Деятельность поликлиники и общеобразовательной школы по формированию здоровья и профилактике заболеваний детей

167

Состояние здоровья детей и молодежи в настоящее время характеризуется устойчивыми негативными тенденциями, ростом числа заболеваний и функциональных расстройств, формирующихся в период обучения в школе и вузе. Уровень здоровья школьников за период обучения ухудшается в 4–5 раз, оканчивают школу практически здоровыми не более 2,0–4,0% учащихся. Сохраняется устойчивый рост патологических состояний со стороны костно-мышечной системы у детей и подростков.

В последние два года в стране наблюдался всплеск аптечной кодеиновой наркомании среди подростков. Изготавливаемый наркоманами из кодеинсодержащих лекарственных препаратов дезоморфин, который в 15 раз токсичнее героина, специалисты считают «наркотиком-убийцей». Систематическое употребление этого наркотика зафиксировано уже в 73 регионах страны.

Такая ситуация во многом объясняется недостаточным гигиеническим воспитанием и обучением молодежи в системе образовательных учреждений. В этой связи необходимы продуманная профилактическая работа в образовательных учреждениях с привлечением врачей, психологов и социологов, совершенствование деятельности детских поликлиник по данному направлению здравоохранения и взаимодействие медицинского персонала с педагогическими коллективами, реализующими свои функции по охране здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни (далее – ЗОЖ).

Основополагающая идея, на наш взгляд, заключается в необходимости обучения ЗОЖ подрастающего поколения в учебном процессе образовательных учреждений по вертикали. Это требует выполнения целого ряда условий, таких как наличие банка данных об уровне знаний о ЗОЖ и показателях здоровья изучаемых контингентов, концепции, организационных и практических структур, программ и технологий обучения.

Данным требованиям соответствует комплексная программа «Здоровье в общеобразовательной школе» (далее – Программа), успешно реализованная в ряде школ г. Москвы в течение 2002–2011 гг. Ряд исследований, проведенных в рамках Программы, требовали регулярных медицинских осмотров детей, которые выполнялись силами научных сотрудников НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГБОУ ВПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и врачами прикрепленных поликлиник в рамках диспансеризации детского населения. В результате проведения обучающих занятий, затрагивающих широкий спектр актуальных для школьников проблем, уровень информированности подростков по проблемам ЗОЖ составил 80,0–90,0%; 70,4% юношей и 62,7% девушек стали более осознанно относиться к своему здоровью.

Наиболее результативным стало исследование по профилактике нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков, которое было подкреплено собственными данными регулярных многоэтапных осмотров учащихся начальной, средней и старшей школы. Комплексный подход с использованием обучающего модуля «Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений» позволил впервые достоверно снизить распространенность патологических состояний опорно-двигательного аппарата по 7 из 14 показателей и избыточной массы тела.

Концепция взаимодействия образовательного учреждения и детской поликлиники с центром здоровья по формированию здоровья детей

Издание приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребление алкоголя и табака» обусловило необходимость выхода на новый масштабный уровень научной деятельности по формированию здоровья детей в условиях взаимодействия школы и детской поликлиники.

В настоящее время, в связи с реформированием поликлиник и организацией центров здоровья, коллектив лаборатории приступил к выполнению многопланового научного исследования на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы, целью которого является совершенствование методологии формирования здоровья подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы и детской поликлиники с центром здоровья. Экспериментальной базой являются детская городская поликлиника № 125 Департамента здравоохранения г. Москвы и общеобразовательная школа № 1370.

Нами впервые в стране разработана концепция взаимодействия коллектива образовательного учреждения и детской поликлиники с центром здоровья по формированию здоровья детей. Основу концепции составляют три подсистемы: образовательно-психолого-воспитательная, медико-профилактическая и научная.

Цель концепции – формирование ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья, профилактика и снижение заболеваемости детей и подростков.

Известно, что конечной целью гигиенического воспитания является улучшение показателей здоровья. Достижение цели – это результат последовательных процессов: информирования, убеждения и поведения. С целью оценки эффективности программ по комплексному гигиеническому воспитанию и обучению детей в школе, профилактической деятельности поликлиники, избраны следующие критерии, позволяющие оценить уровень гигиенической культуры: повышение объема гигиенических знаний, формирование умений и практических навыков, сознательное гигиеническое поведение, улучшение показателей здоровья.

Организационно-профилактическая модель концепции направлена на формирование здоровья и профилактику заболеваний детей и подростков, а также совершенствование знаний учителей, медицинских работников первичного звена здравоохранения по проблемам ЗОЖ, внимательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей. Модель представлена блоками, показывающими все возможности организационной, координационной, медико-профилактической, научной деятельности детских поликлиник и образовательных учреждений. В концепции обозначены цель, задачи, пути решения, обеспечение, критерии эффективности и ожидаемые результаты.

Организационно-профилактическая деятельность поликлиники осуществляется в соответствии с договором о научном сотрудничестве. Задачи, координация взаимодействия и ответственность персонала детской поликлиники и общеобразовательной школы по формированию здоровья и профилактике заболеваний детей определены согласованными программами.

Координацию взаимодействия осуществляют руководители учреждений.

Руководство поликлиники, по согласованию с директором школы и социальным педагогом, организует беседы врачей (ортопеда, офтальмолога, нарколога, заведующего центром здоровья) со школьниками по ведущим факторам риска для здоровья детей, периодичность – один раз в квартал.

Заместитель главного врача по лечебной работе, наряду с основными обязанностями, курирует все мероприятия профилактической направленности, включая деятельность центра здоровья.

Заведующий центром здоровья принимает участие в организации семинаров по совершенствованию знаний врачей и медицинских сестер по проблемам ЗОЖ, профилактике употребления детьми психоактивных веществ, с привлечением ученых и специалистов ведущих научных центров; совместно с отделом статистики проводит анализ динамики заболеваемости детей на основе результатов диспансеризации за последние три года; организует мастер-классы для персонала поликлиники по отдельным темам ЗОЖ.

Старшая медицинская сестра принимает участие в оформлении «Окон здоровья» (санитарный бюллетень) поликлиники, при необходимости – в анкетировании врачей и медицинских сестер.

Научные направления деятельности центров здоровья поликлиники реализуются при участии ученых Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и включают:

•        анкетирование врачей, учителей, родителей с целью изучения их информированности по вопросам ЗОЖ, отношения к собственному здоровью, употреблению психоактивных веществ и потребности в медико-гигиенической информации;

•        анализ результатов тестирования здоровья детей.

В структуре модели для общеобразовательных школ предусмотрено:

  • обучение школьников ЗОЖ, с основами медицинских знаний, по авторской программе в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (учителя школы, по отдельным темам – ученые);
  • организация циклов занятий для учителей и родителей по совершенствованию знаний по проблемам ЗОЖ и профилактики заболеваний учащихся (ученые и специалисты);
  • организация семинаров для учителей по методологии обучения школьников ЗОЖ и профилактике заболеваний (ученые и специалисты).

Предусмотрено обеспечение проекта научными, методическими и научно-популярными материалами:

•        программа профилактики функциональных нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей;

• учебные пособия (для врачей и учителей): «Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании», «Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИД», «Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков (методология, организация, технологии)», «Профилактика ВИЧ/СПИД и других инфекций, передающихся половым путем»;

•        обучающая компьютерная программа с тестированием знаний для подростков и молодежи по профилактике наркомании; компьютерная программа для врачей школы и поликлиники – информационная система «Выявление, коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся образовательных учреждений» (свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2008610135, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам);

•        брошюра «Это надо знать о ВИЧ/СПИД и других инфекциях, передающихся половым путем».

Ожидаемые результаты организационно-профилактической модели концепции включают: повышение уровня знаний по вопросам ЗОЖ и профилактики заболеваний; формирование в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме обучения здоровью школьников; формирование идеологии здоровья; формирование мотивации медицинского персонала, направленной на улучшение качества диспансеризации детей; тенденция стабилизации и снижения заболеваемости. 

Концепция и программа обсуждены и согласованы с руководством Дирекции здравоохранения Северо-Восточного административного округа г. Москвы, главным врачом детской поликлиники с центром здоровья № 125 и директором школы № 1370. В настоящее время осуществляется ее реализация и оценка первых результатов.

Обучение ЗОЖ подрастающего поколения является актуальнейшей проблемой, ее решение позволяет нивелировать факторы риска и содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Успех достигается благодаря совместным усилиям и скоординированной деятельности сотрудников общеобразовательной школы и медицинских специалистов.

Таким образом, формирование «глобальной профилактической среды» – в условиях школы, детской поликлиники, семьи, социальной и природной среды, как базисный принцип сохранения и укрепления здоровья, напрямую определяет позитивную динамику показателей здоровья подрастающего поколения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×