Разработка критериев оценки компетенций медицинских сестер-анестезистов как один из методов контроля качества медицинской помощи

1150

В России и за рубежом постоянно разрабатываются методики оценки и схемы управления качеством медицинской помощи. Нормативный подход к оценке качества медицинской помощи определен в совместном приказе Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.1996 № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению  Российской Федерации». При оценке деятельности медицинских работников было предложено учитывать такие характеристики, как профессиональная компетенция, доступность, результативность, межличностные взаимоотношения, эффективность, непрерывность, безопасность, удобство, удовлетворенность потребителя.

Управление качеством в здравоохранении предусматривает совершенствование управления деятельностью сестринских служб, формирование среды в практическом здравоохранении для работы специалистов сестринского дела. Средствами контроля качества являются: медицинские стандарты, экспертная оценка, фактические результаты сестринской помощи.

Компетентностный подход к оценке качества медицинской помощи

Бурный рост новых медицинских знаний и информационных потоков, сопоставимый с эффектом «информационного взрыва», требует пересмотра подходов к профессиональной деятельности медицинских сестер. Традиционная форма организации деятельности сестринского персонала в медицинских организациях не всегда обеспечивает достаточный уровень развития профессиональных и личностных компетенций медицинской сестры, а как известно, компетенции являются средством описания видов деятельности специалиста, которые подлежат освоению в процессе его работы.

Компетенциям невозможно научить, их можно только сформировать на основе развития личностных качеств специалиста в процессе трудовой деятельности. Компетентный специалист должен обладать не только определенными профессиональными качествами, но и личностно-психологическими (мотивацией к труду, заинтересованностью в результатах своей работы и профессионального мастерства, профессионального самосознания, организованностью своего труда и др.).

Одним из наиболее важных моментов в системе повышения профессионального мастерства является оценка компетенций в деятельности медицинских сестер, которая должна способствовать формированию у них ясного понимания целей их деятельности и осознанной мотивации получения знаний, умений, а также развития личностных качеств, которые в совокупности и определяют формирование компетенций/компетентностей.

Немаловажную роль в повышении профессионального мастерства и формирования компетенций средних медработников играет ежегодное проведение профессиональных конкурсов, научно-практических конференций, мастер-классов, аудитов на рабочем месте. В этой связи разработка четких критериев оценки компетенций профессиональной деятельности будет способствовать и выявлению слабых умений в их деятельности, и развивать личностные качества.

База для проведения исследования

Для выявления критериев оценки компетенций, определяющих профессиональную деятельность медсестер, авторами было проведено исследование на базе анестезиолого-реанимационного отделения (далее – отделение АиР) Сибирского клинического центра (СКЦ) ФМБА России. Отделение было организовано в 2009 г. на 6 коек, а в настоящее время располагает 9 койками. Оно проводит анестезиологические пособия в 4 подразделениях на 5 операционных столах; кроме того, работает 1 стол в кабинете эндоваскулярной хирургии, где проводятся диагностические коронарографии, стентирования коронарных артерий, эмболизации периферических сосудов, диагностические ангиографии в две смены. Также работает палата пробуждения на 4 койки. В палатах реанимации круглосуточно работают 3 медсестры постовые и проходят лечение как плановые больные после больших хирургических и ортопедических вмешательств, так и различные неврологические и терапевтические пациенты с преобладанием у них коронарной патологии.

В 2013 г. сотрудниками отделения АиР проведено около 4,5 тыс. анестезиологических пособий, через палаты отделения прошло более 1450 пациентов, которые провели в учреждении более 1700 койко-дней.

Методика проведения исследования

Всю работу среднего медперсонала в отделении осуществляют 20 медсестер. Чтобы определить их профессиональные компетенции, авторами были отобраны основные манипуляции, для оценки которых были использованы стандарты этих манипуляций. Зная, согласно стандарту, рамки своей компетенции и объем оказываемой помощи пациентам, медсестра получает возможность самостоятельных действий в той или иной ситуации, что особенно ценно в ургентных случаях. Как показывает опыт работы медсестер, применение стандартов облегчает их работу: сокращает неоправданные расходы средств, времени, обеспечивает преемственность, улучшает качество обслуживания пациентов и результаты лечения.

Известно, что компетенции подразделяются на общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК).

Для оценки общекультурных компетенций (ОК) авторами были отобраны тесты с учетом существующих рекомендаций:

  • психологический тест «Опросник для диагностики способности к эмпатии» (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн);
  • психологический тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» (Л.Д. Столяренко) (приложение 1).

Для оценки профессиональных компетенций (ПК) были отобраны стандарты манипуляций, наиболее часто выполняемых в отделении, и разработаны оценочные листы:

  • подготовки системы для внутривенного вливания;
  • подготовки набора для катетеризации центральной вены;
  • подготовки набора для интубации трахеи;
  • действий медицинской сестры при анафилактическом шоке, при парентеральном введении аллергена;
  • базового комплекса сердечно-легочной реанимации (БК СЛР).

В качестве примера в приложении 2 приведен разработанный авторами лист оценки по стандарту подготовки набора для интубации. Как видно из этого документа, за единицу оценки было выбрано время выполнения алгоритма в секундах. Чтобы формализовать правильность выполнения, за ошибки также назначался штраф в секундах. Таким образом, чем меньше итоговая цифра, тем лучше результат.

Аналогичным образом были составлены листы оценки по другим стандартам манипуляций. 

Для оценки компетенций медицинских сестер – анестезистов, им было предложено заполнить анкеты и участвовать в выполнении манипуляций.

Цель проведения исследования – улучшение качества работы медицинских сестер через оценку уровня их компетенций.

Результаты оценки различных компетенций суммировались в сводной таблице (приложение 3) для дальнейшей обработки итоговой оценки.

На основе добровольности и, что важно, анонимности результатов была набрана группа 10 чел., из числа участвующих в производственном процессе в день анкетирования. Анонимность ответов была необходима для повышения достоверности психологического тестирования, а также потому, что целью была оценка компетенций медсестер отделения в целом, а не каждой по отдельности.

Медицинский персонал не был предупрежден о предстоящем опросе и тем более о сути вопросов и проверяемых навыков.

Профессиональный уровень респондентов: 1 медсестра – с высшей категорией, 7 – с первой и второй, 2 – без категории.

Результаты

Результаты оценки профессиональных компетенций медицинских сестер по выбранным критериям отражены в таблице 3.   

Таблица 3

Результаты оценки профессиональных компетенций медицинских сестер по выбранным критериям

№ медицинской сестры 

Подготовка системы (сек)

Подготовка интубационного набора (сек)

Подготовка набора для катетеризации центральной вены ( сек)

БК СЛР (штраф в сек)

Действия при анафилактическом шоке (сек)

Общая сумма затраченного времени (сек)

1

82

110

120

240

120

682

2

70

130

100

280

110

690

3

74

116

102

320

150

762

4

120

112

98

300

116

746

5

88

140

100

220

140

688

6

90

98

110

216

120

634

7

112

120

98

230

156

716

8

60

96

116

286

160

718

9

68

102

110

304

136

720

10

86

90

128

260

160

724

Как видно из представленных данных оценки профессиональных компетенций, наилучший результат показала медсестра под № 6. Средний результат суммы манипуляций составил 639,8 с. Отсюда видно, что результаты остальных медсестер имели существенные отклонения от средних показателей. Серьезное различие отмечалось при оценке действий по алгоритму оказания помощи при анафилактическом шоке, здесь разница была существенной. Некоторые респонденты испытывали затруднения при выполнении базового комплекса сердечно-легочной реанимации.

Результаты оценки общекультурных компетенций отражены в таблице 4. 

Из полученных данных (табл. 4) видно, что медсестры под № 4 и 8 (30–33 балла) обладают высоким уровнем эмоциональной сдержанности и умеют контролировать свое поведение при взаимодействии с окружающими.

Таблица 2

Результаты оценки общекультурных компетенций

№ медицинской сестры

Коммуникативный контроль (баллы)

Способности к эмпатии (баллы)

1

1

23

2

2

17

3

2

24

4

8

20

5

3

30

6

5

20

7

2

26

8

7

30

9

2

18

10

6

26

Среднее значение

3,8

23,3

Медсестры под № 5 и 8 обладают высоким уровнем эмпатии, который выражается в направленности внимания на восприятие потребностей другого человека, его проблем и поведения. В основном же у медсестер отделения АиР средний уровень эмпатии, хотя есть медсестры и с низким уровнем этого качества, что требует проведения занятий по данной проблеме.

Мероприятия по результатам исследования

По выбранным критериям оценки компетенций медсестер-анестезистов разработана таблица учета и заведен журнал аудита, где будут отмечаться результаты последующих исследований по представленной схеме.

По полученным результатам были проведены рабочие совещания с главной медсестрой Сибирского клинического центра, старшими медсестрами и заведующими заинтересованных отделений. Внесены коррективы в программы планового обучения. Также будут проведены дополнительные занятия – тренинги по проведению БК СЛР в соответствии с предложенными рекомендациями европейского совета по реанимации, занятие, посвященное оказанию первой помощи при анафилактическом шоке. В плане дальнейшего улучшения качества работы медсестр-анестезистов планируется повторное тестирование и анкетирование для оценки уровня компетенций в динамике после обучения.

Выводы

1. Разработанные критерии оценки общекультурных и профессиональных компетенций медсестер-анестезистов позволяют объективно оценить уровень профессиональных навыков и личностных качеств работающих, которые существенно отражаются на качестве оказываемой медицинской помощи

2. В предложенной методике оценки компетенций с применением оценочных листов и журнала аудита в качестве объективной характеристики использовался фактор времени. Журнал аудита компетенций – современный, удобный и объективный инструмент оценки уровня компетенций среднего медицинского персонала. Он позволяет быстро оценить как компетенции медицинской сестры, так и одновременно обнаружить «слабые места» у конкретного специалиста или среднего звена отделения в целом, спланировать работу по улучшению знаний и умений, получить «обратную связь» при повторном аудите.

3. Выделенные основные компетенции, которыми должна владеть медицинская сестра в отделении анестезиологии-реанимации, систематизированы в журнал аудита компетенций с оценочными таблицами и после обработки полученных результатов аудита медсестер даны рекомендации администраторам отделений по повышению квалификации среднего медицинского персонала.

Приложение 1

Тест на определение уровня коммуникативного контроля в общении

Оцените каждое из предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации: верное (В) или неверное (Н) применительно к вам.

1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог валять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

По одному баллу начисляется за ответ Н на 1-й, 6-й, 7-й вопросы и за ответ В на все остальные.

Ключ:

0–3 балла – низкий коммуникативный контроль.

4–6 – средний коммуникативный контроль.

7–10 – высокий коммуникативный контроль.

Приложение 2

Лист оценки выполнения алгоритма подготовки набора для интубации трахеи

Алгоритм действий

Выполнение

Время, сек

Штраф, сек

1. Мешок Амбу с лицевыми масками разных размеров

Дисквалиф.

2. Воздуховоды разных размеров

20

3. Медицинский отсос, санационные катетеры разных размеров

30

4. Роторасширитель и языкодержатель

10

5. Эндотрахеальные трубки разных размеров, проверка целостности манжеты

Дисквалиф.

6. Гель для смазывания трубки или спрей-анестетик

15

7. Проводник

20

8. Ларингоскоп с клинками разных размеров, проверка работоспособности

Дисквалиф.

9. Зажим Мэйджилла

20

10. Шприц для раздувания манжеты трубки

30

11. Фонендоскоп

20

12. Липкий пластырь для фиксации трубки

10

13. Средства мониторинга

30

Итоговое время:

Приложение 3

Параметры критериев оценки профессиональных компетенций медсестер-анестезистов

Компетенция

Соблюдение алгоритма действий

Время выполнения (с учетом штрафов)

Личная оценка

Оценка эксперта

Порядок подготовки системы для внутривенного вливания

Подготовка набора для катетеризации центральной вены

Подготовка набора для интубации трахеи

Алгоритм действий при анафилактическом шоке,

при парентеральном введении аллергена

Проведение базового комплекса сердечно-легочной реанимации

Итого:

Список использованной литературы

1. Жданов Г.Г. Реанимация: учеб. пособие. М.: Минздрав России, Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, СГМУ, 2005. URL: http://www.reepl.ru/_user_files/Zhdanov.pdf (дата обращения – 03.04.2014).

2. Неженцева Л.Г., Семаков А.Н., Крючкова Н.Ю. и др. Аттестация и сертификация по специальности «анестезиология и реаниматология»: Сборник тестовых заданий. СПб., 2004.

3. Шмидт Р. Искусство общения. М.: СП «Интерэксперт», 1992.

4. Сердечно-легочная реанимация с автоматическим внешним дефибриллятором. Рекомендации Европейского совета по реанимации, 2010.

5. Рекомендательные протоколы интенсивной терапии у больных в критических состояниях / под ред. проф. А. Н. Кондратьева. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2007.

6. Манипуляции в сестринском деле / Под общей ред. А.Г. Чижа. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону, 2010.

7. Интенсивная терапия: национальное руководство: в 2 т. / Под ред. Б.Р. Гельфанда, А.И. Салтанова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. Т. 1..



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль