Реформирование первичной медико-санитарной помощи в рамках программы модернизации здравоохранения в Москве

105

С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также важнейших решений, принятых Президентом РФ и Правительством РФ, и в целях реализации постановлений Правительства г. Москвы от 07.04.2011 № 114-ПП «О программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы», от 04.10.2011 № 461-ПП «Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) “Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)”», в 2011 г. в Москве было начато беспрецедентное по масштабу и финансовому обеспечению реформирование столичного здравоохранения.

Проведение реформы направлено на улучшение здоровья населения г. Москвы за счет повышения качества и доступности оказания медицинской помощи. Для достижения цели был поставлен ряд задач:

  • приведение мощности и структуры сети учреждений системы здравоохранения в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи;
  • совершенствование технологий оказания медицинской помощи, переход к более эффективной организации медицинской помощи за счет формирования трехуровневой системы первичной медико-санитарной помощи и усиления роли амбулаторного звена;
  • создание единого информационного пространства в системе здравоохранения г. Москвы;
  • проведение эффективной кадровой политики.

На реализацию поставленных задач в 2011–2012 гг. было выделено 385,343 млрд руб.

Построение современной многоуровневой системы здравоохранения в настоящее время стало стратегическим направлением реформирования отрасли. Как отметила Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, суть программы модернизации заключается не только в ремонте и закупке нового оборудования, хотя и это важно, но «главная цель – чтобы в течение двух лет каждый регион смог выстроить трехуровневую систему здравоохранения, фактически заново разработав стратегию движения больных в зависимости от профиля, остроты и тяжести заболевания. Правильное территориальное размещение медицинских организаций разного уровня, их обновление и оснащение, а также выстраивание правильных связей между ними – это и есть важнейшая задача модернизации».

Трехуровневая система организации оказания первичной медико-санитарной помощи

В рамках реализации подпрограммы «Формирование эффективной системы организации медицинской помощи» программы «Развитие Столичного здравоохранения» и в соответствии с приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 20.02.2012 № 38 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы» (далее – Приказ № 38) началось поэтапное формирование трехуровневой системы организации оказания первичной медико-санитарной помощи в г. Москве.

Первый уровень представлен амбулаторно-поликлиническими учреждениями, оказывающими первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и некоторые наиболее востребованные виды первичной специализированной медико-санитарной помощи. Эти учреждения (или структурные подразделения) имеют прикрепленное население и работают по территориально-участковому принципу, могут самостоятельно оказывать первичную специализированную медико-санитарную помощь по отдельным врачебным специальностям. Также специалистами первого уровня проводится экспертиза временной нетрудоспособности, организуются реабилитационные и профилактические мероприятия. Структура и штатная численность формируются с учетом потребности прикрепленного населения в первичной доврачебной и врачебной помощи и некоторых видах первичной специализированной помощи по следующим специальностям: терапия, хирургия, неврология, кардиология, оториноларингология, офтальмология, эндокринология, инфекционные болезни, клиническая лабораторная диагностика, рентгенология, физиотерапия, функциональная диагностика, ультразвуковая диагностика.

Второй уровень – амбулаторно-поликлинические учреждения (или структурные подразделения), оказывающие в основном первичную специализированную медико-санитарную помощь. Штат данных учреждений (подразделений) представлен врачами-консультантами, «узкими» специалистами. Учреждения (подразделения) оснащены оборудованием экспертного класса, имеют в своем составе дневные стационары, амбулаторно-хирургические центры и другие специализированные подразделения. Для данных учреждений (подразделений) выбран термин «амбулаторный центр». Выбор учреждения для организации амбулаторного центра осуществляется с учетом наличия необходимых для этого площадей, материально-технического и кадрового обеспечения. Если амбулаторный центр создается на базе городской поликлиники, имеющей прикрепленное население, общая численность прикрепленного населения, с учетом функционально закрепленных городских поликлиник, должна составлять от 200 тыс. чел. За каждым амбулаторным центром функционально закреплены несколько учреждений (подразделений) первого уровня с учетом транспортной и территориальной доступности. Приказом № 38 в Москве определено 47 амбулаторных центров с функционально закрепленными за ними учреждениями первого уровня.

В дальнейшем формирование трехуровневой системы показало целесообразность не просто функционального закрепления, но и объединения данных учреждений в одно юридическое лицо путем реорганизации через присоединение учреждений первого уровня. В 2012 г. из 221 городской поликлиники г. Москвы сформировано 47 амбулаторных объединений. Учреждения первого уровня получили статус филиалов амбулаторного центра. Это позволило расширить полномочия руководителей амбулаторных объединений в части формирования эффективного взаимодействия между структурными подразделениями первого и второго уровня, формирования рациональной маршрутизации пациентов, устранения дисбаланса кадров между подразделениями. Организация амбулаторных объединений позволила организовать перемещение материально-технических и кадровых ресурсов из бывших городских поликлиник в амбулаторные центры.

Третий уровень образуют консультативно-диагностические отделения в городских стационарах. Их основные функции – оказание консультативной помощи, принятие согласованных решений по направлению пациентов для оказания стационарной специализированной помощи, обеспечение медицинских услуг и диагностических исследований, отсутствующих в амбулаторных центрах.

Организация амбулаторного центра

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

Один из первых амбулаторных центров был открыт на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы на базе диагностического центра № 5. Амбулаторный центр (далее – АЦ) начал работать в порядке эксперимента с 1 марта 2012 г. и должен был на практике доказать целесообразность новой организации оказания медицинской помощи населению столицы.

На развитие АЦ из городского бюджета было направлено 198,8 млн руб., в т. ч. 138,6 млн руб. – на закупку современного медицинского оборудования.

АЦ обслуживает 252 762 пациента четырех поликлиник округа, в т. ч. 84 593 чел. населения, прикрепленного к поликлиническому отделению диагностического центра № 5. На базе данного учреждения организован консультативный прием «узких» специалистов, таких как пульмонолог, аллерголог-иммунолог, гастроэнтеролог, травматолог-ортопед, ревматолог и пр. Это позволило перенаправить поток пациентов из стационаров в учреждения амбулаторно-поликлинического типа.

Выбор данного учреждения для «пилотного» проекта был связан с изначально высокой технологической оснащенностью, наличием окружного ортопедического отделения, штата «узких» специалистов, в т. ч. главных окружных внештатных специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы. Направление пациентов на консультацию осуществлялось по установленному порядку.

Заместителем главного врача анализировалась потребность других учреждений в талонах на консультацию специалистов диагностического центра, реализация этих талонов и результаты проведенных консультаций.

В учреждениях первого уровня, прикрепленных к диагностическому центру, оказывалась первичная медико-санитарная помощь по территориально-участковому принципу, первичная специализированная помощь по профилям неврология, урология, кардиология, офтальмология, т. е. по основным, наиболее востребованным специальностям. Для оказания консультативной помощи узкой направленности пациенты направлялись в консультативные отделения стационаров. Введение в штат диагностического центра узких специалистов позволило оказывать специализированную медицинскую помощь на амбулаторном этапе.

Началу работы АЦ предшествовали разработка и выполнение организационных мероприятий, анализ оказания специализированной медицинской помощи в прикрепленных к центру учреждениях первого уровня, внесение изменений в штатное расписание, проведение обучения сотрудников для работы на новом оборудовании, лицензирование новых видов медицинской помощи, разработка документации, регламентирующей деятельность АЦ, системы взаимодействия АЦ и городских поликлиник, в т. ч. через каналы электронной связи с соблюдением требований по защите персональных данных пациентов, а также другие работы по материально-техническому, финансово-экономическому, информационному обеспечению.

Первый опыт работы АЦ на базе диагностического центра № 5 показал, что за март 2012 г. городскими поликлиниками, входящими в данное амбулаторное объединение, было затребовано и выдано 1643 талона, направлено в АЦ 1403 пациента, т. е. реализовано 85,40% талонов. Остались неиспользованными 250 талонов, из которых 13,70% не были реализованы и 15 пациентов (0,90%) не явились на прием. Подавляющее большинство пациентов, направленных в АЦ, а именно 65,00%, прошли дополнительное обследование в центре. Выдано заключение 1145 пациентам (81,60%), что отражает долю завершенных случаев оказания медицинской помощи на данном этапе за один месяц.

Дальнейший анализ процесса взаимодействия городских поликлиник с АЦ свидетельствует о значительном увеличении числа пациентов, обратившихся с целью получения консультативно-диагностической помощи на уровне АЦ. Так, во втором квартале 2012 г. было принято почти 51 тыс. (50 996) пациентов, а в четвертом квартале – почти 66 тыс. (65 804), т. е. практически на 30,00% больше.

Следует отметить, что с октября 2012 г. на основании соответствующих приказов Департамента здравоохранения г. Москвы 22 городские поликлиники округа были реорганизованы в 4 амбулаторных объединения. Учреждения первого уровня были реорганизованы путем присоединения к амбулаторному центру в качестве филиалов. Амбулаторные центры, помимо АЦ на базе диагностического центра № 5, были определены с учетом материально-технической базы, транспортной доступности для филиалов и других возможностей.

Работа по подготовке к переходу на новую систему оказания первичной медико-санитарной помощи в округе была начата со второго квартала 2013 г., с учетом опыта работы АЦ на базе диагностического центра № 5. Созданной рабочей группой по проведению реорганизационных мероприятий, в которую помимо сотрудников дирекции вошли главные врачи и главные внештатные специалисты, был разработан план организационных мероприятий.

Работа над новым штатным расписанием амбулаторных объединений была одним из ключевых звеньев плана. Оптимизация штатного расписания была проведена в основном за счет сокращения прочего персонала, при этом число врачебных ставок увеличилось. В структуру каждого амбулаторного объединения введено консультативно-диагностическое отделение со штатом «узких» специалистов, ранее отсутствовавших в городских поликлиниках. Также сформирована новая вертикальная структура специализированных отделений неврологического, урологического, кардиоревматологического, офтальмологического профиля. Это позволило выстроить централизованное управление специализированной службой по филиалам. Заведующие специализированными отделениями подчиняются заместителям главного врача и главному врачу.

Руководство вновь организованными филиалами осуществляет заместитель главного врача по медицинской части филиала.

Еще одной новой структурой в составе амбулаторного объединения стал отдел организационно-методической и клинико-экспертной работы, в который вошли врачи-методисты. Руководство отделом осуществляют начальник отдела и заместители главного врача по медицинской и клинико-экспертной работе, в зависимости от выполняемых задач.

Опыт работы АЦ на базе диагностического центра № 5 был экстраполирован на другие учреждения. Рабочей группой разработаны схемы маршрутизации пациентов, порядок взаимодействия подразделений первого и второго уровня, порядки оказания медицинской помощи по профилям в рамках трехуровневой системы организации первичной медико-санитарной помощи. Заместителями главного врача проведена оптимизация порядков оказания медицинской помощи по профилю, положений о структурных подразделениях с учетом особенностей каждого учреждения.

Проведена большая работа по выравниванию возможностей каждого амбулаторного центра, чтобы в любом из амбулаторных объединений округа пациент мог получить равный объем медицинской помощи. Определен объем услуг, оказываемых учреждением для населения всего округа, в случае отсутствия возможности организовать оказание данной медицинской услуги на базе каждого амбулаторного объединения.

Результаты

По результатам работы амбулаторных учреждений в Северо-Восточном административном округе за 2013 г. можно сказать, что проведенная работа позволила сформировать потоки пациентов таким образом, что основная масса (99,80–99,90%) пациентов направляется из филиалов учреждения, и лишь небольшая доля – из других учреждений округа. За 2013 г. доля пациентов, направленных не из филиалов амбулаторного объединения, уменьшилась с 0,20 до 0,05%.

В структуре возрастного состава принятых пациентов в подразделениях второго уровня преобладает возрастная группа от 40 лет и старше – 73,00–75,00%. Однако обращает на себя внимание существенное увеличение, в абсолютных значениях, количества пациентов в возрасте 15–17 лет – в 1,5 раза, и в возрасте 18–29 лет – практически вдвое, что, возможно, является следствием повышения объемов профилактической помощи в подразделениях первого уровня.

Наиболее востребованными во всех трех кварталах 2013 г. по числу направлений в амбулаторные центры оказались консультации врача-онколога (17,00–19,00% направлений), врача-пульмонолога (14,00–15,00%) и врача-гастроэнтеролога (9,00–9,50%), далее по убыванию – врача-ортопеда и аллерголога-иммунолога, кардиолога, колопроктолога, нефролога и эндокринолога.

>

Развитие специализированной медицинской помощи

Таким образом, некоторые предварительные итоги формирования трехуровневой системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи на уровне административного округа Москвы свидетельствуют о востребованности специализированной медицинской помощи второго уровня, состоятельности гипотезы о необходимости территориального приближения специализированной медицинской помощи к населению. В дальнейшем следует провести анализ эффективности сформированных механизмов взаимодействия между подразделениями первого и второго уровня, роли внедрения информационных технологий в данных взаимоотношениях. С этой целью следует проводить постоянный мониторинг деятельности структурных подразделений амбулаторных объединений, поэтапный анализ возникающих проблем.

И, конечно, одной из наиболее важных задач является повышение уровня удовлетворенности населения оказанной медицинской помощью. Необходимо сделать учреждения государственной системы здравоохранения привлекательными для пациентов, т. к. ни один человек не станет заниматься своим здоровьем в полной мере и уделять внимание профилактике, если при посещении медицинского учреждения он не чувствует себя комфортно. Как отметил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития, д-р мед. наук профессор Л.М. Печатников: «Надо улучшить средний уровень обслуживания, чтобы все, независимо от их материального достатка, получили достойное лечение в Москве. До тех пор пока мы не сделаем условия пребывания людей в городских учреждениях и отношение к ним просто человеческими, наша задача не может считаться выполненной. Каким бы современным “железом” мы эти учреждения ни оснастили».


 


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×