеличением объемов ( т. е. числа пациентов) и финансирования ВМП, в противном случае ограниченное финансирование распределяется тонким слоем по всем клиникам, и от этого страдают в первую очередь федеральные учреждения, в которых ВМП — главная статья бюджета.

Важные мероприятия:

1 марта,
Семинар для главных врачей и специалистов по качеству медпомощи
«Проверки Росздравнадзора и внутренний контроль качества в медорганизации: как избежать ошибок»

30-31 марта,
Семинар для главных врачей и экономистов
«Оплата труда в медицинской организации»

Все мероприятия на сайте seminar.zdrav.ru

>

Как финансируется высокотехнологичная медицинская помощь?

До 2014 г. ВМП финансировалась преимущественно за счет средств федерального бюджета, затем дополнительно за счет средств бюджетов некоторых «богатых» регионов (в 2013 г. их доля в общем объеме финансирования ВМП составила около четверти).

С 2006 по 2013 г., если считать в текущих ценах, общие расходы на ВМП выросли в 7,4 раза (с 9,9 до 72,9 млрд руб.), а в постоянных ценах ( т. е. в ценах 2006 г. или за вычетом официальной инфляции — в среднем 9% в год) — только в 3,8 раза.

С 2006 по 2013 г. расходы на одного получившего ВМП больного увеличились в текущих ценах в 2 раза, а в постоянных — остались практически на уровне 2006 г.

За этот же период одновременно с ростом финансирования ВМП в 3,7 раза увеличилось и число выделенных квот (с 137,4 тыс. до 505 тыс.). В результате расходы на одного пролеченного больного увеличились в текущих ценах в 2 раза, а в постоянных — остались практически на уровне 2006 г. Вместе с тем цены на дорогостоящие расходные материалы и медикаменты росли быстрее официальной инфляции. Например, цены на медицинские услуги росли со средним темпом 11,7% в год, т. е. установленные государством тарифы на ВМП не покрывали реальной себестоимости этих услуг. Как следствие, пациентам приходилось доплачивать за операции за счет собственных средств или само медицинское учреждение изыскивало недостающие средства из других источников.

Сколько стоит один случай оказания высокотехнологичной медицинской помощи в России и за рубежом?

Следует уточнить, что в большинстве развитых стран ВМП как отдельный вид помощи не выделяется, и практически все методы лечения, которые в Российской Федерации классифицируются как ВМП, включены в специализированную медицинскую помощь. Поэтому общие расходы на ВМП в России и за рубежом сравнивать сложно, это можно сделать только по отдельным операциям.

Сравним тарифы, по которым в Российской Федерации и странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) компенсируются расходы лечебного учреждения при оказании ВМП (сравнивались тарифы с учетом всех статей затрат лечебного учреждения).

Установленный на федеральном уровне тариф одного случая АКШ в нашей стране3 в 2,7 раза меньше, чем в странах ОЭСР в среднем4 (соответственно 6,4 и 17,4 тыс. долл. США), стентирование сосудов сердца — в 2,3 раза меньше (соответственно 3,2 и 7,4 тыс. долл. США). Операция по замене коленного или тазобедренного суставов в Российской Федерации оплачивается в 1,6 раза ниже, чем в странах ОЭСР в среднем (соответственно 4,8 и 7,7 тыс. долл. США). Между тем цены на диагностические исследования и изделия медицинского назначения, которые существенно влияют на стоимость операций (например, имплантаты, кардиостимуляторы и др.), зачастую в нашей стране выше, чем в развитых странах, соответственно и тарифы должны быть не ниже.

Можно также рассчитать, насколько недофинансированы медицинские услуги в Российской Федерации по сравнению со средней стоимостью всех других товаров и услуг в стране. Это можно сделать на основании сравнения стоимости 1 евро, оцененного по паритету покупательной способности (ППС — евростандарт), в рублях по корзине только медицинских услуг в России5 и Германии6. Затем сравнить полученное значение со стоимостью 1 евро ППС в рублях по всей корзине товаров и услуг, т. е. по всему валовому внутреннему продукту (ВВП).

Расчеты показывают, что стоимость медицинских услуг внутри российской экономики по отношению к средней стоимости всех товаров и услуг занижена в 2,3 раза (26 руб. / 11,2 руб.; где 26 руб. — цена 1 евро ППС по всей корзине ВВП, а 11,2 руб. — цена 1 евро ППС только по корзине медицинских услуг). Получается, что в России нарушен баланс между стоимостью товаров и услуг различных секторов экономики.

Региональные тарифы на ВМП в зависимости от субъекта РФ в 1,3–2 раза ниже, чем федеральные

Региональные тарифы на ВМП ( т. е. те, которые устанавливаются в субъектах РФ за счет средств консолидированных бюджетов или ОМС) еще меньше федеральных. Так, в зависимости от региона они в 1,3–2 раза ниже, чем федеральные. Например, в Республике Чувашия7 стоимость эндопротезирования коленного или тазобедренного сустава составляет 120,6 тыс. руб., а на федеральном уровне — 152,4 тыс. руб., операции стентирования сосудов сердца в Липецкой области8 — 45 тыс. руб., а на федеральном уровне — около 100 тыс. руб.

Из этого следует, что тарифы на 459 видов ВМП (которые с 2014 г. финансируются из системы ОМС) будут значительно ниже федеральных и заведомо не смогут компенсировать реальные расходы учреждения на ВМП. Соответственно федеральным учреждениям неизбежно придется брать недостающие средства с пациентов.

Сколько операций высокотехнологичной медицинской помощи получают российские пациенты?

Для оценки доступности ВМП в странах Евросоюза используются объективные показатели — число наиболее распространенных и дорогостоящих операций в расчете на 100 тыс. населения и время ожидания этих операций. Практически в каждой стране ведется жесткий контроль объемов и сроков их получения, проводятся сравнения со значениями аналогичных показателей в других странах. Это позволяет управлять объемами ВМП — избегать слишком долгого ее ожидания пациентами, с одной стороны, и  пере-расхода средств на ее оказание — с другой.

Сравнение доступности ВМП в Российской Федерации проведено с  Герма-нией, а также «новыми» странами Евросоюза (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия), где уровень экономического развития, оцененный через ВВП на душу населения в год — 25 тыс. долл. ППС, близок к уровню РФ. Германия рассматривается, поскольку в этой стране сложились самые низкие сроки ожидания плановых хирургических вмешательств из всех стран Евросоюза.

Расчеты показывают9, что операций по восстановлению проходимости сосудов сердца в Российской Федерации проводят в 2,9 раза меньше, чем в «новых» странах Евросоюза, и в 4,8 раза меньше, чем в Германии. Операций по замене коленного и тазобедренного суставов — в 3,2 раза меньше, чем в «новых» странах Евросоюза, и в 8,5 раза меньше, чем в Германии. Диагностических исследований на компьютерном томографе делают в 2,7 раза меньше, чем в «новых» странах Евросоюза, и в 3,2 раза меньше, чем в Германии. Это означает, что если равняться на «новые» страны Евросоюза, то операций ВМП в Российской Федерации должно проводиться в среднем в 3 раза больше, или 1,5 млн пациентам вместо 505 тыс. в 2013 г.

При этом данные цифры не учитывают значительно бóльшую потребность российского населения в медицинской помощи по сравнению с европейскими странами. Эта потребность обусловлена худшими показателями здоровья населения в нашей стране. Так, стандартизованный коэффициент смертности от всех причин в Российской Федерации в 1,5 раза выше, чем в «новых» странах Евросоюза, и в 2,2 раза выше, чем в Германии (соответственно 1147, 792 и 545 случаев на 100 тыс. населения). Это означает, что в России бóльшие потоки больных, соответственно должны быть и бóльшие объемы медицинской помощи.

Какие сроки ожидания высокотехнологичной медицинской помощи?

Для оценки сроков ожидания плановых операций в странах ОЭСР разработана единая методика. При этом важно учитывать массу деталей, например, время, затраченное пациентом с момента обращения к врачу первичного контакта до момента непосредственного включения в лист ожидания, в т. ч. время, потраченное на сбор анализов, консультации со специалистами и др. Для каждого листа ожидания надо различать среднее (среднеарифметическое) значение времени ожидания пациентами назначенного лечения, срединное значение — срок, в течение которого 50% пациентов получили доступ к лечению, и предельное значение — срок, в течение которого 90–95% пациентов получили доступ к лечению.

В России нет единой методики определения потребности в ВМП

В России методика расчета этого показателя не установлена, так же как и нет единой методики определения потребности в ВМП. Соответственно, насколько заявки из регионов отражают реальную потребность населения в этом виде помощи, оценить невозможно. На практике же объемы ВМП, представленные в заявках, подгоняются под объемы квот, планируемых для выделения данному региону.

Правда, Минздравом России определен порядок направления и учета больных, нуждающихся в ВМП. До 2015 г. пациенты направлялись на ВМП по итогам заседания врачебной комиссии, для нее установлен срок рассмотрения документов — не более 26 дней. С 2015 г. общий нормативный срок рассмотрения документов от момента направления врачом документов в орган управления здравоохранением до решения о проведении ВМП в лечебном учреждении составляет 22 рабочих дня10. Затем, в случае наличия показаний, пациент должен пройти необходимые обследования и только потом попадает в очередь. С этого момента и начинается отсчет срока ожидания ВМП.

Минздравом России опубликованы данные о фактических средних сроках ожидания плановых операций: для взрослых — 21 день, для детей — 14 дней. При этом с момента установления необходимости ВМП может пройти до 6 мес. и более.

В самых успешных по этим показателям странах Евросоюза ситуация следующая11. Все плановые операции в Германии 75% пациентов получают в сроки до 1 мес., а 100% пациентов — в сроки до 4 мес. В Нидерландах, Швейцарии и Франции доля пациентов, которые получили назначенное плановое лечение в сроки до 4 мес., составляет 95%, а в Великобритании — 85%.

Если рассматривать конкретные виды операций, то меньшие сроки ожидания населением стран Евросоюза — для АКШ и стентирования сосудов сердца. В большинстве этих стран средние сроки ожидания составляют до 1 мес., для операций по поводу катаракты немного больше — до 1,5 мес., а для операций по замене коленного и тазобедренного сустава — от 1,5 до 3 мес.

Объяснить такую разницу в сроках ожидания ВМП в Российской Федерации и Европе можно тем, что объемы финансирования бесплатной медицинской помощи даже в «новых» странах Евросоюза в 1,5 раза больше, чем в Российской Федерации, а в «старых» странах Евросоюза — в 3,2 раза больше. Операций ВМП в расчете на 100 тыс. населения в этих странах делают в 3–8 раз больше, чем в Российской Федерации.

Какого качества высокотехнологичная медицинская помощь в России?

Часть показателей качества медицинской помощи, принятых международным медицинским сообществом (ОЭСР), в России не измеряется, а те, которые измеряются, значительно отличаются. Например, по данным Федерального фонда ОМС (ФФОМС), отклонения от рекомендаций по лечению (согласно порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи) регистрируются в каждом 6-м случае — против каждого 20-го случая в развитых странах. Септические осложнения в стационарах происходят в 2–3% случаев (только по данным летальных исходов) — против 0,8% в развитых странах. Смертность пациентов от инфаркта миокарда в стационарных условиях составляет 20% — против 6,5% в развитых странах.

Какие изменения коснулись высокотехнологичной медицинской помощи в 2014 году?

С 1 января 2014 г. согласно Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. №  326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» примерно треть методов (459 методов, которые получили название Перечня № 1) из общего перечня методов ВМП перешли в обычные специализированные методы лечения и стали оплачиваться за счет средств ОМС. А поскольку это решение не было подкреплено подзаконными нормативными актами, где было бы установлено, сколько пациентов получат эти виды помощи, по какой цене и в каких именно учреждениях, то регионы самостоятельно решали эти вопросы.

Так, по данным Счетной палаты РФ, стентирование коронарных артерий в Липецкой области в 3 раза дешевле, чем в соседней Тамбовской (соответственно 45 082 и 159 373 руб.), химиотерапия в Красноярском крае в 2,8 раза дороже, чем в Алтайском (соответственно 83 112 и 28 853 руб.).

На оставшиеся 1 тыс. методов ВМП (Перечень № 2) в 2014 г. в федеральном бюджете было заложено на 5 млрд руб. меньше, чем в 2013 г. (50,8 против 55,6 млрд руб.)12. В итоге федеральные учреждения не только потеряли часть заказа на ВМП, но и недополучили средства по оставшимся у них 1 тыс. видам ВМП. Дополнительно еще часть других статей расходов федеральных учреждений (на оказание первичной и специализированной медицинской помощи) тоже стала финансироваться за счет средств ОМС, т. е. по меньшим тарифам.

В результате этих нововведений финансирование федеральных клиник серьезно пошатнулось. Последствия не заставили себя ждать — в этих клиниках простаивают койки и не хватает средств на выплату заработной платы высококвалифицированному персоналу. Летом 2014 г. только после личного вмешательства Президента РФ  В. В. Путина было принято решение о выделении дополнительных финансов для федеральных учреждений из средств нормированного страхового запаса ОМС.

В 2013 г. дефицит системы ОМС составил 26,1 млрд руб., в 2014 г. — 55,3 млрд руб.

Следует отметить, что и сама система ОМС дефицитна: в 2013 г., по данным Счетной палаты РФ, ее дефицит составил 26,1 млрд руб., в 2014 г. — 55,3 млрд руб. А поскольку часть видов ВМП и других статей расходов федеральных учреждений, а также скорую медицинскую помощь «погрузили» в ОМС, можно ожидать одного из двух: или в  каких-то видах медицинской помощи населению будет отказано, или неизбежно упадут тарифы на услуги. И в том, и в другом случае за это придется расплачиваться пациенту.

Какие изменения ожидают высокотехнологичную медицинскую помощь в 2015 году?

С 2015 г. все виды ВМП и остальные расходы федеральных учреждений перейдут в систему ОМС. Средства на оплату по Перечню № 1 (459 методов) будут направлены через ФФОМС в территориальные фонды ОМС и далее в медицинские организации. Однако пока не приняты решения о том, какому числу пациентов и по какой цене будет оказана эта помощь, нет и никаких гарантий в ее доступности хотя бы на прежнем уровне.

Средства по Перечню № 2 (1 тыс. методов) в размере 82,1 млрд руб. будут направлены из ФФОМС в федеральный бюджет, а затем в федеральные и другие медицинские организации (которые включены в специальный перечень учреждений, утвержденный Минздравом России). Причем 77,1 млрд руб. из указанных средств будет направлено в федеральные клиники на лечение 322 тыс. пациентов. По уровню финансирования это на 40% больше, чем в 2013 г. (в связи с переходом на оплату по полному тарифу, учитывающему все статьи затрат учреждения), а по числу больных — на 5% меньше. Оставшиеся 5 млрд руб. пойдут на субсидии регионам для оказания ВМП 165,4 тыс. пациентам. Однако нормативные акты, устанавливающие эти квоты и общий объем средств, отсутствуют. По объему финансовых средств это в 3,5 раза меньше, чем в 2013 г., а по числу больных — на 1 тыс. чел. меньше. Предполагается, что регионы добавят к выделенным 5 млрд руб. недостающие средства. А найдутся ли эти средства в дефицитных бюджетах регионов — большой вопрос, поскольку дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ по программе государственных гарантий в 2013 г. составил 81,7 млрд руб. Другими словами, оказание ВМП пациентам, которые получали ее в региональных учреждениях, — не гарантировано.

Получается, что в 2015 г. ВМП реально гарантирована только для 322 тыс. пациентов, которые получат медицинскую помощь в федеральных клиниках, вместо 505 тыс. в 2013 г., получивших лечение в федеральных и региональных учреждениях13.

Справедливости ради следует отметить, что в 2015 г. запланирован рост объемов финансирования ФФОМС на 38% (с 1240 до 1712 млрд руб.). Этот рост планируется как за счет перехода от регрессивной на плоскую шкалу взимания страховых взносов (дополнительный доход — 182,5 млрд руб.), так и за счет роста на 30% поступлений из бюджетов регионов на неработающее население (с 478,3 до 617,3 млрд руб.).

Выводы

Ответив на все вышеперечисленные вопросы, можно сделать следующие выводы.

Доступность (число операций на 100 тыс. населения) ВМП в Российской Федерации в 3 раза ниже, чем в «новых» странах Евросоюза. Соответственно, если равняться на эти страны, которые так же экономически развиты, как и Российская Федерация, то операции ВМП должны проводиться не 505 тыс., а как минимум 1,5 млн пациентов в год.

Качество медицинской помощи в Российской Федерации в 3–4 раза ниже, чем в странах Евросоюза.

С 2006 г. тарифы по ВМП в постоянных ценах не выросли, и на сегодняшний день они как минимум в 2 раза занижены, в результате российским пациентам приходится доплачивать за лечение.

Управление очередностью на ВМП не соответствует международным стандартам, как следствие, не известны число реально нуждающихся в этой помощи пациентов и сроки ее ожидания.

С 2014 г. финансовое обеспечение и число больных, которые получат ВМП в федеральных учреждениях, сократились. В 2015 г. ВМП реально гарантирована только для 322 тыс. пациентов, которые получат лечение в федеральных учреждениях (вместо 505 тыс., которые имели гарантии в 2013 г.).

Что привело к такому положению вещей?

Во-первых, нехватка средств на оказание бесплатной медицинской помощи: на сегодняшний день ежегодные государственные расходы на здравоохранение РФ в 1,5 раза ниже, чем в «новых» странах Евросоюза (3,7 и 5,5% ВВП). Во-вторых, перевод финансирования федеральных учреждений из федерального бюджета в систему ОМС.

Что необходимо делать?

Не снижать, а увеличивать объемы финансирования ВМП в федеральном бюджете и сохранить жесткое квотирование этой помощи ( т. е. установить ежегодные объемы и тарифы для ВМП) для всех перечней ВМП.

Разработать и внедрить единую методику, принятую в странах Евросоюза, как для выявления пациентов, нуждающихся в ВМП, так и для мониторинга сроков ожидания этой помощи.


1Голодец: важно шире информировать о высокотехнологичном лечении в РФ // РИА Новости: сайт. URL: http://ria.ru/society/20140601/1010217157.html (дата обращения: 25.12.2014). >>вернуться в текст2Основные подходы в организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации: доклад директора Департамента организации медицинской помощи и  санаторно-курортного дела Минздрава России И. Г. Никитина // Министерство здравоохранения РФ: сайт. URL: http://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/ stranitsa-924 (дата обращения: 21.01.2015). >>вернуться в текст3Стоимость одного случая ВМП в России рассчитывается в долларах США по среднему курсу на август 2014 г. 1 долл. США — 35 руб. Данные по России представлены согласно: приказу Минздрава России от 07 февраля 2014 г. № 63н «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1278 „Об утверждении Правил финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных и автономных учреждениях за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации, в 2014 году“»; приказу Минздрава России от 10 декабря 2013 г. № 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи». К федеральному тарифу добавили 10% на амортизацию оборудования, питание пациентов и коммунальные услуги. >>вернуться в текст4Здесь и далее данные по странам ОЭСР представлены согласно отчету: Health at a Glance 2013: OECD Indicators. — OECD Publishing. — Paris. — 213 p. >>вернуться в текст5Усредненные величины для Российской Федерации представлены по Тарифному соглашению в системе ОМС Самарской области на 2014 г. (http://samtfoms.ru/pages/192/) с учетом 10-процентной надбавки на инвестиции. >>вернуться в текст6Германия выбрана как страна со сбалансированной экономикой, где цены на услуги в различных секторах экономики сбалансированы. Данные по Германии представлены за 2008 г. с учетом инфляции до 2013 г. (по данным ОЭСР: http://stats.oecd.org/Index.aspx? DataSetCode=HEALTH_STAT) согласно следующим источникам: Acute myocardial infarction and diagnosis-related groups: patient classification and hospital reimbursement in 11 European countries / R. Busse, W. Quentin et al. — Berlin: December, 2012; Appendectomy and diagnosis-related groups (DRGs): patient classification and hospital reimbursement in 11 European countries / W. Quentin, D. Scheller-Kreinsen, A. Geissler, R. Busse. — December, 2011; Childbirth and Diagnosis Related Groups (DRGs): patient classification and hospital reimbursement in 11 European countries / M. M. Bellanger, W. Quentin, S. Swan Tan. — European Observatory on Health Systems and Policies, Department of Health Care Management. — Berlin; International comparison of costs: An exploration of within- and between-country variations for ten healthcare services in nine EU member states / A. Mason, D. Epstein, P. C. Smith, R. Busse, J. Schreyögg, T. Stargadt, O. Tiemann. — January, 2007. — Deliverable 34. — Phase III. — Work Package 10. >>вернуться в текст7Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию в Чувашской Республике на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов от 30 декабря 2013 г. с последними изменениями от 27 июня 2014 г. (приложение 5.21) (http://chuvtfoms.ru/576.html). >>вернуться в текст8По данным Счетной палаты РФ (http://audit.gov.ru/press_center/news/18265). >>вернуться в текст9Сравнение произведено на основании данных базы ОЭСР OECD.Stat. Extracts. Результаты расчетов см.: Электронная медицинская библиотека «Консультант врача»: сайт // URL: http://www.rosmedlib.ru/pages/ 11steps-2.html (дата обращения: 29.12.2014). >>вернуться в текст10Приказ Минздрава России от  29.12.2014 № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы». >>вернуться в текст11Measuring and Comparing Health Care Waiting Times in OECD Countries / Ed. By L. Siciliani, v. Moran, M. Borowitz. — OECD Health Working Papers № 67. — OECD Publishing. — 40 p. (http://dx.doi.org/10.1787/ 5k3w9t84b2kf-en). >>вернуться в текст12Здравоохранение Российской Федерации. Итоги 2013 г. / Министерство здравоохранения РФ. М., 2014. 42 с. >>вернуться в текст13http://www.rosmedlib.ru/pages/ 11steps-3.html. >>вернуться в текст



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Где и как вы планируете встречать Новый год?

  • Дома 75.06%
  • В гостях 10.15%
  • В путешествии 1.55%
  • В ресторане 0.88%
  • На дежурстве 7.28%
  • 31-го определимся:) 5.08%
Другие опросы

Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль