Реализация прав граждан на получение информации о состоянии здоровья в медицинской организации

224

Каждый имеет право получить имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, об установленном диагнозе, методах и результатах оказания медицинской помощи

Анализ принятого за последние годы законодательства в области охраны здоровья граждан (прежде всего, Закон № 323-ФЗ и Закона об ОМС) показывает, что все права граждан в сфере охраны здоровья, которые медицинская организация должна соблюсти при оказании медицинской помощи, можно разделить на две группы:

  • права граждан, реализуемые путем информирования о праве;
  • права граждан, реализуемые путем информирования о праве в сочетании с регламентацией в локальном нормативном акте.

1. Права граждан, реализуемые путем информирования о праве

Механизм реализации данных прав описан в нормативно-правовых актах (НПА) федерального и регионального уровня. Медицинская организация обязана соблюдать права гражданина в соответствии с требованиями НПА, что предполагает в том числе информирование об имеющемся у него праве и механизме реализации этого права.

К правам этой группы относятся:

  • право на бесплатное получение медицинской помощи. Механизм реализации права приведен в НПА федерального уровня (Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи) и НПА уровня субъекта РФ (территориальные программы);
  • право на меры социальной поддержки для льготных категорий граждан. Механизм реализации прописан в подзаконных НПА федерального уровня и НПА субъекта РФ;
  • право на платные медицинские услуги (регулируется постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»);
  • право на выбор медицинской организации. Порядок выбора медицинской организации закреплен в нескольких НПА федерального уровня: приказы Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» и от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»; приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи»;
  • право на выбор врача (регулирует приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н «Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача»).

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н пациент, желающий заменить лечащего врача, обращается к руководителю медицинской организации или ее подразделения с письменным заявлением, в котором указываются причины замены. Руководитель медицинской организации (подразделения) в течение трех рабочих дней со дня получения заявления информирует пациента в письменной или устной форме (посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи указанными врачами. На основании этой информации пациент делает выбор. Описанный порядок не включает случаи оказания специализированной медицинской помощи.

2. Права граждан, реализуемые путем информирования о праве в сочетании с регламентацией в локальном нормативном акте

Механизм реализации прав этой группы содержится в НПА федерального и регионального уровня, однако прописан недостаточно, либо в НПА федерального уровня закрепляются данные права, но механизм их реализации отсутствует.

К правам этой группы относятся:

  • право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях;
  • право на информацию о состоянии здоровья и медицинском вмешательстве, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. В НПА федерального уровня не регламентирован порядок выбора пациентом лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • право на непосредственное ознакомление с медицинской документацией. В НПА федерального уровня не предусмотрен порядок непосредственного ознакомления пациента с медицинской документацией;
  • право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. В соответствии со ст. 22 Закона № 323-ФЗ основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На данный момент представлен на обсуждение проект приказа Минздрава России «Об утверждении оснований, порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» ;
  • право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. В соответствии с ч. 8 ст. 20 Закона № 323-ФЗ порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в отношении определенных видов вмешательства, его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данный НПА отсутствует. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 № 390н утвержден перечень видов медицинского вмешательства для первичной медико-санитарной помощи. В НПА федерального уровня нет перечня других видов медицинских вмешательств и форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в зависимости от специфики медицинской деятельности;
  • право на отказ от медицинского вмешательства. В соответствии со ст. 20 Закона № 323-ФЗ порядок дачи отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данный НПА также не принят. В НПА федерального уровня не предусмотрен регламент действий медицинских работников при отказе пациента от медицинского вмешательства;
  • право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну. Оно достаточно подробно регламентировано в Законе № 323-ФЗ, но в НПА федерального уровня не закреплены регламент действий медицинских работников при передаче сведений, составляющих врачебную тайну, формы письменного согласия или отказа на передачу таких сведений;
  • право на получение консультаций врачей-специалистов. В НПА федерального уровня данное право закреплено, но механизм его реализации отсутствует;
  • право на допуск к пациенту адвоката или законного представителя для защиты прав пациента. Реализация права детально регламентирована в Федеральном законе от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», но без учета специфики работы медицинской организации и оказания медицинской помощи (тяжести состояния пациента, правил внутреннего распорядка медицинской организации, санитарно-гигиенического режима и т. д.);
  • право пациента на допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации. В НПА федерального уровня данное право закреплено, но механизм его реализации отсутствует.

Реализация перечисленных прав в медицинской организации возможна путем информирования о праве, закрепленном в законе, однако дополнительно требуется разработка локальных нормативных актов, детализирующих механизм реализации данных прав в каждой конкретной медицинской организации.

Локальный нормативный акт (ЛНА) – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции должностного лица с соблюдением установленной законодательством процедуры. ЛНА содержит общеобязательные правила поведения, возникающие в связи с реализацией права гражданина и рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Действие ЛНА ограничено рамками одной или нескольких организаций.

Мероприятия по разработке ЛНА в целях реализации прав граждан в медицинской организации можно считать медико-организационно-правовыми. Медицинский компонент состоит в том, что реализовать права пациента в процессе оказания медицинской помощи должно лицо, исполняющее профессиональные медицинские обязанности, т. е. лечащий врач.

рганизационная составляющая заключается в том, что мероприятия по разработке и принятию ЛНА являются прерогативой организаторов здравоохранения – руководителей медицинских организаций и органов управления здравоохранением. ЛНА должен четко прописывать бизнес-процесс, с распределением ролей и действий, которые выполняет конкретный специалист, определять его взаимодействие с другими специалистами, начальником и подчиненными.

Наконец, правовой компонент состоит в четкой правовой регламентации действий медицинских работников при реализации прав граждан. ЛНА, принятый в целях реализации прав граждан в медицинской организации, должен быть тщательно проработан и безупречен с юридической точки зрения. Необходимо полностью исключить возможность двоякого толкования содержащихся в ЛНА положений и не допустить противоречий между отдельными его пунктами.

ЛНА должен четко и детально регламентировать варианты профессионального поведения, характеризующего правильность и полноценность соблюдения отдельных прав граждан в сфере охраны здоровья на уровне отдельной медицинской организации. При разработке таких ЛНА вначале (в качестве информационных норм) приводятся права граждан, закрепленные в законодательстве, и только потом сам регламент (последовательность действий медицинского персонала) реализации права гражданина.

Таким образом, права граждан, связанные с получением и передачей информации о состоянии здоровья и медицинском вмешательстве, являются правами, реализация которых в медицинской организации возможна в сочетании информирования о праве и регламентации в локальном нормативном акте.

К данным правам относятся:

1) право на получение информации о состоянии своего здоровья и медицинском вмешательстве;

2) право на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

3) право на непосредственное ознакомление с медицинской документацией;

4) право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов;

5) право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него;

6) право на врачебную тайну.

Рассмотрим первые два более подробно.

Информация о состоянии здоровья и медицинском вмешательстве

Статья 22 Закона № 323-ФЗ закрепляет требование о предоставлении информации пациенту. Так, каждый «имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».

Таким образом, в Законе закреплено право гражданина:

  • на информацию о состоянии здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе, о прогнозе развития заболевания;
  • информацию о методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, их последствиях и результатах оказания медицинской помощи;
  • информацию о возможных видах (вариантах) медицинского вмешательства, связанном с ними риске, их последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Рядом специальных законов предусмотрены дополнительные требования к объему информации в зависимости от характера заболевания.

Пациенты, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, а также в доступной для них форме о характере имеющегося у них заболевания и применяемых методах лечения. В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона лица, госпитализированные для обследования и (или) лечения в медицинские противотуберкулезные организации, имеют право получать у руководителей медицинских противотуберкулезных организаций информацию о лечении, об обследовании, о выписке из таких организаций и о соблюдении установленных Законом прав.

Лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения (ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Согласно ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Закона лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица.

Городская прокуратура огласила шокирующие результаты очередной проверки в одном из роддомов Петрозаводска. По результатам проведенной процессуальной проверки возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления «заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией» (ч. 1 ст. 122 УК РФ).

Выяснилось, что одна из пациенток медучреждения самовольно изменила данные в своей карте. Во время плановой диагностики ей поставили диагноз ВИЧ-инфекции. Несмотря на все рекомендации врачей и, более того, предупреждения об уголовной ответственности за умышленные действия по заражению других лиц ВИЧ, женщина категорически отказалась от приема препаратов профилактики передачи инфекции от матери ребенку. Кроме того, она изменила в индивидуальной обменной карте беременной свою фамилию и исправила результаты анализов на ВИЧ-инфекцию на всех страницах карты.

При поступлении в роддом она умолчала о диагнозе, а после рождения ребенка сразу же начала кормить новорожденного грудью.

Изменения в документах в роддоме обнаружили гораздо позднее. Сейчас малышу дают препараты для профилактики заражения, а по поводу безответственной родительницы решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Действия женщины расценены как общественно опасные.

Закрепленное в законе право граждан на информацию о состоянии здоровья порождает обязанность медицинских работников не нарушить указанное право пациента. Врач обязан предоставить информацию о состоянии здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе, о прогнозе развития заболевания.

Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении несовершеннолетних и недееспособных лиц эти сведения предоставляются их законным представителям.

Важно, что сведения о состоянии здоровья не могут быть предоставлены пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация (ст. 22 Закона № 323-ФЗ).

Информация о состоянии здоровья может быть предоставлена устно, однако в медицинской документации должна быть сделана запись о передаче такой информации и осознании ее пациентом.

Право пациента на информацию о методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, их последствиях и результатах оказания медицинской помощи дополнительно детально регламентировано в ст. 20 Закона № 323-ФЗ.

Необходимо обратить внимание на то, что в Законе закреплено право гражданина на информацию не только о «методах оказания медицинской помощи», которые предполагает применять врач по отношению к больному (или которые входят в Программу государственных гарантий), но и о возможных вариантах (видах) медицинского вмешательства, которые в принципе применяются при лечении заболевания пациента. Если эти варианты лечения (и в том числе лекарственные препараты) не финансируются по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и целевым программам, они должны предоставляться пациенту на платной основе.

Таким образом, независимо от того, платно или бесплатно оказывается медицинская помощь, врач обязан информировать пациента обо всех возможных вариантах лечения его заболевания.

Все вышеуказанные требования законодательства о предоставлении информации о состоянии здоровья и методах медицинского вмешательства должны быть выполнены медицинской организацией. Пациент должен быть в полной мере информирован о своих правах на получение информации и получить эту информацию, независимо от наличия ЛНА в медицинской организации.

В отличие от уже рассмотренного нами права, реализация некоторых других прав пациента требует принятия ЛНА. К ним можно отнести:

право на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

право непосредственно знакомиться с медицинской документацией;

право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Выбор лиц, которым передается информация о состоянии здоровья пациента

В соответствии со ст. 19 Закона № 323-ФЗ пациент имеет право в том числе на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. К таким лицам относятся:

  • супруг (супруга);
  • близкие родственники;
  • другие родственники;
  • законные представители;
  • иные уполномоченные лица.

Из содержания ч. 7 ст. 47 и ч. 3, 5, 6 ст. 67 Закона № 323-ФЗ следует, что к близким родственникам относятся дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки. Однако пациент может выбрать и других лиц, которым может быть передана информация о его состоянии здоровья.

Вышесказанное касается дееспособных граждан. Права недееспособных граждан реализуют их законные представители.

В отношении несовершеннолетних лиц, не достигших возраста 15 лет (а больных наркоманией – 16 лет), и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям (ст. 22 Закона № 323-ФЗ).

Необходимо иметь в виду, что согласно ч. 4, 5 той же ст. 22 законный представитель пациента (в том числе законный представитель несовершеннолетнего до 18 лет, так как в ч. 4, 5 ст. 22 не указаны возрастные ограничения по несовершеннолетним недееспособным) наделен правом непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

Законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов, опять же, не ограничиваясь возрастными рамками несовершеннолетнего. Указанная норма фактически сводит на нет установленные ч. 2 ст. 22 юридические меры сохранения в тайне информации несовершеннолетнего определенного возраста (несовершеннолетнего, больного наркоманией, в возрасте до 16 лет, иных несовершеннолетних – в возрасте до 15 лет).

В соответствии со ст. 64 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Согласно ст. 21, 26, 31 ГК РФ законными представителями несовершеннолетних граждан являются их родители, усыновители или попечители, а также опекуны малолетних лиц и совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными.

Законные представители несовершеннолетнего или недееспособного лица имеют право не только получать информацию о состоянии здоровья пациента, но и давать согласие на медицинское вмешательство или отказываться от медицинского вмешательства этим лицам.

В тех случаях, когда пациент дееспособен и может выразить свою волю (является «компетентным лицом», способным самостоятельно принимать решение о медицинском вмешательстве), объем правомочий родственников или иных лиц, которых выбрал пациент, ограничен согласно ст. 19 и 20 Закона № 323-ФЗ исключительно информацией о состоянии здоровья. То есть родственники или иные лица, выбранные пациентом для передачи информации о его состоянии здоровья, не могут влиять на лечебно-диагностический процесс (давать согласие или отказ от медицинского вмешательства, требовать от врачей проведения каких-либо лечебно-диагностических мероприятий, ходатайствовать о привлечении других специалистов к лечению пациента и т. д.).

В случае если дееспособное лицо оказалось в состоянии, когда оно не может выразить свою волю (в силу физического или психического состояния), лица, которые были ранее (когда гражданин мог выразить свою волю) выбраны гражданином для получения информации о его состоянии здоровья, не имеют никаких прав. То есть данные лица никак не могут повлиять на лечебно-диагностический процесс, не вправе давать согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него. В этом их отличие от законных представителей недееспособных лиц.

В соответствии с ч. 9 ст. 20 Закона № 323-ФЗ медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается, «если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители». В данном случае право принятия решения «в интересах гражданина» возникает у медицинского работника, а не у родственников пациента.

Согласно ч. 10 ст. 20 Закона № 323-ФЗ в таких случаях решение о медицинском вмешательстве принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением:

  • должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации);
  • гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство;
  • одного из родителей или иного законного представителя недееспособного лица.

Объем необходимой и достаточной информации, которая должна быть предоставлена самому гражданину, его законным представителям, а соответственно и лицам, которых он выбрал для передачи информации о своем здоровье, определен ст. 22 Закона № 323-ФЗ.

Трудности возникают при передаче информации о состоянии здоровья пациента со станции скорой помощи в медицинскую организацию по месту жительства гражданина (в целях посещения его участковым врачом) и при информировании о состоянии здоровья неопределенного круга лиц через справочную службу стационаров.

При предоставлении информации о пациенте следует соблюдать положения ч. 1 ст. 13 Закона № 323-ФЗ о врачебной тайне, которая распространяется:

  • на сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи;
  • сведения о состоянии здоровья и диагнозе;
  • иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 13 Закона № 323-ФЗ разглашение указанной информации допускается с письменного согласия пациента или его законного представителя, за исключением положений ч. 4 ст. 13 Закона.

Таким образом, в целях реализации права гражданина на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в медицинской организации, на наш взгляд, необходимо принять ЛНА, закрепляющий Порядок оформления выбора таких лиц. Он должен содержать следующие приложения:

Форма согласия на передачу сведений о состоянии здоровья лицам, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

Форма согласия на передачу информации о состоянии здоровья в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь пациенту по месту жительства;

Форма согласия на передачу информации о состоянии здоровья неопределенному кругу лиц через справочную службу стационаров.

Предлагаем унифицированную форму согласия на передачу сведений о состоянии здоровья пациента для использования в медицинских организациях в соответствии с положениями ч. 3 ст. 22 и ч. 1 ст. 13 Закона № 323 ФЗ.


Образец документа

Форма согласия на передачу сведений о пациенте

(оформляется на бланке учреждения)

Я, ФИО, паспорт, серия (при наличии), зарегистрирован(а) по адресу___, проживаю по адресу___ (при необходимости), даю свое согласие ________ (ФИО лечащего врача) на предоставление следующим лицам:

1. ФИО, паспорт, серия, зарегистрирован(а) по адресу________________

2. ФИО, паспорт, серия, зарегистрирован(а) по адресу________________

следующих сведений:

1.            о факте обращения за медицинской помощью                ДА   НЕТ

1.1.        о нахождении в медицинской организации                    ДА   НЕТ

2.            о состоянии здоровья:                                                       ДА   НЕТ

2.1.        о диагнозе (заболевании)                                               ДА   НЕТ

2.2.        о прогнозе развития заболевания                                  ДА   НЕТ

2.3.        о результатах медицинского обследования                   ДА   НЕТ

2.4.        иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении _________________________________________________________  ДА   НЕТ

Справочной службе медицинской организации для предоставления сведений всем обратившимся может быть предоставлена следующая информация о нахождении в данной медицинской организации:

1.1. ФИО                                                                                            ДА   НЕТ

1.2. Наименование отделения                                                        ДА   НЕТ

1.3. Сведения о состоянии здоровья                                              ДА   НЕТ

2.5.        о диагнозе (заболевании)                                                  ДА   НЕТ

2.6.        о прогнозе развития заболевания                                    ДА   НЕТ

2.7.        о результатах медицинского обследования                    ДА   НЕТ

2.8.        иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении _________________________________________________________   ДА   НЕТ

Запрещаю передавать какие-либо сведения о себе в справочную службу медицинской организации                                                                                                 ДА   НЕТ

ФИО пациента и дата полностью (от руки) ___________________________

_________подпись


Важно учитывать тот факт, что к лечащему врачу может обратиться лицо, имеющее доверенность на получение информации о состоянии здоровья пациента. Согласно ч. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

В этом случае надо обращать внимание на дату согласия на передачу сведений. Если согласие (или отказ) на передачу сведений о пациенте датировано более поздним сроком, то лечащий врач может руководствоваться доверенностью. Если же согласие (или отказ) на передачу сведений не оформлялось, лечащий врач не может игнорировать доверенность, если нет возможности прямо уточнить волю у пациента. В таких случаях важно потребовать надлежащим образом заверенную копию доверенности, чтобы вложить ее в медицинскую карту.

Медицинскому работнику необходимо четко понимать, где проходят границы права на получение информации о состоянии здоровья пациента и права получать медицинские документы и знакомиться с ними. В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 19, ч. 3 ст. 22 Закона № 323-ФЗ пациент вправе определить круг лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. Он может выразить свою волю в любой определенной законом форме. Это может быть как письменное заявление пациента, так и оформленная доверенность. Однако согласно ч. 4 и 5 ст. 22 Закона № 323-ФЗ знакомиться с медицинскими документами, заказывать их копии и выписки из них может только пациент либо его законный представитель. Представители по доверенности (доверенное лицо) в этот список не включены.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×