• Главная страница
  • » Статьи
  • » Главному врачу
  • » Современное состояние планирования объема деятельности и нормирования труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях

Современное состояние планирования объема деятельности и нормирования труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях

83

Нормирование труда непосредственно связано с вопросами планирования объема медицинской помощи, определением государственного задания, при этом роль штатного расписания, сформированного прежде всего для выполнения этого задания, значительно возрастает в связи с внедрением эффективного контракта.

Планирование объема работы медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь

Планово-нормативное число посещений в расчете на 1 тыс. населения до 2012 г. устанавливалось в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и информационных письмах по формированию и финансовому обоснованию соответствующих территориальных программ. Анализ этих документов в динамике показывает, что общее плановое число посещений за последнее десятилетие увеличилось на 5,5% за счет профилактических посещений центров здоровья и посещений среднего медицинского персонала (табл. 1).

Таблица 1

Планово-нормативное число посещений на 2002 и 2012 годы

Специальности

Число посещений

Отношение данных 2012 к 2002 году, %

на 2002 год

на 2012 год

Кардиология и ревматология

225,4

215,6

95,7

Педиатрия

1060,2

1016,3

95,9

Терапия

2223,6

2127,1

95,7

Эндокринология

85,6

81,8

95,6

Аллергология-иммунология

10,1

9,7

96,0

Неврология

475,9

455,4

95,7

Инфекционные болезни

24,2

23,2

95,9

Хирургия

862,7

823,6

95,5

Урология

104,4

99,8

95,6

Стоматология

1687,1

1572,1

93,2

Акушерство и гинекология

695,3

665,2

95,7

Оториноларингология

526,5

503,8

95,7

Офтальмология

475,1

454,5

95,7

Дерматовенерология

(прием по дерматологии)

430,5

411,9

95,7

Психиатрия

129,3

287,3

222,2

Психиатрия-наркология

52,3

137,5

262,9

Фтизиатрия

83,0

185,6

223,6

Дерматовенерология (прием по венерологии)

46,8

127,6

272,6

Итого

9198,0

9198,0

100,0

Профилактические осмотры

300,0

Посещения среднего медицинского персонала

202,0

Всего

9198,0

9700

105,5

При составлении таблицы учтено, что перечень специальностей, указанных в планово-нормативном числе посещений на 2012 г., сокращен по сравнению с 2002 г., что потребовало некоторых перерасчетов для получения сопоставимых данных.

Из перечня специальностей в 2012 г., по сравнению с 2002 г., исключены: травматология-ортопедия, нейрохирургия, челюстно-лицевая хирургия, проктология, онкология. Планово-нормативное число посещений по этим специальностям включено в хирургию. Суммарное число посещений по этим специальностям в территориальной программе на 2002 г. составляло 369,0 (244,7 + 10,8 + 1,8 + 20,5 + 91,2), а вместе с хирургией (общей) – 862,7 (369,0 + 493,7).

Как видно из приведенных данных, общее число посещений увеличилось за десятилетний период на 5,5% за счет профилактических осмотров и посещений среднего медицинского персонала. По подавляющему большинству специальностей произошло уменьшение планово-нормативных данных на 5,0–7,0% наряду со значительным увеличением показателей по социально значимым заболеваниям. Так, по психиатрии и фтизиатрии число посещений увеличились в 2,2 раза, по психиатрии-наркологии – в 2,6 раза, а по дерматовенерологии (прием по венерологии) – в 2,7 раза.

Как известно, в последние годы научные исследования по обоснованию потребности населения в медицинской помощи не проводятся, соответствующие данные не публикуются. В связи с этим большой интерес представляет сравнение планово-нормативных показателей посещений и их фактического числа. Для таких сопоставлений были использованы данные территориальной программы, представленные в табл. 2.2 информационного письма Минздравсоцразвития России от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234, где указаны планово-нормативные данные в числе посещений, и данные годовой отчетной формы № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении».

Учитывая, что в указанных документах приводится разный набор врачебных должностей, были проведены следующие перерасчеты:

•        суммировано планово-нормативное число посещений по дерматологии и венерологии;

•        фактическое число посещений по хирургии суммировано с числом посещений по нейрохирургии, травматологии-ортопедии, онкологии, сердечно-сосудистой хирургии, торакальной хирургии, челюстно-лицевой хирургии, пластической хирургии;

•        фактическое число посещений по терапии суммировано с числом посещений по пульмонологии, гастроэнтерологии.

Сравнения показывают, что по неврологии, хирургии, терапии, урологии, акушерству-гинекологии, офтальмологии и фтизиатрии разница в планово-нормативных и фактических данных составляет около 10,0% (табл. 2).

Таблица 2

Планово-нормативное и фактическое число посещений по врачебным специальностям в 2012 году (на 1 тыс. населения)

Специальности

Нормативное число

Фактические данные

Отношение фактических данных к нормативным, %

Кардиология и ревматология

215,6

149,6

69,6

Педиатрия

1016,3

1526,1

150,2

Терапия

2127,1

1900,7

89,4

Эндокринология

81,8

182,1

222,6

Аллергология-иммунология

9,7

29,5

304,1

Неврология

455,4

458,4

100,7

Инфекционные болезни

23,2

85,6

369,0

Хирургия

823,6

893,7

108,5

Урология

99,8

103,8

104,0

Акушерство и гинекология

665,2

650,3

97,8

Оториноларингология

503,8

381,0

75,6

Офтальмология

454,5

448,9

98.8

Дерматовенерология

539,5 (411,9 + 127,6)

368,5

68,3

Психиатрия

287,3

181,9

63,3

Психиатрия-наркология

137,5

156,7

114,0

Фтизиатрия

185,6

174,6

94,1

Различия в плановых и фактических показателях на 5,0–10,0%, на наш взгляд, вполне допустимы: превышение плановых показателей над фактическими данными создает возможности для развития той или иной службы, а в том случае, если фактические данные превышают плановые, необходимо решение вопроса об увеличении численности должностей, т. е. необходимости изменений в подготовке кадров.

В то же время по ряду специальностей выявлены весьма значимые различия в рассматриваемых показателях. Фактическое число посещений превышает плановые показатели по педиатрии в 1,5 раза, эндокринологии – в 2,2 раза, аллергологии-иммунологии – в 3,0 раза, по инфекционным заболеваниям – в 3,7 раза. Напротив, планово-нормативные данные больше фактических по оториноларингологии – на 24,0%, кардиологии и ревматологии – на 30,0%, психиатрии – на 37,0%, дерматовенерологии – на 32,0%. На рисунке представлено соотношение данных по наиболее распространенным врачебным должностям – терапии и педиатрии. Наглядно видна разнонаправленность различий в планово-нормативных и фактических показателях.

Такие различия, если они обусловлены характером патологии населения и потребностью в этих видах медицинской помощи, – а именно на этой основе должны определяться планово-нормативные показатели – служат сигналом для органов управления здравоохранения для изменений в объеме и структуре подготовки врачебных кадров по специальностям.

В последних (по дате утверждения) территориальных программах вместо числа посещений вводится новый показатель – обращение по поводу заболевания. Переход на этот показатель требует внесения определенных изменений и в статистику здравоохранения, и в нормирование труда.

Современное состояние нормативной базы по труду

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»

Разрушение системы нормирования труда в 1980–1990-х?? гг., обусловленное как изменениями в организации здравоохранения, так и в большей степени общеполитическими реформами, децентрализацией управления, привело к тому, что нормативы по труду в течение примерно четверти века не пересматривались. Со второй половины 2009 г. Минздравсоцразвития России, а затем Минздрав России активно утверждает порядки оказания медицинской помощи. Положительной чертой таких документов является комплексное представление всех основных составляющих деятельности того или иного подразделения: перечень заболеваний для оказания медицинской помощи, функциональные обязанности медицинских работников, оснащенность оборудованием и рекомендуемые штатные нормативы.

Однако анализ порядков оказания медицинской помощи показывает, что в части рекомендуемых штатных нормативов содержится большое количество ошибочных положений, неоднократно отмечаемых в печати.

Всего было издано около 100 порядков оказания медицинской помощи, часть из них отменена и утверждена вновь, и действующих к настоящему времени осталось около 60. К сожалению, при пересмотре порядков большинство ошибок не было исправлено и возникали, как правило, новые ошибочные положения.

Системные ошибки порядков оказания медицинской помощи в части рекомендуемых штатных нормативов по первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, можно сгруппировать следующим образом.

1.     Изменение формата документа о нормативной численности медицинских работников, ошибочное использование видов нормативов по труду

Как известно, нормативы численности работников медицинской организации определяются штатными нормативами, применяемыми для медицинских работников, и типовыми штатами, используемыми для нормирования труда служащих и рабочих медицинской организации. Разница между этими документами состоит в том, что штатные нормативы устанавливаются из расчета на какой-либо показатель, например из расчета 1 должность врача-терапевта на 1700 чел. взрослого населения, тогда как типовые штаты в подавляющем большинстве не требуют такого расчета, а та или иная должность устанавливается на наличие или определенную мощность учреждения, подразделения. Например, должность заместителя главного врача по экономическим вопросам устанавливается в медицинской организации, имеющей в своем составе амбулаторно-поликлинические подразделения, на 100 и более коек.

Подавляющее большинство рекомендуемых штатных нормативов сформировано по типовым штатам, т. е. исключен расчетный принцип формирования штатных нормативов. Такая форма определения нормативов численности медицинского персонала может приводить к неравной нагрузке медицинских работников. Так, если норматив врача амбулаторного приема устанавливается следующим образом: «1 должность на 20 тыс. прикрепленного населения», то это означает, что и на 20 тыс. населения, и на 30 тыс., и на 39 тыс. может быть установлена лишь одна должность врача, что при прочих равных условиях приведет к разному объему работы и разной нагрузке врача. При расчетном принципе формирования штатного норматива на 30 тыс. населения можно было бы установить 1,5 должности (30 : 20 = 1,5), на 35 тыс. населения – 1,75 (35 : 20 = 1,75), на 39 тыс. – 2 должности (39 : 20 = 1,95, округленно 2,0 должности).

В здравоохранении применяются нормы времени, нормы нагрузки (обслуживания), нормативы численности. В порядках оказания медицинской помощи все нормативы по труду называются нагрузкой или нормами нагрузки.

2. Несоответствие Номенклатуре медицинских организаций, Номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников

В данном разделе приводятся не только действующие в настоящее время порядки оказания медицинской помощи, но и те, которые были утверждены, но в последующем утратили силу. Это связано с тем, что в период действия этих отмененных в последующем документов в штатные расписания медицинских организаций могли быть внесены ошибочные наименования.

В период утверждения порядков оказания медицинской помощи действовала Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627, в настоящее время применяется Номенклатура медицинских организаций, утвержденная приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н.

В приказе Минздравсоцразвития России от 29.12.2010 № 1224н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации» ошибочно указывается на противотуберкулезный (фтизиатрический) диспансер. Данное наименование отсутствует в действовавшей в период утверждения порядков оказания медицинской помощи Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627, и в принятой взамен ее Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н.

Наиболее частые ошибки отмечаются в наименованиях должностей. Так, врач акушер-гинеколог называется гинекологом, врач-невролог – невропатологом, врач клинической лабораторной диагностики – врачом-лаборантом, медицинская сестра по массажу – массажистом и т. д. Такие наименования не соответствуют действовавшей в период утверждения порядков оказания медицинской помощи Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 № 801н, и действующей в настоящее время Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

3. Отсутствие дифференциации нормативов численности по типам учреждений и месту проживания населения

Приказами Минздрава СССР численность врачей амбулаторного приема устанавливалась для городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. населения, центральных районных и районных больниц сельских районов, амбулаторий, расположенных в сельской местности, а также для консультативного приема в областных (республиканских) больницах. Различия в нормативной численности врачей амбулаторного приема по типам учреждений были обусловлены объективно сложившейся разницей в объеме и структуре амбулаторно-поликлинической помощи городскому и сельскому населению. В современных нормативно-правовых документах устанавливаются единые показатели численности врачей амбулаторного приема для городского и сельского населения, для всех типов медицинских организаций, хотя совершенно очевидно, что доступность амбулаторно-поликлинической помощи и ее объем для сельских жителей меньше, чем для городского населения.

4. Отсутствие единого порядка установления должностей заведующих подразделениями амбулаторно-поликлинических учреждений

Должности заведующих подразделениями медицинских организаций устанавливаются в числе одной должности на подразделение. При этом порядок установления этих должностей различен: сверх врачебных должностей, вместо должности врача или части должности. В современных нормативных правовых документах порядок установления должностей заведующих, как правило, не указывается, следовательно, по умолчанию можно предположить, что все эти должности устанавливаются сверх врачебных должностей.

Численность заведующих подразделениями амбулаторно-поликлинических учреждений устанавливается на число должностей врачей амбулаторного приема. Однако в Порядке оказания педиатрической помощи, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н, этот показатель необоснованно, на наш взгляд, изменен на другой – численность прикрепленного населения. На 10 тыс. прикрепленного детского населения устанавливается 1 должность главного врача, 1 должность заведующего отделением и 12,5 должности врача-педиатра участкового. Если следовать этому документу, то в поликлинике, обслуживающей 30 тыс. детского населения, можно установить 3 должности главного врача и 3 должности заведующего отделением.

Нормативная численность заведующих подразделениями вспомогательной лечебно-диагностической службы в порядках оказания медицинской помощи, как правило, не указывается.

5. Отсутствие нормативной обеспеченности ряда подразделений медицинской организации, отдельных должностей

В ряде современных нормативных правовых документов не указаны должности или целые подразделения медицинских организаций. Так, в штатных нормативах диспансеров отсутствует обеспеченность штатами медицинских работников приемного отделения, в штатных нормативах детской поликлиники – обеспеченность регистратуры и т. д.

6. Несогласованность величин нормативов по труду в порядках оказания медицинской помощи

Разные величины нормативов по труду указываются по терапии, хирургии. Например, в соответствии с приказами Минздрава России от 24.12.2010 № 1182н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным хирургическими заболеваниями» и от 15.11.2012 № 922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “хирургия”» устанавливается 1 должность врача-хирурга на 10 тыс. прикрепленного взрослого населения, а по приказу Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» – 0,65 должности; по приказам от 24.12.2010 № 1183н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля» и от 15.11.2012 № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “терапия”» устанавливается 1 должность медицинской сестры на 1 должность врача-терапевта участкового, а по приказу Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н – 1,5 должности. Пример несогласованности нормативов по труду при оказании медицинской помощи детям приведен в табл. 3.

Таблица 3

Сопоставительные данные по числу должностей врачей амбулаторного приема при оказании медицинской помощи детям в соответствии с порядками оказания медицинской помощи

Наименование должностей

Число должностей

в соответствии с Порядком оказания педиатрической помощи, утв. приказом Минздрава России от 16.04.2012 № 366н

в соответствии с другими порядками оказания медицинской помощи

Врач – детский уролог-андролог

1 штатная единица на 10 тыс. прикрепленного детского населения

1 штатная единица на 20 тыс. детского населения (приказ от 31.10.2012 № 561н)

Врач – детский эндокринолог

0,5 штатной единицы на 10 тыс. прикрепленного детского населения

1 штатная единица на 12 тыс. детей (приказ от 12.11.2012 № 908н)

Врач – травматолог-ортопед

1,5 штатной единицы на 10 тыс. прикрепленного детского населения

1 должность на 12,5 тыс. детского населения (приказ от 12.11.2012 № 901н), т. е. расчетно 0,8 должности на 10 тыс. детского населения

7. Экономическая необоснованность новых нормативов по труду

Наиболее серьезным недостатком современной нормативной базы по труду является отсутствие экономической обоснованности новых нормативов. В территориальной программе ежегодно вплоть до 2012 г. указывались стоимостные показатели медицинской помощи в виде относительных коэффициентов стоимости посещения по профилям отделений и врачебным специальностям. Изменения в нормативах по труду, причем разнонаправленные по отдельным врачебным специальностям, должны, на наш взгляд, найти отражение и в стоимостных данных. Оплата труда является достаточно весомой составляющей себестоимости медицинской помощи, ее удельный вес равен более 60,0% в общих расходах на медицинскую помощь. Следовательно, при изменениях норматива по труду в условиях, когда планово-нормативные показатели носят стабильный характер, должны меняться и стоимостные показатели. Так, например, должность врача-уролога в соответствии с приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 № 999 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек» устанавливалась из расчета 0,2 должности на 10 тыс. взрослого городского населения, а по приказу Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» – 1 должность на 20 тыс., т. е. 0,5 должности на 10 тыс. взрослого населения. Иными словами, величина норматива должности уменьшилась в 2,5 раза, следовательно, число должностей должно быть увеличено в 2,5 раза. Это означает, что затраты времени на выполнение примерно одинакового числа посещений (плановое число посещений в 2002 г. составляло 104,4 на 1 тыс. населения, а в 2012 г. – 99,8 (табл. 1)) увеличиваются примерно в 2,5 раза.

Если бы и по всем другим специальностям нормативы изменялись в такой же пропорции, то относительные коэффициенты стоимости посещения по разным специальностям (по отношению к среднему показателю) могли бы и не меняться. Однако нормативы по другим специальностям и планово-нормативное число посещений меняются по-разному. Примером может служить фтизиатрия.

Норматив должности врача-фтизиатра остался практически неизменным: около 0,5 должности на 10 тыс. населения по приказу Минздрава СССР от 12.01.1971 № 25 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь противотуберкулезных диспансеров, отделений и кабинетов» и по приказу Минздрава России от 15.11.2012 № 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом». Для выполнения планово-нормативного числа посещений, увеличенного за 10-летний период времени в 2,2 раза (табл. 1), одной и той же численностью должностей необходимо уменьшение затрат времени на одно посещение, следовательно, стоимостные показатели посещения должны быть уменьшены. Однако этого не происходит: коэффициенты остаются неизменными. Этот факт свидетельствует о том, что нормативы, предлагаемые в порядках оказания медицинской помощи, не учитываются в финансировании медицинской помощи.

В связи с переходом на новый показатель – обращение по поводу заболевания, в территориальной программе на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. и в территориальной программе на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. относительные коэффициенты стоимости посещения не приводятся. В то же время рекомендациями Минздрава России устанавливаются поправочные коэффициенты стоимости обращения с учетом кратности посещений по поводу заболеваний. В этом документе указано, что при расчетах поправочных коэффициентов были учтены относительные коэффициенты стоимости посещения, приведенные в информационном письме о формировании и экономическом обосновании территориальной программы на 2012 г., т. е. коэффициенты, не учитывающие новые нормативы по труду. Следовательно, и в поправочных показателях стоимости обращения не использованы новые нормативы по труду.

Таким образом, отсутствие финансового обеспечения новых нормативов по труду не позволяет применять их в практике здравоохранения. Более того, рекомендуемые штатные нормативы, содержащиеся в порядках оказания медицинской помощи, ставят в весьма затруднительное положение руководителей медицинских организаций и приводят в ряде случаев к конфликтным ситуациям. Врачи-специалисты, зная современную нормативную базу по труду, вправе рассчитывать на изменения в численности соответствующих медицинских работников для оказания тех или иных видов медицинской помощи, а руководители медицинских организаций, при отсутствии финансовой возможности для увеличения численности должностей, вынуждены изменять нормы времени на посещение для того, чтобы имеющейся численностью должностей выполнить государственное (муниципальное) задание.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что использование нормативов по труду, указанных в порядках оказания медицинской помощи, из-за большого числа ошибочных положений, и главным образом экономической необоснованности, невозможно в практике здравоохранения.

Тот факт, что в последнее время утверждение порядков оказания медицинской помощи прекращено (в 2013 г. утверждено лишь 2 порядка, а в 2014 г. порядки не утверждались), вселяет надежду на то, что эти документы будут если не отменены, то, по крайней мере, существенно пересмотрены, в т. ч. и с учетом высказанных замечаний.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль