• Главная страница
  • » Статьи
  • » Главному врачу
  • » Роль образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в обеспечении кадровой политики Российской Федерации в сфере здравоохранения

Роль образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в обеспечении кадровой политики Российской Федерации в сфере здравоохранения

93

Пять лет назад по инициативе Минздрава России был создан Совет директоров средних медицинских и фармацевтических организаций России, который объединил все медицинские и фармацевтические колледжи страны для решения одной из стратегических задач здравоохранения – обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами со средним профессиональным образованием. В настоящее время средний медицинский персонал – самая объемная составляющая кадрового ресурса здравоохранения.

Обеспеченность системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами является важным условием, определяющим доступность и качество медицинской помощи населению.

Медицинский персонал относится к дорогостоящим ресурсам, требующим больших затрат на подготовку квалифицированных специалистов. В отличие от большинства ресурсов, ценность которых со временем снижается, ценность кадровых ресурсов здравоохранения с накоплением профессионализма и опыта увеличивается.

Комплексный подход к решению проблемы

Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения связаны не столько с дефицитом врачей и средних медицинских работников по ряду специальностей, сколько со сформировавшимися диспропорциями в отрасли: дисбалансом в обеспеченности медицинскими кадрами медицинских организаций, оказывающих стационарную и амбулаторно-поликлиническую помощь; медицинских организаций, расположенных в сельской местности и в городах; дисбалансом в соотношении между количеством врачей и средних медицинских работников.

Анализ сложившейся кадровой ситуации в системе здравоохранения, необходимость комплексного подхода к решению проблемы определили основные направления реализации мероприятий разработанного Минздравом России во исполнение пункта 2 «г» указа Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15.04.2013 № 614-р Комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами. В него входят:

  • совершенствование планирования и использования кадровых ресурсов отрасли;
  • совершенствование системы подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием;
  • формирование и расширение системы материальных и моральных стимулов медицинских работников.  

Все субъекты Российской Федерации разработали и приняли программы по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров, содержащие дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

Среди мероприятий региональных программ – в т. ч. и подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования, повышение квалификации средних медицинских работников, различные меры их социальной поддержки.

Отсутствие или недостаточное количество мероприятий по устранению дефицита средних медицинских работников явилось причиной несогласования Минздравом России кадровых программ ряда регионов.

Также во исполнение указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг., включающая динамику примерных (индикативных) значений соотношений средней заработной платы работников учреждений.

Запланировано повышение к 2018 г. до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе средней заработной платы:

  • среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг);
  • младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг)

Обеспеченность российского здравоохранения медицинскими работниками

Таким образом, государством создаются условия для эффективной деятельности всей отрасли в целом, в которой на 1 января 2013 г., по данным официальной статистической отчетности, в медицинских организациях Российской Федерации работало 2 млн 162 тыс. медицинских работников, из них в медицинских организациях системы Минздрава России – 594 тыс. 743 врача и 1 млн 299 тыс. 297 медицинских работников со средним профессиональным образованием. В медицинских организациях ведомственной принадлежности и частной формы собственности – 104 тыс. врачей и 120 тыс. медицинских работников со средним профессиональным образованием.

Обеспеченность населения страны врачами составила 41,6 (на 10 тыс.), обеспеченность средними медицинскими работниками – 90,8 (на 10 тыс.). Показатель соотношения числа врачей и средних медицинских работников в Российской Федерации сегодня составляет 1:2.

Показатель обеспеченности врачами медицинских организаций, расположенных в сельской местности, составляет 13,1 (на 10 тыс.), обеспеченность средними медицинскими работниками – 54,6 (на 10 тыс.). Соотношение на селе «врач – средний медицинский работник» – 1:4.

Если численность врачей в последние годы имеет положительную динамику, то с 2000 г. численность средних медицинских работников в медицинских организациях системы Минздрава России и соответственно показатель обеспеченности населения средними медицинскими работниками, имеют устойчивую тенденцию к снижению.

Основным направлением деятельности Минздрава сегодня является кадровая политика, направленная на устранение как кадрового дефицита в отрасли, так и традиционно сложившихся кадровых дисбалансов, таких как обеспеченность врачами жителей городов и сельских населенных пунктов, укомплектованность кадрами поликлиник и стационаров, соотношение врачей и средних медицинских работников.

В рамках проводимой политики всеми субъектами Российской Федерации были разработаны и приняты региональные кадровые программы, направленные на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также содержащие дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

Впервые за последние 10 лет в ряде регионов отмечена положительная динамика численности средних медицинских работников в медицинских организациях; улучшаются показатели обеспеченности врачами населения, проживающего в сельской местности.

За 9 месяцев 2013 г. численность врачей и среднего медицинского персонала, работающих в медицинских организациях, подведомственных субъектам Российской Федерации, увеличилась соответственно на 0,7 и 0,5%.

Однако на сегодняшний день обеспеченность средними медицинскими работниками в Российской Федерации ниже, чем в Ирландии, Канаде, Германии, Дании, Швеции, Австралии, но выше показателей в США, Японии, Франции, Великобритании.

В то же время обращает на себя внимание неравномерное распределение медицинских кадров со средним профессиональным образованием по субъектам Российской Федерации.

Наибольшие показатели обеспеченности специалистами со средним медицинским образованием отмечаются в Чукотском автономном округе (148,9 на 10 тыс. населения), Ханты-Мансийском автономном округе – Югра (138,3), Республике Тыва (135,7), Магаданской области (134,9), Республике Алтай (130,6).

Наименьшие значения показателя обеспеченности средними медицинскими работниками отмечены в Московской (64 на 10 тыс. населения), Ленинградской, Калининградской областях, в Ставропольском крае и Чеченской Республике.

При этом разница между показателями обеспеченности средними медицинскими работниками в регионах достигает 2–2,5-кратных значений, что, несомненно, не может не отражаться на качестве и доступности медицинской помощи населению.

Характеристика среднего медицинского персонала России

Но во многом показатель обеспеченности средними медицинскими работниками зависит и от региональных особенностей структуры оказания медицинской помощи, соотношения медицинских организаций различного типа и уровня. Так, основная масса специалистов со средним медицинским образованием работает в больничных учреждениях (почти 70%) и только 10% – в амбулаторно-поликлинических, еще 7% – на скорой медицинской помощи.

В структуре средних медработников почти 2/3 от общей численности занимают медицинские сестры, каждый десятый имеет фельдшерское образование.

Средний возраст средних медицинских работников по отдельным специальностям составляет около 41 года, в разрезе регионов самые молодые специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием – в Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах.

Лица до 35 лет составляют 30% от общего числа работающих специалистов со средним медицинским образованием; в возрасте от 36 до 45 лет – 27%, лица в возрасте от 46 до 55 лет – 26,4%, от 56 до 60 лет – 9% и всего 7% работающих специалистов составляют лица от 61 года и старше.

Наибольший удельный вес специалистов в возрасте до 36 лет наблюдается также в Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах; наибольший удельный вес лиц в возрасте старше 60 лет отмечен в Северо-Западном и Центральном федеральных округах.

Именно в регионах Северо-Западного и Центрального федеральных округов необходимо усилить работу, направленную на закрепление в отрасли «молодых специалистов», обеспечивая их достаточный приток.

Важные мероприятия:

1 марта,
Семинар для главных врачей и специалистов по качеству медпомощи
«Проверки Росздравнадзора и внутренний контроль качества в медорганизации: как избежать ошибок»

30-31 марта,
Семинар для главных врачей и экономистов
«Оплата труда в медицинской организации»

Все мероприятия на сайте seminar.zdrav.ru

>

Соотношение численности врачей и средних медицинских работников

Вызывает определенную озабоченность сложившаяся за последние годы стойкая тенденция к снижению соотношения численности  врачей и средних медицинских работников в стране: с 1:2,4 в 2000 г. до 1:2,0 в 2012 г.

Притом что по международным стандартам эффективное функционирование и развитие системы здравоохранения возможны при соотношении численности врачей и средних медицинских работников 1:4–1:5. Структурные преобразования системы здравоохранения, проводимые сегодня Минздравом России, направлены на изменения сложившихся соотношений в сторону увеличения численности среднего медицинского персонала: так, государственной программой «Развитие здравоохранения» предусмотрено достижение к 2018 г. соотношения врач/средний медицинский работник 1/3 в среднем по Российской Федерации.

Кадровые диспропорции, характерные для системы здравоохранения в целом, присутствуют и в обеспечении средними медицинскими работниками.

Соотношения врачебного и среднего медицинского персонала в медицинских организациях: станции скорой медицинской помощи – 1:2,7; станции переливания крови – 1:2,7; стоматологические поликлиники – 1:1,5; диспансеры – 1:2,2; амбулаторно-поликлинические организации – 1:1,6; больничные организации – 1:2,7; дома сестринского ухода – 1:9,1.

Соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала имеет наибольшее значение в учреждениях здравоохранения федерального подчинения и наименьшие – в учреждениях здравоохранения муниципальной собственности.

Выраженные отклонения значений отмечаются и по различным типам медицинских организаций, также в разрезе различных специальностей.

Соотношения врачебного и среднего медицинского персонала по специальностям: «анестезиология и реаниматология» – 1:1,4; «педиатрия» – 1:2,9; «лечебная физкультура», «акушерство и гинекология» – 1:1,6; «общая врачебная практика» – 1:1,5; «физиотерапия» – 1:6,5; «операционное дело» – 1:1,1; «функциональная диагностика» – 1:1,6; «рентгенология» – 1:2,0; «скорая и неотложная помощь» – 1:3,6; «сестринское дело в косметологии» – 1:4,1.

Негативные тенденции в кадровом обеспечении населения медицинской помощью, оказываемой средним медперсоналом

Таким образом, можно выделить сложившиеся за последние десятилетия негативные тенденции в кадровом обеспечении населения медицинской помощью, оказываемой средним медицинским персоналом: снижение численности сестринского персонала; неравномерное обеспечение населения субъектов Российской Федерации средним медицинским персоналом; нарастание дисбаланса в соотношении между врачебным и средним медицинским персоналом.

Они сформировали неблагоприятные процессы в клиническом сестринском деле, такие как переход значительной части функций, которые в странах с эффективными системами здравоохранения выполняют обученные медицинские сестры, в компетенцию врачей; примитивизация клинической составляющей и ограничение компетенции медицинских сестер; падение профессионального и социального престижа профессии среднего медицинского работника; снижение экономической эффективности системы здравоохранения за счет привлечения к решению некоторых клинических задач специалистов с более высоким уровнем оплаты.

Все это требует безотлагательного решения.

Система среднего медицинского и фармацевтического образования в России

Сегодня назрела необходимость внедрения новых организационных технологий в деятельность среднего медицинского персонала с расширением его функций на разных уровнях оказания медицинской помощи, что потребует модернизации и оптимизации системы среднего медицинского и фармацевтического образования в стране.

В Российской Федерации реализуются все уровни сестринского образования – от младшей медицинской сестры по уходу за больными до бакалавра по специальности «сестринское дело».

Подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в настоящее время осуществляется в 442 образовательных организациях среднего профессионального образования – колледжах и их филиалах, в т. ч. 3 подведомственных Минздраву России, 3 – ФМБА, 1 – РАМН (ФАНО), 1 – Управлению делами Президента РФ); а также на факультетах среднего образования 28 вузов Минздрава России и медицинских факультетах 17 классических университетов Минобрнауки России, вузов субъектов Российской Федерации и негосударственных вузов, которые реализуют основные образовательные программы по 10 специальностям: «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело», «медико-профилактическое дело», «стоматология ортопедическая», «стоматология профилактическая», «фармация», «лабораторная диагностика», «медицинская оптика», «медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Учитывая, что подавляющее большинство колледжей в настоящее время находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, координацию их деятельности и реализацию на всей территории страны единых подходов к среднему медицинскому и фармацевтическому образованию осуществляет Совет директоров средних медицинских и фармацевтических организаций России.

Общая численность студентов медицинских и фармацевтических колледжей Российской Федерации составляет 234 тыс. чел. По сравнению с 2009 г. численность обучающихся увеличилась на 10%.

В 2013 г. на 1-й курс было зачислено 80 100 чел., что почти на 16% больше по сравнению с 2009 г.

Следует отметить, что значительное увеличение приема отмечено за последние 2 года, что напрямую связано в проводимой Минздравом России работой в рамках согласования региональных кадровых программ по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров.

В 2013 г. прием на факультеты и колледжи медицинских вузов Минздрава России составил 2905 чел.  

Достоинства и недостатки российского среднего профессионального образования в здравоохранении

К несомненным достоинствам нашего среднего профессионального образования в здравоохранении можно отнести:

  • сохранение государственного сектора образовательных учреждений среднего профессионального образования;
  • сохранение достаточного уровня государственного заказа на подготовку специалистов;
  • обновление содержания образования (новые Федеральные Государственные образовательные стандарты);
  • оптимизация технологии обучения (приоритеты принадлежат практико-ориентированным технологиям);
  • формирование системы непрерывного профессионального образования;
  • апробирование и внедрение системы оценки качества подготовки и системы менеджмента качества;
  • создание и развитие информационной образовательной среды в медицинских колледжах и училищах;
  • развитие системы социального партнерства, и, как результат – контрактно-целевой формы подготовки (заказа).

Однако в вопросах подготовки специалистов со средним медицинским образованием существует ряд проблем:

  • отставание уровня оснащения образовательных учреждений отрасли от технологических и информационных требований практического здравоохранения;
  • «постарение» педагогических коллективов преподавателей сузов, снижение престижа профессии, низкая заработная плата и отсутствие системы повышения квалификации преподавательского состава;
  • недостаточное использование новых образовательных технологий, в том числе в системе дополнительного профессионального образования.

Модернизация среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования

Сегодня назрела необходимость модернизации среднего профессионального  медицинского и фармацевтического образования, пересмотра сроков обучения, оптимизации номенклатур, внедрения в образовательный процесс новых технологий, симуляционного обучения, развития системы непрерывного образования в течение всей трудовой жизни специалиста с максимальным использованием удобных дистанционных технологий, приближая образования к месту работы, делая его персонифицированным, способствуя личному росту каждого.

С введением новых организационных технологий в деятельность среднего медицинского персонала, с расширением его функций на разных уровнях оказания медицинской помощи в соответствии с разрабатываемыми и внедряемыми профессиональными стандартами, плавным переходом к новой системе допусков к медицинской деятельности – аккредитации специалистов подготовка в образовательных организациях должна не только соответствовать современным требованиям, но и опережать потребности отрасли.

Перед практическим здравоохранением и образовательным сообществом стоит задача формирования самостоятельного специалиста в области сестринского дела, основными задачами которого будут ведение пациента от момента появления в медицинской организации и работа с ним на всех уровнях оказания медицинской помощи, реализация мероприятий по профилактике заболеваний.

Вместе с тем необходима передача несвойственной деятельности от среднего медицинского персонала немедицинскому персоналу, что позволит средним медицинским работникам больше времени выполнять свои прямые обязанности и реализовывать знания и умения, полученные в образовательных организациях

Одними из первых такую систему расширения полномочий медицинской сестры ввели еще в начале 60-х гг. прошлого века США. Сегодня в ряде европейских стран, таких как Великобритания, Австрия, Норвегия, Финляндия, Ирландия, Нидерланды, Израиль, Германия, имеется опыт привлечения среднего медицинского персонала, в первую очередь медицинских сестер, к самостоятельной деятельности на различных этапах оказания медицинской помощи.

Таким образом, основные шаги по преодолению сложившего дефицита специалистов со средним профессиональным образованием–  это:

  • пересмотр профессиональных ролей и совокупности умений; повышение роли и расширение функций сестринского персонала в лечебно-диагностическом процессе, в проведении профилактических мероприятий, медицинской реабилитации и оказании паллиативной помощи;
  • создание оптимальных условий труда для специалистов со средним медицинским образованием;
  • модернизация и оптимизация системы среднего профессионального образования в стране;
  • обеспечение профессионального и карьерного роста, саморазвития специалистов сестринского дела; формирование у них мотивации к достижению высоких результатов;
  • разработка критериев (индикаторов) качества работы сестринского персонала.

Изменение организационной модели оказания медицинской помощи средними медицинскими работниками определяет новые стратегические задачи перед образовательным сообществом, реализующим подготовку специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Сегодня в арсенале Минздрава России имеется сбалансированная система, направленная на эффективную координацию совместных усилий в целях стоящих не простых задач. Особая роль отводится Всероссийскому учебно-научно-методическому центру по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, который сегодня является основным методологом в вопросах среднего медицинского и фармацевтического образования, координирует и непосредственно участвует в разработке образовательных стандартов среднего профессионального образования. ВУНМЦ осуществляет методическое сопровождение, анализ текущих и итоговых результатов, а также формирование отчета о реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций. В перспективе центру предстоит осуществлять контроль за реализацией непрерывного медицинского образования в Российской Федерации, управление учебно-методическим объединением в системе среднего медицинского образования и фармацевтического образования, реализовывать методологическое обеспечение перехода на аккредитацию среднего медицинского персонала.

Также в Минздраве эффективно функционирует институт главных внештатных специалистов и основная координирующая и организационная роль в решении поставленных задач без сомнения ложится на их плечи, это главный внештатный специалист Минздрава России по медицинскому и фармацевтическому образованию ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Петр Витальевич Глыбочко и главный внештатный специалист Минздрава России по управлению сестринской деятельностью, директор Института сестринского дела Самарского государственного медицинского университета Сергей Иванович Двойников.

Одним из приоритетных направлений деятельности Минздрава России в 2014 г. определена разработка новой организационно-правовой модели деятельности медицинской сестры. Целью реализации проекта является повышение роли медицинских сестер в современной системе здравоохранения и оптимизация их деятельности на основе пересмотра функциональных обязанностей. В рамках указанного проекта планируется:

  • проведение нормирования труда медицинских сестер в пилотных медицинских организациях с учетом типа и уровня медицинских организаций, вида медицинской помощи;
  • разработка типовых норм нагрузки на медицинских сестер, с учетом современных требований организации медицинской помощи;
  • разработка проектов федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ дополнительного профессионального образования;
  • разработка системы критериев и индикаторов оценки деятельности медицинских сестер для перехода на «эффективный контракт»;
  • формирование предложений по пересмотру номенклатур специальностей, должностей и квалификационных требований к специалистам со средним и высшим образованием по специальности «сестринское дело».

Указанный проект планируется завершить разработкой Концепции развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 года и проведением Всероссийской научно-практической конференции.

И в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что средний медицинский персонал является значимой самостоятельной составляющей в оказании квалифицированной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а главная задача органов исполнительной власти и образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, - создание оптимальных условий для профессионального и социального престижа профессии среднего медицинского работника.  



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль