Организация симуляционно-тренингового обучения операционных медицинских сестер в родовспомогательном учреждении

177

Последние десятилетия ознаменовались мощным развитием всех сфер деятельности человека, значительные преобразования произошли в т. ч. в области здравоохранения. Используется современное оборудование, о котором несколько лет назад не могли и мечтать, внедряются новейшие технологии диагностики, лечения заболеваний. Примером тому может служить работа Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова Минздрава России (далее – НЦАГиП им. В.И. Кулакова) – крупнейшего федерального центра по охране здоровья матери и ребенка. Он оказывает высококвалифицированную диагностическую и лечебную помощь беременным, роженицам, родильницам, новорожденным, гинекологическим больным, а также мужчинам, страдающим бесплодием. Ежегодно расширяется спектр оказываемых центром услуг, увеличивается его лечебная, диагностическая, хирургическая активность. Важным преимуществом данной медицинской организации является возможность оказания хирургической помощи новорожденным детям с врожденными пороками развития органов и систем, которая может быть выполнена с первых минут жизни. Кроме современного подхода к оснащению клинических отделений, лабораторий, операционного блока, большое внимание уделяется профессиональной подготовке медицинского персонала Центра.

В октябре 2011 г. на основании распоряжения Правительства РФ от 17.05.2011 № 885-р на базе НЦАГиП им. В.И. Кулакова был открыт Симуляционно-тренинговый центр (СТЦ). В его задачи входит не только обучение, но и научно обоснованное повышение эффективности обучающих симуляционных технологий в рамках реализации Мускокской инициативы по снижению младенческой смертности в странах с ее высокими показателями.

Организация обучения в Центре

СТЦ проводит обучение ординаторов, врачей, среднего медицинского персонала, тренеров и преподавателей симуляционных центров службы родовспоможения. Бесплатно в СТЦ обучаются сотрудники НЦАГиП им. В.И. Кулакова (врачи, медсестры, акушерки, ординаторы) с целью освоения и отработки умений и навыков от базового до высокотехнологичного уровня, в т. ч. с формированием навыков работы в команде.

Разработаны обучающие семинары, курсы, тренинги, модули, круглые столы различной продолжительности (от 2 до 72 ч) по отработке практических навыков и алгоритма действий в критических ситуациях и неотложных состояниях для медсестер различной специализации и акушерок.

В обучении медицинского персонала задействованы высококвалифицированные специалисты клинических подразделений НЦАГиП им. В.И. Кулакова – как врачи, так и медсестры; кроме того, преподавательский состав СТЦ прошел специальные тренинги по обучению персонала, практикуется привлечение зарубежных коллег, имеющих опыт клинической и педагогической работы.

Симуляционные технологии позволяют специалистам пройти предварительную подготовку по выполнению манипуляций для получения допуска к работе с пациентом, а также совершенствовать или расширить диапазон уже имеющихся навыков.

Помещения СТЦ имеют три учебно-тренинговые зоны, к каждой из которых примыкает дебрифинг-зал. Тренинговые зоны имитируют лечебные отделения (родильный зал, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, акушерское отделение анестезиологии и реанимации) и оснащены настоящим лечебным и диагностическим оборудованием, что позволяет приобрести навыки работы на нем. Освоение практических навыков проводится на роботах, виртуальных симуляторах, фантомах-имитаторах с использованием ситуационных сцен и клинических сценариев. Специальные фантомы, тренажеры и манекены позволяют приобрести практические навыки отдельных манипуляций, ухода, усвоить алгоритм действий при неотложных состояниях, получить коммуникативные навыки и навыки работы в команде.

Возможности симуляционно-тренингового центра велики и роль в отработке индивидуальных практических навыков по различным инвазивным манипуляциям, навыкам командной работы специалистов неоценима. Эта технология безопасна для пациентов и очень эффективна для начинающих и уже практикующих медсестер и акушерок.

Обучение среднего медицинского персонала НЦАГиП им. В.И. Кулакова проводится непродолжительными (2-, 4-, 8-часовыми) курсами в нерабочее время, с предоставлением неограниченной по времени работы на тренажере в присутствии тренера. Роль главной медсестры и старших медсестер является определяющей в отборе персонала для обучения в СТЦ, они координируют  повышение квалификации персонала и контролируют результаты обучения. В первую очередь в СТЦ обучаются молодые специалисты; нуждающиеся в отработке конкретных навыков и умений, а также все специалисты при внедрении новых протоколов и алгоритмов в лечебно-диагностическую практику. 

За 2013 г. в симуляционно-тренинговом центре прошли обучение 182 средних медицинских работника (151 медсестра и 31 акушерка).

Мотивации для обучения в СТЦ и инициативность первичного звена для повышения профессиональной компетенции недостаточно высоки: 30,3% специалистов приняли решение пройти обучение самостоятельно. За время обучения все специалисты проявили живой интерес и желание продолжать обучение в СТЦ.

Анализ результатов анкетирования обучавшихся

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

Сотрудники СТЦ проанализировали 132 анкеты среднего медицинского персонала НЦАГиП им. В.И. Кулакова, прошедшего обучение в симуляционно-тренинговом центре с ноября 2011 г. по май 2012 г. (32 медсестры гинекологических отделений, 72 медсестры отдела неонатологии и педиатрии и 28 акушерок). Целью исследования было выявление уровня практических навыков и умений, мотивации персонала на развитие. В ходе анализа были получены следующие результаты:

  • средний возраст обучающихся – 37,3 года;
  • средний стаж работы – 15,8 года;
  • более половины из проанкетированных являются жителями г. Москвы (52,3%);
  • инициаторами обучения специалистов в 45,5% случаев явились руководители отделений, в которых они работают;
  • 60% обучающихся считают достаточным повышение квалификации 1 раз в 5 лет;
  • 71,2% специалистов приобрели практические навыки непосредственно на рабочем месте в клинических отделениях.

Специалисты, принимавшие участие в анкетировании, внесли предложения:

  • увеличить время отработки практических навыков;
  • систематизировать обучение;
  • предоставлять необходимую для их практической деятельности информацию, учебный материал.

К началу обучения половина специалистов имели опыт работы на манекенах, у 32,6% этот опыт отсутствовал.

Полученные результаты определили роль, цели и задачи СТЦ в совершенствовании профессиональных навыков специалистов среднего звена, способствующих улучшению качества медицинской помощи населению. Проведенный опрос продемонстрировал назревшую необходимость повышения мотивации к обучению и совершенствования подходов к формам обучения среднего медицинского персонала.

Специалистами СТЦ был разработан базовый курс для операционных медицинских сестер, направленный на достижение следующих целей:

  • профилактика осложнений, связанных с оказанием медицинской помощи;
  • использование перечня мер по хирургической безопасности пациентов;
  • приобретение навыков по предотвращению травм, получаемых медработниками при использовании колющих и режущих инструментов.

За основу были взяты современные подходы к обработке рук и использованию перчаток в хирургической практике, директива Европейского совета 2010/32/ЕС и «Практическое руководство по использованию контрольного перечня ВОЗ по хирургической безопасности, 2009».

Применялись инструменты и лучшие практики по приобретению практических и развитию коммуникативных навыков специалистов сестринского дела. Окончательные выводы будут сделаны после проведенных курсов обучения по результатам анкетирования операционных медсестер. Конечная задача данного обучения: улучшение уровня профессиональных знаний и умений, повышение качества медицинского обслуживания и, как следствие, повышение статуса нашего Центра как безопасного учреждения для пациентов и медицинского персонала, а также сохранение кадрового потенциала Центра.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×