Как фармацевту объяснить покупателю дороговизну оригинальных препаратов

191

Много ли в аптеке разных лекарственных препаратов (ЛП)? На неискушенный взгляд обывателя – тысячи. И нужно найти именно тот, который назначил врач, а фармацевт убеждает, что препарат с другим названием – это то же самое, только производитель другой.

И вот клиент читает название действующего вещества и теперь рассуждает иначе: если все это одно и то же, то зачем переплачивать? Нужно купить самый дешевый препарат!

А потом врач теряется в догадках, почему назначенное лечение не дает нужного результата или возникают странные побочные эффекты.

В 2004 г. ассамблея Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) приняла резолюцию, призывающую увеличить безопасность проводимой лекарственной терапии, что стало толчком к обсуждению разницы между брендовым, т. е. оригинальным лекарственным препаратом (ЛП), и его копией – дженериком. Причиной этого послужило быстрое развитие фарминдустрии, специализирующейся с 70-х гг. XX в. на производстве дженериков, действие которых оказывается не всегда соответствующим заявленному.

Оригинальные препараты

Оригинальный (инновационный) ЛП – это впервые синтезированное и прошедшее полный цикл доклинических и клинических исследований лекарственное средство (ЛС), активное вещество которого защищено патентом на определенный срок.

Процесс создания оригинального ЛС очень длительный: сначала создается молекула, потом она оценивается в исследованиях на клетках и тканях, затем на животных. После этого – три этапа клинических исследований на здоровых добровольцах и пациентах. Затем ЛС проходит регистрацию. Исследование оригинального ЛС продолжается. Это так называемые пострегистрационные исследования. Только 1 из 5000 молекул доходит до рынка в виде ЛС. Прибыльными являются только 1–2 из вновь созданных ЛС. Поэтому каждый оригинальный ЛП защищается патентом от бесплатного использования идеи другими фирмами. От оформления патента до выпуска ЛП проходит лет 12–15. Для того чтобы окупить расходы, на разработку ЛП остается 5–8 лет. Если расходы в 1976 г. составляли 54 млн долл., то в 1996 г. – уже 600 млн. Сейчас эта сумма превышает 1 млрд долл. Именно поэтому препараты-оригиналы так дороги. В цену ЛП закладывается стоимость разработок, исследований эффективности и безопасности препарата, и только 20% стоимости – это стоимость синтеза самого лекарственного вещества.

Дженерики

После истечения срока патентной защиты формула ЛС обнародуется, и другие фирмы могут производить и регистрировать действующее вещество. Это уже дженерики.

В настоящее время объем дженериков составляет: в США – около 20%, Германии – 35%, Великобритании – 55%, Японии – 30%, Венгрии – 55%, Италии и Польше – 60%, Словакии – 66%, в России – от 78 до 95%.

Есть дженерики-лицензиаты, когда еще до окончания срока патентной защиты фирма-разработчик продает лицензию, право производства другой фирме. Такие препараты сопоставимы с оригиналами по качеству, цене и названию.

Есть брендированные дженерики: фирма присваивает ему свое собственное новое фирменное название, закладывает более высокую цену и начинает усиленно рекламировать как самостоятельный препарат. Брендированные дженерики нередко имеют какие-то особенности, например, в них добавлены витамины или еще какое-то действующее вещество для усиления эффекта, сделана более удобная форма выпуска, придан новый вкус.

Есть дженерики, производимые под химическим названием оригинала в более дешевых вариантах.

Стоимость и качество дженериков существенно варьируется. Несмотря на то, что большинство из них – законные участники фармацевтического рынка, нельзя механически переносить данные исследований по эффективности и безопасности, полученные разработчиком оригинального препарата, на дженерик. Компания, выпускающая оригинальный ЛП, имеет длительный опыт его производства, а дженерики производятся по химической формуле, но процесс производства и вспомогательные вещества могут сильно отличаться от оригинального, что влечет значительную разницу в действии.

Например, если растворимость дженерика выше или ниже оригинала, то может теряться до 80% эффективности, что было наглядно продемонстрировано на примере азитромицинов и кларитромицинов. А низкая эффективность антибиотиков чревата серьезными последствиями: во-первых, страдает пациент, т. к. процесс выздоровления затягивается и требует дополнительных затрат, во-вторых, подрастают резистентные бактерии и вирусы, которым мы как бы делаем “прививку” от ЛС.

При исследовании эффективности пяти различных дженериков эналаприла у пациентов с мягкой и умеренной артериальной гипертонией также была отмечена разница в действии даже по сравнению с дженериками, признанными полностью фармакокинетически эквивалентными.

Аналоги

Кроме дженериков, на фармрынке присутствуют аналоги, которые имеют химическое строение ранних успешных ЛП и содержат те же самые активные фармакологические группы, тем не менее, их выдают за новые. Для простоты ориентирования такие лекарства-аналоги объединяют в лекарственные группы (бензодиазепины, цефалоспорины и т. д.).

Таким образом, лишь наличие исчерпывающей информации о соблюдении требований GMP (good manufactured practice) при изготовлении конкретного дженерика, фармакокинетическая и, в идеале, терапевтическая его эквивалентность при сравнении с оригинальным ЛП дают право обоснованно заявлять о фармакоэкономическом преимуществе дженерика. В ином случае кажущиеся выгодные ценовые показатели могут обернуться дополнительными расходами, как для государства, так и для пациента – скупой платит дважды. Помните у Жванецкого: “Формула та же самая, но швейцарский препарат эту бациллу берет, а наш, наоборот, с ней сотрудничает. И что самое противное – названия у них одинаковые”.

Что предлагать?

А поскольку в РФ нет четкого различия между оригиналами и дженериками и нет никаких данных о качестве дженериков, то фармацевт оказывается в затруднительной ситуации: заменять или нет выписанный врачом или спрашиваемый клиентом ЛП. Но, учитывая то, что преимуществами оригинальных ЛП являются доказанная эффективность и безопасность, инновационность, воспроизводимость эффекта и жесткий контроль качества, мы всегда их можем предложить с чистой совестью вместо любых дженериков.

Предложить оригинальный ЛП можно после вводного вопроса для выявления потребности, постаравшись сформировать привлекательный образ препарата:

  • Вы предпочитаете оригинальный препарат, который прошел все клинические испытания, а производитель ручается за его качество, или более дешевый препарат, сделанный по той же формуле, но на другом заводе, другом оборудовании и по иной технологии?

Проблема в том, что не все могут себе это позволить. А кто может и захочет? По градации клиентов по психографическому типу есть такие наблюдения:

  • клиенты-карьеристы выше всего ценят бренд и оригинальность ЛП. Их легко узнать по привычке демонстрировать пачки тысячных купюр, чтобы доказать, что у них нет мелочи. Если у вас есть оригиналы, особенно с подходящими сроками годности – не пропустите момент;

  • клиенты-интеллигенты приобретают ЛП для решения проблем, поэтому адекватно воспринимают информацию и анализируют ее, следовательно, информация об оригиналах и дженериках их заинтересует;

  • клиенты-индивидуалисты предпочитают собственный выбор и тщательно изучают аннотации. Стоит попытаться, оценив их выбор, ум и ответственный подход, сообщить о разнице между ЛП.

А что же дженерики? Неужели нужно от них отказаться? Ни в коем случае, но об их пользе и преимуществах – в следующей статье.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль