Участие добровольцев в оказании медицинских услуг: правовые условия и риски

145

С правовой точки зрения в Российской Федерации на сегодняшний день существует лишь ряд ненормативных актов, так или иначе регулирующих вопрос волонтерской деятельности, одним из которых является распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации», дающее достаточно пространное «соображение» Правительства РФ о концепции развития волонтерского движения. Данное распоряжение легло в основу проекта закона «О волонтерстве», а также дало возможность отдельным регионам закрепить эту концепцию в своих нормативных актах (постановлениях).

Однако уже год как данный законопроект находится на рассмотрении в Государственной думе, и пока он не принят, волонтерская деятельность на федеральном уровне регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 23.12.2010) (далее – Закон № 135-ФЗ), на региональном и местном уровнях – соответствующими постановлениями и ненормативными актами.

Согласно Закону № 135-ФЗ, «под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т. ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» (ст. 1).

Синонимом понятия «волонтер» (от англ. volunteer – доброволец) является понятие «доброволец». С точки зрения Закона № 135-ФЗ, добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) (ст. 5).

Добровольческая деятельность является категорией более узкой, нежели благотворительная деятельность, поскольку предполагает личное участие физического лица в виде оказания безвозмездных услуг или выполнения работ на безвозмездной основе. Благотворительная деятельность, в свою очередь, включает также бескорыстную (безвозмездную или на льготных условиях) передачу гражданам или юридическим лицам имущества, в т. ч. денежных средств.

Несмотря на то что Конституция РФ как база текущего законодательства в ст. 39 закрепляет: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность», в России до сих пор отсутствует нормативное регулирование добровольчества на государственном уровне, как это имеет место в большинстве западных стран.

В западноевропейской системе человек, желающий стать волонтером, обращается в соответствующую организацию, ассоциацию либо группу при больнице, которая занимается организацией волонтерской деятельности. Указанные организации отвечают за работу волонтеров, проводят их обучение, экспертную оценку и обеспечивают супервизорской поддержкой. 

Как правило, будущий волонтер должен предоставить рекомендации и пройти собеседование, после чего осуществляется проверка его личных данных (при условии получения его согласия).

Согласно опыту американских больниц, волонтеры выполняют небольшие технические поручения разного характера, встраиваясь в уже существующую хорошо отлаженную структуру. Важным моментом является отсутствие «самодеятельного» волонтерства: человек не может прийти в больницу с предложением своих услуг, если он не является членом ассоциации волонтеров или не принадлежит к группе при больнице, которая контролирует деятельность волонтеров в этой больнице.

В России в настоящее время преобладает ситуация, когда люди «по зову сердца» без всяких посредников приходят в медицинскую организацию и помогают больным. Добровольцы приступают к работе после короткого инструктажа.

При определении правовых проблем, возникающих при привлечении медицинскими организациями волонтеров, можно выделить следующие:

• риск привлечения к гражданско-правовой ответственности в случае причинения волонтером вреда пациенту;

• риск привлечения к административной ответственности при привлечении к работе волонтеров – иностранцев;

• проблема сохранения врачебной тайны.

Правовые условия добровольческой деятельности

Порядок привлечения добровольцев и выполнения работ устанавливается самостоятельно медицинской организацией. Общим требованием здесь является то, что обучение волонтеров, контроль над их работой осуществляет организация, которая их привлекла, и она же несет ответственность за их деятельность.

Законодательством прямо не предусмотрена обязанность заключения какого-либо договора или соглашения между добровольцем и благополучателем. Осуществление такой деятельности возможно исключительно на добровольных началах. Заключение договора – это право сторон. Согласно п. 2 ст. 7.1 Закона № 135-ФЗ, условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.

Однако гражданско-правовые договоры, заключенные с добровольцем, могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности (п. 3 ст. 7.1 Закона № 135-ФЗ).

Необходимо отметить, что отношения, возникающие между добровольцем и медицинской организацией, не могут быть квалифицированы как трудовые, поскольку трудовые отношения предполагают выполнение работником трудовых функций за плату (ст. 15, 56 Трудового кодекса РФ), а доброволец выполняет работы, оказывает услуги безвозмездно (бескорыстно).

Что касается гражданско-правовых отношений, то Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) не исключает возможности заключения безвозмездного договора (ст. 423). Учитывая, что законодательство РФ не предусматривает специальной формы для заключения договоров с добровольцами, а также основываясь на нормах пп. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ, стороны вправе по своему усмотрению определить условия договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Фактически договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются, в частности, условия о предмете договора, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Правовые риски при работе с волонтерами

Гражданско-правовая ответственность

В случае привлечения к работе волонтеров, риски для медицинской организации возникают те же, что и при оказании услуг медицинским персоналом учреждения, а именно:

•        несоблюдение установленных договором оказания услуг сроков;

•        неполная или ненадлежащая информация об услуге;

•        навязывание дополнительных услуг;

•        услуги ненадлежащего качества;

•        причинение вреда здоровью пациента в процессе лечения источником повышенной опасности.

Указанные риски были рассмотрены авторами ранее.

При работе с волонтерами, рассматривая указанные риски и ответственность в случае их наступления, стоит обратить внимание на следующее.

Если вред причинен работником, то по общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ограниченная материальная ответственность).

Однако в силу безвозмездного характера договора, заключаемого с волонтером, у медицинской организации могут возникнуть некоторые затруднения или сомнения в реальности предъявления требования к лицу, фактически причинившему вред и в результате действий которого организации был причинен ущерб, – волонтеру.

В данном случае возникнет цепочка судебных или внесудебных споров. Это связано с тем, что медицинская организация как лицо, оказывающее медицинские услуги пациенту, привлекает третьих лиц для оказания медицинских услуг. Следовательно, возмещение вреда пациенту должно быть осуществлено медицинской организацией. Только после его возмещения у медицинской организации на основании положений ст. 15 и 1081 ГК РФ возникает право регрессного требования к волонтеру, явившемуся фактическим причинителем вреда, о возмещении причиненных убытков.

Представляется (ввиду отсутствия судебной практики предъявления требований к волонтерам о возмещении ущерба), что, в случае предъявления требования к волонтеру о возмещении понесенного медицинской организацией ущерба, судом будет принят во внимание безвозмездный характер взаимоотношений сторон и, при условии документального подтверждения, с волонтера будет взыскан реальный ущерб, без удовлетворения требований о возмещении упущенной выгоды

О внедоговорной ответственности мы уже ранее говорили, однако напомним, что внедоговорная ответственность в гражданском праве, как правило, рассматривается с точки зрения ее отграничения от договорной. Применительно к медицинской деятельности всегда следует подчеркивать, что внедоговорная ответственность связана с обязательствами из причинения неправомерного вреда здоровью пациента. Законом установлено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе и (или) с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества (п. 3 ст. 1064 ГК РФ).

Административная ответственность

Риск привлечения к административной ответственности для медицинской организации возникает в случае привлечения (допуска к выполнению работ) волонтеров-иностранцев или лиц без гражданства. Следует обратить внимание на тот факт, что привлечение к работе добровольцев, не имеющих российского гражданства (лиц без гражданства), или физических лиц, являющихся иностранными гражданами, оформляется в том же порядке, что и привлечение иностранной рабочей силы на возмездных условиях. В соответствии со сложившейся судебной практикой, наличие или отсутствие факта возмездности при привлечении иностранной рабочей силы не влияет на объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.

При этом срок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина либо лица без гражданства прекращено на момент обнаружения, – с последнего дня, когда правонарушение совершалось.

Таким образом, допуская к выполнению работ добровольца, не имеющего гражданства (лицо без гражданства), или иностранного гражданина, необходимо учитывать и проверять наличие у данного лица разрешения на работу. Для высококвалифицированных волонтеров (врачей) предусмотрен тот же порядок, что описан в ранее опубликованной статье. 

Также стоит обратить внимание, что привлечение иностранных граждан в качестве волонтеров влечет риск привлечения к ответственности за правонарушение, предусмотренное положениями ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока. Данный состав нарушения охватывает лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения медицинская организация не уведомила миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.

Соблюдение врачебной тайны

Лицо, обращающееся за медицинской помощью, вправе рассчитывать на сохранение в тайне своего диагноза. Режим врачебной тайны устанавливается в интересах пациента, для обеспечения сохранности его персональных данных, т. е. сведений о его личной жизни.

Все медицинские работники, руководствуясь ст. 23 Конституции РФ, ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), а также Клятвой Гиппократа, обязаны сохранять в тайне полученную при обращении пациента информацию о состоянии его здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в т. ч. после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.

Таким образом, встает вопрос: если добровольцы не признаются сотрудниками медицинской организации и не работают на условиях трудового договора, как обеспечить сохранение врачебной тайны при осуществлении ими своей деятельности?

В данном случае необходимо заключение отдельного соглашения (а если заключается гражданско-правовой договор, такое условие может быть его частью) с условием о неразглашении всей полученной в ходе выполнения работ (оказания услуг) информации о пациентах.

Кроме того, при привлечении к работе добровольцев в медицинской организации, необходимо довести до сведения пациента, что при оказании ему медицинской помощи будут в т. ч. привлечены волонтеры, которым сообщается информация о пациенте в пределах, необходимых для выполнения его обязанностей. Такое информирование, по нашему мнению, прямо следует из подп. 7 п. 5 ст. 19 Закона № 323-ФЗ, в соответствии с которым пациент имеет право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну.

Подписание такого соглашения прежде всего необходимо для избежания ответственности медицинской организации за разглашение врачебной тайны добровольцем.

Законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)»: чего ожидать в ближайшем будущем?

Как выше было указано, законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)» в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе. Вокруг данного законопроекта идет достаточно активная (если не сказать жесткая) полемика.

Так что же можно ожидать от законопроекта?

В первую очередь, законопроект четко разграничивает понятия благотворительности и добровольческой деятельности, указывая, что «добровольчество (волонтерство) основывается на добровольном, не требующем оплаты труде».

Законопроектом четко определены цели волонтерства: создание правовой основы функционирования в России добровольчества (волонтерства), структуры, механизмов функционирования институтов и организаций, осуществляющих добровольческую деятельность; определение основных принципов, целей и задач, форм и видов, прав и обязанностей участников добровольческой (волонтерской) деятельности, отношений между ними, системы мер по стимулированию, а также полномочий местных органов власти и контролирующих органов. Законодатель, при разработке и рассмотрении законопроекта, предполагает достичь цель – обеспечение прозрачности добровольческой деятельности и в конечном итоге ее результативности.

Законопроект предусматривает, что каждый участник добровольческой (волонтерской) деятельности, в целях упорядочивания организации деятельности, должен будет зарегистрироваться для получения статуса добровольца. Документом, подтверждающим данный статус, может стать электронная карта добровольца (волонтера).

Законопроект предусматривает также установление обязанностей для волонтеров (в отличие от текущей ситуации, когда волонтеры – «птицы свободные»), среди которых соблюдение конфиденциальности информации, к которой он будет иметь доступ в процессе своей деятельности. Кроме того, волонтер не сможет передать свои обязанности третьим лицам.

Деятельность отдельных добровольцев будет контролировать координатор, которого в свою очередь будут контролировать добровольческие (волонтерские) организации.  

Однако законопроект имеет ряд недочетов и недоработок, в т. ч. касающихся возможности / невозможности привлечения к ответственности волонтеров за причинение вреда (что наиболее актуально при привлечении волонтеров в медицинских организациях); также в законопроекте отсутствуют положения, обусловливающие компенсации для волонтеров. По мнению самих волонтеров, «документ противоречит духу волонтерства». В самом же волонтерском сообществе законопроект воспринимается как попытка государства бюрократизировать и контролировать эту сферу деятельности. По мнению автора настоящей статьи, это может быть принято как здоровая критика лишь частично. Несомненно, что любая деятельность, в первую очередь в интересах самих добровольцев, должна быть отрегулирована. Каждый, кто совершает доброе дело, может и вправе рассчитывать на то, что его права не будут нарушены, ему самому не будет причинен вред, кроме того – и на поощрение от государства.

Вместе с тем, для стимулирования волонтерского движения уже предпринято много мер, а именно:

  • упрощенный порядок привлечения волонтеров (в т. ч иностранных граждан) при организации крупных соревнований;
  • включение в перечень доходов, не подлежащих налогообложению по НДФЛ, доходов от волонтерской деятельности и доходов в натуральной форме;
  • на региональном уровне волонтерская деятельность приравнивается к трудовой деятельности и волонтерам выдается трудовая книжка;
  • различные поощрения, осуществляемые на региональном уровне.

Помимо вышеуказанных мер, целесообразно на законодательном (федеральном) уровне закрепить за добровольцами государственные гарантии, такие как:

  • включение добровольческой деятельности в трудовой стаж;
  • медицинское страхование добровольцев;
  • льготы по уплате налогов;
  • дополнительные социальные льготы и гарантии (в т. ч. возмещение проезда к месту пребывания и обратно).

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы подчеркнуть, что ужесточение законодательства в области привлечения волонтеров в медицинские учреждения не должно никоим образом ограничивать волонтерские движения, а, напротив, должно стимулировать привлечение волонтеров в медицинские организации.

Позиция Президента РФ, изложенная в ежегодном послании, о необходимости возрождать традиции милосердия, а также его предложение организовать в России широкое движение добровольцев, готовых работать в системе здравоохранения и оказывать посильную помощь, позволяет говорить о том, что государство поворачивается к таким людям лицом, и, возможно, законопроект достанут «из-под сукна». С принятием закона будет определен статус добровольца, что позволит медицинским организациям допускать их к выполнению работ, и появится возможность привлекать таких лиц к ответственности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль