Реабилитационные методики для недоношенного младенца как профилактика возникновения нарушений в диаде «мать–дитя»

399

Несмотря на многочисленные исследования, прогноз развития недоношенных детей остается противоречивым. Многие авторы подчеркивают значение институтов раннего вмешательства и активной родительской позиции для благополучных отдаленных исходов развития недоношенных детей. Исследования эмоциональной сферы матерей в послеродовой период зафиксировали наличие депрессии, тревоги, что может нарушать взаимодействие в диаде «мать–дитя».

В статье представлены научно обоснованные методики, положительно влияющие на соматический, эмоциональный статус, когнитивное развитие недоношенного младенца. Информирование об этих методиках матерей недоношенных новорожденных, которое по согласованию с врачом может осуществлять и сестринский персонал, применение их матерью на ранних этапах взаимодействия с ребенком рассматривается как профилактика возникновения нарушений в диаде «мать–дитя». Представленная в статье информация может быть использована для работы в школах для молодых мам.

Особенности психоэмоционального состояния матерей недоношенных детей

Рождение ребенка – это значительное и счастливое событие для большинства женщин. Но рождение недоношенного ребенка меняет запланированный радостный сценарий выписки из роддома и вызывает у матерей много отрицательных эмоций. Когда ребенок попадает в реанимацию, а потом в стационар, любая женщина испытывает сильнейшие переживания, высокую тревогу по поводу здоровья своего малыша. Матери, перенесшие тяжелые роды, имеющие значительные трудности с зачатием или вынашиванием ребенка, навещавшие своих детей в реанимации, а потом ухаживающие за ними в отделении интенсивной терапии и переживающие за их здоровье и развитие в будущем, имеют уровень эмоционального напряжения на пределе человеческих сил. Многие из них испытывают чувство вины за свою неполноценную беременность и за те трудности, которые испытывает досрочно рожденный младенец. Депрессия и высокая тревога – частые спутники матерей недоношенных детей [4]. С другой стороны, у многих женщин в этой травмирующей ситуации выражены сильные качества личности: мужество и стойкость в преодолении тяжелых кризисных ситуаций, переоценка жизненных ценностей, эмпатия, внутренняя работа по оптимизации эмоционального состояния, желание личностно развиваться и получать новые знания, взаимопомощь и взаимная поддержка, высокая мотивация вырастить здорового, счастливого, гармонично развивающегося ребенка [5].

Исследования психоэмоционального состояния матерей недоношенных детей в отделении патологии новорожденных выявили амбивалентность эмоциональных переживаний: на одном полюсе – стыд, вина, горе, на другом – интерес и радость [14].

Исследования развития недоношенных детей

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

Что касается исследования развития недоношенных детей, то, несмотря на развитие медицинских технологий и значительное количество исследований по теме недоношенных детей, прогноз их развития в отдаленный период по-прежнему не определен [8]. Исследования о недоношенных детях во многих странах крайне противоречивы, обобщение этих данных свидетельствует о том, что 70–80% детей развиваются как доношенные [1]. Нервно-психическое развитие преждевременно родившихся детей зависит от степени недоношенности и от соответствия массы тела ребенка его гестационному возрасту (гестационный возраст – количество полных недель, прошедших между первым днем последней менструации до родов). Одной из главных причин дизонтогенеза психики даже для глубоко недоношенных детей западные специалисты считают неблагоприятную психологическую обстановку в семье. По данным некоторых авторов, когнитивное, речевое, моторное развитие даже глубоко недоношенных младенцев зависит преимущественно от социально-экономического статуса семьи и образовательного уровня родителей и лишь во вторую очередь – от акушерско-гинекологического анамнеза матери и соматоневрологических последствий преждевременного рождения. [1, 14]. Наблюдения за развитием недоношенных детей показали, что соматоневрологические последствия недоношенности при наличии благоприятной психосоциальной обстановки значительно смягчаются к 6–10 годам, если отсутствуют грубые нарушения работы ЦНС. Клиническая неврологическая компенсация, как правило, наблюдается у недоношенных малышей на третьем году жизни [1, 12].

Так как недоношенные дети особенно восприимчивы к внешнему влиянию, то посредством соответствующего раннего и последующего вмешательства можно усилить их интеллектуальное развитие [12, 14]. После выписки новорожденных из реанимации матери могут применять реабилитационные методики, влияющие на соматический статус, когнитивное и эмоциональное развитие недоношенных детей. Большинство из нижеперечисленных методик имеют научное обоснование, проводимые исследования о результативности методик подтвердили их эффективность [3, 6, 10, 11, 12]. Вестибулярные, слуховые, тактильные стимулы, которые получает ребенок во время проведения этих методик матерью, восстанавливают чувство эмоционального комфорта новорожденного. Выполнение методик обогащает необходимый новорожденному «сенсорный мир матери», который возвращается к ребенку в послеродовой период [12]. 

Актуальность реабилитационных занятий с недоношенными детьми

Условно период для реабилитационных занятий с недоношенным новорожденным и младенцем можно разделить на 3 этапа:

1 этап – когда ребенок находится в кувезе;

2 этап – когда ребенок находится в кроватке в отделении интенсивной терапии;

3 этап – когда ребенка выписывают домой.

Такие реабилитационные методики, как тактильный контакт, «кенгуру», тонкий пальцевой тренинг, музыкотерапия, положительно влияют и на новорожденного, и на его мать, являющуюся непосредственным исполнителем этих методик. У недоношенного младенца улучшается соматический, неврологический статус, восстанавливается состояние эмоционального комфорта. Так как ранняя изоляция и сепарация матери и новорожденного, невозможность удовлетворения потребности матери в полноценном контакте с ребенком после родов может нарушать функционирование диады мать– дитя [2], предложенные методики могут рассматриваться как профилактика возникновения дисфункций в складывающейся диаде. У матерей появляется возможность принимать активное участие в развитии своего ребенка, возобновляется прерванный физический контакт, появляются положительные изменения в эмоциональном фоне и воспитательных установках женщины [10, 14]. Осознание женщиной, что применяемые ею действия улучшают эмоциональное, соматическое состояние ребенка, повышает ее родительскую самооценку, а «удовлетворение потребностей ребенка переживаются матерью как ее собственное удовольствие» [12]. В целом улучшается функционирование диады мать–дитя.

Программа комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий для недоношенных детей обеспечивает минимизацию лекарственной терапии, и на втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными

.

Опыт проведения занятий среди матерей недоношенных детей

В связи с тем что рождение недоношенного ребенка является психотравмирующим событием в жизни матерей, психологическая помощь, предложенная в начале госпитализации матери и недоношенного новорожденного, позволяет снизить уровень реактивной и личностной тревожности, депрессивного состояния и способствует оптимизации формирующихся диадных отношений.

Психологическая помощь матерям недоношенных детей подразумевает проведение групповых занятий и индивидуальных консультаций. Подобное обучение женщин, например, проводил психолог, готовящий диссертационное исследование, в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова.

В разговоре с матерями, а также при письменном опросе было выяснено, что развитие и реабилитация недоношенного ребенка является для женщин приоритетной темой. Поэтому ей было полностью посвящено одно из групповых занятий, на котором психолог рассказывал матерям о возможности применения немедикаментозных методик, их эффективности для матери и ребенка.

Занятия проводились 2–3 раза в неделю по 45–60 мин. Женщины проходили обучение по собственному желанию. На каждом занятии была предоставлена информация по одной из следующих тем: стрессоустойчивость, взаимодействие с младенцем, особенности и развитие недоношенного ребенка.

До начала занятий и после их проведения 18 матерям было предложено оценить по 5-бальной системе темы психологических занятий, которые им были интересны во время нахождения в медицинском учреждении. В опросе принимали участие матери недоношенных детей, посетившие хотя бы одно из трех предложенных занятий.

Информация о развитии недоношенного ребенка была наиболее значима для женщин: общая сумма оценки из 90 возможных баллов составила 83 балла до посещения первого занятия и 82 балла после посещения занятий. Данные о баллах показывают, что тема о развитии недоношенного младенца важна и актуальна для матерей, тем более рождение недоношенного ребенка для подавляющего большинства женщин – это всегда неожиданность. На втором месте по значимости матери указывали тему о взаимодействии с младенцем: по 80 баллов до и после занятий. Столь высокие оценки значимости по первой и второй теме после посещения занятий свидетельствуют, во-первых, о высокой мотивации матерей узнать больше информации о недоношенном ребенке и о способах взаимодействия с ним, во-вторых, о недостаточности 2-часовых занятий по интересующим темам.

В анкете из 18 опрошенных женщин, посетивших занятия, 8 матерей отметили у себя положительные изменения в установках в процессе взаимодействия с ребенком, у 7 женщин – изменения восприятия себя в роли матери, у 5 женщин – положительные изменения восприятия ребенка. Сразу же после занятий по темам «Развитие недоношенного ребенка» и «Взаимодействие с младенцем» 20 из 26 опрашиваемых женщин в самоотчете констатировали, что их эмоциональное состояние улучшилось, у 6 женщин показатели эмоционального состояния остались стабильно высокими до и после занятия.

По наблюдению автора, многие матери начинают применять реабилитационные методики, находясь в стационаре, часть (у многих женщин нет возможности круглосуточно находиться с ребенком) – собираются применять методики дома. Некоторые женщины боятся давать ласку и должный материнский уход недоношенному ребенку. Они не берут его на руки, кормят из бутылки в кроватке, считая, что ребенок быстро привыкает к «хорошему» и будет страдать без их внимания.

Занятие «Особенности и развитие недоношенного ребенка» проводилось в форме тренинга, где давалась информация о методиках. Выполняя упражнения, матери могли осознать, как благотворно могут влиять на их детей тактильный контакт, внутренний эмоциональный настрой, спокойное дыхание .

Помощь медперсонала в проведении занятий заключалась в том, что врачи и средний медицинский персонал рекомендовали матерям посещение занятий, а после их прохождения медсестры организовывали места для применения матерями метода «кенгуру», создавали комфортные условия для уединения с ребенком, помогали укладывать малыша на грудь женщины, присутствовали рядом с матерью, когда она впервые брала малыша на руки (многие женщины боятся причинить вред крохе), по запросу матерей оснащали палаты магнитофоном и дисками для музыкотерапии.

Одним из важных факторов, влияющих на эмоциональное состояние матерей, является отношение медперсонала к ним и их детям. Женщинам в отделении очень важно, чтобы в них видели не помощниц в лечении ребенка, а личностей, матерей. Известно также, что матери могут перенимать отношение медперсонала к их ребенку. Обращение с малышом как с рожденной личностью, забота о нем, вера в успешное лечение и благоприятный исход развития со стороны медперсонала помогли не одной женщине по-другому взглянуть на ситуацию рождения недоношенного ребенка, «увидеть» своего ребенка, избавиться от эмоциональной дистанции к малышу.

К сожалению, во многих медицинских учреждениях нет в штате психолога. Однако медсестры сами, под контролем врачебного персонала, могут проводить групповые занятия для мам, излагая написанный в данной статье материал в форме лекции.

В Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова матерями активно используются такие методы, как тактильный контакт, «кенгуру», музыкотерапия. Женщинам необходимо знать, для чего они это делают, и как их действия повлияют на ребенка.

Рассмотрим подробнее каждую из упомянутых выше методик.

Методика тактильного контакта

Методика заключается в том, что мама нежно прикасается к телу малыша, гладит его. Если кроха находится в кувезе, то мама гладит его через открытые окошки кувеза. Для начала мать кладет только руку на малыша, чтобы привыкнуть друг к другу. Ребенок ощущает знакомые поглаживания, к которым он привык, находясь в утробе матери.

Если мама проговаривает вслух или про себя слова, обращенные к ребенку, такие как: «мне нравится о тебе заботиться», «я рада, что ты у меня есть», «я чувствую к тебе нежность», «мне интересно, какой ты», «я получаю удовольствие от общения с тобой», «я большая, а ты маленький», «для меня ты самый лучший ребенок на свете» и т. д., и с помощью рук старается передать смысл слов, то приятные ощущения, которые испытывает малыш, приобретают разные оттенки. В этом убеждаются сами женщины, выполняя данное упражнения в паре, друг с другом, на групповых занятиях в отделении недоношенных детей на втором этапе выхаживания и испытывая при этом в большинстве случаев яркие положительные эмоции)[5].

Длительность поглаживаний зависит от желания матери и реакций новорожденного на тактильный контакт с матерью.

Эффективность метода для ребенка:

  1. Прикосновения к недоношенному младенцу, даже глубоко недоношенному (с массой тела при рождении менее 1500 г), в постконцептуальном возрасте 33–34 недели способствуют более быстрому развитию функций высшей нервной системы [13].
  2. Простое поглаживание недоношенного ребенка по 5 мин каждый час в течение 2 недель улучшает перистальтику кишечника, вызывает адекватный плач, повышает активность малыша [13].
  3. Недоношенные дети, ежедневно получающие сеанс материнского массажа (поглаживаний), набирают в массе на 47% больше и покидают медицинское учреждение на 6 дней раньше [9].
  4. Прикосновения матери снимают стрессовое состояние малышей: в моче новорожденных, получавших сеансы материнского массажа, падает содержание стрессорного гормона кортизола, снижающего иммунную защиту [9].
  5. Разнообразные поглаживания развивают ощущения ребенка, которые лежат в основе всех познавательных способностей и составляют мощный потенциал его развития.
  6. Формируется надежная форма привязанности. Несмотря на разобщенность матери с ребенком после родов, результаты исследований показали, что недоношенные младенцы, не имеющие раннего контакта с матерью сразу же после рождения, проявляют к году аналогичные с доношенными детьми реакции привязанности [7].
  7. Восстанавливается чувство эмоционального комфорта.

Эффективность метода для матери: при применении метода тактильного контакта возобновляется физический контакт матери с ребенком, способствующий формированию надежной формы привязанности.

Следует отметить, что недоношенные младенцы могут оставаться внешне безразличными к общению с матерью до 3–5 недель (а глубоко недоношенные и дольше). Зарубежные исследователи обратили внимание на специфические черты поведения недоношенных детей в ранние этапы жизни, охарактеризовав их как синдром дефицитарности ключевых сигналов: напряжение при взятии на руки, тенденция к отстранению от взрослого, к избеганию зрительного контакта [2]. Недоношенные младенцы менее внимательны к сигналам матери, могут не отвечать на ее призывы к общению, хуже понимают ее инициативу, проявляют меньше положительных эмоций по сравнению с вовремя рожденными детьми. Но несмотря на это, досрочно рожденные малыши многое воспринимают и накапливают впечатления, часто не имея сил для активного реагирования на сигналы матерей.

Французский врач Мишель Одент был уверен, что еды и тепла недостаточно, чтобы дать энергию мозгу, и считал, что бессердечно держать недоношенного младенца в изоляции от матери. В 1994 г. он перенес инкубатор в комнату матери и разрешил детям массой менее 2500 г находиться совместно с матерями. До недавнего времени в медицинской практике родителям не разрешалось общаться с их недоношенными детьми из опасения навредить им. Сегодня врачи поощряют и стимулируют тактильный контакт матери и недоношенного ребенка.

При взаимодействии с младенцем матерям важно научиться понимать сигналы, которые посылает ребенок, сообщая о своем желании и нежелании взаимодействовать с матерью. Было установлено, что уже в конце первого месяца жизни при отсутствии желания общения младенец сжимает губы, хмурится, гримасничает, мигает или закрывает глаза, отводит взгляд, отворачивается, хныкает, икает, срыгивает, соединяет руки или подносит их к голове, цепляется, активнее двигает ногами, напряженно вытягивает руки и ноги, выгибает спину, плачет, отталкивается, у него появляется сонливость. С другой стороны, если недоношенный ребенок выражает готовность к взаимодействию со взрослым, он демонстрирует: оживление на лице (глаза расширяются, брови приподнимаются, лицо просветляется, цвет кожи становится розовым), кулак держит во рту, раскрывает руки со слегка согнутыми пальцами или складывает руки крест-накрест на груди, приподнимает голову и реже  двигает разными частями тела, остается преимущественно неподвижным, руки и ноги расслаблены, поворачивает голову в сторону матери, смотрит в глаза, у него веселое, бодрое выражение лица [7, 10]. При наличии у ребенка признаков комфортного состояния надо продолжить занятия с ним. Если наблюдаются признаки стресса, усталости у ребенка, необходимо дать ему время и возможность расслабиться и справиться со сложной для него ситуацией.

Однако у метода есть и противопоказания. Всеми исследователи признают, что в первые 2–3 недели постнатальной жизни недоношенного новорожденного все манипуляции, в т. ч. и простые поглаживания, оказывают повреждающее действие. Избыточная стимуляция на незрелый организм может быть опасна [11, 13]. В среднем в сутки ребенок в отделении интенсивной терапии недоношенных переносит от 40 до 132 манипуляций, большинство из которых – медицинские процедуры, нередко очень болезненные [11]. Простое поглаживание недоношенного младенца может приводить к кратковременной гипоксии и, соответственно, к стрессу [13]. Для глубоко недоношенных детей ,до 33–34 недель постконцептуального возраста (это сумма гестационного и календарного возраста ребенка), многокомпонентная сенсорная стимуляция является нежелательной и может усилить проявления стресса. Прикосновение к малышу как проявление родительской любви в этом возрасте лучше осуществлять по согласованию с врачом [10]. Следует прекращать тактильный контакт при явных сигналах младенца о нежелании взаимодействовать и по рекомендациям медперсонала по причине медицинских показаний.

Метод «кенгуру»

При применении данного метода обнаженный ребенок кладется на обнаженную грудь матери. Длительность процедуры – от 30 мин до нескольких часов (3–4 ч). Ребенку необходимо не менее часа для полной адаптации к методу.

Эффективность метода для ребенка:

  1. Ребенок лучше развивается, его врожденные ожидания оправдываются – он находится рядом с матерью.
  2. Ребенок мягко и естественно знакомится с окружающим миром.
  3. Происходит мягкая стимуляции всех органов чувств ребенка, а также стимуляция чувства равновесия, ощущения положения тела в пространстве и движения.
  4. Уменьшается восприятие боли. Например, ребенок может практически не реагировать на прокол кожи при взятии анализа крови [6].
  5. Быстрее стабилизируется состояние ребенка, снижается уровень стресса и осложнений, уменьшается заболеваемость новорожденных внутрибольничными инфекциями, в результате контакта «кожа к коже» ребенок получает тысячи полезных бактерий [6].
  6. Дыхание становится более стабильным, уменьшаются эпизоды апноэ, реже отмечаются заболевания органов дыхания в первые 6 месяцев жизни [6].
  7. Улучшается работа сердечно-сосудистой системы [6].
  8. Лучше сохраняется температура тела [6].
  9. Метод способствует лучшему росту ребенка, который может набирать до 30 г в день. Это в 3 раза больше максимального показателя, когда ребенок находится в инкубаторах [6].
  10. Тепло, запах, стук сердца матери создают у ребенка ощущение безопасности и «правильности» окружающего мира. Связь в диаде мать–ребенок становится более тесной.
  11. Влияет на развитие и закрепление сосательного рефлекса [6].

Метод «кенгуру» в сентябре 1979 г. апробировали доктора Эдгар Рей Санабриа и Гектор Мартинец Гомез в Боготе (Колумбия). Чтобы как-то компенсировать нехватку инкубаторов для выхаживания недоношенных детей и предотвратить распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, врачи попытались использовать тепло материнского тела для предупреждения гибели недоношенных детей от переохлаждения. В эксперименте участвовали малыши, состояние которых уже не вызывало беспокойства. Метод «кенгуру» превзошел все ожидания. Он оказался гораздо эффективнее, чем стандартный инкубатор для выхаживания недоношенных.

Эффективность метода для матери:

  1. Мать становится более расслабленной, постепенно психологически восстанавливается после сильнейшей травмы, которую причиняют преждевременные роды. У женщины появляется возможность завершить родовой гештальт [4, 12].
  2. Восстанавливается утраченная физическая связь матери с ребенком, у женщины появляется возможность проявлять материнские потребности по отношению к новорожденному, уверенность в том, что она в силах помочь своему ребенку. Повышается материнская самооценка [7, 10].
  3. Облегчается выработка грудного молока. По данным статистики, женщины, практиковавшие метод «кенгуру», дольше кормят своих детей грудью [6].
  4. У матерей снижаются показатели отрицательных эмоций, таких как горе, гнев, страх, стыд. [9]. Улучшается эмоциональное состояние.
  5. После применения метода «кенгуру» наблюдаются изменения в родительских установках женщин: они становятся более демократичными, снижается тенденция к гиперопеке над ребенком [14].

Метод «кенгуру» эффективен даже для экстремально недоношенных детей в соответствующем постнатальном периоде. Научные исследования, проведенные в разных странах в течение последних сорока лет, не выявили ни одного факта, когда бы применение метода «кенгуру» причинило какой-либо вред ребенку или матери. Чаще всего метод «кенгуру» начинают использовать тогда, когда состояние ребенка стабилизируется. Проведение сеанса «кенгуру» возможно также у детей, которые находятся на искусственной вентиляции легких [10]. Вопрос применения этого метода всегда решается индивидуально. Чем тяжелее состояние ребенка, чем труднее протекала беременность, тем дольше мать должна стремиться к физическому контакту с ребенком [14]. Метод «кенгуру» может проводить как мать, так и отец ребенка [10].

Несмотря на всю важность и пользу метода «кенгуру», его нельзя использовать рутинно, без учета состояния здоровья малыша и отношения родителей. Противопоказаниями могут быть тяжелый сепсис, свежие внутричерепные кровоизлияния 3–4-й степени, потребность в дыхании кислородом с концентрацией более 40%, сложная фиксация венозного или артериального катетера [6].

Методика тонкого пальцевого тренинга

Методика тонкого пальцевого тренинга была разработана доктором Е.И. Токовой и предназначена для глубоко недоношенных детей, начиная с периода новорожденности [11]. Она прошла апробацию в отделении недоношенных детей НЦЗД РАМН.

По согласованию с врачом на 2-м этапе выхаживания ее можно применять у детей с гестационным возрастом до 32 недель с учетом их состояния.

Процедура проведения:

  1. Поглаживание матерью обеих поверхностей руки ребенка (внутренней и наружной) до локтя по направлению от «периферии к центру» 6–8 раз отдельно на каждой руке.
  2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – 5–6 раз на каждой руке отдельно.
  3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев, с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2–4 раза на каждой ладони.
  4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка, по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – пальцы и кисти массируются по очереди 1–2 раза.
  5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в сторону, по кругу. Примечание: если кисть ребенка сжата, то взрослый оттягивает и затем отпускает детский пальчик.
  6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру».

Эффективность метода для ребенка:

  1. Положительно влияет на ферментные системы незрелого организма (по данным цитохимического контроля).
  2. Влияет на формирование рефлекторных реакций и последующее проявление предречевых проявлений.
  3. После проведения методики уже на первом месяце жизни у малыша повышается двигательная активность, увеличивается объем спонтанных непроизвольных движений, активизируется врожденный оральный автоматизм.
  4. Положительно влияет как на ближайший неврологический статус детей, так и на отдаленное развитие их тонкой моторики и речи [11].

Эффективность метода для матери: она занимает активную позицию в реабилитации и улучшении состояния ребенка.

Противопоказания: судороги и судорожная готовность; острый период внутричерепного кровоизлияния; состояния, сопровождающиеся интоксикацией; заболевания кожи.

Музыкотерапия

Музыкотерапия воздействует на эмоциональный статус малыша, а через него – на различные функциональные системы. Темп, ритм, динамика и другие характеристики музыки являются ключевыми раздражителями, благоприятно влияющими на развитие психики ребенка и процесс выздоровления. Музыкотерапию как средство эмоционального и психосенсорного воздействия на ребенка условно можно разделить на два типа: «живой» голос (пение) и магнитофонная запись. Особенностью проведения музыкотерапии у недоношенных детей является преобладание живого пения [3].

Пение

Колыбельные песни являются лидером среди других средств музыкотерапии. Они оказывают мягкое воздействие на малыша. Колыбельные песни можно петь детям, начиная с первых дней жизни. Также можно петь лирические песни, которые по характеру мелодии похожи на колыбельные.

При нахождении ребенка в кувезе следует петь колыбельную, держа его за руку или слегка поглаживая через окно инкубатора. Если младенец не нуждается в режиме инкубатора, петь лучше, держа кроху на руках, слегка поглаживая в такт пению и глядя ему в лицо.

Процедуру следует проводить 2–3 раза в день в течение 5–10 мин после кормления; песни в быстром темпе – за 5–10 мин до начала кормления.

Методика музыкотерапии для недоношенных новорожденных детей была разработана в клинике НЦЗД РАМН. Она включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей.

Детям с перинатальной энцефалопатией с синдромом общего угнетения, а также маленьким пациентам с нарушениями дыхания и моторики кишечника в первой половине дня рекомендуется петь песни в умеренно быстром темпе, с четким маршевым ритмом (русские народные песни, детские песни Шаинского и др.).

Музыкотерапия и обычное пение матери младенцу во многом похожи, но важно понимать небольшую разницу между ними. Просто пение – это эмоциональный контакт матери с ребенком. Мать может петь малышу, когда хочет и сколько хочет (кроме редких противопоказаний, перечисленных выше) или вообще не петь, если ей этого не хочется. Пение в музыкотерапии – это метод реабилитации, немедикаментозного лечения, направленный на улучшение работы различных функциональных систем ребенка и соматического состояния, имеющий научно доказанную основу и предписания по выполнению.

Противопоказания для пения: крайне тяжелое состояние детей, проявление судорожного синдрома, кома, выраженная церебральная депрессия, проведение искусственной вентиляции легких.

Прослушивание музыкальных записей

Музыкотерапия в режиме записи может применяться в стационаре с 5–7-го дня жизни недоношенного младенца. Важно, чтобы музыка отличалась высоким качеством исполнения. Уровень громкости не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Детям с синдромом возбуждения рекомендуется слушать музыку сразу или через 20–30 мин после кормления, а вялым детям – до кормления. Прерывать запись следует после окончания музыкальной фразы.

Процедура проведения  при нахождении ребенка в кувезе: магнитофон размещать на расстоянии 1 м от кувеза с открытыми окнами.

Процедура проведения для ребенка, не нуждающегося в режиме инкубатора: магнитофон размещать на расстоянии 1 м от кроватки.

Длительность процедуры – 2–3 раза в день (не более 3 сеансов) по 5–15 мин, желательно в первую половину дня. Через 7–10 дней давать слушать другие фрагменты музыки.

Методика музыкотерапии для недоношенных новорожденных детей была разработана в клинике НЦЗД РАМН. Она включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей.

Можно выделить 3 программы музыкотерапии в режиме записи (таблица):

  1. Успокаивающая программа – при синдроме угнетения ЦНС.
  2. Активизирующая программа – при синдроме возбуждения ЦНС.
  3. Программа смешанного типа – при чередовании эпизодов возбуждения и вялости (это программа, включающая музыкальные произведения композитора К. Кирюшина, которую практически невозможно найти; вместо нее лучше использовать активизирующую программу, когда ребенок вялый, и успокоительную программу, когда ребенок возбужден).

Музыкотерапия для недоношенных младенцев

Вид программы

Диагнозы

Репертуар и режим прослушивания

возраст 5–10 дней

возраст 11 дней – 1 месяц

возраст 1–3 месяца

Активизирующая

Синдром угнетения ЦНС, расстройство ритма и глубины дыхания, брадикардия, снижение сосательного рефлекса, гипомоторный кишечник

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», 1-я часть; 7–10 мин в первой половине дня

Отрывки в темпе аллегро и аллегро модерато: В. Моцарт – рондо из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта», первые части фортепьянных оркестров № 12 и 20, Чайковский – вальсы из балетов; по 10–15 мин в первой половине дня

К произведениям, рекомендованным для детей до одного месяца, добавляется в записи – Л. Боккерини «Менуэт», А. Вивальди «Весна», Ф. Шуберт «Фореллен-квинтет»; до 20 мин в первой половине дня

Успокоительная

Синдром возбуждения ЦНС, синдром упорных срыгиваний, изменения сосудистого тонуса

Отрывки из произведений в темпе адажио, анданте: И. Бах – ария из сюиты № 3, Брандербургские концерты № 2, 3, 6 – вторые части (фрагменты по 5–10 мин), А. Вивальди «Зима»; 5–7 мин между кормлениями

Отрывки из произведений: И. Баха и А. Вивальди, Ф. Шуберт «Аве Мария», К. Сен-Санс «Лебедь», В. Беллини, каватина Нормы из оперы «Норма»; 7–10 мин между кормлениями

Отрывки из произведений И. Баха, А. Вивальди, Ф. Шуберта, К. Сен-Санса, В. Беллини, И. Гайдна – адажио из симфонии № 45, В. Моцарт – вторые части из фортепьянных концертов № 12 и 20; 10–20 мин между кормлениями

Особенности проведения музыкотерапии у недоношенных детей – это преобладание «живого» пения и тщательный контроль реакций ребенка.

При стабилизации гипертензионно-гидроцефального синдрома предпочтение отдается «живому» пению.

При синдроме выраженного угнетения ЦНС у глубоко недоношенных детей «успокоительная» программа заменяется на «активирующую» через 3–5 дней.

Противопоказания: крайне тяжелое состояние детей, проявление судорожного синдрома, острый отит, интоксикация, острая фаза инфекционно-воспалительного процесса, резко выраженная возбудимость, нарастающая гидроцефалия. Внимание: нельзя использовать наушники!

Эффективность метода для ребенка:

  1. Сенсорное развитие ребенка.
  2. Улучшение аппетита.
  3. Постепенное формирование слухового и зрительного сосредоточения.
  4. Улучшение эмоционального и соматического состояния.

Эффективность метода для матери:

  1. Снижение эмоционального напряжения.
  2. Мать занимает активную позицию в реабилитации и улучшении состояния ребенка.
  3. При пении достоверно увеличивается лактация.

В заключение

В последние годы во всем мире прослеживается тенденция к ограничению использования лекарственной терапии, а в реабилитации детей ведущая роль отводится немедикаментозным методам воздействия. Формируется новое направление в современной науке, основанное на использовании адаптационного потенциала, резервных возможностей организма человека. Приведенные выше немедикаментозные методики демонстрируют положительную динамику для последующего развития недоношенного ребенка. Важное достоинство этих методик еще в том, что мать не ощущает беспомощности из-за невозможности участвовать в уходе за младенцем, а, наоборот, занимает активную родительскую позицию по отношению к малышу. Женщина после рождения недоношенного ребенка ограничена в исполнении своих материнских потребностей по нескольким причинам:

  1. Отсутствие физического контакта с новорожденным, когда он находится в реанимации.
  2. Ограничение физического контакта с новорожденным при нахождении его в кувезе.
  3. Большое количество времени занимает медицинский, гигиенический уход за ребенком, выполняемым матерью при совместном проживании с ребенком.
  4. При невозможности общения с ребенком в течение целого дня женщина может чувствовать себя второстепенным персонажем в уходе за ребенком по сравнению с медперсоналом стационара, который в ее глазах занимает главенствующее место.

Часто матери, имеющие возможность круглосуточного находиться с новорожденным в стационаре, много времени уделяют медицинскому уходу за ребенком, который имеет еще и сопутствующие диагнозы, кроме недоношенности (отслеживание показателей мониторов, исполнение рекомендаций медперсонала и т. д.). То есть находятся в роли «медицинской сестры», времени на осуществление материнских функций не хватает. В некоторых случаях при наличии свободного времени женщины из-за страха каким-нибудь образом навредить ребенку боятся физического контакта с ребенком или из-за неинформированности не знают, как взаимодействовать с младенцем. Матери, навещающие своих детей в стационаре и не имеющие возможности круглосуточно или весь день пребывать с новорожденным, могут находиться в роли или пассивного наблюдателя, или кормилицы ребенка, сцеживающей грудное молоко. С рождением недоношенного ребенка женщина теряет не только образ идеального, здорового ребенка, но и идеальный образ материнского ухода за младенцем [23]. Предлагаемые в статье методики основаны на естественном материнском уходе за новорожденным и младенцем: тактильный контакт, физический контакт, пение колыбельных и песен, прослушивание классических произведений. Женщина, активно помогающая своему ребенку во время его госпитализации, использующая в арсенале своего поведения разнообразие «ролей» с осознанным акцентированием на материнской роли, чувствует себя более уверенно в роли заботливой матери, о которой она мечтала во время беременности. Постепенно удовлетворяются сформированные ею потребности в заботе о ребенке и взаимодействии с ним.

Список использованной литературы

1.     Волгина С.Я., Менделевич В.Д. Нервно-психическое развитие недоношенных детей в отдаленные периоды жизни // Неврологический вестник. 2001. №3–4. С. 84–88.

2.     Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1998. – 202 с.

3.     Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. /Под ред. Г.В. Яцик. М.: ПедиатрЪ, 2012. – 55 с.

4.     Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб: Питер, 2011. – 272 с.

5.     Карниз Т.А. Психологическая помощь матерям недоношенных детей в медицинском учреждении на втором этапе выхаживания // Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология. Материалы 11-й Всероссийской общественной профессиональной медицинской психотерапевтической конференции / Под ред. А.И. Аппенянского, Ю.П. Бойко, В.Н. Краснова, В.И. Курпатова, Ю.С. Шевченко. 2013. № 11. С. 55–61.

6.     Метод «кенгуру» в выхаживании недоношенных детей. [Электронный ресурс] // Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера. URL: http://forums.rusmedserv.com/blog.php?s=56097e690813691d66ec4317aba73ed1&b=252 (дата обращения – 26.08.2013).

7.     Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 16–25.

8.     Заустгад Ола Дидрик. Недоношенный ребенок. М.: ГЭОТАР-медиа, 2012. – 192 с.

9.     Перинатальная психология и психиатрия / Под ред. Н.Н. Володина, П.И. Сидоров. Т. 1. М: Академия, 2009. – 304 с.

10. Современный взгляд на условия выхаживания новорожденных / Под ред. Е.Н. Байбариной. М: ООО «Эники», 2010. – 56 с.

11. Токовая Е.И. Раннее нервно-психическое развитие детей, родившихся глубоко недоношенными. Дис. … мед. психол. наук. М., 2002. – 160 с.

12. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 240 с.

13. Шабалов Н.П. Влияние сенсорных раздражителей на недоношенного новорожденного: тактильные раздражители, свет, звук. [Электронный ресурс] // Ресурс для родителей недоношенный детей. URL: http://www.prematurebaby.ru (дата обращения – 10.08.2013).

14. Щукина Е.Г., Соловьева С.Л. Самоорганизация системы «мать-дитя» под влиянием стресса // Мир психологии. 2008. № 4. С. 112–120.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×