Санпросветработа в аптеке: обучение детей гигиене полости рта

726

По наблюдениям стоматологов, 96% взрослых неправильно чистят зубы, следовательно, неверно учат этому и своих детей. Задача специалиста – дать четкие рекомендации по выбору и использованию предметов и средств гигиены, мягко скорректировать навыки, а при необходимости – обучить правильному уходу за полостью рта с учетом возрастных особенностей пациента.

Первые месяцы жизни: ухаживаем за деснами

Первые полгода жизни ребенка происходит массовое заселение ротовой полости микроорганизмами. Это благодатная почва для возникновения кариеса молочных зубов, «молочницы» полости рта, детского стоматита и других неприятностей.

Возможность домашнего инфицирования, т. е. передачи микроорганизмов из полости рта взрослого ребенку, наиболее вероятна, например, когда папы и мамы, носители кариеса, целуют своего малыша, облизывают соску, пренебрегая кипяченой водой, пробуют пищу той ложечкой, которой будут его кормить. Кроме того, маленький исследователь сам тянет в рот все, что находится в поле досягаемости, а остатки пищи во рту становятся благоприятной средой для роста и размножения микроорганизмов.

Вот почему так важно (по возможности, после каждого кормления) протирать малютке десны марлевыми либо специально разработанными салфетками для гигиены полости рта. Они предназначены для детей, которым еще рано пользоваться зубными щетками и пастами. Эти салфетки являются прекрасным средством для очищения зубов и десен малыша. В их составе содержится ксилит, который подавляет рост и размножение бактерий, вызывающих кариес. Они незаменимы и в период прорезывания зубов. Желательно хранить их в холодильнике, т. к. прохладные салфетки смягчат болевые ощущения при прорезывании зубов в деснах малыша. Кроме того, они помогут впоследствии приучить ребенка к ежедневным гигиеническим процедурам.

Очищать десны и первые зубки можно силами 1-го или 2-х взрослых. В первом случае ребенка нужно расположить на коленях и согнутой в локте руке – так, как это делают при кормлении грудью. Во втором случае взрослые садятся лицом друг к другу, ребенка кладут на колени. Чистку зубов проводит тот, кто находится напротив малыша, другой в это время придерживает ручки и ножки ребенка, успокаивает его поглаживающими движениями, ласковой речью и т. д. Резцы протирают влажной марлей, направляя движения от десны к режущему краю зубов.

Для очищения первых временных зубов существуют также специальные щетки-напальчники. С их помощью очищают зубной налет с каждой поверхности зуба круговыми движениями в направлении от десны к режущему краю без применения зубной пасты. Процедуру проводят 1–2 раза в день с момента прорезывания 1-го зуба.

Обучение гигиене малышей до 3-х лет

Чтобы осуществлять гигиеническое воспитание детей в возрасте от 1-го до 3-х лет, следует хорошо представлять себе уровень их развития и присущие им импульсивность, впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию.

В этом возрасте основной способ ухода за полостью рта – чистка зубов щеткой. Процедуру выполняют родители 1–2 раза в день, постепенно привлекая к этому ребенка. Для этой цели подойдут мягкие щетки с маленькой головкой и длинной ручкой. В некоторых случаях, когда родители вынуждены выполнять чистку зубов в высоком темпе (ребенок быстро устает, не любит процедуру и т. д.), электрические ротационные щетки приносят больше пользы, чем ручные. При этом надо начинать с 15–20-ти с, постепенно увеличивая продолжительность чистки до 1-й – 2-х мин, т. к. в этом возрасте дети быстро утомляются.

Следует помнить, что дети в возрасте 1-го – 3-х лет не способны полноценно самостоятельно очищать зубы, поэтому уход за полостью рта ребенка является обязанностью родителей. Главная задача мамы на этапе знакомства ребенка с зубной щеткой – пробудить интерес к рутинному, но необходимому занятию. Существует, как минимум, 2 беспроигрышных способа.

Обучение должно проводиться посредством игры. Услышав, как добрая зубная «тетя-щетка» один за другим чистит зубки, делая их красивыми и выгоняя вредных микробов, большинство малышей с охотой откроют рот и терпеливо дождутся окончания процесса.

Еще один действенный метод обучения – делать, как мама. Зачастую дети копируют поведение родителей, их речь и мимику. Тем же способом малыши узнают, как правильно чистить зубы. Совершая ежедневную чистку вместе с ребенком и при этом помогая ему, вы убедитесь, что через какое-то время он сам потянется за зубной щеткой.

Заинтересовав его личным примером, родители предлагают малышу почистить зубы самостоятельно. Пасту подбирают по возрасту ребенка, на тюбиках есть соответствующая маркировка.

Гелеобразную зубную пасту в дозе «с ноготок мизинца ребенка» используют тогда, когда руки родителей совершают движения щеткой автоматически, при этом не требуется полного зрительного контроля. Также важно умение ребенка сплевывать накопившуюся во рту жидкость. Предпочтительнее пасты, которые не содержат ПАВ (лаурилсульфат натрия), способные повредить слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, и фториды (во избежание случайного отравления).

Важно приучать ребенка контролировать глотание во время чистки зубов, учить выплевывать жидкость, после чистки полоскать рот.

Гигиена полости рта детей в возрасте 4-х – 6-ти лет

Основные средства для ухода за полостью рта детей этого возраста – щетка, зубная паста и зубные нити. Щетки должны иметь мягкую щетину (в случаях повышенного образования зубных отложений можно использовать среднежесткие средства) и узкие небольшие головки. Могут быть использованы как мануальные, так и электрические щетки.

Пасту выбирают в соответствии с уровнем риска возникновения кариеса. Предпочтительнее гигиенические детские пасты и профилактические кальцийсодержащие. При высоком риске кариеса рекомендуют применение детских паст с низким содержанием фтора (не более 500 ppm). В этом случае родители должны быть проинформированы о соблюдении мер безопасности.

Ребенок осваивает метод чистки зубов: жевательные поверхности обрабатывают короткими поступательными горизонтальными движениями. Лучше, если головка щетки располагается поперек участка зубной дуги. Щечные поверхности очищают круговыми движениями при сомкнутых зубах, одновременно захватывая верхние и нижние зубы. По поверхностям языка движения должны быть подметающими вертикальными: от десны к жевательной поверхности. Родители контролируют качество чистки и, поскольку в подавляющем большинстве случаев дошкольники не могут добиться нужного уровня гигиены, завершают процесс чистки зубов ребенка своими руками.

Заканчивать гигиенические процедуры необходимо тщательным удалением зубного налета и остатков пищи с контактных боковых поверхностей зубов специальными зубными нитями – флоссами. Процедура выполняется взрослыми, поэтому удобнее использовать флосетты – держатели для флоссов. Чтобы хорошо контролировать перемещение нити, взрослый располагается напротив ребенка, укладывая его голову на свои колени. Для повышения профилактической эффективности на нити можно наносить профилактические пасты.

Гигиена полости рта детей младшего школьного возраста (7–10 лет)

Около 60% младших школьников все еще не имеют ни достаточной степени развития моторики кисти рук, ни должной ответственности для того, чтобы выполнять гигиенические процедуры абсолютно самостоятельно. Поэтому родители должны постоянно поддерживать мотивацию детей, контролировать процесс чистки зубов щеткой и качественно завершать его своими руками, используя элементы стандартного метода.

Для гигиены зубов, находящихся в стадии прорезывания, используют следующий метод: щеку ребенка отводят указательным пальцем левой руки, рабочую часть зубной щетки располагают на жевательной поверхности зуба в стадии прорезывания, перпендикулярно зубному ряду, удаление зубного налета осуществляют возвратно-поступательными движениями.

Для основной гигиены полости рта младших школьников применяют щетки средней жесткости с силовым выступом, кальций-, фторсодержащие детские или семейные зубные пасты (в зависимости от способности контролировать глотание пасты).

Флоссинг является необходимым элементом гигиенического ухода за полостью рта ребенка. Младшие школьники способны обучиться проведению флоссинга во фронтальном отделе, но основная часть процедуры должна быть выполнена родителями. Самостоятельное использование детьми зубных нитей рекомендуется с 9–10-ти лет.

Важно также применять детские ополаскиватели и пенки, которые могут быть гигиеническими (предназначаются для очистки труднодоступных участков полости рта) либо профилактическими. Последние выпускаются в 2-х вариантах: с содержанием фторидов (100 ppm) и кальцийсодержащие. Применение ополаскивателей и очищающих пенок поле еды способствует моментальному восстановлению величины pH ротовой жидкости до нормальных значений, способствует процессу реминерализации, т. е. восстановлению эмали.

Гигиена полости рта подростков 10–14-ти лет

Психический и физический уровни развития подростка уже позволяют ему качественно самостоятельно чистить зубы щеткой стандартным методом и выполнять ручной флоссинг. Но в реальной жизни каждый ребенок в переходном возрасте нуждается в опеке родителей, их активной доброжелательной помощи – в т. ч. и при проведении гигиенических процедур. Особого внимания требуют вторые постоянные моляры, уход за которыми представляет объективные трудности в период их длительного прорезывания.

Основными средствами для гигиены полости рта подростков становятся зубные щетки средней жесткости и лечебно-профилактические, в т. ч. взрослые кальций- и фторсодержащие, пасты (при условии адекватного контроля за глотанием!). Обязательной процедурой для чистки контактных поверхностей зубов является флоссинг не реже 1-го раза в день.

Особое внимание должно быть уделено подросткам, проходящим курс ортодонтического лечения, т. к. наличие в полости рта съемного (а особенно несъемного) аппарата затрудняет уход за зубами. Родители обязаны получить конкретные инструкции у стоматолога, который обучит их использованию многоуровневых или малопучковых щеток, ершиков, суперфлоссов или лент для удаления зубных отложений со всех поверхностей зубов.

Гигиена полости рта молодых людей 15–18-ти лет

Юноши и девушки в этом возрасте должны самостоятельно осуществлять гигиенический уход за полостью рта, применяя для этого среднежесткие щетки, взрослые профилактические зубные пасты, флоссы.

Роль родителей в гигиене полости рта постепенно сокращается, сосредотачивается на мотивации, периодическом контроле и материальном обеспечении стоматологической самопомощи подросшего ребенка.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Интервью

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016 году

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016г.

Татьяна Семенова журналу «Экономика ЛПУ». Главные темы беседы – аккредитация медицинских работников и допуск медиков к осуществлению профессиональной деятельности.


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль