Проблема конфликта интересов в сфере охраны здоровья

102

Одним из принципиальных нововведений Закона об охране здоровья стало нормативное закрепление изменений в правовом статусе медицинских работников, связанных с ограничениями при осуществлении ими профессиональной деятельности. Закон, помимо прочего, ввел понятие «конфликт интересов» и установил порядок его урегулирования. Следует отметить, что длительное время проблема конфликта интересов в медицинской среде оставалась вне правового регулирования, проявляя себя лишь в сфере государственной и муниципальной службы. Использование этой категории для урегулирования отношений между медицинскими и фармацевтическими работниками говорит о серьезности сложившейся ситуации.

Примечательно, что проблема конфликта интересов в сфере охраны здоровья имеет международный масштаб. В подтверждение сказанного приведем один из наиболее ярких примеров. В 2010 г. разразился скандал, связанный с обвинением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в сговоре с фармацевтическими компаниями – производителями вакцин и противовирусных препаратов. Чуть раньше Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) опубликовала доклад, посвященный оценке подхода ВОЗ к борьбе с пандемией гриппа H1N1, в котором ВОЗ обвиняется в искусственном раздувании паники, давлении на национальные органы здравоохранения и обслуживании интересов крупных фармацевтических компаний. Это заявление было сделано по результатам проверки деятельности ВОЗ. В ходе расследования было установлено, что треть экспертов, консультировавших ВОЗ по вопросам борьбы с гриппом H1N1, оказались связаны с фарминдустрией . Преувеличенность опасности гриппа H1N1, по словам докладчика ПАСЕ, доказывается крайне незначительным числом смертей, вызванных вирусом во всем мире. Единственной же стороной, получившей несомненные преимущества в результате объявления «ложной тревоги», оказались фармацевтические компании – производители вакцин и противовирусных препаратов .

Есть и другие примеры. Так, в 2009 г. Американской фармкомпании Forest Laboratories было предъявлено обвинение в подкупе врачей с целью прописывания пациентам (в том числе детям) производимых компанией антидепрессантов Celexa (циталопрам) и Lexapro (эсциталопрам). Для достижения этих целей компания предлагала врачам денежные премии, посещение дорогих ресторанов и развлекательных шоу .

В августе 2012 г. фармгигант Pfizer заплатил более 60 млн долларов штрафных санкций за подкуп госчиновников и врачей в Болгарии, Хорватии, Казахстане, России, Италии, Китае, Чехии и Сербии .

Летом 2013 г. разгорелся коррупционный скандал с участием представительства Британского фармгиганта GlaxoSmithKline (GSK) в Китае – GSK-China. В ходе полицейского расследования выяснилось, что компания потратила порядка 3 млрд юаней (489 млн долларов) на подкуп местных врачей, руководства больниц, чиновников сферы здравоохранения с целью увеличения объема продаж и цен на свои препараты. В коррупционной схеме были задействованы туристические агентства, через которые переводились деньги. Четыре топ-менеджера GSK в Китае тогда были задержаны. Руководство компании признало их вину. На фоне этих событий GSK первым из фармацевтических компаний-гигантов принял решение радикально изменить свою маркетинговую политику: отказаться от прямых выплат врачам за продвижение своей продукции среди пациентов и коллег во время посещения медицинских конференций. Как указывается в пресс-релизе GSK, эти меры, предпринимаемые в интересах пациентов, позволят повысить прозрачность фармбизнеса .

Стоит отметить, что в России нормы об урегулировании конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности готовились давно. О конфликте интересов в сфере здравоохранения серьезно заговорили еще в 2009 г. Именно тогда В.В. Путин заявил о создании системы лоббирования российскими врачами интересов крупных фармпроизводителей. Столь громкое заявление прозвучало на совещании «О стратегии развития фармацевтической промышленности» 9 октября в Зеленограде. Прекратить эту порочную практику было предложено с помощью введения законодательных запретов на доходы от такой деятельности, а также более жестких норм врачебной этики. Кроме того, тогдашний премьер завил о необходимости избавиться от фармпредставителей, работающих в медучреждениях.

Вскоре Федеральная антимонопольная служба России вынесла на обсуждение законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», призванный ограничить влияние фармацевтических фирм на медицинских работников.  Было предложено ограничить деятельность фармацевтических компаний и медицинских работников при продвижении лекарственных средств на рынке, урегулировать процедуру постклинических исследований лекарственных средств, определить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов медицинских работников, ввести административную ответственность за нарушение указанных требований и ограничений.

Законопроект впервые в истории российского права вводил понятие конфликта интересов в отношениях врача и фармацевтической компании. Под конфликтом интересов понималась ситуация, при которой у медицинского работника, заключившего соглашение в устной или письменной форме с организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность, возникает возможность получения лично либо через юридического или фактического представителя фармацевтической компании материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества в процессе медицинской деятельности. При этом такая возможность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника и интересами пациента.  С принятием Закона об охране здоровья данное понятие получило законодательное закрепление в несколько иной редакции.

В настоящее время основу правового регулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности составляют нормы Закона об охране здоровья. Как следует из определения, предложенного в Законе, конфликт интересов – ситуация, при которой у медицинского (фармацевтического) работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника и интересами пациента. Аналогичным образом конфликт интересов трактуется и в приказе Минздрава России от 21.12.2012 № 1350н «Об утверждении Положения о Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности» (далее – приказ № 1350н).

В силу того, что большинство медицинских организаций являются некоммерческими организациями, на них распространяются также нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся конфликта интересов. В частности, ст. 27 названного Закона предусматривает, что конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации является следствием возникновения заинтересованности в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок. При этом лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, закон признает руководителя (его заместителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан.

Закон об охране здоровья распространяет свои нормы о конфликте интересов на всех медицинских или фармацевтических работников, независимо от занимаемой должности. При этом следует учитывать обязательное условие – подобные ситуации должны возникать при осуществлении профессиональной деятельности, т. е. деятельности, связанной с реализацией работником профессиональных обязанностей.

Конфликт интересов в данном случае возникает на почве личной заинтересованности медицинского работника в решении определенных вопросов, связанных с исполнением им своих должностных обязанностей, и нередко сопровождается материальной выгодой от совершения действий, идущих, как правило, вразрез с правовыми, а также этическими и моральными нормами. Помимо материальной выгоды законодатель предусмотрел возможность возникновения личной заинтересованности в получении иного преимущества. Наличие фразы «иного преимущества» в определении позволяет трактовать понятие «конфликт интересов» максимально широко. Такая позиция законодателя представляется вполне разумной, поскольку невозможно охватить в определении все возможные ситуации, которые могут возникнуть в данной сфере.

При этом наблюдается прямая связь между получением медицинским работником выгоды (преимущества) и его дальнейшим исполнением своих профессиональных обязанностей. Представляется, что именно дальнейшее поведение медицинского работника, как следует из определения, не будет отвечать интересам пациента. С практической точки зрения поведение медицинского работника может проявиться в понуждении пациента приобрести либо заранее ненужное лекарство (препарат) либо необходимый для лечения пациента препарат, но по заранее невыгодной (более высокой) для клиента стоимости. Эта же ситуация может возникнуть, когда пациенту предлагается приобрести более дорогой аналог препарата с тем же фармацевтическим эффектом или даже в конкретной аптечной организации (фармкомпании). Иными словами, нормы Закона об охране здоровья, определяющие механизмы урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, отчасти направлены на преодоление коррупционных элементов в медицинской сфере .

Механизм урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности изложен в ст. 75 Закона об охране здоровья. Согласно данной норме, поводом для обращения в уполномоченный федеральный орган с заявлением о конфликте интересов может послужить, например, конкретное предложение врачу о сотрудничестве по распространению какого-либо медицинского препарата, поступившее от уполномоченных лиц фармацевтической компании или аптечной организации. Такое предложение сопровождается обещанием материальной выгоды в виде конкретной денежной суммы либо процента от стоимости проданных препаратов. В случае возникновения ситуации, обладающей признаками законодательно установленного понятия конфликта интереса, медицинский работник обязан поставить в известность руководителя медицинской организации, в которой он работает. Для такого уведомления предусмотрена исключительно письменная форма. Если подобная ситуация возникла у индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность, то он обязан проинформировать об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. А лица, которым стало известно о конфликте интересов, должны уведомить об этом Минздрав России в письменной форме.

Для уведомления установлен семидневный срок, который исчисляется со дня, когда руководителю медицинской организации (индивидуальному предпринимателю) стало известно о конфликте интересов.

Для урегулирования конфликта Минздрав России создает специальную Комиссию, которая действует на основании приказа № 1350н. В состав Комиссии по урегулированию конфликта интересов входят председатель, его заместители, секретарь и члены комиссии, определяемые Минздравом России. Для принятия объективных и правильных решений число членов комиссии, не замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов комиссии. Более того, проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, недопустимо. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения. Основанием для начала работы комиссии является поступившее в адрес Минздрава России письменное уведомление о возникновении конфликта интересов от руководителя медицинской организации, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность.

Примечательно, что в Положении о Комиссии Минздрава России по урегулированию конфликта интересов не предусмотрен порядок обжалования ее решений. Поэтому, по мнению юристов, решения Комиссии могут быть обжалованы в общем порядке в соответствии со ст. 254 ГПК РФ. Эта статья устанавливает право граждан и организаций на обращение с соответствующей жалобой непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему .

Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ глава 6 КоАП РФ была дополнена статьей 6.29. С 1 января 2014 г. в соответствии с положениями ст. 6.29 КоАП РФ непредставление медицинским работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской организации, в которой он работает, влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Административный штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. грозит руководителю медицинской организации в случае непредставления или несвоевременного представления им уведомления о возникновении конфликта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. За совершение названных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификации на срок до 6 месяцев. Субъектами административных правонарушений данной категории являются медицинский либо фармацевтический работник, руководитель медицинской или аптечной организации, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую или фармацевтическую деятельность.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1–3 ст. 6.29 КоАП РФ, возложено на Росздравнадзор и его территориальные органы, а ч. 4 ст. 6.29 – на суды.

Итак, для решения проблемы возникновения и урегулирования конфликтов интересов в системе здравоохранения сделано немало. В частности, на законодательном уровне введено понятие «конфликт интересов при осуществлении медицинской деятельности», установлены ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, определены правила урегулирования конфликта интересов, сформирован специализированный орган по урегулированию конфликта интересов.

Напомним, что Положение о Комиссии вступило в силу лишь летом прошлого года, так что делать выводы о результатах ее работы преждевременно. К тому же объективность и достоверность таких результатов вызывают сомнения. Думается, что на практике деятельность по урегулированию конфликта интересов будет носить исключительно формальный характер, только для отчетности. Кроме того, сложно представить ситуацию, когда медицинский работник, которому обещана некоторая выгода за содействия определенным лицам, незамедлительно сообщит об этом своему руководителю. Проще вовсе отказаться от такого предложения. Более того, стремление руководителя организации сохранить репутацию отдельных медицинских работников и медицинской организации в целом может породить еще большие проблемы, а именно намеренное сокрытие истинного количества ситуаций, характеризующихся как конфликт интересов.

Представляется, что существенному сокращению таких ситуаций будет способствовать принятие мер, направленных на улучшение материального благополучия медицинского работника. Достойная оплата труда, социальные гарантии, уверенность в завтрашнем дне, уважительное отношение к профессии врача – все это должно исключить унизительные ситуации, когда приходится жертвовать моральными принципами ради личной заинтересованности, поскольку зарплата не позволяет удовлетворить минимальные жизненные потребности. Не нужно забывать о том, что профессия врача – это высокоморальный труд, в основе которого должно лежать желание помогать людям, а не просто зарабатывать на жизнь. В связи с изложенным считаем правильным разрешать вопрос об урегулировании конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности в рамках этических норм. В качестве альтернативы можно предложить квалифицировать рассматриваемые ситуации как коррупционные действия (правонарушения) с применением соответствующих санкций. Такие меры хотя и являются жесткими, но их применение в сфере охраны здоровья представляется более обоснованным, в отличие от государственной и муниципальной службы, где конфликт интересов как понятие уже прижился.

Алгоритм действий по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности

Проблема конфликта интересов в сфере охраны здоровья



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Новые документы

Закупки по 44-ФЗ
Квалификация
Платные услуги
Популярное у экономистов медучреждений
Популярное у главных медсестер

Мероприятия





Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×