Правовые основы деятельности психолого-медико-педагогических комиссий

278

Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий можно считать разновидностью экспертной деятельности, а их заключения – видом экспертных заключений, имеющих весомое значение для органов и должностных лиц, которым они адресованы.

В последние годы в нормативно-правовых актах любого уровня все чаще упоминаются психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Так, в силу ст. 42 Закона о психиатрической помощи одним из обязательных оснований для помещения несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством, в психоневрологическое учреждение является заключение ПМПК. Часть 2 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон № 120-ФЗ) гласит, что специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Термин «психолого-медико-педагогическая комиссия» неоднократно встречается в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в частности, в ст. 2, 42, 44, 55, 58), в тексте Закона дается ссылка на Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (далее – Положение о ПМПК).

В Указе Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» среди мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, называются:

  • обеспечение укомплектованности ПМПК современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • реформирование системы медико-социальной экспертизы, комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий.

В силу ч. 2 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», на каждого подопечного с ограниченными возможностями здоровья орган опеки и попечительства формирует личное дело, в котором хранится заключение ПМПК.

В соответствии с ч. 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утв. постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995) комиссии принимают решения на основании заключения ПМПК о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет.

Пунктом 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015) определено следующее. Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Несмотря на многообразие нормативно-правовых актов, где упоминаются ПМПК и результаты их деятельности, понятие и правовая сущность таких комиссий прямо нормативно не закреплены.

Понятие и сущность комиссий

В соответствии с ч. 4 Положения о ПМПК в состав комиссии входят:

  • педагог-психолог;
  • учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог);
  • учитель-логопед;
  • педиатр;
  • невролог;
  • офтальмолог;
  • оториноларинголог;
  • ортопед;
  • психиатр детский;
  • социальный педагог.

При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты. Ее состав утверждается соответствующими государственным органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Суть деятельности таких комиссий уяснить несколько сложнее. Согласно ч. 5 ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в функции комиссии входит:

  • комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
  • подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
  • подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

Фактически речь идет о проведении комплексного исследования физического и психического здоровья, а также о разработке (и при необходимости последующей коррекции) рекомендаций для несовершеннолетнего физического лица (его представителей, отдельных органов и организаций) с учетом состояния его здоровья и результатов в обучении.

Основные направления деятельности комиссии более широко определены в ч. 10 Положения о ПМПК. Это:

  • проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
  • подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
  • оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  • учет данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
  • участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Полагаем необходимым отделить основную деятельность комиссии от вспомогательной. Главным в деятельности комиссии является проведение в отношении несовершеннолетнего соответствующего всестороннего обследования (исследования) для выявления состояния его настоящего здоровья (физического и психического) и решения ряда юридически значимых вопросов (последующего воспитания и образования в тех или иных условиях). Оказание консультативной помощи отдельным лицам (родителям, законным представителям, администрации образовательной организации, должностным лицам и др.) возможно только после решения вышеназванных вопросов.

Техническая работа по учету данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением, а также информационно-просветительская деятельность с основной деятельностью комиссий связаны лишь опосредованно. Обязанности по учету возлагаются на комиссии в силу наличия у них такой информации (оперативное поступление и изменение сведений в результате проводимых обследований). Что же касается информационно-просветительской работы, то она выполняется членами комиссии, поскольку именно они обладают специальными знаниями и навыками и осведомлены об обстановке на подведомственной территории.

Законодательство содержит и иные формулировки деятельности (результатов работы) ПМПК. Так, Закон о психиатрической помощи, Закон № 120-ФЗ, постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 и некоторые другие нормативно-правовые акты акцентируют внимание на заключениях психолого-медико-педагогических комиссий, необходимых для решения юридически значимых вопросов, принятия тех или иных решений компетентными органами и их должностными лицами .

Сведущие лица

Различные государственные органы, должностные лица, иные органы и организации при рассмотрении дел в суде сталкиваются с необходимостью разрешения вопросов, требующих специальных знаний (медицинских, педагогических, экономических и др.). С этой целью функционирует особый институт права – институт сведущих лиц .

Сведущие лица – это лица, обладающие специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела, привлекаемые в установленном законом порядке в юрисдикционный процесс для содействия в разрешении дела и выполнения отдельных процессуальных действий. К формам использования специальных знаний или источникам специальных знаний относят экспертизу и участие специалиста.

Наиболее регламентирована процессуальным законодательством экспертная деятельность. Участие специалиста возможно в случаях, предусмотренных законом (ст. 58, 61, 62, 69, 70, 71, 168, 270 УПК РФ; ст. 188 ГПК РФ).

Результатом экспертизы является заключение эксперта (экспертов), рассматриваемое как одно из самостоятельных доказательств по делу (гражданскому, уголовному, административному).

Деятельность ПМПК можно считать разновидностью экспертной деятельности, а их заключения – видом экспертных заключений, имеющих весомое значение для органов и должностных лиц, которым они адресованы.

Несудебные комплексные экспертизы

В зависимости от регламентации на уровне федерального закона, наличия либо отсутствия строгой процессуальной формы различают судебные и несудебные экспертизы.

Термин «судебная экспертиза» включает не любую экспертизу, а используемую в гражданском или уголовном процессе. Иными словами, судебная экспертиза – одна из разновидностей экспертизы вообще, обладающая особыми признаками, описанными и регламентированными в процессуальном законе. Отличительной чертой судебной экспертизы является ее строгая процессуальная форма. Правоотношения по поводу судебной экспертизы возникают вследствие определенных процессуальных действий, оформленных документально.

Несудебные экспертизы и иные формы использования специальных знаний сведущих лиц, как правило, не имеют столь обстоятельной (детальной) регламентации. Экспертизу, проводимую психолого-медико-педагогическими комиссиями, с нашей точки зрения, можно считать одним из видов несудебной экспертизы.

Между судебными и несудебными экспертизами есть общие черты и некоторые отличия. В обоих случаях сведущими лицами проводится специальное исследование для решения поставленных задач. Но цели и основания участия различны: судебная экспертиза проводится для получения судебного доказательства по делу, в то время как несудебная экспертиза не связана с установлением истины для разрешения возникшего правового конфликта. Цели и задачи несудебных экспертиз зависят от их вида и определяются соответствующими Положениями. Различно также значение результатов их деятельности. Заключение судебной экспертизы является самостоятельным доказательством по делу (заключение эксперта), а заключение соответствующего органа (комиссии) к таковому не относится и рассматривается в случае приобщения к делу как разновидность письменного доказательства по нему.

По составу исполнителей (сведущих лиц) различают комиссионные и комплексные экспертизы.

Для комиссионной экспертизы характерно участие в исследовании одного объекта нескольких сведущих лиц – представителей одного рода экспертиз (соответствующих дисциплин, научных направлений). Как правило, комиссионные экспертизы проводятся в сложных клинических случаях (определение стойкой утраты трудоспособности, притворные или искусственные болезни, самоповреждение, «врачебные дела»).

Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем исследований исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов. При этом каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследование, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы в пределах своих специальных знаний.

В производстве комплексной экспертизы участвуют несколько сведущих лиц, представляющих разные классы или роды экспертиз. Иными словами, комплексной следует считать экспертизу, в которой эксперты заняты совместным решением одних и тех же вопросов. Итогом комплексного исследования является формулирование общих выводов.

В состав рассматриваемой нами комиссии, как прямо следует из ее наименования, должны входить врачи (соматической практики, а также психиатры), психологи, педагоги. Состав членов комиссии свидетельствует о комплексном характере проводимых исследований. На комплексный характер проводимого исследования прямо указывает п. 1 Положения о ПМПК.

Организационная структура и квалификация

Психолого-медико-педагогические комиссии, как следует из п. 3 Положения о ПМПК, создаются органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования. Свою работу они выполняют в пределах территории субъекта РФ (центральная комиссия). Кроме того, такие комиссии могут создаваться органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в этом случае их деятельность разрешена в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта РФ (территориальная комиссия).

Форма, организационная структура либо ведомственная принадлежность экспертной организации оказывают влияние на порядок ее создания и функционирования, условия финансирования, правовое положение ее работников. Однако следует учитывать, что доказательственное значение той или иной экспертизы не увязывается законодателем и доктриной с организационно-правовой формой, организационной структурой либо ведомственной принадлежностью экспертной организации, в которой выполнено исследование и дано заключение.

Заключение должно отвечать ряду требований:

  • быть объективным, независимым, научно обоснованным;
  • отвечать нормам действующего законодательства о порядке подготовки и проведения исследования;
  • соответствовать полученному заданию (вопросам для исследования), компетенции (эксперта, органа, комиссии).

Объективность и научная обоснованность результатов деятельности сведущих лиц обеспечивается системой предъявляемых к ним требований, в частности, к наличию специальных знаний и навыков (высшего профессионального образования, стажа работы по специальности, дополнительной подготовки), а также требований к объективной незаинтересованности (независимости) от каких-либо органов и должностных лиц, личной незаинтересованности и независимости.

Исходя из п. 4 Положения о ПМПК, в состав комиссии входит довольно большой круг сведущих лиц. Все они должны отвечать предъявляемым требованиям к квалификации.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» врач-психиатр детский должен иметь высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», а также пройти интернатуру или (и) ординатуру по специальности «Психиатрия».

Пробелы законодательства

Незаинтересованность (независимость) сведущих лиц обеспечивается совокупностью закрепленных законодательно правовых гарантий их правового положения и деятельности. Например, независимость судебного эксперта является одним из принципов государственной судебно-экспертной деятельности, который закреплен в ст. 4 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ). В ст. 7 Закона отмечается, что при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц. Статья 18 говорит об ограничениях при организации и производстве судебной экспертизы.

Принцип независимости и его правовые гарантии закреплены законодательно и для других сведущих лиц . Однако действующее в настоящее время Положение о ПМПК прямо не устанавливает каких-либо прав и обязанностей членов комиссии, что можно считать явным недостатком данного документа. Нет в нем и подробного порядка подготовки и проведения исследований, требований к содержанию экспертного заключения.

В соответствии с п. 21 Положения о ПМПК в заключении комиссии указываются:

  • обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
  • рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Как можно убедиться, требования, предъявляемые Положением о ПМПК к заключению комиссии, более чем лаконичны, фактически они ограничиваются заключительной (итоговой, резолютивной) частью (выводы и рекомендации).

Для сравнения, в соответствии со ст. 25 Закона № 73-ФЗ в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

  • время и место производства судебной экспертизы;
  • основания ее производства;
  • сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
  • сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (Ф.И.О., образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
  • предупреждение эксперта в соответствии с законодательством РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
  • объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  • сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Обычно в заключениях сведущих лиц есть вводная часть, исходя из которой можно выявить формальные нарушения требований к проведенному исследованию, а также исследовательская часть, по которой устанавливается научная обоснованность, достоверность полученных выводов. Однако структура заключений ПМПК иная, поэтому нужные сведения в определенном объеме можно почерпнуть лишь из протокола, который должен вестись в ходе обследования ребенка. В протоколе отражаются информация о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

Из текста Положения о ПМПК неясно, каков должен быть порядок принятия решения по итоговому заключению. Отмечается, что протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии. При этом родители ребенка вправе присутствовать при обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей, в то время как сам ребенок этого права лишен. Выносится ли то или иное решение путем голосования или иным путем, в Положении не сказано.

Следует обратить внимание на закрепленное Положением о ПМПК право члена комиссии высказать особое мнение. Роль особого мнения неясна. Возможно, наличие особого мнения (мнений) может быть одним из аргументов при обжаловании заключения комиссии в дальнейшем.

Как уже отмечалось, ответы, данные в заключении, должны соответствовать полученному заданию и компетенции экспертов комиссии. Если ответы даны не на все поставленные вопросы (без аргументации отказа от формулирования того или иного вывода) либо превышены пределы компетенции комиссии, можно говорить о дефектах в заключении и в работе комиссии. Наличие нарушений в работе комиссии, как правило, влечет за собой низкое качество подготавливаемых заключений, снижает их доказательственное значение. Такие заключения могут и должны быть обжалованы.

В соответствии с п. 25 Положения о ПМПК родители (законные представители) детей имеют право в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию. Непонятно, как быть в случае несогласия родителей с заключением центральной комиссии.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности .

Заключениями ПМПК могут нарушаться отдельные права и свободы гражданина, а также создаваться препятствия для реализации гражданином его прав и свобод .

Суды при разрешении дел не связаны заключениями ПМПК. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает судебную экспертизу (ст. 79, 90, 82, 84–86 ГПК РФ).

Подводя итоги, обращаем внимание на то, что к возникающим отношениям можно и даже необходимо применять по аналогии нормы, регулирующие порядок производства судебных экспертиз (особенно в части предъявляемых к членам требований, оснований для их отвода (самоотвода)). Кроме того, необходимо озаботиться внесением дополнений и изменений в существующий порядок работы ПМПК с целью снижения «брака в работе».

Так, в соответствии с п. 12 Положения о ПМПК, центральная комиссия имеет право вносить в органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

В нормативном акте желательно закрепить следующие права члена комиссии:

  • право заявлять самоотвод в случаях, если могут возникнуть сомнения в его объективности, незаинтересованности;
  • право отказаться от участия в работе комиссии и дачи заключения, если представленные материалы недостаточны, или он не обладает необходимыми знаниями (навыками);
  • право на выражение особого мнения.
  • К обязанностям члена комиссии следует отнести:
  • дачу объективного и обоснованного заключения по поставленным перед ним вопросам с учетом компетенции врача (педагога), имеющихся у него знаний;
  • дачу мотивированного отказа в случае невозможности проведения исследования;
  • неразглашение сведений, которые стали известны члену комиссии в связи с проведением исследования (соблюдение установленной законом тайны).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×