Локальные акты медицинских организаций

140

Локальные акты медицинской организации играют важную роль как в обеспечении разносторонней текущей деятельности медицинской организации, так и при разрешении правовых конфликтов

Проверка, проведенная в связи с ситуацией, описанной в преамбуле, выявила, что в приказе по организации был продублирован п. 11 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья. В соответствии с этим пунктом предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов опеки и попечительства в целях подтверждения наличия или отсутствия заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Однако на момент подготовки ответа на поступивший запрос этот пункт Закона об охране здоровья утратил силу (см. п. 1 ст. 59 Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ).

Иными словами, несоблюдение требований действующего законодательства в медицинской организации, приведшее к нарушению права пациента, стало следствием того, что в локальный нормативный акт вовремя не были внесены необходимые изменения. Фактически в медицинской организации на момент совершения юридически значимого действия были применены противоречащие федеральному закону нормы.

Локальные акты представляют собой один из источников права, получивший широкое применение в практике хозяйствующих субъектов . Их появление связано с развитием частноправовых начал в отечественном законодательстве, наличием потребности в точном, адекватном регулировании отдельных групп общественных отношений, что возможно лишь при делегировании некоторых правотворческих функций на уровень отдельного хозяйствующего субъекта.

Локальные акты в литературе относят к нетрадиционным источникам права, наряду с правовыми обычаями, нормами этических кодексов и др. Эти нормативные предписания создаются в процессе правоприменительной деятельности либо не уполномоченными на то органами, либо хотя и уполномоченными органами, но при безусловно судсидиарном характере применения таких предписаний для урегулирования общественных отношений по сравнению с нормативно-правовыми актами. Нормативно-правовые акты возникают в практике правового регулирования без прямого государственного вмешательства, но при последующем государственном одобрении.  Нетрадиционные источники права, таким образом, противопоставляются традиционным или основным источникам права, среди которых ключевые позиции занимают нормативно-правовые акты (в первую очередь, законы, как акты высшей юридической силы).

Субсидиарный или дополнительный характер правил, сформулированных в локальном акте, означает возможность применения конкретной нормы акта к отношениям, не урегулированным действующими законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Для локальных актов характерны простота и отсутствие строгой формализации их принятия и опубликования (доведения до сведения). Их структура и содержание вырабатываются самими субъектами с учетом требований действующего законодательства и существующих правил документооборота.

Локальные акты принимаются:

  • самостоятельно хозяйствующим субъектом (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем);
  • в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами;
  • самостоятельно (по общему правилу ).

Законом установлены исключения из общего правила, в частности, статьей 372 ТК РФ определен порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Следует заметить, что законодатель в настоящее время прямо указывает на нормативность локальных актов, т. е. наличие в них положений или правил, распространяющихся на неопределенный круг лиц (в пределах юридической силы акта). Ранее позиция о нормативности локальных актов неоднократно отстаивалась в правовой доктрине .

Обобщая сказанное, подчеркнем, что для локальных актов характерны следующие особенности:

  • служат достижению задач хозяйствующего субъекта;
  • принимаются и доводятся до сведения лиц в порядке, предусмотренном хозяйствующим субъектом;
  • соответствуют действующим законам и подзаконным актам;
  • отличаются обязательностью и многократностью применения (исполнения) для обязанных лиц.

Локальные акты могут быть классифицированы по широкому кругу оснований . Во-первых, могут быть выделены обязательные и факультативные локальные акты.

Наличие обязательных локальных актов прямо закрепляется действующим законодательством.

В частности, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, автономное, бюджетное и казенное учреждение обязаны иметь свой устав. Например, устав бюджетного или казенного учреждения должен содержать:

  • наименование организации;
  • указание на характер деятельности, организационно-правовую форму и тип учреждения;
  • место нахождения организации;
  • предмет и цели деятельности организации, исчерпывающий перечень видов деятельности организации;
  • сведения об имуществе организации и порядке его использования;
  • указания на структуру организации и порядок управления организацией;
  • указания на компетенцию органов управления организацией, порядок их формирования и деятельности, срок полномочий;
  • сведения о филиалах, представительствах;
  • иные положения, предусмотренные федеральными законами (ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Большинство хозяйствующих субъектов обязаны принимать положение об учетной политике и руководствоваться этим положением в своей деятельности. 

Перечень обязательных локальных актов зависит от различных характеристик хозяйствующего субъекта (формы собственности, организационно-правовой формы и др.). Перечень факультативных локальных актов определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно, исходя из решаемых им задач, особенностей правового регулирования сферы хозяйственной деятельности, сложившейся договорной и правоприменительной практики.

Отсутствие у хозяйствующего субъекта обязательных локальных актов, либо невнесение, несвоевременное внесение необходимых изменений влечет за собой применение установленных законом правовых санкций. Так, местонахождение юридического лица имеет существенное правовое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, а также возможность осуществления надлежащего налогового контроля. При изменении местонахождения юридического лица (его филиалов и представительств) должны своевременно вноситься соответствующие изменения в учредительные документы, уведомляться компетентные органы.

Отсутствие некоторых факультативных локальных актов усложняет деятельность хозяйствующего субъекта, делает ее нестабильной, приводит к трудноразрешимым правовым конфликтам. Так, если работодатель не утруждает себя разработкой и утверждением должностных инструкций, своевременному внесению в них изменений и дополнений, то он создает ситуацию, в которой привлечь работников к дисциплинарной ответственности за нарушения дисциплины и должностных обязанностей становится крайне сложно.

В письме Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0 отмечается, что недостатки в работе с должностными инструкциями и иными локальными актами организации не позволяют работодателю:

  • обоснованно отказать в приеме на работу;
  • объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
  • правильно распределить трудовые функции между работниками;
  • временно перевести работника на другую работу;
  • оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.

Закон об охране здоровья не содержит прямых указаний об обязанности формирования медицинскими организациями локальных актов в связи с осуществляемым видом (видами) деятельности. В то же время следует обратить внимание на ряд норм специального закона, предусматривающих необходимость разработки и внедрения в практику локальных актов.

Частью 1 ст. 79 Закона об охране здоровья закреплен ряд обязанностей медицинских организаций. Эффективная реализация отдельных обязанностей медицинской организации возможна на основе норм федерального законодательства без принятия локальных актов. Однако реализация некоторых других невозможна без принятия локальных актов.

Так, в соответствии с законодательством необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ч. 1 ст. 20 Закона об охране здоровья). Для того чтобы решить вопрос о даче согласия на медицинское вмешательство либо отказаться от него, необходимо обладать всей полнотой информации, имеющейся в распоряжении медиков на момент принятия пациентом решения. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.

Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства , форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако действующие ведомственные акты охватывают лишь незначительную группу медицинских вмешательств и не могут учитывать специфики организационной структуры конкретной организации. Поэтому для реализации требований действующего законодательства, повышения качества оказываемой помощи (услуг), снижения числа правовых конфликтов медицинские организации должны разрабатывать локальные акты.

В качестве примера ведомственных актов в этой области можно привести приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства», а также приказ Минздравсоцразвития России от 26.01.2009 № 19н «О рекомендуемом образце добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них».

В зависимости от круга регулируемых отношений различают трудовые и корпоративные локальные акты. Трудовые акты, как следует из наименования, призваны регулировать отдельные трудовые отношения.

ТК РФ указывает на довольно большой перечень информации, которая может быть закреплена в локальных актах работодателя:

  • права и обязанности работодателя (ст. 20 ТК РФ);
  • перечень лиц (кроме руководителя организации), которые являются представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора (ст. 33 ТК РФ);
  • формы участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК РФ);
  • перечень отсутствующих работников, за которыми сохраняется средняя заработная плата (ст. 59 ТК РФ);
  • порядок проведения аттестации – при принятии решения об увольнении работника (ст. 81 ТК РФ);
  • порядок передачи персональных данных работника в пределах одной организации (ст. 88 ТК РФ);
  • список работ, продолжительность которых в дневное и ночное время уравнивается (ст. 96 ТК РФ);
  • правила (инструкции) по охране труда (ст. 212 ТК РФ) и др.

Локальные трудовые акты работодателя тоже могут быть обязательными и факультативными. Круг обязательных локальных трудовых актов зависит от индивидуальных характеристик работодателя. Обычно к локальным нормативным актам, обязательным для работодателя, относят: правила внутреннего трудового распорядка, положение о защите персональных данных, инструкцию по охране труда, положение об оплате труда.

Корпоративные (внутрихозяйственные) акты регулируют отношения по управлению организацией и участию в ней . К широко распространенным корпоративным локальным актам относят:

  • устав;
  • положение об обособленном структурном подразделении (филиале, представительстве) организации;
  • положение об органах управления организацией;
  • положение об охране конфиденциальной информации (охране служебной, коммерческой, врачебной, государственной и иной тайны).

Перечень конкретных корпоративных актов определяется исходя из требований действующего законодательства и потребностей текущей деятельности хозяйствующего субъекта.

Например, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1. Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», оператор, т. е. лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, совершающее операции с персональными данными, должен издавать локальный акт по вопросам обработки персональных данных, а также локальные акты, устанавливающие процедуры, направленные на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства в данной сфере. Медицинские организации имеют дело с персональными данными работников, а также с персональными данными пациентов. Частью 8 ст. 13 Закона об охране здоровья закреплено требование о соблюдении медицинскими организациями законодательства о персональных данных при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах. Следовательно, медицинские организации должны иметь соответствующий локальный акт.

Наконец, в зависимости от срока действия выделяют бессрочные и срочные локальные акты. Большинство локальных актов хозяйствующих субъектов, как и иных источников права, носят бессрочный характер.

Изменения и дополнения в локальные акты хозяйствующих субъектов могут вноситься:

  • с учетом происходящих изменений в действующих законах, иных нормативно-правовых актах с целью приведения локальных актов в соответствие с законодательством, недопущения правонарушений лицами, руководствующимися в своей практике преимущественно локальными актами либо
  • в связи с возникающими изменениями в деятельности таких субъектов (изменение организационной структуры, органов управления, штатного расписания и т. п.).

Срочные локальные акты действуют лишь в течение определенного промежутка времени, срока. Например, на период выполнения определенного проекта может изменяться организационная структура (создаваться филиал, представительство и др.), что находит отражение в локальном акте.

Следует также учитывать влияние на деятельность хозяйствующего субъекта требований, закрепленных законодательством об особых правовых режимах (чрезвычайном и военном положении) и предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены такие меры и временные ограничения, как введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Реализация этих мер требует привлечения сил и средств, медицинских работников организаций здравоохранения различной формы собственности и ведомственной подчиненности. В этих условиях в соответствии с поставленными задачами органов управления на период чрезвычайного положения руководители медицинских организаций принимают локальные акты, которыми изменяется режим работы организаций, отдельные права и обязанности работников (ст. 13, 22, 26 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», ст. 4, 99, 113 ТК РФ).

Наконец, в зависимости от этапов жизненного цикла хозяйствующего субъекта различают локальные акты, утверждаемые на этапе создания (образования) субъекта, этапе его текущей хозяйственной деятельности, а также на этапе реорганизации и (или) ликвидации субъекта.

Так, уже на этапе образования хозяйствующего субъекта и приобретения им необходимого статуса, его легитимации, законодатель требует наличия ряда документов: устава, учредительного договора и др. На этом этапе обязательные локальные акты готовятся и утверждаются его учредителями, участниками.

В период текущей хозяйственной деятельности локальные акты, как правило, готовятся и утверждаются компетентным органом (органами) управления. Число локальных актов растет в связи с появлением новых потребностей в регулировании существующих либо вновь возникающих хозяйственных отношений, изменениями действующего законодательства. Описанная в начале статьи ситуация стала возможной в связи с недостаточно четко организованной работой по обновлению локальных актов, внесению необходимых изменений и дополнений в действующие акты в связи с произошедшими изменениями в федеральных законах, федеральных и региональных подзаконных актах.

Например, к компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего) относятся вопросы текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета или иных органов автономного учреждения. Руководитель без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы. Руководитель издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Завершая изложенное, можно сделать вывод о том, что локальные акты медицинской организации играют важную роль как в обеспечении разносторонней текущей деятельности медицинской организации, так и при разрешении правовых конфликтов. Администрация медицинской организации должна уделять внимание их своевременному принятию, внесению изменений и дополнений в локальные акты организации.

Локальные нормативные акты медицинской организации: классификация

Локальные акты медицинских организаций



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль