Проверки медицинской организации: виды, особенности проведения, рекомендации администратору

128

Согласно Закону № 294-ФЗ все проверки делятся на плановые и внеплановые, которые, в свою очередь, могут подразделяться на документарные и выездные.

Услышав фразу «у вас будет проверка…», многие сотрудники медицинских организаций, от руководства до рядовых работников, испытывают напряжение, чувство страха, а порой и паники. Вряд ли проверки надзорных органов можно назвать приятными, но так ли они страшны? Попробуем разобраться.

Основной нормативный акт, которым необходимо руководствоваться медицинской организации при проведении проверок государственными органами, – Закон № 294-ФЗ. Согласно этому закону все проверки делятся на плановые и внеплановые, которые, в свою очередь, могут подразделяться на документарные и выездные.

Плановые проверки

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года (ч. 2. ст. 9 Закона № 294). Однако согласно ч. 9. ст. 9 того же Закона в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 утвержден перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью (далее – Перечень). В соответствии с Перечнем периодичность проверок устанавливается в зависимости от вида деятельности в области медицины и вида контролирующего органа (см. табл. 1).

Таблица 1. Периодичность плановых проверок в зависимости от вида деятельности в области медицины и вида контролирующего органа

Наименование вида деятельности

Органы, осуществляющие плановые проверки

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи

Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

Не чаще 1 раза в 1 год

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Не чаще 1 раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

Не чаще 1 раза в 2 года

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Оказание скорой медицинской помощи

Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

Не чаще 1 раза в 2 года

Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях

Органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности

Не чаще 1 раза в 1 год

Оптовая торговля лекарственными средствами

Органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности

Не чаще 1 раза в 2 года

В остальных случаях, не указанных в табл. 1, плановые проверки в медицинских организациях должны проводиться не чаще одного раза в три года.

Перечень закрепляет максимальную частоту проведения плановых проверок медицинских организаций в определенных случаях. Однако законодатель не закрепляет за государственными органами обязанность проводить проверки один раз в определенное количество лет («не реже, чем…»).

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок служит истечение трех лет (а в случае с медицинскими организациями – иногда двух лет или года) со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления (ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Такой план проверок на следующий год ежегодно формирует и выкладывает на своем сайте в интернете (до 31 декабря текущего календарного года) Генеральная прокуратура РФ. В связи с этим рекомендуем медицинским организациям в начале января каждого календарного года просматривать утвержденный ежегодный план проверок, чтобы определить, включена ли в план проверок конкретная медицинская организация. Для этого необходимо перейти по ссылке http://plan.genproc.gov.ru/plan2014/ и «забить в поиск» ИНН, ОГРН или юридическое наименование организации. В плане проверок указывается, какой конкретно надзорный орган будет проверять данную медицинскую организацию, когда именно, в какие сроки, с какой целью и по какому основанию.

В случае если отсутствуют основания для проведения такой проверки либо не истек установленный законодательством срок с предыдущей проверки для конкретного контролирующего органа, результаты плановой проверки будут признаны недействительными на основании ч. 2. ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

Если обнаружены нарушения в формировании ежегодного плана проверок, медицинская организация может предварительно написать письмо в надзорный орган о незаконном внесении ее в данный план и необходимости исключения ее из плана.

Если плановая проверка проводится без включения ее в ежегодный план проверок, утвержденный Генпрокуратурой, это является основанием для признания ее результатов недействительными.

Объемы запрашиваемых документов при проведении плановых проверок обычно достаточно внушительны, и подготовить их за несколько дней физически нереально. Иногда подготовка может занимать до месяца и больше, поэтому лучше заранее составить план начала проведения подготовительных мероприятий. Автор рекомендует за месяц до даты начала проверки обратиться в контролирующий орган с просьбой о выдаче примерного перечня документов, необходимого для предоставления во время проверки. Зачастую представители надзорных органов идут навстречу и предоставляют примерный перечень.

Обращаем внимание на то, что предоставление указанного списка документов ранее трех рабочих дней до даты начала проведения проверки, является правом, но не обязанностью представителей государственных органов. Поэтому просьбу о выдаче списка лучше всего озвучивать при личной встрече, не по телефону. Более того, следует понимать, что список выдается примерный. Это тоже необходимо учитывать.

Если представитель надзорного органа настроен благожелательно, можно постараться выяснить, какие документы из примерного перечня у данной медицинской организации точно не будут запрашиваться.

Срок проведения любой плановой проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Кроме того, при выездных плановых проверках общий срок их проведения для одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.в 1 год.

Понять, к какому виду субъектов малого предпринимательства относится медицинская организация, можно, исходя из среднего количества работников за предшествующий календарный год и предельного размера выручки также за предшествующий календарный год.

Так, средняя численность работников согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» составляет:

  • от 101 до 250 человек включительно – для средних предприятий;
  • от 16 до 100 человек включительно – для малых предприятий;
  • до 15 человек – для микропредприятий.

Предельный размер выручки равен:

  • 1000 млн руб. (1млрд.)  – для средних предприятий;
  • 400 млн руб. – для малых предприятий;
  • 60 млн руб. – для микропредприятий.

Определив, к какому виду субъектов малого предпринимательства относится медицинская организация, нетрудно выяснить, каков должен быть срок проведения проверки.

Если проверка проводится с нарушением сроков и времени проведения, а также с превышением установленных сроков, ее результаты можно признать недействительными в соответствии с подп. 3 и 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 по делу № А44-1409/2013, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 № 18АП-6513/2013).

Плановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок. Зачастую используются либо смешанные проверки (документарные и выездные), либо только документарные.

Согласно ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ медицинская организация должна быть уведомлена о проведении плановой проверки в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки.

Здесь необходимо обратить особое внимание на целый ряд важных моментов. Во-первых, данный пункт сформулирован не совсем корректно. Распоряжение или приказ о начале проведения проверки должен поступить не в течение трех рабочих дней, а не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Данные разъяснения можно найти в письме Минэкономразвития России от 30.12.2011 № д09-3425.

Во-вторых, зачастую распоряжение или приказ приходят в медицинскую организацию по факсу. И лишь впоследствии при появлении представителя организации в контролирующем органе ему вручается оригинал распоряжения (приказ) с просьбой поставить конкретную дату его получения. Чаще всего проверяющий просит проставить дату, соответствующую требованиям закона (за три рабочих дня до даты начала проверки). Однако если фактически данное распоряжение (приказ) получено в меньший срок, рекомендуем представителю медицинской организации вежливо отклонить просьбу проверяющего и поставить настоящую дату получения.

Помимо оригинала нужно обязательно сохранить у себя факсовую копию распоряжения (приказа), так как на ней пропечатывается действительная дата его получения. В случае судебного разбирательства эта копия может являться дополнительным доказательством получения медицинской организацией распоряжения (приказа) с нарушением установленного законодательством срока для его отправления.

В-третьих, следует обратить внимание на наличие подписи и должности лица, подписывающего распоряжение (приказ). Если распоряжение (приказ) о начале проверки пришло позднее установленного срока, в распоряжении (приказе) отсутствует подпись, должность подписавшего не соответствует требованиям закона, это является грубым нарушением и основанием для признания результатов проверки недействительными (постановление ФАС Центрального округа от 30.01.2014 по делу № А08-2479/2013, постановление ФАС Центрального округа от 23.01.2014 по делу № А08-2478/2013, постановление Второго Арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 по делу № А29-1422/2010, постановление от 17.09.2010 Курчатовского районного суда г. Челябинска, постановление Искитимского районного суда Новосибирской области от 27.03.2012).

Как бы печально это ни звучало, при проведении плановых проверок проверяющие в большинстве случаев сразу же намекают на то, что штраф платить все равно придется, а уж размер штрафа будет зависеть от медицинской организации. В этой ситуации руководство медицинской организации должно четко решить, какую из двух позиций занять:

  • принять «правила игры», бороться за получение минимального штрафа и в конечном итоге все равно заплатить, так сказать, «скрытый» налог государству;
  • биться до конца, обращая внимание на все тонкости процессуальных требований к проверке, и в итоге доводить дело до суда.

Большинство медицинских организаций выбирают первую позицию, дабы не портить отношения с проверяющими органами на будущее, иными словами, официально откупаются. Однако в настоящее время ожидается серьезное увеличение штрафов в некоторых областях, и уже сейчас появляются дополнительные статьи ответственности.

Недавно появилась ст. 6.32 «Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности» КоАП РФ. Как следует из ч. 1 статьи, нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия влечет наложение административного штрафа на юридических лиц до 100 тыс. руб. За нарушение сроков, установленных для проведения абортов, медицинским организациям грозит штраф до 150 тыс. руб. Данные изменения вступили в силу 2 августа 2014 г. (Федеральный закон от 21.07.2014 № 243-ФЗ).

С 1 января 2015 г. вступит в силу ст. 5.27.1. КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение норм об охране труда в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. Напоминаем, что на сегодняшний день максимальный размер штрафа в данной области согласно ст. 5.27 КоАП РФ составляет 50 тыс. руб.

С учетом изменения тенденций в сторону значительного ужесточения ответственности медицинские организации, вероятнее всего, пересмотрят свою позицию и будут все чаще обращаться в суд для обжалования протоколов и предписаний надзорных органов. Поэтому руководителю медицинской организации необходимо знать обо всех нюансах проведения проверок.

В частности, нужно помнить о ряде ограничений, налагаемых на проверяющие органы. Так, представитель надзорного органа не вправе проверять выполнение медицинской организацией требований законов и подзаконных актов, не относящихся к полномочиям его контролирующего государственного органа. Кроме того, проверяющий не имеет права проводить выездную проверку при отсутствии руководителя организации, индивидуального предпринимателя или их уполномоченного представителя, если речь не идет о подп. б) п. 2 ч. 2. ст. 10 Закона № 294-ФЗ (причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным и т. п.). Полный перечень ограничений закреплен в ст. 15 Закона № 294-ФЗ.

По результатам проведения проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается представителю организации, в отношении которой проводилась проверка. В случае выявления нарушений выдается также предписание об устранении выявленных нарушений и составляется протокол об административном правонарушении.

Непредставление акта проверки является грубым нарушением и основанием для признания результатов такой проверки недействительными и ,как следствие, основанием для прекращения дела об административном правонарушении (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 № 18АП-6513/2013, постановление Пушкинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 08.02.2011 по делу № 5-5-2011).

После составления протокола об административном правонарушении выносится постановление либо о назначении административного наказания, либо о прекращении дела. Обжаловать это постановление можно в судебном порядке в течение десяти дней с момента получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

Внеплановые проверки

Читайте в свежем номере журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»:

  • Что изменится в федеральных законах в 2017 году
  • Ежегодный дополнительный отпуск медработников за работу с вредными условиями труда
  • Законопроекты, которые вступят в силу в 2017 году
  • Пропуск сроков оплаты труда: ужесточение ответственности работодателя
  • Медицинская помощь на основании судебного решения: как подать иск в суд

Оформить подписку   только до 31 января 3 месяца в подарок!

Помимо плановых проверок органы государственного надзора проводят внеплановые проверки медицинских организаций. Основанием для проведения плановой проверки является (п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

  • истечение срока устранения нарушений в выданном предписании;
  • поступление в органы информации

    а) о возникновении угрозы жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, безопасности государства и т. п

    б) причинении вреда жизни, здоровью, граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и т. п.

    в) нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

  • приказ руководителя надзорного органа, изданный по поручению Президента РФ, Правительства РФ.

Внеплановая проверка может быть как документарной, так и выездной (или той и другой). В случаях если речь идет о выездной внеплановой проверке по основаниям, указанным в подп. а) и б) п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, такая проверка в обязательном порядке должна быть согласована с прокуратурой. Отсутствие согласования с прокуратурой является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки на основании подп. 2 п. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

О проведении внеплановой выездной проверки медицинская организация должна быть уведомлена не менее чем за 24 часа до ее начала. Отсутствие надлежащего уведомления также влечет недействительность результатов проверки (постановление Березовского городского суда Свердловской области от 10.05.2011 по делу № 5-34/2011, постановление Курчатовского районного суда г. Челябинска от 14.04.2011).

Исключением являются проверки по основаниям, указанным в подп. а) и б) п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. В этом случае уведомление о проведении внеплановой выездной проверки не требуется.

Судебная практика

Показательным примером признания результатов проверки недействительными можно считать постановление от 24.05.2011 Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области.

Согласно данному Постановлению в отношении ГУЗ ХМАО «Окружная клиническая больница» была проведена внеплановая выездная проверка представителями Государственного пожарного надзора. По результатам проверки был составлен акт и выявлен целый ряд нарушений правил пожарной безопасности, влекущих привлечение к административной ответственности по ч. 1ст. 20.4 КоАП РФ.

Однако уведомление о начале проведения внеплановой проверки не вручалось. При проведении проверки отсутствовал уполномоченный представитель медицинской организации.

«Как усматривается из материалов дела, юридическое лицо… “Окружная клиническая больница” не уведомлялось о времени проведения внеплановой выездной проверки. Проверка проведена в отсутствие представителя юридического лица. В акте проверки указано об участии заместителя главного врача ГО и ЧС, между тем подпись указанного должностного лица в акте отсутствует, как и отсутствует в материалах дела надлежащим образом оформленная доверенность на указанное лицо, либо документ, подтверждающий его должностные полномочия.

Из материалов дела не усматривалось, что имелись основания для проведения внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления юридического лица (п. 2 ч. 2 ст.10 Закона № 294-ФЗ).

Суд постановил, что результаты проверки, проведенной органом государственного надзора, не могут являться доказательствами нарушения больницей обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

К внеплановым проверкам применяются также правила об обязательном наличии оснований для ее проведения, о составлении акта, предписания и протокола по окончании проверки. В случае отсутствия оснований проведения внеплановой проверки или акта по результатам ее проведения результаты проверки считаются недействительными (постановление Искитимского районного суда Новосибирской области от 27.03.2012, постановление Советского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу №5-186/10).

Внеплановые проверки всегда неожиданны. Зачастую администраторы медицинских клиник становятся первыми, с кем сталкивается проверяющий на входе в организацию. Поэтому целесообразно заблаговременно инструктировать администраторов о порядке действий в случае внеплановой проверки.

В первую очередь, администратору необходимо:

  • выяснить, представитель какого надзорного органа пришел с проверкой;
  • оповестить по телефону директора, юриста (если будет позволять ситуация, главного врача и бухгалтера) о нежданном госте. Номера телефонов этих лиц ревизору не давать;
  • запросить удостоверение проверяющего, с которого списать Ф.И.О. проверяющего, номер удостоверения, срок его действия, должность;
  • попросить распоряжение (приказ), на основании которого проводится проверка; сверить данные с удостоверения с данными проверяющего лица (лиц), указанными в распоряжении. Если данные не совпадают, попросить покинуть помещение;
  • попросить проверяющего подождать. Пока представитель проверяющего органа ожидает, необходимо запросить у него телефон, а также телефон вышестоящей организации, позвонить и уточнить, действительно ли назначена проверка. Если информация о проверке не подтверждается, попросить покинуть помещение;
  • если директора нет на месте, сослаться на ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ, согласно которой проведение внеплановой выездной проверки в случае отсутствия руководителя предприятия невозможно, и попросить покинуть помещение;
  • незаметно записать на диктофон разговор с проверяющими (по мнению автора, на основании ст. 55 и 77 ГПК РФ согласия проверяющего для записи разговора не требуется).

На случай проверок в медицинской организации должны быть размещены видеокамеры (хотя бы там, где сидит администратор). Доступ к кабинетам, где хранятся медицинские карты, иные важные документы, деньги и прочие ценности, следует ограничить.

В ситуации, когда представитель надзорного органа запрашивает медицинскую карту пациента или в целом хочет ознакомиться с содержанием медицинских карт, должен следовать вежливый, но вполне четкий отказ с просьбой предоставить письменный запрос на получение данной информации. Запрос на получение информации, содержащейся в медицинских картах неопределенного количества лиц, противозаконен. Письменный запрос должен быть оформлен в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья.

В случае если отсутствует запрос либо (даже при его наличии) основание для представления медицинской карты пациента, медицинская организация вправе и даже обязана не предоставлять медицинские карты (их копии) для ознакомления. В противном случае это будет разглашение врачебной тайны.

Обычно внеплановые проверки медицинских организаций проводятся по жалобам граждан. В этой ситуации самое главное – сохранять спокойствие и уверенность. Если представители надзорных органов видят вашу нервозность, вероятнее всего, они примутся изучать документы с удвоенной тщательностью, даже если изначально все представленные документы не вызывали подозрений. Поэтому, если руководство нервничает, в контролирующий орган для прояснения ситуации и дачи объяснений лучше отправить юриста, привыкшего по роду своей работы к стрессовым ситуациям.

При проведении внеплановых проверок проверяющие не склонны взимать «обязательные» штрафы с медицинской организации.

На практике нередки случаи проявления некомпетентности представителями контролирующих органов при запросе документов, подтверждающих или опровергающих какие-либо факты. Этим можно грамотно пользоваться. Некомпетентному проверяющему не стоит указывать на его ошибки, а просто предоставить те документы, которые он просит, особенно, если для подтверждения какого-либо факта нужны совсем другие документы.

Основная рекомендация, которой также следует придерживаться: отвечать на поставленный вопрос четко и коротко, без лишних слов.

Если руководителю (или рядовому врачу) предлагают подписать объяснительную, где от первого лица разъясняются обстоятельства дела, такую объяснительную следует внимательно прочитать перед подписанием. Некорректно сформулированная фраза может впоследствии обернуться против врача.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что, зная все процессуальные тонкости проведения проверки, вполне реально избежать ответственности по ее результатам.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль