Обращение с медицинскими отходами: правовые аспекты

1079

Обязательным и необходимым условием нормального функционирования лечебно-профилактического учреждения должно являться обеспечение в нем режима эпидемиологической безопасности медицинских отходов.

Сегодня в обязанности всех лечебных организаций входит сбор, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение медицинских отходов различных классов опасности. Однако отдельные медицинские организации работают с грубым нарушением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В некоторых случаях это обусловлено объективными причинами. Например, сложно соблюдать требования закона, если больница располагается в здании 1935 г. постройки, нуждается в текущем и капитальном ремонте, обеспечении мебелью, хозяйственным инвентарем, расходными материалами и иными средствами, необходимыми для оказания населению качественной медицинской помощи. В иных случаях несоблюдение закона руководством больницы может быть обусловлено незнанием его норм либо формальным отношением к его требованиям.

Каждый руководитель медицинской организации обязан обеспечить надлежащий контроль за обработкой и отработкой медицинских отходов, поскольку они могут быть опасны для здоровья человека. Еще в 1989 г. Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением было выделено 45 видов наиболее опасных отходов. Медицинские отходы (отходы, полученные в результате врачебного ухода за пациентами в больницах, поликлиниках и клиниках) среди них занимали значимую позицию. Неправильное обращение с медицинскими отходами (например, неграмотная и непоследовательная дезинфекционная обработка шприцев, капельниц, перевязочного материала) повышает риск заражения пациентов или сотрудников больницы инфекциями, в том числе гепатитом и вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией).

Определение понятия

В ст. 49 Закона об охране здоровья под медицинскими отходами понимаются все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления:

  • медицинской деятельности;
  • фармацевтической деятельности;
  • деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий;
  • деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 отходы лечебно-профилактических учреждений – это материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях.

В действующих СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» под медицинскими отходами понимаются отходы, образующиеся в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур.

Ранее в СанПиН 2.1.7.728-9 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (в настоящее время документ утратил силу) давалось довольно емкое определение отходов лечебно-профилактических учреждений. Под ними понимались все виды отходов, образующиеся:

  • в больницах (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (взрослых, детских, стоматологических), диспансерах;
  • на станциях скорой медицинской помощи;
  • на станциях переливания крови;
  • в учреждениях длительного ухода за больными;
  • в научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля;
  • в ветеринарных лечебницах;
  • в аптеках;
  • на фармацевтических производствах;
  • в оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах);
  • в санитарно-профилактических учреждениях;
  • в учреждениях судебно-медицинской экспертизы;
  • в медицинских лабораториях (в т. ч. анатомических, патологоанатомических, биохимических, микробиологических, физиологических);
  • на частных предприятиях по оказанию медицинской помощи.

Классификация медицинских отходов

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

В связи со специфичностью медицинских отходов для них была разработана отдельная классификация. В ч. 2 ст. 49 Закона об охране здоровья закреплено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ, на следующие классы:

1) класс «А» – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс «Б» – эпидемиологически опасные отходы;

3) класс «В» – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс «Г» – токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс «Д» – радиоактивные отходы.

Аналогичные положения закреплены в п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10.

В постановлении Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания» определены критерии отнесения медицинских отходов к тому или иному классу опасности.

Установлено, что критерием опасности отходов является:

  • для класса «А» – отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;
  • для класса «Б» – возможность инфицирования микроорганизмами 3–4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
  • для класса «В» – возможность инфицирования микроорганизмами 1–2 групп патогенности;
  • для класса «Г» – наличие в их составе токсичных веществ;
  • для класса «Д» – содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Нормативная база

Помимо уже упомянутых в статье правовых актов в общую нормативную базу, регулирующую правовые основы классификации и обращения с отходами, следует включить:

  • Федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов»;
  • письма Ростехнадзора от 02.02.2010 № 00-07-12/308 «О паспортизации опасных отходов» и Минприроды России от 11.07.1995 № 01-11/29-2002 «О Временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации».

Руководству медицинской организации рекомендуется также обратить внимание на следующие документы: СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации», СП 1.1.1058-01 , СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции», СП 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов...», Методические указания МУ 3.3.2.1761-03 «Порядок уничтожения непригодных к использованию вакцин и анатоксинов», Методические рекомендации МР 02.007-06 «Использование электромагнитного излучения сверхвысокой частоты для обеззараживания инфицированных медицинских отходов», Методические рекомендации от 11.11.2005 № 0100/9856-05-34 «Порядок использования, сбора, хранения, транспортирования, уничтожения, утилизации (переработки) самоблокирующихся (саморазрушающихся) СР-шприцев и игл инъекционных одноразового применения»

Читайте в свежем номере журнала «Главная медицинская сестра»:

  • 9 важных изменений нормативных документов в 2017 году
  • Профилактика заражения медработников гемоконтактными инфекциями
  • Кто из ваших коллег стал лучшим в 2016 году
  • Расширение допуска к работе с НС и ПВ: 6 новых задач для главной медсестры
  • Должностная инструкция как полезный инструмент в управлении персоналом

Оформить подписку   только до 31 января 3 месяца в подарок!

.

Проверки

В случаях, когда лечебное учреждение нарушает требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), прокуратура по заявлению граждан (пациентов, их родственников, журналистов и т. д.) либо по собственной инициативе может провести комплексную проверку деятельности медицинской организации совместно с Минздравом России, территориальным управлением Минприроды России.

В ходе таких инспекций обязательно проверяется наличие:

1)  приказа главного врача по медицинской организации о назначении ответственного лица по контролю за медицинскими отходами (например, заместитель главного врача, главная медсестра, эпидемиолог);

2)  свидетельства о прохождении обучения по программе «Организация обращения с отходами ЛПУ в системе профилактики внутрибольничных инфекций» у лица, ответственного за работу с медицинскими отходами;

3)  приказа главного врача о назначении лиц, ответственных за работу с медицинскими отходами, в каждом структурном подразделении медицинской организации;

4) плана деятельности медицинской организации по сбору и удалению отходов.

План деятельности по сбору и удалению отходов должен включать:

  • качественный и количественный анализ образующихся отходов и вычисление величины накопления отходов по классам; расчет количества необходимой упаковки в местах первичного сбора для каждого класса отходов;
  • детальное описание системы сбора и удаления отходов с учетом требований, предъявляемых к раздельному сбору и удалению отходов различных классов, а также обязательности термического обезвреживания отходов классов «Б» и «В»;
  • подробную разработку, согласование и утверждение руководителем медицинской организации инструкций по обращению с медицинскими отходами.

В смету расходов медицинской организации следует включать мероприятия по сбору, хранению и удалению отходов. Смета также будет проверена в ходе комплексной ревизии.

Учитывается наличие плана занятий с персоналом по организации сбора, хранения, дезинфекции и удаления медицинских отходов, а также проводятся ли такие занятия по факту.

Сбор отходов производится в специальные межкорпусные контейнеры. Контейнеры для сбора медицинских отходов классов «А», «Б» и «Г» должны располагаться на открытой площадке или в изолированном помещении медицинского корпуса. Контейнеры для сбора отходов класса «В» хранятся отдельно и могут находиться только в изолированном помещении медицинского корпуса. К таким помещениям предъявляются специальные требования, соблюдение которых будет проверяться. Отходы класса «Б» и «В» дезинфицируются в местах их сбора.

Проверяется также наличие системы ежедневного контроля за сбором отходов в подразделениях, установок для термического обеззараживания отходов, договоров со специализированными предприятиями по вывозу отходов класса «А», «Г» и по термическому обезвреживанию отходов класса «Б» и «В». Кроме того, должны быть заключены договоры с организациями, осуществляющими вывоз и утилизацию ртутьсодержащих материалов, люминесцентных ламп, и с организацией, осуществляющей вывоз радиоактивных отходов класса «Д».

По результатам проверки прокуратура может предъявить медицинской организации требование разработать проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения (НООЛР), а также разработать и согласовать паспорта опасных отходов. Проект НООРЛ – основной экологический документ, позволяющий субъекту заниматься хозяйственной деятельностью, сопровождающейся производством отходов, способных нанести вред окружающей среде. Он содержит общие сведения о медицинской организации, ее деятельности, сведения об образующихся отходах, расчет нормативов отходов на год, методику движения отходов, сведения об обращении с отходами, другие возможные характеристики опасных отходов.

Существуют организации, которые берут все хлопоты по оформлению паспортов на себя, но не все медицинские организации пользуются их услугами, некоторые ввиду явного отсутствия денег или возможности оформляют все сами.

Требования прокуратуры основаны на нормах ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. При составлении паспорта отхода необходимо указать компонентный состав отхода, а также его класс опасности.

Паспортизация отходов

Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов (далее – Порядок паспортизации). Пунктом 1.3 Порядка паспортизации установлено, что данный порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы. В п. 2.1 Порядка паспортизации дается определение паспорта опасных отходов: это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Опасными называют отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо могущие представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Паспортизация опасных отходов производится Ростехнадзором на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (п. 2.3 Порядка паспортизации).

Согласно п. 2.5.2 Порядка паспортизации компонентный состав отхода указывается на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией, а также сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки.

Прежде чем заполнить паспорт опасного отхода, необходимо провести следующие мероприятия:

  • составить перечень отходов, нуждающихся в паспортизации;
  • определить методы исследования, достаточные для паспортизации конкретного отхода;
  • правильно собрать образцы;
  • выбрать аккредитованную лабораторию;
  • произвести расчет класса опасности;
  • заполнить форму исходных сведений об отходах;
  • произвести согласование паспорта отхода в Росприроднадзоре.

Форма предоставления исходных сведений об отходах определена приложением 2 к приказу Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570. Особенности заполнения этой формы и состав документов и материалов, подтверждающих эти сведения, а также процедура их рассмотрения зависят от того, зарегистрирован или не зарегистрирован отход в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). Действующая версия ФККО с включенными туда конкретными видами отходов утверждена приказом МПР России от 30.07.2003 № 663.

В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой медицинские отходы не относятся к отходам, включенным в ФККО.  Считаем такую позицию неверной, так как в ФККО прямо указано на то, что код 97100000 00 00 0 относится к медицинским отходам.

После передачи в территориальный орган Росприроднадзора материалов об отходах и документов, необходимых для согласования, территориальный орган принимает их по описи и фиксирует дату принятия на втором экземпляре сопроводительного письма, который возвращает в медицинскую организацию. В пятидневный срок территориальный орган рассматривает представленные материалы на предмет комплектности (наличия всех документов, необходимых для паспортизации отходов, зарегистрированных в ФККО) и полноты материалов (заполнение каждой из граф «Исходных сведений об отходе» и проекта опасного отхода). В случае некомплектности или неполноты материалов они возвращаются медицинской организации с указанием в письменном виде недостающих документов или сведений.

После установления полноты и комплектности материалов они рассматриваются в течение 30 дней территориальным органом Росприроднадзора на предмет достоверности и соответствия указанных в материалах сведений об отходах тем свойствам, по которым классифицированы и зарегистрированы отходы в ФККО. Достоверность материалов может быть выявлена в результате независимой экспертной оценки в аккредитованной лаборатории. Независимость данной оценки предполагает, что она будет проведена без использования средств медицинской организации, чьи материалы рассматриваются территориальным органом Росприроднадзора.

Если по происхождению и компонентному составу медицинские отходы не соответствует виду отходов, зарегистрированному в ФККО, то лечебной организации будет отказано в оформлении свидетельства о классе опасности отхода для ОПС и согласовании паспорта опасного отхода. Это означает, что данные отходы подлежат процедуре паспортизации в порядке, установленном для отходов, не зарегистрированных в ФККО.

С 1 августа 2014 г. вступает в силу постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности» (далее – постановление № 712). Согласно данному постановлению порядок паспортизации изменится. Если в настоящее время оформление паспорта опасных отходов, не включенных в ФККО, допустимо (п. 3.1.2 Порядка паспортизации), то по новым нормам паспорт отходов нельзя будет оформить, если соответствующие отходы отсутствуют в ФККО.

Одновременно с постановлением № 712 вступит в силу приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». В соответствии с данным приказом изменятся правила ведения и пополнения ФККО, в частности ФККО больше не будет публиковаться в качестве части нормативного правового акта, а виды отходов будут включаться в ФККО по решению Росприроднадзора.

Постановлением № 712 также утверждена новая форма паспорта отходов I–IV классов опасности. Однако обязанность по переоформлению паспортов, составленных по действующей в настоящее время форме, для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей не устанавливается.

Судебная практика

Мы настоятельно рекомендуем руководителю медицинской организации перед проверкой разделить отходы на две группы: отходы, образованные непосредственно в результате медицинской деятельности, и прочие. Такое разграничение следует оформить документально в ходе проведения инвентаризации. На отходы, образованные не в результате медицинской деятельности, следует оформить паспорта, а также включить их в ПНООЛР. Кроме того, следует подготовить обоснование отсутствия паспортов на медицинские отходы.

По результатам проведенной проверки прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ может как признать текущее состояние медицинской организации удовлетворительным, так и обратиться в суд с иском.

Так, прокурор Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в терапевтическом корпусе больницы.

В обоснование требований прокурор указал, что в соответствии с заданием прокуратуры области была проведена проверка соблюдения медицинскими организациями законодательства о здравоохранении. В ходе проведения проверки установлено следующее. В помещении для временного хранения отходов класса «Б» не устранены дефекты внутренней отделки стен, пола, потолков, не выполнена водостойкая отделка поверхностей, не оборудована раковина для мытья рук, что является нарушением пп. 1,5.5, 1,5.6, 1,15.11.2 СанПиН 2.1.3.2630-10, пп. 10.4 и 10.8 СанПиН 2.1.7.2790-10, п. 1 ст. 24 Закона № 52-ФЗ. Решением суда требования прокурора были удовлетворены (определение Серовского районного суда Свердловской области от 17.01.2013).

В других случаях прокурор может вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя медицинской организации по ст. 8.2 КоАП РФ и направить его в суд (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Например, в ходе проверки медицинской организации, проведенной прокуратурой Верхнеуральского района Челябинской области совместно с Роспотребнадзором, были выявлены многочисленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части обращения с медицинскими отходами, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Прокурором Верхнеуральского района в отношении медицинской организации возбуждено производство об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ и направлено для рассмотрения по существу в суд. В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки были выявлены многочисленные нарушения СанПиН 2.1.7.2790-10, в частности пп. 3.7, 4.6, 4.12, 4.13, 4.14, 4.16, 4.27–4.29, 8.2, 9.2.2, 10.2.

Что касается нарушения п. 10.2 СанПиН 2.1.7.2790-10, прокурором было отмечено, что участок по обращению с отходами класса «Б» расположен в подвальном помещении, не обеспечен канализацией, водопроводом и автономной вентиляцией; на день проверки искусственное освещение в нерабочем состоянии (лампа накаливания перегорела, нет защитного плафона); на участке осуществляется прием и временное хранение (накопление) отходов; мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов, не организована).

Суд признал медицинскую организацию виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 07.12.2012).

Обращаем внимание, что постановление о привлечении к административной ответственности может быть вынесено не только прокурором, но и главным государственным санитарным врачом региона.

Например, постановлением главного государственного санитарного врача директор областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями как должностное лицо был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 10 000 руб. в связи с нарушениями требований санитарного законодательства. В частности, было указано на следующие нарушения СанПиН 2.1.7.2790-10:

  • не представлена инструкция, утвержденная руководителем, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами (п. 3.2);
  • не представлена схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями СанПиН (п. 3.6);
  • при сборе медицинских отходов класса «Б» (игл) из процедурного, прививочного кабинетов для дальнейшей транспортировки в помещение временного хранения неупакованные иглы пересыпаются из одноразового контейнера в мягкий одноразовый мешок желтого цвета (п. 4.33);
  • использованные люминесцентные лампы хранятся в помещении для временного хранения медицинских отходов в картонных коробках (п. 4.27);
  • отходы класса «Г» собираются и временно хранятся в немаркированных емкостях – картонных коробках без маркировки (п. 4.29);
  • документальный учет медицинских отходов класса «Б» не ведется (п. 8.2);
  • поверхности стен, потолка в помещении временного хранения отходов класса «Б» и класса «Г» неустойчивы к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств; наружная и внутренняя поверхность шкафа, в котором хранятся отходы класса «Б», выполнена из материалов, неустойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств (п. 10.4).

Привлечение директора областного реабилитационного центра, в чьи функции входит руководство деятельностью учреждения, координация работы всех структурных подразделений и обеспечение контроля за ней, организация бесперебойного функционирования учреждения и т.д., к административной ответственности как должностного лица правомерно, поскольку в силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (решение Кусинского районного суда Челябинской области по делу № 12-16/2013).

Следует знать, что согласно санкции ст. 8. 2 КоАП РФ, на должностных лиц может быть возложен штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Иными словами, административный закон достаточно жестко наказывает за неправильное обращение с медицинскими отходами. Именно поэтому основным направлением для руководства медицинских организаций при решении вопросов, связанных с медицинскими отходами, должно стать предупреждение нарушений норм закона, а обязательным условием нормального функционирования организации должно быть обеспечение в нем режима эпидемиологической безопасности медицинских отходов. Руководителю медицинской организации необходимо организовать единую систему контроля за медицинскими отходами в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10, уделять пристальное внимание фактическому состоянию дел, обучению персонала, вести документированный учет.


Образец документа

                   ИСХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДЕ

__________________________________________________________________

           (наименование отхода по исходным сведениям)

Агрегатное состояние и физическая форма: _________________________

                                                (агрегатное

__________________________________________________________________

       состояние и физическая форма отхода: твердый, жидкий,

пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят,

     порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие,

         потерявшее свои потребительские свойства, иное)

Состав отхода: ___________________________________________________

                    (компонентный состав отхода в процентах)

образован в результате: __________________________________________

                        (наименование технологического процесса, в

__________________________________________________________________

результате которого образовался отход, или процесса, в результате

__________________________________________________________________

   которого товар (продукция) утратил потребительские свойства,

__________________________________________________________________

                  с указанием исходного товара)

Класс опасности отхода: __________________________________________

Опасные

свойства: ________________________________________________________

Сведения об условиях и объектах размещения отхода: _______________

__________________________________________________________________

Сведения об использовании и обезвреживании отхода: _______________

__________________________________________________________________

Дополнительные сведения: _________________________________________

__________________________________________________________________

ФИО   индивидуального   предпринимателя   или  полное наименование

юридического лица ________________________________________________

Сокращенное наименование: ________________________________________

ИНН: ______________________ ОКАТО: _______________________________

ОКПО: _____________________ ОКВЭД: _______________________________

E-mail: ______________________________ Тел./факс:

Адрес юридический: _______________________________________________

Адрес почтовый: __________________________________________________

Руководитель предприятия:

_____________________________   ______________   _________________

          (фамилия, имя, отчество)               (дата)                     (подпись)

                         М.П.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль