Текущая и генеральная уборка

17867

Текущая и генеральная уборка в ЛПУ является необходимой мерой, направленной на предотвращение развития инфекций и распространения внутрибольничных заболеваний среди его пациентов и медперсонала.

Инвентарь для уборки должен соответствовать требованиям СанПиН, а сама уборка проводится по определенному алгоритму, с которым должен быть ознакомлен медперсонал.

Требования к инвентарю и прочему материалу

Основные требования к оборудованию и технике, предназначенной для уборки помещений, изложены в нормах СанПиН № 2.1.3.2630-10. Прежде всего, требования к инвентарю и оборудованию зависят от того, какой способ будет выбран для уборки:

  1. ручной способ – предполагает использование персоналом ручного инвентаря, а очищение поверхностей происходит специальными моющими средствами;
  2. механизированный способ – сотрудник использует при уборке специализированную технику и оборудование.

Требования к оборудованию и техники для уборки:

  • пылесосы используются в административных и технических помещениях с ковровым покрытием, поскольку они могут загрязнить воздух в помещениях с асептическим режимом;
  • машины для мытья пола используются в коридорах и переходах, где нет пациентов и их родственников. Во избежание травмирования персонала и посетителей необходимо устанавливать предупреждающую табличку «Осторожно, мокрый пол»;
  • оборудование, производящее шум и вибрацию, должно соответствовать действующим техническим стандартам и условиям, а также иметь документ, подтверждающий его соответствие требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 для медперсонала и посетителей;
  • техника и оборудование для уборки должны иметь легко очищающееся покрытие, стойкое к обработке дезсредствами;
  • оборудование для уборки должно обладать уровнем шума не выше 50-60 децибел.

К ручному уборочному инвентарю относятся: швабры, ведра, изделия с щётками, тележки для уборки, щетки для мытья окон и стеклянных поверхностей и др.

Эти изделия должны быть выполнены из металла, резины и полимерных материалов, которые могут выдержать постоянную обработку сильнодействующих дезинфицирующих средств, а также автоклавирование.

Алгоритм проведения уборки

Алгоритм проведения уборки в медицинском учреждении предполагает разные виды уборочных мероприятий, поэтому необходимо выделить разные наборы инвентаря для:

  • проведения текущей и генеральной уборки;
  • для разных помещений учреждения (для санузла, для палаты, для коридора и т.д.);
  • для разных видов обрабатываемых объектов и поверхностей (стены, окна, полы, оборудование и т.д.).

На приобретенный инвентарь предварительно наносится цветовая или буквенная маркировка. Схемы, разъясняющие значение маркировок на инвентаре в зависимости от вида уборки и обрабатываемого объекта,  необходимо разместить на видном месте в помещении, в котором хранится инвентарь для уборки.Отметим, что хранить инвентарь в лечебно-диагностических помещениях запрещено СанПиН.

В п. 11.10 СанПиН изложены требования к материалу, из которого должны быть изготовлены предметы для уборки:

  1. материал должен легко очищаться;
  2. изделия должны после обработки дезсредствами, после ручной и машинной стирки сохранять свой внешний вид и свойства;
  3. в случае необходимости материал, из которого изготовлено изделие, должен выдерживать и автоклавирование

Кроме того, существует специальное технологическое оборудование, например, средства малой механизации и механизированная техника, а также профессиональный уборочный инвентарь (швабры, мопы, ветошь), могут использоваться в медицинских учреждениях, но только при соблюдении установленных технологий и алгоритмов уборки.

Также по решению руководства медучреждения услуги по уборке подразделений и отдельных помещений могут быть переданы аутсорсинговым организациям, предлагающим клининговые услуги.При этом необходимо также руководствоваться требованиями СанПиН и ГОСТ Р № 51870-2014.

Весь уборочный инвентарь и оборудование для уборки должны иметь сертификаты соответствия от производителя.

Читайте бесплатно в системе «Контроль ЛПУ»

Этапы и частота проведения текущих уборок в ЛПУ

Текущая уборка помещений в медицинском учреждении включает в себя обработку всех рабочих поверхностей, оборудования, мебели, подоконников, полов влажным способом уборки не реже двух раз в сутки с применением специальных моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке.

Частота проведения текущих уборок зависит от профиля конкретного структурного подразделения медучреждения и объекта уборки:

  • В перевязочных помещениях  необходимо 2 раза в день осуществлять текущую уборку полов, стен, ручек дверей раковин; 1 раз в день дверей, окон, подоконников, радиаторов и медицинского шкафа.
  • Текущая уборка палат (послеоперационных, интенсивной терапии)  проводится с частотой 2 раза день (полы, ручки дверей), 1 раз в день   (стены, двери, окна, подоконники, радиаторы, медицинские шкафы).
  • Текущая уборка обычных палат проводится 1 раз в день.
  • Пол в коридорах и на ступенях, а также в туалетах убирается 2 раза в день; унитаз очищается не реже 2 раз в день.
  • Стены в коридоре очищаются 1 раз в 3 месяца.

Периодичность проведения текущих уборок в зависимости от профиля структурного подразделения и объекта уборки представлена в таблице.

Объект уборки

Функциональные помещения: манипуляционные, перевязочные

Палаты интенсивной терапии, послеоперационные палаты

Палаты

Коридоры, ступеньки

Туалеты

полы

2 раза в день

2 раза в день

1 раз в день

2 раза в день

2 раза в день

стены

2 раза в день

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в 3 мес.

1 раз в день

двери

1 раз в день

1 раз в день

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в день

ручки дверей

2 раза в день

2 раза в день

1 раз в день

1 раз в день

1 раз в день

окна

1 раз в день

1 раз в день

1 раз в месяц

1 раз в 3 месяца

1 раз в 3 месяца

подоконники

1 раз в день

1 раз в день

1 раз в день

1 раз в день

1 раз в день

Радиаторы (верхняя часть)

1 раз в день

1 раз в день

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в неделю

шкаф для медикаментов (внутренняя часть)

1 раз в день

1 раз в день

раковины для мытья рук

2 раза в день

2 раза в день

1 раз в день

_

1 раз в день

унитазы

-

-

-

-

по необходимости, но не менее 2 раз в день

Инструкция по проведению текущей уборки палатных отделений, скачать >>

Требования к рабочим поверхностям

Рабочие поверхности помещений, оборудования и мебели должны иметь гигиеническое покрытие, находящееся в исправном состоянии, обеспечивающее возможность проведения качественной влажной уборки.

Необходимо незамедлительно проводить ремонт протечек по потолке и стенах, устранять следы сырости и плесени, ремонтировать трещины и выбоины на полах, восстанавливать дефекты облицовочной плитки и напольных покрытий.

Поврежденное состояние рабочих поверхностей приводит к увеличению микробной обсемененности и снижению эффекта от уборки.

 

Генеральная уборка в ЛПУ

Генеральная уборка в медицинском учреждении представляет собой комплекс гигиенических и дезинфекционных мер, которые проводятся с целью снижения микробной обсемененности и удаления всех загрязнений в помещениях ЛПУ.

Уборка проводится по строго утвержденному администрацией ЛПУ графику и в соответствии с режимами дезинфекции, подходящими для соответствующего профиля отделения больницы.

Как часто проводится 

  • В палатных отделениях и функциональных помещениях и процедурных кабинетах  плановая генеральная уборка проводится не реже одного раза в месяц, включая обработку полотков и стен, различного инвентаря и светильников.
  • Оперблоки, перевязочные, родильные комнаты, а также процедурные, стерилизационные и иные помещения с асептическим режимом в соответствии с требованиями САНПИН подлежат плановой генеральной уборе не реже одного раза в неделю. При этом в день проведения генеральной уборки проведение операций в операционном блоке не допускается.
  • По эпидемиологическим показаниям, а также в случае получения неудовлетворительных показаний микробной обсемененности внешней среды, в помещениях ЛПУ проводится внеплановая генеральная уборка.

График проведения генеральных уборок

Инструкция по проведению генеральной уборки в операционном блоке, а также кабинетах с асептическим режимом работы скачать>>

Памятка для персонала по алгоритму проведения уборок в ЛПУ

  1. Во время текущей уборки проводится проветривание палат.
  2. Текущая уборка проводится в определенные часы в утреннее и вечернее время.
  3. Влажная уборка проводится с применением моющих и дезинфицирующих средств, которые хранятся в упаковке производителя с наличием этикетки.
  4. Сначала необходимо протереть двери, ручки, прикроватные тумбочки, спинку кровати больного, санитарное оборудование душевых и туалетов, затем можно мыть пол.
  5. Коридоры и санитарные узлы палатных отделений подлежат уборке 2 раза в день.
  6. Можно проводить профилактическую уборку  в виде протирания поверхностей в присутствии в палате пациентов, при условии использования дезинфицирующих средств 4 класса опасности
  7. Генеральная уборка проводится по утверждённому руководителем отделения (или иного структурного подразделения медучреждения) графику их проведения.
  8. Генеральная уборка подразумевает мытье всего оборудования, мебели, окон и подоконников, а также стен.
  9. В качестве очищающего раствора допустимо применение комплекса из дезинфицирующего и моющего средства. При этом раствор используют в тех же пропорциях, что и при текущей дезинфекции.
  10. Специальные емкости для растворов моющих и дезсредства должны быть раздельными для мебели, пола, оборудования и стен и содержать маркировку, указывающую на это.
  11. После завершения уборки весь используемый инвентарь необходимо продезинфицировать в растворе дезинфектанта, тщательно прополоскать и просушить .

Персонал, осуществляющий уборку должен иметь для этого специальную одежду и средства защиты (маска, шапка, резиновые перчатки), пользоваться промаркированным инвентарем и чистыми тряпками и салфетками.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль