Тенденции в закупках медицинских изделий для диагностики инфекционных заболеваний

41

Ограничить конкуренцию с помощью технического задания очень легко, указав в нем конкретные технические характеристики того товара, который предполагается закупить. За этим могут последовать санкции контрольных органов. 

Препараты для диагностики инфекционных заболеваний, включая питательные среды, широко используются учреждениями здравоохранения, центрами гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, учреждениями ветеринарной службы и другими муниципальными и государственными учреждениями [1–3].

Начиная с 2006 г., порядок приобретения диагностической продукции этими учреждениями был регламентирован Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

С января 2014 г. вступил в действие новый Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

  • планирования закупок товаров, работ, услуг;
  • определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • заключения гражданско-правового договора;
  • особенностей исполнения контрактов;
  • мониторинга закупок товаров, работ, услуг.

В настоящее время в сфере закупок бюджетные учреждения для обеспечения работ по внебюджетной деятельности начали широко применять Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Для использования его в работе учреждение должно разработать, а учредитель бюджетного учреждения – утвердить «Положение о закупках», которое должно быть размещено в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как показывает практика применения Закона № 223-ФЗ, он предполагает несколько большую экономическую свободу для заказчика, чем Закон № 44-ФЗ.

Так, например, в «Положении ФБУН ГНЦ ПМБ» указано, что «заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса котировок в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 1 000 000 (один миллион рублей)». Процедура запроса котировок не является торгами, и ее проведение не регулируется ст. 447–449 ч. 1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и не является публичным конкурсом. Проведение запроса котировок не регулируется ст. 1057–1061 ГК РФ и не накладывает на заказчика обязательства по обязательному заключению договора с победителем запроса котировок или иным его участником.

Права заказчика достаточно сильно защищены: «заказчик вправе на любом этапе отказаться от проведения запроса котировок, разместив извещение об отказе от проведения запроса котировок в единой информационной системе».

С момента начала действия Закона № 94-ФЗ сложились различные «эффективные» схемы проведения государственных закупок, крайне выгодные для коррумпированных должностных лиц и соответствующих «расторопных» поставщиков, подрядчиков и других участников размещения заказов. Новый Закон № 44-ФЗ содержит теоретически актуальные положения о мониторинге процесса закупок и контрольных мероприятиях, преследующих цель осуществления надзора за соблюдением законодательства. Однако вряд ли они будут действовать надлежащим образом, поскольку даже новый закон бессилен относительно следующих нарушений.

Нередко встречаются случаи участия в процедурах закупок аффилированных лиц, тогда как при подаче заявок на участие в аукционе или конкурсе участник размещения заказа заявляет об отсутствии у него аффилированных (дочерних) компаний. Юридическим лицам, выполнившим все условия, установленные организаторами аукциона для допуска к нему, не может быть отказано в участии в торгах по причине их аффилированности между собой (отнесения к одной группе лиц). Однако следует иметь в виду, что в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах либо к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Поэтому если в результате действий аффилированных лиц (лиц, входящих в одну группу) при участии в торгах этот запрет был нарушен, то торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (п. 1 ст. 449 ГК РФ). Признание торгов недействительными согласно п. 2 ст. 449 ГК РФ влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Несмотря на картельный характер работы некоторых компаний, на рынке питательных сред действительно складываются рыночные отношения. Нами проведен анализ 1500 тыс. процедур закупок питательных сред в 2011–2014 гг. на общую сумму около 800 млн руб. (табл. 1).

Как видно из представленных данных, среднее снижение цены на аукционах составляло 16%. А в 2014 г. оно выросло до 25%. Эти данные могут свидетельствовать о том, что в течение последних лет конкуренция на рынке питательных сред растет.

Таблица 1

Данные по государственным закупкам питательных сред в 2011–2014 годах

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год (6 месяцев)

Число анализируемых аукционов

310

428

321

458

Общая сумма контрактов, млн руб.

185

235

212

193

Среднее снижение цены, %

16

19

23

25

Одной из причин значительного уменьшения цены от начальной минимальной цены является неправильное формирование начальной цены. Анализируя цены, можно увидеть, что иногда начальная цена устанавливается в два раза выше, чем, скажем, заводские цены. Имеются примеры, когда в результате торгов цена контракта уменьшалась более чем на 50% (табл. 2).

Таблица 2

Изменение начальной минимальной цены контракта в ходе проведения аукционов по закупке питательных сред

Организация

Начальная цена контракта, тыс. руб.

Процент снижения, %

ФБУЗ «ЦГиЭ в Ямало-Ненецком автономном округе»

312

65

ФБУЗ «ЦГиЭ в Удмуртской Республике»

556

64

ФБУЗ «ЦГиЭ в Республике Мордовия»

499

63

ФБУЗ «ЦГиЭ в Ямало-Ненецком автономном округе»

122

56

ФБУЗ «ЦГиЭ в Ставропольском крае»

2449

50

ФБУЗ «ЦГиЭ в Московской области»

10 061

49

ФБУЗ «ЦГиЭ в Московской области»

16 867

49

Представляет интерес рассмотреть результаты одного аукциона по закупке иммуноферментных тест-систем. Организатором аукциона по поставке наборов диагностических для иммуноферментного выявления антител к ВИЧ 1,2 и антигена р24 ВИЧ-1 выступало управление государственного заказа Амурской области. Начальная цена контракта составила 1 149 540 руб., в аукционе участвовали 9 организаций, окончательная цена – 229 907 руб., снижение цены – 80%. Победителем данного аукциона стала компания ООО «МПБА диагностика».

 Одной из основных задач в рамках реализации Закона № 44-ФЗ является составление технического задания на закупку медицинских изделий. Законом не регламентировано содержание технического задания, но оно в любом случае должно быть детальным, подробным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика.

При составлении технического задания заказчику следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  • описание потребностей заказчика должно носить объективный характер;
  • формулировки задания должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, типовыми (унифицированными), соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству;
  • задание не должно предусматривать для поставщика больше рисков и обременений, чем для заказчика, поскольку это грозит завышением цены участниками или вообще их отказом от подачи заявок.

На практике часто все выглядит иначе – техническое задание заменяется описанием объекта закупки, в состав технического задания включаются состав питательных сред, фасовка, гранулированность. Все эти характеристики могут указать на единственно возможного производителя. Данное ограничение конкуренции помогает приобретать необходимый лабораториям товар, но является нарушением антимонопольного законодательства.

Рассмотрим в качестве примера составление технического задания на закупку среды ЭНДО.

Параметр

Правильно

Неправильно

Назначение

Питательная среда предназначена для выделения энтеробактерий

Питательная среда

Состав

Питательная основа от 13 до 25 г/л, агар-агар от 10 до 14 г/л, дрожжевой экстракт, натрия хлорид, натрия сульфит, натрия фосфат двузамещенный, лактоза, фуксин основной

Панкреатический гидролизат рыбной муки 17 г/л, дрожжевой экстракт 3 г/л, натрия хлорид 7 г/л, натрия сульфит 1,5 г/л, натрия фосфат двузамещенный 2 г/л, лактоза 7 г/л, фуксин основной 8 г/л, агар 24 г/л.

Фасовка

От 250 до 500 г

500 г

Доставка

В течение 30 дней с момента заключения государственного контракта; с соблюдением температурного режима, предусмотренного производителем

В течение суток с момента заявки, товар должен быть доставлен с соблюдением холодовой цепи 2–8 0С

Техническое задание на предмет закупки должно быть составлено таким образом, чтобы каждый пункт закупаемых медицинских изделий имел как минимум три аналога. Все числовые значения должны указываться в виде интервалов, а не конкретных цифр. Также должны отсутствовать искусственные ограничения в виде сроков и условий доставки, т. к. данные параметры могут привести к сокращению числа участников или необоснованному завышению цены.

Ограничить конкуренцию с помощью технического задания очень легко, указав в нем конкретные технические характеристики того товара, который предполагается закупить. За этим могут последовать санкции контрольных органов. Часто встречаются случаи, когда техническое задание сводится к описанию объекта закупки, а в состав технического задания включается состав питательных сред, фасовка, гранулированность.

Врачебное сообщество страны на начальном этапе внедрения законов в области государственных закупок было весьма возмущено, что выражалось в заявлениях: «почему нам не доверяют?» и «такой закон нам не нужен». Впоследствии при бюджетных учреждениях стали создаваться отделы закупок, которые в рамках нового законодательства стали организовывать закупки диагностических препаратов. В результате широкого внедрения закона в практику и неучастия специалистов-микробиологов в закупке товара, как правило, критерием закупки становилась цена товара, что приводило к низкому качеству приобретаемого товара. В результате нарастало недовольство специалистов, но поскольку сделать в этой ситуации они ничего не могли, такой подход приводил в ряде случаев к их полному безразличию в вопросах закупок: «что привезете, на том и будем работать».

Изменит ли ситуацию Закон № 44-ФЗ – покажет время.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×