Права граждан на информацию в соответствии с ФЗ об охране здоровья

110

Право гражданина на информацию в сфере охраны здоровья — это часть права на информацию в глобальном смысле слова как одного из столпов открытого, цивилизованного, демократического общества.

Действительно, информация — это основа взвешенного осознанного решения человека, независимо от сферы, в которой оно принимается. Следствием отсутствия информации, ее неполноты, искаженности смысла являются соответственно неправильные решения. В сфере охраны здоровья, оказания медицинской помощи (услуг) ошибочное решение — как со стороны пациента, так и со стороны медицинского работника — может повлечь за собой вред здоровью или смерть человека, т. е. тяжелейшие необратимые последствия. Именно поэтому обеспечение пациенту и медицинскому работнику возможности получения максимально полной, доступной и достоверной информации является, с точки зрения автора, одной из первостепенных задач.

Если речь идет о медицинском работнике, то полнота, доступность и достоверность информации обеспечиваются широким спектром диагностических медицинских манипуляций, а также добросовестным сбором анамнеза при установлении с пациентом терапевтического сотрудничества1.

Право гражданина на информацию в сфере охраны здоровья обеспечивается добросовестным исполнением медицинской организацией и непосредственно медицинскими организациями обязанности по информированию пациента обо всех аспектах оказания медицинских услуг, необходимому для осознанного принятия пациентом решения относительно своего здоровья.

К большому сожалению, даже в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ), который рассматривается юристами и врачами как достаточно «новый и передовой», ни в ст. 4 «Основные принципы охраны здоровья», ни в ст. 6 «Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи» не говорится о первостепенном значении информированности пациента. Вместе с тем Закон № 323-ФЗ закрепил среди прочих право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья (подп. 5 п. 5 ст. 19) и, что немаловажно, корреспондирующую праву обязанность медицинской организации эту информацию предоставить (п. 6 ч. 1 ст. 79).

Гражданин, обратившийся за медицинской помощью (услугой), обладает двумя правовыми статусами — статусом потребителя медицинской услуги и статусом пациента. В рамках каждого из них можно рассматривать право гражданина на информацию. Мы обратимся к праву пациента на информацию и рассмотрим различные его аспекты.

Право пациента на получение информации о состоянии своего здоровья

Содержание права. Право пациента на информацию о состоянии своего здоровья предусмотрено ст. 22 Закона № 323-ФЗ, суть его заключается в следующем: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в т. ч. сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания». Согласно ч. 2 ст. 70 Закона № 323-ФЗ указанную информацию доносит до пациента его лечащий врач.

Форма предоставления информации. Как правило, информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту в устной форме, кроме того, все сведения о жалобах, собранном анамнезе, результатах диагностических мероприятий, поставленном диагнозе, прогнозах заболевания должны быть занесены в медицинскую карту пациента с обязательным указанием даты, поскольку важно отследить динамику состояния пациента и обеспечить преемственность в лечении, и подписью лечащего врача.

В силу развивающейся тенденции предъявления судебных исков к медицинским организациям целесообразно после фиксации жалоб пациента получить также и его подпись с расшифровкой, чтобы за предоставленную врачу информацию пациент нес ответственность, осознавая важность этой информации для дальнейшей постановки диагноза, принятия решения о тактике лечения.

Условия предоставления информации. Как уже было отмечено выше, получение информации о здоровье — это безусловное право пациента, данному праву корреспондирует соответствующая обязанность медицинской организации. Исключением из этого правила является ситуация, когда вменяемый дееспособный пациент явно выражает свою волю не знать о состоянии своего здоровья, поставленном диагнозе, прогнозах заболевания, т. к. закон устанавливает, что информация о состоянии здоровья не может быть сообщена человеку против его воли. В этой связи интересны положения пп. 14, 29 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006), противоречащие подп. 5 п. 5 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ и устанавливающие, что информация о состоянии здоровья потребителя, методах лечения и пр. предоставляется потребителю по его требованию. Это замечательная «лазейка» для медицинских работников: не требовал — не предоставили, поскольку доказать факт, что соответствующее требование имело место, обычно невозможно. Но нужно помнить, что приоритетными являются положения федерального законодательства, а не подзаконного акта, поэтому пациент не должен просить, требовать рассказать ему о состоянии его здоровья — это первичная обязанность медицинского работника.

Лица, которым может быть предоставлена информация. По общему правилу согласно ст. 13 Закона № 323-ФЗ сведения о здоровье человека составляют врачебную тайну, поэтому в соответствии с ч. 2, 3 ст. 13, подп. 5 п. 5 ст. 19 указанного Закона пациент должен в письменной форме определить (выбрать) тех лиц, кому может быть предоставлена информация о его здоровье, и только в этом случае она может быть предоставлена кому-либо помимо самого пациента.

По-иному обстоит дело, если речь идет об информировании ближайших родственников пациента о неблагоприятном прогнозе развития заболевания, — Закон № 323-ФЗ в ч. 3 ст. 22 предусматривает, что если пациент прямо не запретил (явно не выразил свою волю) сообщать о своем состоянии родственникам (супругу, а также одному из близких родственников: детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), то такая информация может быть им передана.

Законодательство не уточняет, в каких документах пациент должен зафиксировать свою волю относительно лиц, которым может быть передана информация о его здоровье, однако устанавливает, что это должно быть сделано в письменной форме. Поэтому полагаем, определить таких лиц можно в тексте договора с пациентом или сделав соответствующую запись в медицинской карте пациента.

Право на информацию о предстоящем медицинском вмешательстве

Содержание права. Право пациента на информацию о предстоящем медицинском вмешательстве предусмотрено ст. 20 Закона № 323-ФЗ. Состав информации о предстоящем вмешательстве включает: информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Необходимо сделать акцент на том, что предоставление перечисленной информации пациенту:

1) является необходимым условием медицинского вмешательства, т. е. без этой процедуры не может быть оказана никакая медицинская услуга;

2) должно быть произведено до начала медицинского вмешательства, с тем чтобы обеспечить пациенту возможность принятия осознанного взвешенного решения, в противном случае ценность этой информации полностью нивелируется. Закон № 323-ФЗ особо акцентирует внимание на том, что в обязательном порядке информированное добровольное согласие подписывается пациентом до принятия решений:

о донорстве органов и тканей (ч. 4 ст. 47);применении вспомогательных репродуктивных технологий и суррогатного материнства (ч. 3, 10 ст. 55);об искусственном прерывании беременности (ч. 1 ст. 56);о медицинской стерилизации (ч. 1 ст. 57);

3) должно быть произведено в доступной форме максимально полно.

К сведению  Требования о получении информированного добровольного согласия начали подкрепляться санкциями государства за их невыполнение медицинскими организациями. В частности, Федеральным законом от 21.07.2014 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“» введена в действие ст. 6.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за нарушение организацией законодательства о получении информированного добровольного согласия, а именно: штрафы до 100 тыс. руб. для юридических лиц за нарушение требований законодательства о получении информированного добровольного согласия при проведении искусственного прерывания беременности.

Объем предоставляемой информации. Относительно объема информации о предстоящем медицинском вмешательстве, который необходимо предоставить пациенту, существуют различные точки зрения. Так, Г. Я. Лопатенков выделяет три модели информирования пациента2:

1. «Профессиональная» модель информирования — объем предоставляемой пациенту информации врач определяет, ориентируясь на то, как обычно это делают его коллеги. Как правило, это минимум информации. Аналогичного подхода, по-видимому, придерживаются официальные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, поскольку формы информированных согласий, которые предлагаются ими для оформления с пациентами, практически не содержат конкретных сведений о той или иной медицинской манипуляции, объем этих сведений определяется исключительно врачом.

2. Модель «разумного субъекта» — информация дается в объеме, который представляется достаточным для разумной личности, нуждающейся в информации для принятия правильного решения. Такой подход позволяет создавать достаточно универсальные протоколы информированных согласий, особенно в условиях специализированных медицинских вмешательств. В России эта модель реализуется преимущественно в частных клиниках, имеющих возможность обратиться к медицинскому юристу и совместно с врачами разработать документы, которые будут действительно выполнять задачу информирования. Что немаловажно, при такой модели можно всегда доказать, что пациенту была предоставлена информация о рисках, возможных осложнениях, альтернативных вариантах вмешательства.

3. «Субъективная» модель — означает, что информация предоставляется в виде, понятном конкретному пациенту, с учетом его возраста, интеллектуального уровня, желания получить информацию. Очевидно, что это оптимальная модель с точки зрения обеспечения права каждого человека самостоятельно принимать информированное решение относительно своего здоровья, однако слабо реализуемая в реалиях отечественной медицины даже в ближайшем будущем.

Форма предоставления информации. Закон № 323-ФЗ в ч. 7 ст. 20 определил, что информация о предстоящем медицинском вмешательстве предоставляется пациенту в письменном виде. На некоторую часть медицинских манипуляций формы информированных согласий утверждены органами исполнительной власти в сфере здравоохранения3, однако напомним, что, как правило, данные формы не отвечают требованиям Закона № 323-ФЗ — их наличия достаточно для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, но недостаточно для защиты медицинской организации в суде при рассмотрении споров с пациентами.

Лица, которым может быть предоставлена информация. В части 2 ст. 20 Закона № 323-ФЗ определены субъекты, которым предоставляется информация о предстоящем медицинском вмешательстве, это:

все вменяемые дееспособные лица старше 16 лет;один из родителей или иной законный представитель:несовершеннолетнего, больного наркоманией, не достигшего возраста 16 лет;несовершеннолетнего, не достигшего возраста 15 лет;лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;несовершеннолетнего, больного наркоманией, при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения.

Право на информацию о последствиях отказа от медицинского вмешательства

Содержание права. Достаточно распространенной является ситуация, когда пациент, начав лечение, внезапно по разным причинам отказывается от его продолжения (не видит результатов; считает, что от проводимого лечения больше вреда и осложнений, чем пользы; что есть немедикаментозные (менее травматичные, менее болезненные) способы лечения; убежден, что причина заболевания установлена неправильно, и т. д.)4.

Согласно ч. 4 ст. 20 Закона № 323-ФЗ «При отказе от медицинского вмешательства гражданину … в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа». Следует обратить внимание: не по требованию пациента, а в обязательном порядке при отказе от лечения пациент должен быть информирован о последствиях своего решения для жизни и здоровья.

Форма предоставления информации. Как показывает собственный опыт анализа медицинских карт, крайне редко встречается правильное оформление отказа пациента от медицинского вмешательства (его продолжения). В лучшем случае пациент уведомляет об этом врача, а врач просто отпускает пациента. Вместе с тем автор убеждена, что если бы медицинские работники выполняли свою обязанность по предоставлению пациенту информации о последствиях отказа от медицинского вмешательства, самих отказов было бы намного меньше.

При разработке формы отказа целесообразно предусмотреть строки для фиксации последствий отказа

Итак, согласно ч. 7 ст. 20 Закона № 323-ФЗ отказ оформляется в письменном виде, подписывается гражданином и содержится в его медицинской карте. Оптимально при разработке формы отказа предусмотреть строки для фиксации последствий отказа: во-первых, это не даст врачу забыть рассказать пациенту о последствиях и задокументировать свои слова; во-вторых, пациент будет ставить свою подпись не только под словами «Я отказываюсь», но и под текстом о последствиях своего отказа, что исключает дальнейшие возможные претензии и иски с его стороны в случае наступления негативных последствий его решения. Иначе говоря, грамотно составленный и оформленный отказ переносит ответственность за решение с клиники на пациента.

Лица, которым может быть предоставлена информация. Информация о последствиях отказа от медицинского вмешательства предоставляется тем же субъектам, что и информация о предстоящем медицинском вмешательстве (см. выше).

Право на информацию, содержащуюся в медицинских документах пациента

Содержание права. Медицинские документы могут быть запрошены пациентом как после окончания лечения, так и во время него — для получения консультаций других специалистов. Согласно ч. 4, 5 ст. 22 Закона № 323-ФЗ пациент или его законный представитель имеют право:

непосредственно знакомиться с медицинской документацией (т. е. видеть медицинскую карту своими глазами, читать ее, фотографировать, делать копии) и получать по ней консультации у других специалистов;получать по письменному запросу оригиналы медицинских документов, их копии, выписки из них.К сведению  Основы законодательства об охране здоровья граждан 1993 г. не предусматривали возможности предоставления пациенту оригинала медицинских карт, сейчас такая возможность закреплена в Законе № 323-ФЗ. Чтобы избежать дальнейших проблем со страховыми организациями, надзорными органами, обеспечить преемственность лечения в случае утраты пациентом оригинала медицинской карты, медицинской организации следует при вручении пациенту оригинала сделать копию, прошить ее (скрепить иным образом), получить на прошивке подпись пациента с указанием даты и текстом «Верность копии подтверждаю. Подпись пациента, дата». Это в т. ч. позволит в дальнейшем избежать споров с самим пациентом относительно содержания медицинской карты.

Порядок предоставления информации. Отметим, что порядок подачи запросов и сроки предоставления медицинской документации должны были быть определены Минздравом России. На сегодняшний день разработан уже не один проект приказа Минздрава России «Об утверждении оснований, порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них». Последний проект приказа размещен на сайте www.regulation.gov.ru.

Рассмотрим основные положения проекта приказа:

1. Медицинские документы, их копии могут быть получены пациентом один раз в месяц бесплатно. В остальных случаях — на платной основе. (С точки зрения автора, это прямое нарушение прав пациента на информацию и, возможно, одна из причин, почему приказ до сих пор не зарегистрирован в Минюсте России и не вступил в силу.)

2. Письменное заявление пациента о предоставлении медицинских документов (их копий) и выписок составляется в свободной форме и должно содержать:

сведения о пациенте (фамилия, имя, отчество, данные о месте жительства, реквизиты паспорта, почтовый адрес для направления письменных ответов, номер контактного телефона, электронный адрес при наличии такового);указание на медицинские документы (их копии) и выписки или сведения, отражающие состояние здоровья пациента, запрашиваемые пациентом (его законным представителем, доверенным лицом);указание на способ получения пациентом (его законным представителем, доверенным лицом) запрашиваемых медицинских документов, их копий или выписок из них (при личном обращении, по почте, в форме электронного документа);дополнительно к письменному обращению пациента прилагается копия паспорта пациента или документа, удостоверяющего личность.(С точки зрения автора, оптимально составить форму, содержащую соответствующие графы, чтобы пациент не обращался в медицинскую организацию с неправильно составленными запросами: время в этой ситуации может дорого стоить для его здоровья и жизни.)

В случае, если запрос подает законный представитель, к запросу прикладываются копии документов, подтверждающих полномочия законного представителя.

3. Выдача пациенту медицинских документов, их копий сопровождается записью в журнале выдачи медицинских документов.

4. Проект определил, что основанием для предоставления пациенту оригиналов медицинских документов является запрос иной медицинской организации. Данное положение противоречит ст. 22 Закона № 323-ФЗ, которая не содержит каких-либо ограничений для пациента на получение оригиналов медицинских документов.

5. В случае предоставления пациенту либо его законному представителю (доверенному лицу) оригинала медицинского документа в медицинской организации сохраняется его копия.

6. Сроки выдачи медицинских документов: не более 30 рабочих дней — при оказании медицинской помощи в плановом порядке; в срок, указанный в запросе, — при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной форме.

7. Копии медицинских документов заверяются на последней странице отметкой «Копия верна», подписью ответственного медицинского работника с указанием его фамилии, инициалов, должности и даты выдачи копии, а также круглой печатью, на оттиске которой должно идентифицироваться полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах (уставе).

Форма предоставления информации. К сожалению, рассмотренный выше проект приказа не отвечает на вопрос, что следует понимать под «медицинскими документами». Полагаем, что к ним следует отнести первичные медицинские документы, в т. ч. амбулаторную карту и медицинскую карту стационарного больного, и результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований. Неясно, является ли «медицинским документом» информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства (необходимо ли делать их копии при получении запроса пациента), однако ч. 7 ст. 20 Закона № 323-ФЗ определяет, что оба документа «содержатся в медицинской документации пациента», таким образом, ссылаясь на Закон, пациент может потребовать предоставления оригиналов или копии и этих документов.

Помимо собственно медицинской документации (ее копий) информация о здоровье пациента может быть получена пациентом в виде медицинской справки или медицинского заключения — такие формы предусмотрены приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений», утвердившим порядок и сроки предоставления информации о здоровье пациентов в виде медицинских справок и медицинских заключений.

В приведенной ниже таблице содержится обобщенная информация о видах документов и сроках их предоставления пациенту:

Лица, которым может быть предоставлена информация. Медицинские документы, их копии могут быть предоставлены самому гражданину либо его законному представителю (родители, попечители, опекуны, лица, действующие на основании нотариальной доверенности).

Вид документа Содержание Сроки предоставления
Медицинская справка Информация: — о факте обращения за медицинской помощью; — оказании медицинской помощи в данной медицинской организации; — факте прохождения медицинского освидетельствования, медицинских осмотров, медицинского обследования и (или) лечения; — наличии (отсутствии) заболевания, результатах медицинского обследования и (или) лечения; — освобождении от посещения образовательных и иных организаций, осуществления отдельных видов деятельности, учебы в связи с заболеванием, состоянием; — наличии (отсутствии) медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, посещения образовательных и иных организаций, осуществления отдельных видов деятельности, учебы; — проведенных профилактических прививках; — иные сведения, имеющие отношение к состоянию здоровья пациента и оказанию медицинской помощи в медицинской организации 3 рабочих дня с даты подачи запроса при предъявлении документа, удостоверяющего личность
Медицинское заключение Информация в виде: — описания проведенного обследования и (или) лечения, их результатов; — обоснованных выводов: о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания (состояния), факторов риска развития заболеваний; о наличии медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, осуществления отдельных видов деятельности, учебы; о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению; — иных сведений, касающихся состояния здоровья гражданина и оказания ему медицинской помощи 3 рабочих дня с даты подачи запроса при предъявлении документа, удостоверяющего личность

Право на информацию о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Содержание права. Согласно подп. 5 ч. 5 ст. 19 Закона № 323-ФЗ пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях. Среди всех прав пациента в сфере охраны здоровья одним из фундаментальных, обеспечивающих и гарантирующих доступность медицинской помощи, является право на информацию о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Указанному праву соответствует предусмотренная подп. 3 ч. 1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ обязанность медицинской организации «информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

Программа государственных гарантий состоит из двух уровней — федерального и регионального (территориальная программа). Закон № 323-ФЗ в ст. 80, 81 определяет перечень информации, которую должны содержать соответствующие программы. Наиболее важная для пациентов информация представлена в федеральной программе в соответствии с ч. 5 ст. 80 Закона № 323-ФЗ:

перечень форм и условий бесплатной медицинской помощи;перечень заболеваний и состояний, подлежащих лечению в рамках программы государственных гарантий;категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

Во исполнение федеральной программы государственных гарантий регионы принимают соответствующие территориальные программы. Наибольшую важность для пациентов представляет следующая информация, содержащаяся в программе в соответствии с ч. 2 ст. 81 Закона № 323-ФЗ:

перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам бесплатно;порядок и условия предоставления медицинской помощи, в т. ч. сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;порядок реализации права внеочередного оказания медицинской помощи;перечень лекарственных препаратов, получаемых пациентами бесплатно либо со скидкой;перечень медицинских организаций, участвующих в территориальной программе;объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы;перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы бесплатно.

Ознакомившись с текстом программы, пациент должен получить информацию о перечне заболеваний, лечение которых осуществляется бесплатно, порядке и сроках ожидания той или иной медицинской помощи, а также в какие медицинские организации он может обратиться. Медицинский работник должен предоставить пациенту (независимо от того, возмездно или безвозмездно получает медицинскую помощь) информацию о том, какие виды помощи он может получить для восстановления здоровья в соответствии с поставленным диагнозом (амбулаторную, стационарную, первичную, специализированную, срочную или плановую и т. д.), какие конкретно виды медицинских манипуляций могут быть проведены в рамках каждого вида медицинской помощи, какие лекарственные средства сможет получить, проходя лечение по программе.

Требование Закона № 323-ФЗ об информировании пациента о программе государственных гарантий подкрепляется п. 11 Правил предоставления платных медицинских услуг: при предоставлении платных медицинских услуг пациент должен быть информирован о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий и территориальной программы.

Порядок предоставления информации. На сегодняшний момент информирование пациентов о возможности получения медицинской помощи по программе государственных гарантий происходит путем размещения на информационных стендах медицинской организации текста федеральной и региональной программ. Вместе с тем нужно понимать, что программа государственных гарантий содержит: во-первых, юридическую терминологию, во-вторых, медицинскую, т. е. ее содержание для большинства граждан является неясным. Соответственно, формальное размещение текста нормативного акта не выполняет функцию информирования, поскольку те, кому он адресован, не могут его в полной мере воспринять, осознать, чтобы принять решение, где и в каком объеме получать медицинскую помощь.

Для достижения целей информирования текст программы государст-венных гарантий должен быть переработан

С точки зрения автора, для достижения целей информирования текст программы должен быть переработан, а именно:

непосредственно в тексте программы должны быть объяснены термины и определения (ссылок на иные нормативные акты, очевидно, недостаточно), необходимо перефразировать сложносоставные предложения, сделать их доступными для понимания обычного среднестатистического пациента, возможно, изложить сложный текст в виде блок-схем;необходимо оставить информацию, имеющую непосредственное отношение к получению пациентом медицинской помощи, исключив положения, относящиеся к исполнению органами власти и медицинскими организациями своих функций, — это перегружает и без того сложный для понимания текст;текст программы следует по возможности изложить в виде алгоритмов конкретных действий (например, исходить из видов медицинской помощи: «Если вы хотите получить санаторно-курортное лечение по программе государственных гарантий, вам следует» — и далее изложение того, какие организации ее оказывают, какие виды услуг в них можно бесплатно получить, какие лекарственные препараты при этом можно получить в рамках программы, и т. д.; либо диагнозов по МКБ-10: «Болезни органов пищеварения» — и далее в каких медицинских организациях может быть получена помощь, какие именно манипуляции проводятся в рамках программы государственных гарантий, какие лекарственные препараты могут быть получены пациентом для лечения данных заболеваний);текст переработанной программы должен быть крупным, четким, структурированным.

Очевидно, что это масштабная работа, как по срокам, так и с точки зрения привлечения специалистов, однако ее результат будет гарантировать доступность получения медицинской помощи любым гражданином, зарегистрированным в системе ОМС.

Заключение

Итак, мы рассмотрели четыре основных составляющих права пациента на информацию. Еще раз обратим внимание читателей: гражданин, обратившийся в медицинскую организацию (не имеет значения, какой формы собственности), помимо статуса пациента обладает также правами потребителя медицинских услуг. Законодательство о защите прав потребителей (Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг) содержит дополнительные требования по предоставлению информации потребителю медицинской услуги (информация об исполнителе, о лицах, которые непосредственно оказывают услуги, о стоимости услуг и гарантийных обязательствах медицинской организации, если они имеются, и т. д.). Кроме того, необходимо помнить, что с 1 января 2013 г. существуют дополнительные требования к формату предоставления этих сведений: медицинская организация обязана иметь свой сайт с определенным Правилами перечнем сведений о деятельности этой организации.

В завершение настоящей статьи необходимо отметить, что право на информацию, в особенности в том, что касается здоровья человека, — это обеспечение возможности для любого гражданина принимать решения относительно своей физической и психической неприкосновенности. Ощущение потерянности, тревожность, неуверенность в себе — именно так чувствуют себя пациенты, которые, находясь в стрессовой ситуации болезни, не имеют полной, достоверной и доступной их пониманию информации о собственном здоровье. В конечном счете право пациента на информацию — это право, которое охраняет суверенитет человеческой жизни и личности. Поэтому так необходимо, чтобы об этом помнили те, от кого зависит здоровье и жизнь пациентов и кто сам таковым потенциально является.

Права граждан на информацию в соответствии с ФЗ об охране здоровья


1 Термин «терапевтическое сотрудничество» указан в ст. 7 Этического кодекса российского врача (утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 г.) и, с точки зрения автора, является емким для определения сущности взаимоотношений врача и пациента. >>вернуться в текст2Лопатенков Г.Я.  Ваше право, доктор. Очерки врачебного правопонимания. СПб.:, 2004. 360 с. >>вернуться в текст3 См.:  Салыгина Е.С.  Подробное информированное согласие на бумаге и в жизни // Правовые вопросы в здравоохранении. 2013. № 8. С. 60–69. >>вернуться в текст4 Тема информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство рассматривалась автором на страницах журналов «Правовые вопросы в здравоохранении», «Заместитель главного врача», «Здравоохранение» в 2013—2014 гг. >>вернуться в текст



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×