Закупка медицинских изделий (практика УФАС России в 2014 году)

601

Обзор решений УФАС России, принятых по жалобам участников закупок на поставку медицинских изделий, по «новому» Закону о контрактной системе.

Анализ практики показал, что многие жалобы подаются на объединение в одном лоте технологически и функционально не связанных товаров, что приравнивается к нарушению п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС. При этом, как известно, данному нарушению буквально посвящена ч. 3 ст. 17 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), которая устанавливает запрет на включение в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров. Кроме того, как неоднократно отмечал автор в других статьях, понятие технологической и функциональной взаимосвязанности товаров законодательно не установлено.

Понятие технологической и функциональной взаимосвязанности товаров законодательно не установлено.

Пункт 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Поэтому участникам при обжаловании закупочной документации правильнее ссылаться на установление заказчиком требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, на что буквально указано в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС, а не на объединение технологически и функционально не связанных товаров в одном лоте. Отметим, что похожая формулировка имелась и в ч. 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ, со ссылкой на которую принималось множество решений УФАС России. При этом анализ практики показывает, что ограничение количества участников закупки должно быть доказано.

Итак, рассмотрим решения и обобщим выводы УФАС.

Доводы жалоб об отсутствии технологической и функциональной взаимосвязанности товаров, входящих в предмет закупки, не соотносятся с буквальным содержанием п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, но рассматриваются УФАС.

Из формулировки  п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС видно, что ни о какой взаимосвязанности товаров в нем не говорится и не содержится запрета на включение в предмет закупки таких товаров.

Тем не менее, жалобы с такими доводами подаются повсеместно.

Так, по одной из таких жалоб, 19 февраля 2014 г. Курганским УФАС России было вынесено Решение № 05-02/23-14, которым она была признана необоснованной.

Жалоба участника была подана на положения документации о закупке, в которой при описании объекта закупки в техническом задании на поставку расходных материалов и изделий медицинского назначения для стационара круглосуточного пребывания указывались разноименные группы товаров – инструменты колющие (шприцы), дезинфицирующие средства, перевязочные средства, стерилизационные товары, товары для рентгенкабинетов, что, по мнению заявителя, противоречит ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Отказывая в удовлетворении жалобы, Курганское УФАС указало следующее: «все товары, указанные в техническом задании документации о закупке, являются изделиями медицинского назначения и сгруппированы по принципу их функциональной и технологической взаимосвязи в целях возможности обеспечения непрерывного процесса оказания медицинской помощи в стационаре. Наличие всего комплекса изделий медицинского назначения обязательно для непрерывного процесса оказания медицинской помощи в стационаре. Отсутствие поставки какого-либо из изделий может нарушить процесс оказания медицинской помощи как единой технологической цепочки. Таким образом, разбивка сформированного аукциона является не только нецелесообразной, но и может привести к снижению качества оказываемой больницей медицинской помощи.

Из Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик в зависимости от своих потребностей самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации об аукционе требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) с учетом специфики деятельности в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

В указанном выше аукционе объектом закупки являлись расходные материалы и изделия медицинского назначения для стационара круглосуточного пребывания, в том числе, бинт нестерильный, вата хирургическая, кожный антисептик, нить синтетическая моноволоконная, устройство полимерное для переливания крови, шприцы одноразовые стерильные, устройство к дозатору шприцевому, перчатки латексные смотровые, пакеты бумажные для паровой стерилизации, антибактериальные коврики, индикаторы паровой стерилизации, дезинфицирующие средства, жидкое мыло, водорода пероксид и другие. Указанные выше товары имеют функциональную связь, обусловленную достижением одной цели – обеспечение непрерывного процесса оказания качественной медицинской помощи в стационаре. Включение в объект закупки перечисленных изделий установлено исходя из потребностей в высокоэффективном, качественном и своевременном оказании населению медицинской помощи в стационаре для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Это свидетельствует о допустимости указания данных расходных материалов и изделий медицинского назначения в качестве объекта закупки в техническом задании аукционной документации».

Тем самым фактически дан «зеленый свет» для укрупнения лота «без ограничений» и участия в таких аукционах крупных поставщиков (сразу всех изделий).

Заслуживает также внимания решение УФАС по республике Бурятия от 15.05.2014 по делу № 04-50/123-2014, которым была признана необоснованной жалоба участника, который, ссылаясь на ст. 33 Закона о контрактной системе, указывал, что заказчиком по электронному аукциону на оказание услуг по комплектации и монтажу медицинского оборудования в предмет электронного аукциона были включены товары, имеющие разное потребительское значение и которые могут использоваться раздельно без какого-либо ущерба для качества и целевого назначения товаров (медицинское оборудование и услуги по комплектации и монтажу).

Участник посчитал, что этим нарушаются требования Закона о КС, а также ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, и просил обязать заказчика привести документацию в соответствие с Законом о контрактной системе.

Заказчик в возражениях указал, что «предметом контракта является оказание услуг по комплектации и монтажу, и перечень медицинского оборудования определен локальными сметными расчетами, которые утверждены на основании утвержденной проектной документации на строительство больницы. Заказчик, указывая перечень медицинского оборудования, основывается на проектном решении, отклонение от которого будет нарушением ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, следовательно, заказчик вправе предусмотреть оказание услуг по комплектации и монтажу оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства».

Оценив доводы сторон, Бурятское УФАС указало, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе «заказчиком, уполномоченным органом используются при описании объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ. Нарушение требований ст. 33 Закона о контрактной системе не усматривается».

При этом Комиссия Бурятского УФАС дала оценку также доводам жалобы о нарушении заказчиком ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, не усмотрев нарушений, указав, что: «поскольку предметом торгов является оказание услуг по комплектации и монтажу медицинского оборудования, а в техническом задании содержатся требования к медицинскому оборудованию, которое технологически и функционально связано с предметом торгов, то нарушение ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ не усматривается».

Таким образом, также допускается объединение в предмете закупки поставки медицинского оборудования и услуг по его установке и монтажу.

Объединение в предмете закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Ростовским УФАС России в Решении от 11.02.2014 по делу № 219/03 указывается, что объединение в один лот лекарственных средств и изделий медицинского назначения ограничивает круг участников закупки, так как эти товары являются технологически и функционально не связанными. Более того, участник закупки «должен обладать лицензией на фармацевтическую деятельность на поставку лекарственных препаратов. Для поставки изделий медицинского назначения (хирургические перчатки, шприцы, пеленки) такой лицензии не требуется».

Соответственно, действительно получается, что если при укрупнении предмета закупки для поставки части товара требуется лицензия, а для поставки другой части – нет, можно говорить об ограничении количества участников закупки и нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС, так как принять участие в закупке участники, не имеющие лицензий, не смогут.

Таким образом, учитывая положения о лицензировании, не следует объединять в одном лоте лекарства и медицинские изделия.

Отсутствие запрета в аукционной документации на привлечение соисполнителей по «укрупненному» лоту дополнительно свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

Московским УФАС России 16 апреля 2014 г. было вынесено решение о признании жалобы одного из потенциальных участников по делу № 2-57-2012/77-14 на документацию электронного аукциона на право заключения контракта на закупку медицинского оборудования для пациентов с заболеваниями сердца и сосудов, необоснованной.

Ключевым в жалобе также являлся довод о нарушении при описании объекта закупки п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС: в состав лота включено технологически и функционально не связанное оборудование. Согласно технической части документации в одну закупку были включены аппарат медицинский наркозно-дыхательный высокого класса с газоанализатором и модульным операционным монитором, аппарат искусственной вентиляции, велоэргометрический комплекс на базе электрокардиографа, стресс-система с тредмилом и др.

Заказчик в возражениях на жалобу указал, что «включение в один лот медицинского оборудования и стресс-систем обусловлено потребностью заказчика» и оборудование, заявленное к поставке, «необходимо для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, перегородок сердца, анализа мониторинга органов дыхания, мониторинга ЭКГ».

Как уже было сказано, жалоба была признана необоснованной.

Интересным по данному делу представляется следующий вывод УФАС Москвы: «отсутствие в аукционной документации запрета на привлечение соисполнителей также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки».

Таким образом, получается, что заказчик может «укрупнять» лот, при этом разрешая привлечение соисполнителей.

Также интересно решение Омского УФАС от 01.01.2014 № 03-10.1/102-2014, позволяющее сделать вывод, что описание объекта закупки, не устанавливающее конкретных параметров товара, признается некоторыми УФАС правомерным.

Так, заявитель в жалобе на положения документации по аукциону на поставку изделий медицинского назначения указал следующее: «В соответствии со ст. 33 Закона о КС “Правила описания объекта закупки” документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ).

В противоречие данной норме Закона о КС заказчик в пунктах описания перчаток, указывая вместо размерного ряда, принятого в обращении на рынке медицинских перчаток, как например числовые условные размеры с 6,0 по 10 или буквенный размерный ряд XS (очень маленькие) до XL (очень большие), указал параметр – “ … размер по заявке …”, тем самым не позволяя участнику указать в первой части своей заявки – “конкретные показатели товара”, чем нарушает действующее законодательство».

С данным доводом заказчик не согласился и возразил касаемо размера перчаток, что заявка на поставку товара складывается в зависимости от фактической потребности учреждения, учитывая работающий персонал (у всех руки разные). Перспективная потребность товара складывается из нужд больницы, а не из наличия продукции на складе поставщиков.

Комиссия Омского УФАС указала, что «из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе следует, что трое участников размещения заказа согласны осуществить поставку перчаток, в частности перчаток нитриловых и хирургических для ортопедии, именно на тех условиях, которые были установлены заказчиком в документации об электронном аукционе. Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что установленные в документации об электронном аукционе требования к перчаткам не влекут за собой ограничение количества участников закупки, в связи с чем, жалоба признается необоснованной».

В контракт обязательно включается условие об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта.

В рамках ранее указанного дела № 219/03 Ростовским УФАС проводилась также проверка всей документации на закупку. Несоответствующим ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе было признано условие проекта контракта, устанавливающее, что заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату поставляемого товара, связанную с несвоевременными поступлениями денежных средств.

Необходимо отметить, что согласно ч. 4 ст. 34 Закона о КС в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, автор обращает внимание заказчиков на недопустимость таких условий контрактов. При наличии таких условий поставщики могут смело жаловаться в УФАС.

В документацию обязательно включается информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.

Данная обязанность установлена п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и на нарушение данной нормы указала Комиссия Омского УФАС России при проведении проверки всей закупки в рамках вышеуказанного дела № 03-10.1/102-2014: «в нарушение указанной нормы Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, разработанная заказчиком и размещенная на официальном сайте, не содержит вышеуказанной информации».

В связи с этим автор еще раз обращает внимание заказчиков на необходимость установления таких условий.

В рамках настоящей статьи нельзя обойти стороной вопрос о необходимости указания участниками в первой части заявки наименования производителя или наименования места происхождения предлагаемого к поставке медицинского изделия, как того требует закупочная документация, так как большое количество жалоб участников связано именно с этим аспектом. Жалобы свидетельствуют об отсутствии понимания у участников, какие сведения необходимо должны содержаться в первой части заявки при указании такой информации.

В свою очередь можно сказать, что УФАС России выработали по этому вопросу единый подход.

Согласно практике УФАС России указания страны происхождения товара – Россия, Китай и др., в заявке на поставку медицинского изделия недостаточно, если нет доказательств, что наименование страны имеет государственную регистрацию в качестве наименования места происхождения товара.

Указание наименования производителя должно быть с указанием организационно-правовой формы (ООО, ЗАО и пр.) и собственно наименования юридического лица (если производитель юр. лицо). Тем не менее ФАС России считает, что указания страны достаточно.

В Решении Красноярского УФАС России от 05.05.2014 № 302 (оценивались заявки, где была указана только страна) говорится следующее: «в заявке участника не указан производитель или место происхождения товара по всем позициям. Согласно положениям п. 1 и 2 ст. 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерным для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (ст. 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара. Положения п. 1 ст. 1516 ГК РФ соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом данного пункта. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом производства. Из указанного определения наименования места происхождения товара следует то, что основной отличительной функцией наименования места происхождения товара является функция, которая позволяет покупателю отождествлять указанный товар с конкретным местом (местностью) его производства. Согласно п. 1 ст. 1518 ГК РФ лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляются исключительное право использования этого наименования, удостоверяемое свидетельством, при условии, что производимый этими лицами товар отвечает требованиям п. 1 ст. 1516 ГК РФ. Таким образом, наименование места происхождения товара может быть только зарегистрированными в установленном порядке словесными, изобразительными, объемными и другими обозначениями происхождения товара от конкретной местности».

В Решении УФАС России по Сахалинской области от 14.04.2014 по делу № 214/14 сделан такой вывод: «указание в первой части заявки страны происхождения товара не является указанием на место происхождения товара в понимании ст. 1516 ГК РФ. Доказательств того, что указание в качестве наименования места происхождения товара – страны происхождения имеет государственную регистрацию, обществом не представлено. Учитывая изложенное, аукционная комиссия обоснованно признала не соответствующей требованиям документации об аукционе первую часть заявки общества».

Комиссия Омского УФАС России поддержала вышеуказанные доводы также в Решении от 02.01.2014 по делу № 03-10.1/107-2014 г. указав: «С реестром Российских наименований мест происхождения товаров можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) (http://www.fips.ru/cdfi/reestr rimp.htm).

Исходя из вышеназванных норм, указание страны происхождения товара не может считаться указанием наименования места происхождения товара, поскольку нельзя идентифицировать товар, как происходящий с территории определенного географического объекта, связанного с местом его производства или с определенным производителем предлагаемого товара».

Также в Решении Омского УФАС России № 03-10.1/102-2014 от 01.01.2014 указано, что «в силу ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Статьей 1473 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Вышеуказанное поддерживается и Костромским УФАС России в Решении № 12-10-50/50 от 29.04.2014.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль