Административная ответственность за нарушения отдельных положений законодательства в сфере охраны здоровья граждан: анализ нововведений

202

Поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) внесены положениями ст. 39 Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 317-ФЗ). Необходимость внесения изменений обусловлена введенными Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) новыми положениями, касающимися порядка обращения медицинских изделий, конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и ряда других.

Ни для кого не секрет, что невозможно обеспечить соблюдение требований закона, в т. ч. в сфере здравоохранения, не подкрепив их соответствующей юридической ответственностью. При этом охрана здоровья граждан, в силу положений ст. 1.2 КоАП РФ, является одной из задач законодательства об административных правонарушениях.

Вместе с тем, до вступления в силу Закона № 317-ФЗ имела место парадоксальная ситуация, когда Росздравнадзор, с одной стороны, наделялся дополнительными полномочиями по контролю и надзору, а с другой стороны, в отдельных случаях не имел возможности привлечь виновных лиц к административной ответственности. Например, Росздравнадзор наделен полномочиями проводить проверки соблюдения требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению). Но до 1 января 2014 г. КоАП РФ не содержал статей, предусматривающих ответственность за несоблюдение данных требований. Кроме того, положения п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ не позволяли сотрудникам Росздравнадзора возбуждать дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания, выданного в связи с ранее выявленными нарушениями. В т. ч. с целью устранения вышеназванной коллизии принят Закон № 317-ФЗ.

Меры административной ответственности

Важнейшим новшеством Закона № 317-ФЗ является распространение на медицинских работников такого административного наказания, как дисквалификация, заключающегося в лишении права осуществлять медицинскую деятельность (ст. 3.11 КоАП РФ). До вступления данного закона в силу лишить врача права заниматься медицинской деятельностью возможно было только в рамках уголовного наказания, предусмотренного ст. 47 Уголовного кодекса РФ. Дисквалифицировать работника иными способами, в т. ч. связанными с лицензированием, было невозможно. Причиной являлось то, что в силу положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия предоставляется только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. При этом большинство медицинских работников, осуществляющих деятельность в медицинских организациях, лицензии не имеют. С вступлением в силу Закона № 317-ФЗ появилась возможность лишать недобросовестных лиц права осуществлять медицинскую деятельность в рамках рассмотрения дела об административных правонарушениях.

Одним из важнейших нововведений Закона № 317-ФЗ является также установление специальной нормы, предусматривающей административную ответственность за невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 6.30 КоАП РФ). Напомним, что данная обязанность установлена для медицинских организаций п. 3 ч. 1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ. При этом если речь идет о медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги, то порядок предоставления данной информации установлен подп. «д» п. 11, п. 12 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006:

• порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой должны быть размещены на сайте медицинской организации в сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках);

• информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги;

• информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

Если же речь идет о медицинской организации, не предоставляющей платные медицинские услуги, то в силу положений п. 7 ч. 1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ данная информация должна доводиться для граждан в доступной форме, в т. ч. с использованием сети Интернет.

Цитируем документ

Статья 6.30. Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

1. Невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

2. Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Законом № 317-ФЗ из КоАП РФ исключена норма, ранее предусмотренная ч. 1 ст. 6.2 и устанавливающая административную ответственность за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности. Данное изменение, возможно, обусловлено тем, что ни Закон № 323-ФЗ, ни Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» не содержали таких подвидов медицинской или фармацевтической деятельности, как частная медицинская практика или частная фармацевтическая деятельность. Как следствие, возникала неопределенность в вопросе о правовом содержании данных терминов. Вместе с тем за нарушения законодательства в сфере лицензирования для медицинских организаций и их работников административная ответственность предусмотрена иными статьями КоАП РФ, в частности ст. 19.20 (при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли) и ст. 14.1 (при осуществлении платных медицинских услуг).

В соответствии с Законом № 317-ФЗ, КоАП РФ дополнен ст. 6.28, предусматривающей административную ответственность за нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий. Введение данной нормы напрямую связано с государственным контролем за обращением медицинских изделий, осуществляемым Росздравнадзором и его территориальными органами. Вместе с тем, в силу положений ч. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 95 Закона № 323-ФЗ, указанный вид контроля:

• включает контроль за техническими испытаниями, токсикологическими исследованиями, клиническими испытаниями, эффективностью, безопасностью, производством, изготовлением, реализацией, хранением, транспортировкой, ввозом на территорию РФ, вывозом с территории РФ медицинских изделий, за их монтажом, наладкой, применением, эксплуатацией, включая техническое обслуживание, ремонтом, применением, утилизацией или уничтожением;

• осуществляется в т. ч. посредством проведения проверок соблюдения субъектами обращения медицинских изделий утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правил в сфере обращения медицинских изделий.

Цитируем документ

Статья 6.28. Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий

Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей; на должностных лиц – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

При этом по состоянию на декабрь 2013 г. уполномоченным органом для медицинских изделий не установлены: порядок проведения клинических испытаний, реализации, хранения, транспортировки, применения, эксплуатации, включая техническое обслуживание, ремонта, применения, утилизация или уничтожения. Единственным требованием применительно к медицинским изделиям является необходимость их государственной регистрации в силу ч. 3 ст. 38 Закона № 323-ФЗ. Однако и в данном вопросе существует правовая неопределенность. К примеру, рассмотрим такое медицинское изделие, как эндоскопическая стойка, включающая в качестве комплектующего элемента монитор. С одной стороны, в силу положений ч. 1 ст. 38 Закона № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, и предназначенные производителем в т. ч. для диагностики. С учетом данного определения можно сделать вывод о том, что монитор является медицинским изделием и требует наличия регистрационного удостоверения. С другой стороны, согласно письму Росздравнадзора от 05.07.2011 № 04И-505/11 «О регистрации изделий медицинского назначения» перечисленные в приложении к регистрационному удостоверению комплектующие элементы и принадлежности, количество, порядок и характер использования которых не указан в нормативном документе и в руководстве по эксплуатации (принтеры, мониторы, манипуляторы «мышь», флеш-карты, картриджи, DVD, CD диски и др.), за исключением специальных, не подлежат регистрации совместно с изделием медицинского назначения.

Тем не менее, применительно к деятельности медицинских организаций необходимо сделать вывод о том, что с 1 января 2014 г. эксплуатация медицинских изделий, не имеющих надлежащей регистрации, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 6.28 КоАП РФ. Как следствие, необходимо, с одной стороны, обеспечить контроль за наличием регистрационных удостоверений у используемых и закупаемых медицинских изделий, с другой стороны, необходим мониторинг информации, размещаемой на официальном сайте Росздравнадзора, о медицинских изделиях, обращение которых приостановлено.

Законом № 317-ФЗ введена специальная норма, предусматривающая административную ответственность за невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (ст. 6.29 КоАП РФ). Напомним, что порядок информирования уполномоченных лиц о конфликте интересов установлен ст. 75 Закона № 323-ФЗ. Вместе с тем, в силу положений Закона № 317-ФЗ, составление протоколов об административном правонарушении по ст. 6.29 КоАП РФ отнесено к полномочиям Росздравнадзора. Однако в силу положений ст. 88 Закона № 323-ФЗ, а также постановления Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» Росздравнадзор не уполномочен осуществлять контроль за соблюдением порядка урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности. В силу п. 6 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152, Росздравнадзор вправе проводить проверки соблюдения медицинскими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности. Кроме того, КоАП РФ не содержит специальных норм, предусматривающих ответственность за несоблюдение установленных ограничений.

Цитируем документ

Статья 6.29. Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

1. Непредставление медицинским работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской организации, в которой он работает, либо фармацевтическим работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю аптечной организации, в которой он работает, –

влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

2. Непредставление или несвоевременное представление руководителем медицинской организации уведомления о возникновении конфликта интересов медицинского работника или руководителем аптечной организации уведомления о возникновении конфликта интересов фармацевтического работника в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти –

влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

3. Непредставление индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, информации о возникновении конфликта интересов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти –

влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, –

влечет наложение административного штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до 6 месяцев.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Следующие нововведения в КоАП РФ касаются установления специальной нормы, предусматривающей административную ответственность за невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ч. 5 ст. 19.4 КоАП РФ). Иными словами, к административной ответственности по данной статье будут привлекаться медицинские организации и их должностные лица:

• при невыполнении обязанности, предусмотренной ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в части предоставления в течение 15 дней (со дня получения соответствующего запроса) документов и материалов, необходимых для рассмотрения Росздравнадзором обращения (за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления);

• невыполнении обязанности, предусмотренной ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), в части предоставления документов, указанных в запросе Росздравнадзора, в течение 10 рабочих дней со дня его получения (при условии, что к запросу приложена заверенная печатью копия распоряжения или приказа о проведении документарной проверки);

• невыполнении обязанности, предусмотренной ч. 5 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, в части предоставления должностным лицам Росздравнадзора, проводящим выездную проверку, возможности ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечения доступа проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам;

• невыполнении обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 25 Закона № 294-ФЗ, в части обеспечения присутствия при проведении проверки руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальных предпринимателей или их уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.

Цитируем документ

5. Невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Законом № 317-ФЗ введена специальная норма, предусматривающая административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа (ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ). При этом необходимо учитывать, что в силу п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 21 ст. 19.5, составляет 2 месяца. Иными словами, привлечь медицинскую организацию и ее должностных лиц за неисполнение предписания Росздравнадзора потенциально возможно только в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения предписания. Как следствие, и внеплановую проверку Росздравнадзора (его территориального органа) с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания следует ожидать в течение данного срока.

Цитируем документ

21. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Законом № 317-ФЗ КоАП РФ дополнен специальной нормой, предусматривающей административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориальный орган, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 6.29 КоАП РФ, либо представление заведомо недостоверных сведений (ст. 19.7.8 КоАП РФ).

Напомним, что данная статья напрямую связана с предусмотренной п. 5 ч. 2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ обязанностью предоставлять информацию:

• обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов;

• всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.

Цитируем документ

Статья 19.7.8. Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориальный орган, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.29 настоящего Кодекса, либо представление заведомо недостоверных сведений –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц – в размере от 30 тысяч до 70 тысяч рублей.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Полномочия контролирующих органов

Общим для всех перечисленных статей КоАП РФ является то, что полномочия рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях предоставлены Росздравнадзору и его территориальным органам в лице руководителя и его заместителей (ст. 23.81 КоАП РФ). При этом приходится учитывать тот факт, что в период с 2009 по 2013 г. предельная численность сотрудников территориальных органов Росздравнадзора была сокращена с 1550 до 119 единиц (более чем на 20%), что сопровождалось соответственным сокращением фонда оплаты труда. Для примера: предельная численность территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 510н составляет более 20 тыс. единиц. В результате возможно предположить, что территориальные органы Росздравнадзора столкнутся с нехваткой высококвалифицированных специалистов, имеющих юридическое образование и опыт правоприменительной практики, способных обеспечить соблюдение процессуальных требований в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях. Кроме того, как указано выше, законодательство в сфере здравоохранения находится в стадии становления после очередного этапа реформирования, инициированного вступлением в силу Закона № 323-ФЗ. Как следствие, перед сотрудниками территориальных органов Росздравнадзора, рассматривающими соответствующие дела об административных правонарушениях, актуальным станет вопрос о запятой во фразе «Казнить нельзя помиловать».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль