Предельная отпускная цена при закупках лекарств из списка ЖНВЛП

641

Фактическая отпускная цена не может превышать размер предельной отпускной цены производителя

В соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 № 2199-р (далее – перечень ЖНВЛП), отстранение участника закупки или отказ от заключения контракта с победителем возможны в любой момент, если заказчик или комиссия по закупкам обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

При применении этой нормы Закона о контрактной системе у заказчиков и поставщиков чаще всего возникают следующие вопросы:

  • что такое «предельная отпускная цена»?
  • учитываются ли для целей применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе региональные предельные размеры оптовых надбавок и налог на добавленную стоимость?

Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

1. Что такое «предельная отпускная цена»?

В нормативных правовых актах Российской Федерации об обращении лекарственных средств термин «предельная отпускная цена» применяется исключительно к зарегистрированным ценам производителей. Это, в частности, следующие нормы:

  • ст. 5, 18, 27, 60   63, 71 Закона № 61-ФЗ;
  • постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
  • приказ Минздрава России от 24.07.2012 № 42н «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
  • совместный приказ Минздравсоцразвития России № 961н, ФСТ России № 527-а от 03.11.2010 «Об утверждении методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» и пр.

В п. 1 и 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе применяется один и тот же термин «предельная отпускная цена лекарственных препаратов». Отсутствуют какие-либо основания полагать, что два находящихся рядом идентичных термина имеют разное смысловое наполнение.

В соответствии с приказом Минздрава России от 24.07.2012 № 42н для государственной регистрации предельной отпускной цены на лекарственный препарат необходимы следующие документы:

а) заявление, содержащее следующие сведения:

  • наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое наименования);
  • предельную отпускную цену производителя на лекарственный препарат, рассчитанную в соответствии с Методикой установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (утв. приказом Минздравсоцразвития России № 961н, ФСТ России № 527-а от 03.11.2010, далее – Методика);
  • код лекарственного препарата в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и (или) Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • лекарственную форму с указанием дозировки;
  • количество во вторичной (потребительской) упаковке;
  • штрих-код;

б) копия лицензии на производство лекарственных средств;

в) копия регистрационного удостоверения на лекарственный препарат.

Пункт 1 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе предусматривает отстранение участника закупки или отказ от заключения контракта с победителем в случае, если «предельная отпускная цена лекарственных препаратов» не зарегистрирована. В соответствии с п. 3 ст. 60, ст. 61 Закона № 61-ФЗ регистрации подлежат исключительно предельные отпускные цены производителей. А с положениями п. 1 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе корреспондирует норма ч. 3 ст. 61 Закона № 61-ФЗ, запрещающая продажу лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП, на которые не зарегистрирована установленная производителями лекарственных препаратов предельная отпускная цена.

Таким образом, поскольку в п. 1 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе речь идет о предельной отпускной цене производителя, то и в п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона говорится о той же самой цене производителя.

2. Учитываются ли для целей применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе региональные предельные размеры оптовых надбавок?

Применение региональных предельных размеров оптовых надбавок для целей применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе будет зависеть от цены, которую предлагает участник закупки.

Для принятия решения об отстранении участника закупки или отказе от заключения контракта на основании п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчику необходимо сравнить предложенную участником закупки цену лекарственного препарата, указанного в заявке на участие в закупке, с предельной отпускной ценой производителя. Предельная отпускная цена производителя, зарегистрированная в Государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/), не включает в себя региональные предельные размеры оптовых надбавок.

Цена лекарственного препарата, предлагаемого участником закупки, складывается из фактической отпускной цены (цены, по которой производитель продал лекарственный препарат дистрибьютору) и региональной оптовой надбавки. Фактическая отпускная цена не может превышать размера предельной отпускной цены производителя, а размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки не может превышать соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте РФ (ч. 2 ст. 63 Закона № 61-ФЗ; п. 23 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных

При этом следует учитывать, что ценовое предложение участника закупки, являющегося плательщиком НДС, будет состоять не только из «цены лекарственных препаратов», но и из суммы НДС, предъявляемой к оплате покупателю дополнительно к цене лекарственных препаратов (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Таким образом, заказчик при применении п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе должен вычесть из ценового предложения участника закупки сумму НДС (10%)  (за исключением случая, если заказчику стало известно, что участник закупки не является плательщиком НДС). После этого он должен сравнить оставшуюся часть ценового предложения участника (т. е. непосредственно стоимость лекарственного препарата) с зарегистрированной предельной отпускной ценой лекарственного препарата. Если цена лекарственного препарата (фактическая отпускная цена + региональная оптовая надбавка) не превышает зарегистрированную предельную отпускную цену, то п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе не подлежит применению. Участник закупки в этом случае не должен отказываться от региональной оптовой надбавки, а заказчик не имеет права требовать уменьшения цены контракта на размер такой надбавки.

Если цена лекарственного препарата (фактическая отпускная цена + региональная оптовая надбавка) превышает зарегистрированную предельную отпускную цену, то поставщик должен снизить цену как минимум до размера предельной отпускной цены. В противном случае заказчик обязан отказаться заключать контракт с таким поставщиком.

Приведем пример. Предположим, что предельная отпускная цена производителя, зарегистрированная в реестре, составляет 100 руб. 00 коп. Производитель продал дистрибьютору лекарственный препарат со скидкой 15%, а именно за 85 руб. 00 коп. Это фактическая отпускная цена.

Допустим, что региональная оптовая надбавка составляет 10%. Следовательно, цена лекарственного препарата у такого дистрибьютора будет равна 85 руб. + 10% = 93 руб. 50 коп. При этом итоговое ценовое предложение будет учитывать в себе также НДС (10%) и составлять 93 руб. 50 коп. + 10% = 102 руб. 85 коп.

Итого мы имеем:

  • 100 руб. 00 коп. – предельная отпускная цена производителя;
  • 93 руб. 50 коп. – цена лекарственного препарата поставщика – дистрибьютора (фактическая отпускная цена + региональная оптовая надбавка),
  • 102 руб. 85 коп. – итоговое ценовое предложение поставщика – дистрибьютора, подлежащее включению в контракт.

Для целей применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчику необходимо сравнить цену лекарственного препарата (без НДС!) и предельную отпускную цену, т. е. 93 руб. 50 коп. и 100 руб. 00 коп. В приведенном примере видно, что цена лекарственного препарата не превышает предельную отпускную цену, следовательно, п. 2 ч. 10 ст. 31 не применяется.

Если бы производитель не сделал скидку для дистрибьютора и продал бы ему лекарственный препарат по максимальной цене (100 руб. 00 коп.), то цена лекарственного препарата у дистрибьютора составила бы 100 руб. 00 коп. + 10% (региональная надбавка) = 110 руб. 00 коп. Очевидно, что эта цена превышает предельную отпускную цену, следовательно, либо поставщик – дистрибьютор вынужден отказаться от региональной оптовой надбавки и снизить цену до 100 руб. 00 коп., либо заказчик применит п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, региональные оптовые надбавки могут учитываться в цене лекарственного препарата, если в итоге эта цена не будет превышать предельную отпускную цену, зарегистрированную производителем.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль