Аттестация как оценка квалификации медицинского и фармацевтического персонала в Российской Федерации

461

Система аттестации в нашей стране начала формироваться более 60 лет назад, когда появились приказы об аттестовании руководящих работников здравоохранения, об аттестовании врачей и специалистов с высшим образованием санитарно-противоэпидемических учреждений и об аттестации акушерок и фельдшериц-акушерок, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь.

Слово «аттестация» в переводе с латинского языка (attestatio) означает  «свидетельство».

Создание системы аттестации было направлено на объективную оценку профессионального уровня и компетентности медицинских и фармацевтических работников, которых они достигают в течение всей своей трудовой деятельности, а также на определение того, насколько специалист способен выполнять свои должностные обязанности.

К настоящему времени система профессиональной подготовки сестринского персонала с учетом квалификационных, аттестационных и сертификационных требований обеспечивает подготовку специалистов по программе трех уровней: базовый, углубленная подготовка (повышенный уровень образования) и высшее медицинское образование по специальности «сестринское дело», т. е. сформировалась в многоуровневую. Указанные уровни образования предоставили среднему медицинскому персоналу широкие возможности для профессионального роста.

В процессе непрерывного медицинского образования одним из показателей качества профессиональной подготовки специалиста на последипломном этапе является наличие у него квалификационной категории.

За прошедший период организация и проведение аттестации стали частью кадровой политики как органов управления здравоохранением субъектов РФ, так и многих научных и образовательных медицинских (фармацевтических) организаций, что, несомненно, способствует улучшению кадров здравоохранения.

Результаты аттестации служат критерием для повышения оплаты труда работникам отрасли, позволяют переводить их на более высокую профессиональную ступеньку, способствуют карьерному росту, повышают ответственность, развивают инициативу. Все перечисленное в свою очередь является для специалистов не только материальным, но и моральным стимулом.

Кроме того, аттестация – это один из механизмов контроля для администрации медицинской организации за уровнем подготовки ее специалистов, которым во многом определяется качество оказываемой ими медицинской помощи.

Формирование нормативной базы

Правовые основы аттестации медицинских и фармацевтических работников устанавливаются Федеральными законами РФ, законами субъектов РФ, приказами Минздрава России, в частности приказом Минздрава России от 23.04.2013 № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

К сожалению, длительное время более пристальное внимание уделялось в большей степени аттестации врачебного персонала, а сестринский оставался практически вне этой системы.

Однако после принятия постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16.10.1986 № 1240 «О повышении заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения», уже предусматривающего повышение заработной платы зубным врачам и другим работникам из числа среднего медицинского и фармацевтического персонала, которым были присвоены первая или вторая квалификационные категории, появилась положительная динамика по аттестации данной группы специалистов. Соответственно повысились и должностные оклады у этих работников.

Коме того, приказом Минздрава СССР от 09.10.1987 № 1104 «Об аттестации средних медицинских работников»[5] было утверждено Положение об аттестации среднего медицинского персонала.

В последующем издавался целый ряд нормативно-распорядительных документов по аттестации на присвоение медицинскому и фармацевтическому персоналу квалификационных категорий, в соответствии с которыми аттестация стала довольно демократичным актом, проводящимся на добровольной основе.

В настоящее время действующими правовыми документами, регулирующими вопросы аттестации медицинских работников, являются:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • приказ Минздрава России от 23.04.2013 № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

Данные статистики

Как уже говорилось выше, после принятия постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16.10.1986 № 1240 количество аттестованных средних медицинских и фармацевтических работников стало увеличиваться. Согласно данным Федерального статистического наблюдения по России, в 1986 г. доля аттестованных среди них составляла 13%, в 1991 г. – 16,3%, в 1992 г. – 17,6%, в 1993 г. – 24,2%, в 1994 г. – 27,9%, в 1995 г. – 30,9%, в 1996 г. – 35%, в 1997 г. – 38,1%, в 1998 г. – 41%, в 1999 г. – 44,9%, в 2000 г. – 49,5%, в 2011 г. – 62,6%, в 2012 г. – 61,5%.

Однако, как следует из приведенной ниже таблицы, в последнее время доля аттестованных средних медицинских работников снизилась как по России в целом, так и по федеральным округам, оставаясь на уровне среднего по России:

Годы

Доля среднего медицинского персонала, имеющего квалификационные категории по федеральным округам, %

Россия

ЦФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

2011

62,6

63,0

65,5

61,7

49,4

63,4

65,4

65,2

54,1

2012

61,5

62,5

64,3

59,2

47,5

62,7

63,7

63,6

53,3

При этом наиболее высокая доля аттестованных специалистов отмечается в Северо-Западном (64,3%) и Уральском (63,7%) федеральных округах. Наименьшее количество аттестованных – в Северо-Кавказском (47,5%) и Дальневосточном (53,3%) федеральных округах.

Доля аттестованных с высшим сестринским образованием, работающих по специальности «сестринское дело», составила в 2012 г. 49,3%, а по специальности «управление сестринской деятельностью» – 52,5%.

Общие правила проведения аттестации

На основании указанных документов, квалификационные категории (вторая, первая, высшая) присваиваются по результатам квалификационного экзамена в соответствии с утвержденной Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, а для специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «сестринское дело» – в соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации.

Унифицированных и утвержденных аттестационных требований раздельно по каждой квалификационной категории не существует. Каждая организация вводит свои критерии. Так, например, одни оценивают квалификацию специалиста по количеству правильных ответов на тестовые задания:

  • вторая квалификационная категория – не менее 71% правильных ответов;
  • первая квалификационная категория – не менее 81% правильных ответов;
  • высшая квалификационная категория – не менее 91% правильных ответов.

Другие создают систему усложненных тестов в зависимости от категории. Наиболее сложные – для высшей категории.

Или, например, аттестационная комиссия может руководствоваться приказом Минздрава России от 25.12.1997 № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», которым  утверждены аттестационные требования к медицинскому технологу, лабораторному технику.

Полученные квалификационные категории действительны на всей территории Российской Федерации в течение 5 лет со дня издания распорядительного акта об их присвоении (т. е. приказа), если аттестационная комиссия, которая присвоила эти категории, была создана и имела полномочия в соответствии с действующим на этот период приказом.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с последним приказом по аттестации:

  • Специалисты, как с высшим, так и со средним профессиональным образованием, претендующие на получение высшей квалификационной категории, должны иметь одинаковый стаж работы по специальности (в должности) не менее 7 лет.
  • Претендовать на более высокую категорию можно не ранее чем через 3 года со дня издания распорядительного акта о ее присвоении. Для специалистов со средним профессиональным образованием отчет подается за последний год работы. Для специалистов с высшим сестринским образованием – за 3 года.
  • Документы представляются в аттестационную комиссию не позднее 4 месяцев до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории.
  • Прошедшим аттестацию вместо свидетельства выдается выписка из приказа либо о присвоении, либо об отказе в присвоении квалификационной категории.

При проведении семинаров по правовым основам занятия профессиональной медицинской и фармацевтической деятельностью, в т. ч. и по разделу аттестации на получение квалификационных категорий, достаточно часто возникают вопросы, что делать со специалистами, у которых заканчивается срок действия квалификационной категории во время декретного отпуска.

Поскольку в действующих нормативных правовых документах прямого ответа на этот вопрос нет, очевидно, решение должны принять руководитель организации и аттестационная комиссия. Если специалист успел до декретного отпуска проработать 1–3 года, то по ходатайству руководителя в аттестационную комиссию можно принять отчет специалиста по работе за этот период и рассмотреть вопрос о присвоении квалификационной категории на заседании аттестационной комиссии. Если такого стажа нет, то можно использовать предыдущий отчет и оставить ту же самую категорию. Либо по выходе из декретного отпуска, пока специалист будет нарабатывать необходимый стаж для написания отчета, руководитель вправе (если есть такая возможность) установить ему персональный повышающий коэффициент к заработной плате.

Специалист, претендующий на получение квалификационной категории, должен подать в аттестационную комиссию следующий комплект документов:

  • Заявление на имя председателя аттестационной комиссии.
  • Аттестационный лист в печатном виде, заверенный отделом кадров.
  • Отчет о профессиональной деятельности, подписанный специалистом, согласованный с руководителем и заверенный печатью организации.
  • Копии документов об образовании (диплом, свидетельства, удостоверения, сертификаты специалиста), копию трудовой книжки, заверенную в установленном порядке.
  • Копию документа о присвоении имеющейся квалификационной категории (при ее наличии).

Как правило, членами аттестационной комиссии (даже в случае аттестации средних медицинских и фармацевтических работников) являются специалисты с высшим образованием. И это оправданно, например, при аттестации по таким специальностям, как «анестезиология и реаниматология», «физиотерапия», «функциональная диагностика», «лабораторная диагностика» и другим, в которых средний медицинский персонал тесно работает в команде с врачом. Что касается массовых сестринских специальностей, то, конечно, уровень их подготовки должны оценивать и их опытные коллеги, специалисты сестринского дела.

>

Роль руководителей сестринского персонала

Безусловно, большую роль в процессе подготовки среднего медицинского и фармацевтического персонала к аттестации играют старшая и (особенно!) главная медицинские сестры.

Среди многочисленных функциональных обязанностей главной медицинской сестры должно быть и обучение курируемого персонала правильному заполнению документации, особенно составлению отчета на получение квалификационной категории, проведение семинаров по основным разделам заявленной на аттестацию специальности, возможно, даже проведение конкурсов профессионального мастерства.

При обсуждении на семинарах этих вопросов выясняется, что первым звеном помощи специалистам в подготовке к аттестации являются старшие медицинские сестры, которые затем передают аттестационные дела на проверку главной медицинской сестре. Перед аттестацией главная медицинская сестра проводит занятия с аттестуемыми по санэпидрежиму, неотложной помощи и т. д. В отдельных организациях помощь аттестуемому персоналу оказывают методические кабинеты и сестринские советы, но в основном главными медицинскими сестрами проводится с аттестуемыми индивидуальная работа.

Отчет о профессиональной деятельности

Наибольшие трудности у медицинского персонала и его руководителей вызывает подготовка для аттестации.

Отчет о профессиональной деятельности среднего медицинского и фармацевтического персонала, в отличие от специалистов с высшим медицинским образованием, пишется только за один (последний) год работы и не всегда отражает весь спектр деятельности работников среднего звена. Чтобы отчет был более полным, его рекомендуется писать на 6–10 страниц и структурировать по следующим разделам:

  1. Введение – краткие автобиографические данные, в т. ч. о получении профессии (не более 1 страницы).
  2. Краткая характеристика организации, отделения (кабинета), возможна историческая справка (1–2 страницы).
  3. Описание рабочего места и основные функциональные обязанности аттестуемого.
  4. Анализ основных показателей деятельности отделения (кабинета) и своей профессиональной деятельности, где специалист может отразить, как и какие процедуры и манипуляции проводил, осуществлял ли забор лабораторного материала, уход за больными и помогал ли в их реабилитации; может описать подготовку медицинского оборудования или инструментов к работе; рассказать, какое участие принимал в выписке, хранении и учете лекарственных препаратов, какая медицинская документация существует на его рабочем месте и как ее вести, проводил ли беседы с больными и на какие темы и др. Здесь также можно отразить, если есть, особенности ухода за пациентами с различной патологией, применение в отделении новейших технологий и др.
  5. Отчет об участии в научно-практических конференциях, конкурсах, публикациях, наставничестве.
  6. Заключение – содержит краткие выводы о проделанной работе и предложения по совершенствованию деятельности службы в учреждении.
  7. Используемые литература (если таковая была) или нормативные акты.

Для фармацевтических работников структура отчета остается примерно такой же, но анализ основных показателей связан с технологией и порядком работы с различными лекарственными формами, умением пользоваться приборами, используемыми в фармации.

Специалисты с высшим сестринским образованием пишут отчет за последние 3 года, если они работают в должности заместителя главного врача по сестринскому персоналу и аттестуются по специальности «управление сестринской деятельностью», и за 1 год, если они работают в должности главной медицинской сестры и аттестуются по специальности «организация сестринского дела». При анализе основных показателей их работы акцент делается на их управленческих и воспитательных функциях, на знаниях нормативных правовых актов и санэпидрежима.

Следует знать, что организация, которой дано право проводить аттестацию, может давать свои рекомендации для составления отчета.

Ошибки при заполнении аттестационной документации

К ошибкам, наиболее часто встречающимся при заполнении аттестационной документации, относятся следующие:

  • Не всегда правильно учитывается стаж по аттестуемой специальности.

Пример

Специалист работал в должности фельдшера по специальности «лечебное дело», затем перешел на должность медицинской сестры и работает по специальности «сестринское дело», по ней и аттестуется. В стаж по аттестуемой специальности ему засчитывают годы работы по обеим специальностям.

  • В трудовой книжке работника указывается название должности, не соответствующее Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1183н.
  • Неправильно заполняются графы «фамилия, имя, отчество», «название отделения» и др.
  • Несоответствие базового образования по диплому заявляемой на аттестацию специальности.

Информационные технологии и индивидуальный подход

Существуют различного рода испытания при проведении аттестации по проверке теоретических знаний и практических умений медицинских и фармацевтических работников.

Сегодня в большинстве случаев тестирование проводится при помощи компьютерных программ, утвержденных либо организацией, при которой создана аттестационная комиссия, либо вышестоящим органом власти по подчиненности, хотя в отдельных аттестационных комиссиях и до настоящего времени тестирование проводится в письменном варианте.

 Более того, сейчас начинает практиковаться прохождение квалификационного теста при аттестации в режиме онлайн, что также имеет свои преимущества в плане экономии средств и времени. Тем более что вопрос о том, что необходимо более широко использовать дистанционное обучение, новейшие технологии, онлайн-консультирование, обсуждался и на заседании Правительства РФ в апреле 2013 г.

Утвержденного перечня вопросов для аттестации может и не быть, тем не менее каждому аттестуемому задаются вопросы по трем обязательным разделам: инфекционная безопасность, неотложная помощь и нормативные правовые акты.

Безусловно, компьютеризированный экзамен более объективен в оценке знаний аттестующихся. Но при этом следует учитывать, что при работе с компьютерной программой средние медицинские и фармацевтические работники старшего возраста чувствуют себя не всегда уверенно и могут показать более низкие результаты. Поэтому при последующем устном собеседовании необходимо более подробно их спрашивать. Зачастую обнаруживается, что они хорошо знают свою работу и успешно отвечают на вопросы в пределах своей специальности.

Членам аттестационной комиссии важно быть объективными и доброжелательными, чтобы в будущем медицинский и фармацевтический персонал не утратил веру в себя, смог мобилилизоваться на более эффективную работу, а самое главное – не утратил бы интерес к профессии и не боялся проходить аттестацию, чтобы подтвердить свое мастерство. 

 

[1] Приказ Минздрава СССР от 09.07.1947 № 258 «Об аттестовании руководящих работников здравоохранения»; приказ Минздрава СССР от 21.09.1950 № 810 «Об утверждении Положения об аттестовании врачей и специалистов с высшим образованием санитарно-противоэпидемических учреждений»; приказ Минздрава СССР от 27.07.1951 № 685 «Об аттестации акушерок и фельдшериц-акушерок, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь».

[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”».

[3] Приказ Минздрава России от 23.04.2013 № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

[4] Приказ Минздрава России от 25.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».

[5] Данный документ включен в Перечень не действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов, утвержденный приказом Минздрава России от 18.10.2002 № 317.

[6] Источник: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Департамент анализа, прогноза и инновационного развития здравоохранения. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. «Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения. Часть I (Медицинские кадры)». Москва, 2013.

[7] Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2010 № 199н).

[8] Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×