Конкурс с ограниченным участием для медицинских учреждений

129

Обобщен и систематизирован опыт контрактных управляющих медицинских учреждений, применявших в первом полугодии 2014 года конкурсы с ограниченным участием.

Одним из верных направлений развития законодательства в сфере закупок стало увеличение числа способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Закон о контрактной системе, таким образом, должен был «избавиться» от недостатка, приписывавшегося прежде Закону № 94-ФЗ – отсутствия разнообразия таких способов. И действительно идея закупать множество товаров, работ, услуг с помощью трех конкурентных способов выглядела не слишком эффективной.

В ч. 2 ст. 24 Закона о КС таких способов упомянуто уже десять, что в целом положительно. Однако не стоит забывать и о том, что для каждого способа необходима разработанная методика его применения. А в этой части пока достаточно много вопросов и затруднений.

В числе новых способов определения поставщиков, (подрядчиков, исполнителей) находится конкурс с ограниченным участием.

Конкурс с ограниченным участием – конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона о КС)

Одной из отличительных особенностей способа является обязательное наличие дополнительных требований к участникам закупок (указание на это как в определении, так и в требованиях ч. 4 и 5 ст. 56 Закона о КС). Посредством установления дополнительных требований должна была разрешиться ещё одна концептуальная проблема Закона № 94-ФЗ – доступ к крупным и особо «ответственным» закупкам недостаточно квалифицированных, не имеющих опыта участников закупок. По замыслу законодателя теперь прийти в такую закупку, имея «из оборудования только шариковую ручку», стало невозможно.

Сфера применения

Среди тех проблем использования конкурса с ограниченным участием, что уже выявились, прежде всего, стоит указать на сферу его применения. Из-за дополнительных требований к участникам, уменьшающих их количество, сфера применения способа существенно ограничена.

Часть 2 ст. 56 Закона о КС устанавливает закрытый перечень случаев использования конкурса с ограниченным участием:

  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера, которые способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;
  • выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Нетрудно заметить, что второе основание сформулировано вполне конкретно, в отличие от первого, которое требует дополнительного уточнения с помощью перечня товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1089).

Основания для проведения конкурса с ограниченным участием:

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

1. Выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;

2. Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации;

3. Выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии;

4. Выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса;

5. Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления;

6. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн рублей.

Основания, поименованные в пунктах 1–4 и отчасти в пункте 6, действительно имеют технически сложный или инновационный характер – они связаны с ядерной энергетикой или особыми условиями выполнения строительных работ и не применяются медицинскими учреждениями.

Товары и услуги, указанные в пункте 5, вероятно, были включены в перечень из-за своей социальной значимости. Здесь можно проследить преемственность с требованиями норм Закона № 94-ФЗ. В частности, ч. 4.3 ст. 10 Закона № 94-ФЗ устанавливала возможность проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме для аналогичных товаров, услуг и групп заказчиков. Так нормативно закреплена специальная, требующая всесторонней оценки природа таких закупок.

Нетрудно заметить и то, что формулировки пунктов 5 и 6 были заимствованы законодателем из принятого ранее распоряжения Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р, утвердившего Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Перечислим вопросы, которые уже возникли перед контрактными управляющими (специалистами контрактной службы) медицинских учреждений.

1. Если учреждение высшего профессионального образования (например, медицинский университет) приобретает партию продуктов питания (например, сливочное масло) на сумму 5000 руб., обязательным ли является использование конкурса с ограниченным участием?

Очевидно, что проведение торгов при такой малой сумме закупки, тем более в столь методически непростой форме, как конкурс с ограниченным участием, скорее вызовет дополнительные необоснованные затраты со стороны заказчика, нежели приведёт к повышению эффективности закупки. Однако требования ч. 2 ст. 56 Закона о КС носят императивный характер: «…проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если…». Поэтому на первоначальном этапе применения Закона о КС и Постановления № 1089 возникала масса вопросов относительно того, как же поступить упомянутому в примере заказчику.

До 04.06.2014 года заказчики и контрольные органы руководствовались совместным письмом Минэкономразвития России и ФАС России от 21.02.2014 г. № 3422-ЕЕ/Д28и и АЦ/6139/14. В данном письме была изложена позиция, в соответствии с которой проведение конкурса с ограниченным участием является правом заказчика. Действительно положения, например, ч. 3 ст. 59 Закона о КС позволяют заказчику осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в Перечень № 2019-р (т. е. и те закупки, которые поименованы в Постановлении № 1089).

Законом № 140-ФЗ ст. 56 Закона о КС была дополнена ч. 2.1, которая однозначно отвечает на поставленный вопрос: «Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона о КС, с учетом требований данного закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о КС в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием».

Тем не менее, многие заказчики уже успели избрать для проведения конкурс с ограниченным участием даже при незначительных НМЦК. Так, Официальный сайт обнаруживает более 1400 записей о таких конкурсах с НМЦК до 50000 руб., более 600 – с НМЦК до 10000 руб., более 400 – с НМЦК до 5000 руб. .

Выводы: указанный в примере заказчик вправе выбрать конкурс с ограниченным участием или иной способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учитывая, разумеется, иные требования Закона о КС.

2. Вправе ли муниципальный заказчик провести конкурс с ограниченным участием, закупая работы по строительству детского сада с НМЦК 200 млн рублей?

Этот вопрос возник из лингвистической неопределенности формулировки оснований для проведения конкурса с ограниченным участием (п. 6 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089). И действительно из прочтения указанного пункта неясно, относятся ли ценовые ограничения ко всем строительным работам или только к работам, относящимся к «особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, а также искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения».

В письме Минэкономразития России и ФАС России от 07.05.2014 года № 10194-ЕЕ/Д28и и АЦ/18475/14 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных» отражена позиция указанных ведомств, согласно которой для использования конкурса с ограниченным участием необходимо соблюдение обоих условий: и объект должен носить специальный характер (особо опасный, технически сложный и пр. ), и НМЦК должна соответствовать заявленным уровням.

Таким образом, заказчику, несмотря на высокую НМЦК, придётся воспользоваться исключительно электронным аукционом, так как детский сад не относится к специальной категории объектов 

Можно отметить, что до появления описанных разъяснений сложилась иная практика использования конкурсов с ограниченным участием: независимо от типа объекта. При этом территориальными органами ФАС не фиксировался в качестве нарушений выбор этого способа определения поставщика или этот вопрос вовсе не рассматривался .

Во всех перечисленных случаях НМЦК превышала установленные Постановлением № 1089 пределы, однако объекты строительства не носили специального характера, то есть, выполнялось только одно из двух условий выбора конкурса с ограниченным участием.

При этом имеется и иная, согласующаяся с упомянутым разъяснением, практика : Определенные вопросы вызывает и термин «группировка», примененный в п. 6 Перечня, утверждённого Постановлением № 1089. О какой именно группировке идет речь? В ходе рассмотрения Красноярским УФАС дела № 103 заявителем было обращено внимание на весьма примечательный факт:

«…Ссылаясь на то, что работы по капитальному ремонту включены в ту же группировку, что и работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства (группировка 45 «Работы строительные» «ОК 034-2007 …), заказчик предполагает, что …, данные работы можно включить благодаря формулировке «…а также работ, включенных в эту группировку…». Однако указанный выше классификатор продукции по видам экономической деятельности указывает, что 45 «Работы строительные» – это класс, а не группировка…»

Выводы: вероятно, стоит ожидать формирования единообразной практики, согласно которой конкурс с ограниченным участием станет проводиться лишь при соблюдении обоих условий, установленных Постановлением № 1089. Заказчикам можно рекомендовать придерживаться именно таких взглядов.

Дополнительные требования к участникам закупки

Одной из отличительных черт конкурса с ограниченным участием является необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки. Стоит отдельно выделить, что ч. 2 ст. 31 Закона о КС установлен исчерпывающий перечень таких требовании. Однако на данный момент Постановлением № 1089 конкретизированы лишь два из четырех видов требований:

  • наличие опыта исполнения контракта, договора;
  • наличие собственного и (или) арендованного оборудования и других материальных ресурсов.

Таким образом, на сегодняшний день установление требований к наличию финансовых ресурсов и необходимого количества специалистов и иных работников невозможно.

Вместе с тем под опытом исполнения стоит понимать как опыт исполнения государственных (муниципальных) контрактов, так и опыт исполнения иных договоров, заключавшихся, например, с частными компаниями. В этой части прослеживается преемственность норм: аналогичным образом требование к опыту в рамках Закона № 94–ФЗ было установлено к участникам аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

Остаётся не до конца определённым и вопрос о том, все ли требования одновременно обязан установить заказчик или он вправе выбрать из утвержденного перечня необходимые ему. С одной стороны, ч. 4 ст. 31  Закона о КС утверждает, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о КС дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. С другой стороны среди дополнительных требований установлено требование к наличию «прав на результаты интеллектуальной деятельности», которое, очевидно, не будет актуально при закупке, например, продуктов питания.

Также интересный вопрос насколько заказчик вправе конкретизировать требования к наличию опыта исполнения контрактов.

Так, при закупке, например, мяса говядины может ли быть установлено требование к опыту поставок именно говядины, а не продуктов питания вообще? К сожалению, опыт споров по этому вопросу пока невелик. Комиссия Томского УФАС в решении по делу № 03-10/60-14 от 12.05.2014 «высказалась» в пользу такой конкретизации, однако это всего лишь единичное решение, и позицию иных контрольных органов и судов на сегодняшний день предугадать затруднительно.

При этом, как указывает ч. 4 ст. 56 Закона о КС «…дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием». В решении УФАС по Республике Дагестан № 168К-2014 от 23.04.2014 г, в частности, отражено мнение, что требования и критерии могут иметь сходный характер, но не должны совпадать полностью: «…требования «наличие опыта исполнения одного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20 % НМЦК» отлично от содержания применяемого … критерия оценки заявок «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние 5 лет…».

>

Документы, которые подтверждают соответствие дополнительным требованиям

Не последнюю роль играют и документы, с помощью которых участники закупки подтверждают свое соответствие дополнительным требованиям. Постановление № 1089 утвердило перечень таких документов. Существующие вопросы относительно этого перечня заключены в следующем.

1. Каким образом должно быть истолковано понятие «акт (акты) выполненных работ»?

Действительно Постановление № 1089 указывает лишь на акт выполненных работ как на документ, подтверждающий факт выполнения обязательств. Однако по смыслу ст. 753 ГК РФ акт выполненных работ применим исключительно к приёмке работ. Как в таком случае должен поступить участник, участвующий в закупке, например, продуктов питания?

Упомянутое выше решение Томского УФАС содержит мнение и о том, что под актом стоит понимать более широкий спектр документов, в том числе накладную по форме «Торг-12», а также иные документы. Можно полагать, что в отсутствие иных нормативных требований и практики применения Постановления № 1089 такое мнение будет превалирующим.

2. Кем и в каком порядке должны представляться инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной по форме ОС-6?

По смыслу требований Постановления № 1089 такие карточки должны подтверждать наличие у частника закупки объектов основных средств. Согласно требованиям постановления Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" карточки по форме ОС-6 «применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации». Как же должен поступить участник закупки, не являющийся организацией, например, индивидуальный предприниматель, не обязанный вести учёт основных средств с использованием карточек по форме ОС-6?

Комиссия УФАС по Амурской области в решении по делу № ЖМ-23/2014 от 14.03.2014 г. указала на то, что «независимо от организационно правовой формы участника закупки, дополнительные требования едины для всех участников закупки. Принимая решение об участие в указанном конкурсе ИП … должен был предвидеть последствия не предоставления обязательных документов и сведений, … вне зависимости от того предусмотрено ли иными нормативно правовыми актами РФ обязательное ведение таких документов».

Однако такое решение нельзя считать однозначным и неоспоримым. Можно полагать, что практика применения Постановления № 1089 в этой части будет меняться.

Безусловно, конкурс с ограниченным участием необходим системе госзакупок (и в частности медицинским учреждениям) как способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), наиболее полно учитывающий требования к участникам закупок. Однако несовершенство нормативной базы на данный момент существенно затрудняет его применение, делает его рискованным для заказчика.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×