Мнение студентов факультета ВСО о роли сестринского персонала в оказании паллиативной помощи и изучение их готовности к этой работе

345

В последнее время наблюдается увеличение числа пациентов, нуждающихся в паллиативном и хосписном уходе. Необходимо уменьшить их страдания, создать для больных и членов их семей психологический, физический и духовный комфорт. В выполнении этих задач участвует и сестринский персонал. С целью определения его роли в оказании паллиативной и хосписной помощи было проведено исследование, описанное в данной публикации.

В исследовании приняли участие 64 студента 2-го курса факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы, обучающиеся по специальности «сестринское дело»в ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.

Особенности сестринской помощи инкурабельным больным

Под паллиативной помощью понимают «активную всестороннюю помощь пациентам, чьи болезни больше не поддаются лечению, первостепенной задачей которой является купирование боли и других патологических симптомов и решение социальных, психологических и духовных проблем больных» (Комитет экспертов ВОЗ по обезболиванию при раке и активной поддерживающей терапии, 1989).

Современные хосписы – это социально-медицинские учреждения, оказывающие квалифицированную помощь умирающим, обеспечивающие им «смерть с достоинством».

Основными задачами сестринского персонала при оказании помощи инкурабельному пациенту являются:

  • общий уход;
  • контроль над симптомами;
  • профилактика осложнений;
  • психологическая поддержка пациента и членов его семьи;
  • обучение методам само- и взаимопомощи.

«Медицинская сестра должна иметь квалификацию троякого рода: научную – для понимания болезни, сердечную – для понимания больного, техническую – для ухода за больным» – это высказывание известной британской сестры милосердия Флоренс Найтингейл приобретает особую актуальность, когда речь заходит о паллиативной и хосписной помощи.

При оказании помощи пациентам на последнем этапе жизни, помимо профессиональных знаний и умений, медицинская сестра должна обладать качествами, без которых просто невозможно быть рядом с пациентом: это милосердие, доброта и отзывчивость на чужое горе, чувство сострадания и способность к сопереживанию.

Уникальной задачей медсестры в хосписе является оказание помощи больному человеку в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. «…Медсестра – это ноги безногого, глаза – ослепшего, опора – ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить» (Вирджиния Хендерсон, 1897–1996, медицинская сестра, США). Поэтому медсестра, работающая с инкурабельными пациентами, должна быть своего рода психологом, учителем, наставником.

Результаты анкетирования

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

Факторы, влияющие на возможность оказания паллиативной и хосписной сестринской помощи, и готовность к этой работе были выявлены в ходе анализа ответов респондентов на вопросы анкеты.

На вопрос «Каковы основные принципы в работе с пациентами при оказании паллиативной и хосписной помощи?» студенты выбирали милосердие (71,9%), душевную теплоту (70,3%), профессионализм (75,0%) и предложили свой, достаточно важный вариант ответа – «терпение».

На вопрос «Какими чертами характера должна обладать медсестра?» более половины студентов отметили доброту (71,9%), повышенное чувство ответственности (68,8%), чуть менее – открытость (39,1%) и интеллектуальность (34,4%). Кроме предложенных ответов, были отмечены также чуткость, понимание и сострадание.

Было важно узнать, что, с точки зрения студентов, позволяет инкурабельным больным и их родственникам доверительно относиться к медицинским сестрам. Результаты распределились следующим образом. Большинство респондентов (81,3%) считают, что в основе доверительных отношений стоит искреннее желание помочь, каждый второй – принимает во внимание личностные особенности медицинской сестры. Немаловажным для создания атмосферы доверия пациента, играет знание законодательства и разностороннее образование медицинских сестер.

В ходе исследования выяснилось, кому, по мнению студентов, принадлежит ведущее место в оказании паллиативной и хосписной помощи. В ответах были представлены все службы, призванные оказывать паллиативную помощь. Более половины студентов (67,2%) считают, что основная тяжесть оказания помощи лежит на плечах медицинских работников; 31,3% респондентов при ответе на вопрос указали волонтеров, 15,6% – социальных работников, 12,5% – священнослужителей.

Паллиативную помощь по месту работы оказывали треть опрошенных студентов (35,9%), почти такое же количество респондентов (37,5%) помогали родным и близким, а 34,4% проанкетированных не приходилось встречаться в жизни с подобным видом помощи.

На вопрос «Обладаете ли Вы навыками паллиативной помощи?» 20,3% ответили утвердительно, более половины (53,1%) владеют частично, почти каждый пятый не обладает такими навыками, остальные (9,4%) не смогли ответить на поставленный вопрос.

При ответе на вопрос «Согласны ли Вы с мнением, что паллиативная помощь по силам далеко не каждому?» почти все респонденты (95,3%) ответили утвердительно.

Чтобы выяснить причину такого мнения был задан следующий вопрос: «Можно ли научить добру и великодушию, отзывчивости, готовности к бескорыстной помощи?» Больше половины (56,3%) считают, что нельзя! Однако есть мнения (25%), которые невозможно проигнорировать: добру и великодушию, отзывчивости, готовности к бескорыстной помощи можно и нужно учить!

Также респондентам был задан вопрос: «Какие профессиональные роли медицинской сестры при оказании паллиативной и хосписной помощи являются ведущими?» Большинство студентов (67,2%) ответили, что это роль медсестры-психолога, несколько меньше (43,8%) – координатора ухода; роли защитника пациента и учителя указали 17,2% и 14,1%, соответственно.

Какие же потребности пациентов необходимо решать в первую очередь? Более половины студентов назвали первоочередными такие проблемы пациента, как страх и отчаяние (64,1% проанкетированных) и наличие болевого синдрома (65,6%), которые следует решать параллельно. Значимым остаются вопросы «дефицита самоухода» и взаимоотношения с родственниками (18,8% и 10,9%, соответственно).

На вопрос «Считаете ли Вы, что образование, полученное в медицинском колледже (училище), позволяет медицинской сестре оказывать качественную паллиативную и хосписную помощь?» 45,3% студентов ответили «нет, не позволяет». Лишь 28% респондентов утверждают, что они могут с такой подготовкой оказать качественную помощь. Остальные 26,6% затрудняются ответить на поставленный вопрос.

На каком же уровне подготовки следует освещать вопросы паллиативной и хосписной помощи? Большинство студентов (62,5%) указывают, что достаточно только базовой подготовки в училище или колледже, и лишь 6,3% говорят о необходимости проведения подготовки специалистов для работы с инкурабельными больными на всех образовательных уровнях, начиная с колледжа и до отделений повышения квалификации. На вопрос, нужна ли специальная подготовка медсестер, основная масса анкетируемых ответила утвердительно.

Паллиативная помощь, оказываемая медицинской сестрой, сопряжена с большими психологическими, эмоциональными и физическими нагрузками. Поэтому было важно узнать, в какой сфере деятельности по оказанию паллиативной помощи хотели бы участвовать анкетируемые. Респондентам было предложено четыре варианта ответов и возможность написать свою версию. Было установлено, что 42,2% студентов хотели бы участвовать в оказании паллиативной помощи в условиях дневного стационара, 20,3% – на дому, столько же 20,3% – в домах сестринского ухода. Только единицы видят себя в хосписе. Просматриваются и иные версии (14,1%): так, например, 9 студентов на сегодняшний день не хотели бы связывать свою профессиональную деятельность с паллиативным уходом. Ответ на данный вопрос подтверждает, что оказание паллиативной помощи по силам далеко не каждому.

Большой интерес вызвали результаты ответов на вопрос: «Если бы Вам сегодня предложили возглавить работу отделения сестринского ухода в медицинской организации, Вы бы согласились?» Только треть респондентов (28,1%) проявляют желание взяться за эту работу, 39,1% проанкетированных студентов отказались бы от такого предложения, остальные (32,8%) не смогли ответить на данный вопрос.

Анализ результатов исследования

Практический анализ изучения мнения студентов 2-го курса ФВСО и ПСР о роли сестринского персонала в оказании паллиативной и хосписной помощи позволил сделать следующие выводы:

1. Сестринскому персоналу студентами факультета ВСО отводится ключевая роль в работе междисциплинарной бригады по оказанию паллиативной и хосписной помощи.

2. Организация паллиативной помощи по силам далеко не каждому.

3. Для оказания качественной паллиативной и хосписной помощи требуется специальная подготовка.

4. Участники анкетирования сегодня, в большинстве своем, не готовы связывать свою профессиональную деятельность с оказанием паллиативной и хосписной помощи.

Список использованных источников

1. Гнездилов А.В., Иванюшкин А.Я, Миллионщикова В.В. Дом для жизни // Человек. 1994. № 5. С. 116–121.

2. Дементьева Н.Ф., Золоев Р.В. Хосписная помощь пожилым людям на дому и вопросы сотрудничества медицинских и социальных работников // Паллиативная медицина и реабилитация. 2005. № 1. С. 13–15.

3. Иванюшкин А.Я., Хетагугова А.К. История и этика сестринского дела. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2003. 20 с.

4. Ларионова О.В. Роль сестринского ухода в паллиативной помощи. URL: http://www.hospiceday.ru/index25.php?id=12 (дата обращения – 10.05.2014).

5. Новиков Г.А., Чиссов В.И., Прохоров Б.М. Состояние и перспективы развития паллиативной помощи онкологическим больным // Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. М., 2004. Т. 1. С. 7–20.

6. Приказ Минздрава РСФСР от 01.02.1991 № 19 «Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц».

7. Сондерс С. Помощь умирающим // Здоровье мира. 1982. № 11. С. 16–19.

8. Хетагурова А.К. Паллиативная помощь: медико-социальные, организационные и этические принципы. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. 160 с.

9. Хосписы. Сборник материалов: литературный обзор, рекомендательные и справочные материалы. 2-е изд. М.: Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера», 2011. 528 с. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль