Контракты на поставку лекарственных средств: анализ данных Портала госзакупок

118

Проведение аукционов с целью открытого определения поставщиков продукции не должно приводить к появлению закрытой информации о закупленных лекарственных средствах

Введение в действие Закона о контрактной системе имело целью устранение условий, способствующих функционированию коррупционных схем в сфере закупок товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Заявленный результат планируется получить за счет реализации целого ряда принципов, а также создания многоуровневой системы контроля.

К основным принципам деятельности контрактной системы относятся:

  • открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок;
  • обеспечение конкуренции и профессионализма заказчиков;
  • стимулирование инноваций;
  • единство контрактной системы в сфере закупок;
  • ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также эффективность осуществления закупок.

Деятельность многоуровневой системы контроля обеспечивается за счет введения института экспертизы (в том числе общественной), мониторинга закупок, аудита, а также надзора за исполнением законодательства в сфере закупок со стороны органов исполнительной власти и проведением ревизий.

Целью настоящего исследования стало изучение ситуации с обеспечением достоверности и полноты данных о закупках лекарственных средств после введения в действие Закона о контрактной системе. Исследовались данные о контрактах, заключенных медицинскими организациями муниципальной и областной форм собственности в период с 1 января по 31 марта 2014 г., расположенные на Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (портал госзакупок).

Всего в исследование было включено 840 медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в стационарных условиях на территории 17 субъектов РФ (г. Москва и 16 областей), входящих в состав Центрального федерального округа (ЦФО). Объектом исследования были заполняемые ответственными лицами данные о приобретенных лекарственных средствах, включенные в карточки заключенных контрактов. Из общей массы заключенных контрактов, общее количество которых у некоторых медицинских организаций доходило до 200, выбирались только данные о приобретенных лекарственных средствах вне зависимости от того, каким способом происходило определение поставщика продукции.

Проведенное исследование показало, что контракты на поставку лекарственных средств подписали руководители 388 медицинских организаций, что составило 46,2% от общего числа медицинских организаций муниципальной или областной формы собственности, действующих на территории ЦФО (таб. 1).

Таблица 1 Данные о закупках лекарственных средств медицинскими организациями ЦФО (1-й квартал 2014 г.)

Область

Всего медицинских организаций

в т. ч. закупавших ЛС

Абсолютный показатель

%

Белгородская

34

1

2,9%

Брянская

42

17

40,5%

Владимирская

51

32

62,7%

Ивановская

34

13

38,2%

Калужская

31

12

38,7%

Костромская

31

8

25,8%

Курская

44

12

27,3%

Липецкая

29

26

89,7%

г. Москва

98

49

50,0%

Московская

133

78

58,6%

Орловская

30

11

36,7%

Рязанская

38

11

28,9%

Смоленская

31

11

35,5%

Тамбовская

33

19

57,6%

Тверская

51

21

41,2%

Тульская

71

39

54,9%

Ярославская

59

28

47,5%

Итого

840

388

46,2%

Наименьший удельный вес организаций, заключивших контракты на поставку лекарственных средств, отмечается на территории Белгородской области (2,9%), а наибольший удельный вес – на территории Липецкой области (89,7% от общего числа организаций).

С целью определения поставщиков лекарственных средств на конкурсной основе организовывались аукционы в электронной форме, а также проводился запрос котировок. Анализ данных показал, что большая часть финансовых средств (95,4%) была израсходована медицинскими организациями на приобретение лекарственных средств у поставщиков, избранных по результатам проведения аукционов в электронной форме, которые должны обеспечить «прозрачность» проведения процедур в сфере закупок путем размещения всех данных в единой информационной системе. Исключением является Брянская область, в которой 54,9% финансовых средств направлено поставщикам лекарственных средств, определенным в результате запроса котировок.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе, которая вступает в силу с 1 января 2017 г., наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Для лекарственных средств таким каталогом в настоящее время может быть только Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (далее – Госреестр ЛС).

Госреестр ЛС – открытая и общедоступная федеральная информационная система, размещенная на официальном сайте Минздрава России. Реестровые записи содержат сведения о наименовании лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), о лекарственной форме с указанием дозировки лекарственного препарата и его количества в первичной и потребительской упаковке, а также о наименовании и адресе производителя лекарственного препарата. В соответствии с приказом Минздрава России от 14.04.2000 № 124 Государственный реестр лекарственных средств в качестве официального издания Минздрава России предназначен для использования приведенных в нем данных в работе федеральных органов исполнительной власти, органов управления здравоохранением, учреждений здравоохранения, аптечных учреждений, а также предприятий оптовой торговли и предприятий, производящих лекарственные средства.

Однако проведенное исследование выявило множество вариантов обозначения наименования объекта закупки (таб. 2).

Таблица 2. Анализ вариантов, использованных для обозначения наименования объекта закупки

Рейтинговый номер

Наименование объекта закупки

Частота использования данного варианта

Общее количество вариантов

25264

1

Препараты фармацевтические, не включенные в другие группировки, прочие

209

2

Лекарственные средства

173

3

Средства лекарственные прочие

141

4

Лекарственные препараты

100

5

Натрия хлорид

80

6

Средства, действующие на центральную нервную систему, прочие

76

7

Цефалоспорины

74

8

Поставка лекарственных препаратов

71

9

Этанол

65

10

Средства лекарственные, состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в упаковки для розничной продажи, прочие

61

Поскольку при заполнении карточек заключенных контрактов для обозначения объекта закупки не использовались реестровые записи Госреестра ЛС, довольно часто оказывалось невозможным определить, на приобретение каких лекарственных средств были потрачены деньги. Вместе с тем в некоторых случаях по данным, указанным в карточках заключенных контрактов, удалось идентифицировать хотя бы международное непатентованное наименование (МНН) закупленного лекарственного средства. Стоимость идентифицированных по МНН лекарственных средств составила всего 59,4% от общей стоимости лекарственных средств, приобретенных в 17 регионах России.

Наименьший уровень идентификации лекарственных средств, планируемых к поставке, отмечается в г. Москве (11,8% от общей стоимости заключенных контрактов). Это обусловлено тем, что в карточках заключенных контрактов вместо наименований лекарственных средств указывались наименования кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД). ОКДП был принят и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст на период с 1 января 2008 г. до 1 января 2015 г. без отмены Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, ч. II и III Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 и Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93.

При дальнейшем анализе данных о закупленных лекарственных средствах из исследования пришлось исключить случаи, когда в качестве цены единицы продукции указывалась суммарная стоимость заключенного контракта, а количество поставляемой продукции либо не указывалось вовсе, либо принималось за единицу. Были также исправлены выявленные математические и технические ошибки.

Проведенный анализ показал, что удельный вес не поддающихся идентификации лекарственных средств не зависит от того, проводилось ли определение поставщиков посредством проведения аукциона в электронном виде или запроса котировок.

Для обозначения лекарственных средств в качестве объекта закупки было использовано 1084 кода категорий ОКПД, входящих в 13 классов, используемых при кодировании продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики.

Среди кодов категорий ОКПД наиболее часто (1618 раз) использовался код 24.42.13.670 – Средства лекарственные, состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в упаковки для розничной продажи (таб. 3). Этим кодом были закодированы 1267 различных наименований объектов проведенных закупок.

Таблица 3. Данные о частоте использования кодов категорий продукции по ОКДП при закупке лекарственных средств (ТОР-10)

Рейтинговый номер

Код категории ОКПД

Значение кода продукции

Количество случаев использования кода

1

24.42.13.670

Средства лекарственные, состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в упаковки для розничной продажи

1618

2

24.42.13.869

Средства лекарственные прочие

1174

3

24.42.13.734

Средства желчегонные

1109

4

24.42.13.719

Средства, действующие на вегетативную нервную систему и нервно-мышечные синапсы, прочие

897

5

24.42.13.697

Средства, действующие на центральную нервную систему, прочие

784

6

24.42.13.749

Средства, влияющие на процессы обмена, прочие

470

7

85.14.18.190

Услуги прочие, не включенные в другие группировки

413

8

24.42.13.744

Препараты, влияющие на процессы обмена, прочие

359

9

24.42.13.728

Нитропрепараты и прочие сердечно-сосудистые средства

342

10

24.42.13.737

Средства, влияющие на свертываемость крови (средства антикоагуляционные, фибринолитические, тромбообразующие)

318

Код 24.42.13.869 (средства лекарственные прочие) был вторым по частоте использования. Группировка продукции с данным кодом категории включает лекарственные средства с торговыми названиями трианол, спеман, тефэстрол, тентекс, химколин, пиносол, эстифан, милайф, флакарбин и пермиксон, из которых закупался только пиносол, но всего 3 раза.

Заполнение раздела «единицы измерения» в карточке контракта также в некоторых случаях или не соответствует кодовому буквенному обозначению единиц измерения Общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ), или вообще не имеет смыслового значения.

С целью определения экономической эффективности деятельности системы закупок, а также целесообразности проведенных затрат финансовых средств была проведена дополнительная обработка данных, полученных из карточек заключенных контрактов. Для этого из всей базы данных были выделены записи, содержащие сведения о торговом наименовании, о лекарственной форме с указанием дозировки лекарственного препарата и его количества в первичной и потребительской упаковке. Информация о наименовании производителя лекарственного препарата и стране производства в ряде случаев восстанавливалась в случае наличия в исходных данных оригинального или генерического брендированного торгового наименования.

Анализ данных о полностью идентифицированных лекарственных средствах представлен в таблице 4.

Таблица 4. Данные о закупках лекарственных средств в зависимости от производителя

Названия строк

Кол-во торговых позиций

Количество единиц

Стоимость с НДС (тыс. руб.)

Средняя цена 1 единицы (руб.)

импорт

5586

1 582 441

523 354,2

330,73

отечественный производитель

2978

1 449 498

202 544,4

139,73

ИТОГО

8564

3 031 939

725 898,6

239,42

Из представленных данных следует, что в группе полностью идентифицированных лекарственных средств только 27,9% финансовых средств были направлены на закупку продукции отечественного производителя. В частности, медицинские организации Ивановской области 92,8% финансовых средств потратили на приобретение импортируемых лекарственных средств, отличающихся значительно более высокой стоимостью единицы продукции по сравнению с продукцией отечественного производства.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Закона об охране здоровья назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Законом также устанавливается, что при оказании гражданам медицинской помощи обеспечение лекарствами должно производиться преимущественно лекарственными препаратами, входящими в перечень ЖНВЛП, стоимость которых в этом случае не подлежит оплате из личных средств граждан (ч. 2 ст. 80 Закона об охране здоровья). Следовательно, медицинские организации, участвующие в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, должны приобретать в плановом порядке лекарственные средства, входящие как в стандарты медицинской помощи, так и в перечень ЖНВЛП.

Результаты проведенного анализа соблюдения медицинскими организациями норм закона показали, что только в группе полностью идентифицированных лекарственных средств 31% финансовых средств был направлен на приобретение лекарственных средств в нарушение установленных законом условий (таб. 5).

Таблица 5. Данные о влиянии законодательно установленных требований на ассортимент и обоснованность приобретения лекарственных средств

Показатель

Кол-во торговых позиций

Стоимость (тыс. руб.)

% от общей стоимости

входит в перечень ЖНВЛП и в стандарты медпомощи

5 590

500 659,6

69,0%

не входит в перечень ЖНВЛП, но входит в стандарты медпомощи

1 940

105 465,1

14,5%

входит в перечень ЖНВЛП, но не входит в стандарты медпомощи

70

40 669,3

5,6%

не входит в перечень ЖНВЛП и в стандарты медпомощи

964

79 104,7

10,9%

ВСЕГО

8 564

725 898,6

100,0%

С учетом полноценности и достоверности размещенных на портале госзакупок данных по результатам исследования можно сделать вывод о том, что только 19,9% затраченных во всех регионах средств могут быть признаны обоснованными. Эти средства были потрачены на приобретение лекарств, имеющих зарегистрированную производителем в Госреестре ЛС предельную цену и поименованных в стандартах медицинской помощи (таблица 11).

Следует отметить, к примеру, что медицинские организации Курской и Ярославской областей потратили более 50% финансовых средств на приобретение лекарств в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. В Белгородской области данные о закупках лекарственных средств были получены на основании сведений, представленных только одной больницей, а все медицинские организации г. Москвы скрыли необходимую для анализа информацию о закупленной продукции.

Российским законодательством регулируется ценообразование на лекарственные средства, входящие в перечень ЖНВЛП, путем регистрации в Государственном реестре предельных отпускных цен производителей, а также установления единой ставки НДС в размере 10% и предельного уровня торговых надбавок в каждом субъекте РФ исходя из местных условий. При проведении сравнения расчетной стоимости лекарственных средств по наибольшей зарегистрированной цене с учетом НДС с фактической стоимостью, указанной в карточке заключенного контракта, можно отметить факт наличия так называемой «условной экономии», обусловленной снижением стоимости единицы продукции (таб. 6).

Таблица 6. Данные о размерах условной экономии в условиях действия контрактной системы

Область

Сумма по контракту (тыс. руб.)

Расчетная стоимость по зарегистрированной цене с НДС (тыс. руб.)

% снижения финансовых расходов

Брянская

3 830,6

5 236,4

-26,8%

Владимирская

16 951,7

20 840,3

-18,7%

Ивановская

5 001,5

4 776,7

4,7%

Калужская

26 126,0

30 870,7

-15,4%

Костромская

1 224,1

1 462,3

-16,3%

Курская

24 841,7

30 629,8

-18,9%

Липецкая

29 105,0

43 699,7

-33,4%

Московская

216 700,9

278 333,4

-22,1%

Орловская

14 848,1

14 576,7

1,9%

Рязанская

12 782,4

16 775,5

-23,8%

Смоленская

4 249,9

4 709,8

-9,8%

Тамбовская

6 385,0

9 906,6

-35,5%

Тверская

24 188,0

58 585,9

-58,7%

Тульская

26 007,0

30 072,2

-13,5%

Ярославская

128 296,8

160 956,5

-20,3%

ИТОГО

540 538,6

711 432,4

-24,0%

Исследование размещенной на Портале госзакупок в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов информации о закупках лекарственных средств выявило многочисленные случаи нарушений основных принципов деятельности контрактной системы. Нарушения обусловлены действием как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести несовершенство законодательства (терминологические проблемы, проблема кодирования, отсутствие единого информационного пространства и проч.), к субъективным факторам – ошибки, допускаемые при оформлении документации не вполне подготовленными для выполнения этой работы специалистами.

С целью устранения или минимизации действия этих факторов, а также для обеспечения деятельности медицинских организаций в рамках единого информационного пространства мы можем предложить использовать так называемые «стандарты обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи». Проекты таких стандартов были созданы нами на основании данных о закупленных лекарственных средствах медицинскими организациями ЦФО по всем классам МКБ-10 (см. приложение 1).

Кроме видимой части стандарт имеет скрытые столбцы, при раскрытии которых появляется возможность проведения экономических расчетов с целью выбора наилучшего варианта использования ограниченных финансовых ресурсов (приложение 2).

Следует особо отметить, что стандарты носят исключительно разрешительный, а не запретительный характер, т. к. содержат только те лекарственные средства, которые фактически были приобретены медицинскими организациями, имеют зарегистрированную в Госреестре ЛС цену, а также входят в стандарты медицинской помощи, утвержденные приказами Минздрава России (795 приказов). Каждая медицинская организация имеет право или уменьшить ассортимент планируемых к приобретению лекарств в зависимости от вида оказываемой медицинской помощи и структуры госпитализации, или расширить ассортимент при наличии дополнительных источников финансирования. Тот факт, что все стандарты являются по своей сути электронными таблицами, резко увеличивает производительность труда сотрудников, занимающихся планированием, анализом или контролем на этапе подготовки технической документации для организации закупок лекарственных средств, а также расчетом тарифа на оплату медицинской помощи. Значительно упрощается и взаимодействие с поставщиками лекарственных средств, так как вся работа происходит в рамках единого информационного пространства, с использованием официально утвержденных кодификаторов и классификаторов, содержащих стандартизированные тексты.

После проведения закупок не представит труда вставить дополнительные столбцы с торговыми названиями приобретенных лекарственных средств и реальными экономическими и количественными показателями. В результате появится новый документ, так называемый «формуляр обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи». Формуляр не только способен обеспечить открытость информации о лекарственных средствах, используемых в конкретной медицинской организации, но и позволяет проводить персонифицированный учет лекарственных препаратов, примененных в процессе оказания медицинской помощи.

Приложение 1

Проект стандарта обеспечения лекарственными средствами медицинской помощи, оказываемой по поводу проблем, обусловленных заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани (класс XIII код M00-M99)

Фармакологическая группа

Международные непатентованные наименования

Лекарственная форма и дозировка

глюкокортикостероид

Бетаметазон

сусп.д/ин. 2 мг+5 мг/мл, 1 мл

Гидрокортизон

сусп.в/м и в/сустав.введ. 25 мг/мл, 2 мл

Дексаметазон

таб. 0,5 мг

Метилпреднизолон

таб. 4 мг

Преднизолон

таб. 5 мг

иммунодепрессивное средство

Абатацепт

лиоф-т д/приг.р-ра д/инфуз. 250 мг

Циклоспорин

капс.мягк. 50 мг

иммунодепрессивное средство – антитела моноклональные

Инфликсимаб

лиоф-т д/приг.р-ра д/инфуз. 100 мг

НПВП

Диклофенак

р-р в/м введ. 25 мг/мл, 3 мл

таб.п/о кш/раств. 25 мг

таб.рет.п/о кш/раств. 100 мг

Ибупрофен

р-р в/в введ. 5 мг/мл, 2 мл

сусп. д/приема внутрь 100 мг/5мл

таб.п/о 200 мг

таб.п/пл/о 200 мг

Кетопрофен

капс. 50 мг

р-р в/в и в/м введения 50 мг/мл, 2 мл

таб.п/пл/о 100 мг

таб.рет. 150 мг

Кеторолак

р-р в/в и в/м введения 30 мг/мл, 1 мл

таб.п/пл/о 10 мг

Лорноксикам

лиоф-т д/приг.р-ра в/в и в/м.введ. 8 мг

таб.п/пл/о 8 мг

противоподагрическое средство, ксантиноксидазы ингибитор

Аллопуринол

таб. 100 мг

таб. 300 мг

Приложение 2

Информация, содержащаяся в скрытых столбцах стандарта

Средняя курсовая доза (кол-во доз)

Стоимость лечения 1 больного

Цена 1 единицы по Госреестру
(руб.)

Предель-
ная оптовая цена с НДС (руб.)

Цена 1-й дозы в потре-
битель-
ской упаковке (руб.)

Входит в перечень ЖНВЛП (2012–2014 гг.)

Входит в стандарты медпо-
мощи (приказы Минздрава России)

Коли-
чество доз в потре-
битель-
ской упаковке

Произво-
дитель

0,00

да

да

0,00

да

да

0,00

да

да

0,00



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Рассылка



Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль