На чем может заработать аптека? Анализ ассортимента, разрешенного к реализации

225

Попытки так или иначе ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, предпринимались и будут предприниматься до тех пор, пока есть аптеки. Ценность приводимого ниже варианта ответа состоит в том, что управляющая компания “Фора-фарм” успешно занимается сразу несколькими видами деятельности: производством нелекарственных товаров для аптек, оптовой и розничной торговлей, экспортом, консалтингом и издательским делом. И поэтому имеет возможность анализировать проблему с учетом многих особенностей фармацевтического рынка.

Перемены, происходящие в аптечном секторе последние год-полтора, свидетельствуют о том, что отрасли никак нельзя расслабляться. Например, в прошлом году многие аптечные сети и отдельно взятые аптечные учреждения так и не смогли восстановить уровень EBITDA (показатель чистой прибыли) на отметке 5%, а некоторые закончили год с нулевой или отрицательной рентабельностью.

Можно ли изменить ситуацию к лучшему? Да, причем не только за счет продажи лекарственных товаров. Управление нелекарственным ассортиментом при хозяйском подходе тоже может принести немало выгоды.

Уже сегодня нелекарственный ассортимент занимает достаточно солидную долю в аптечных продажах.

Анализ продаж за последние несколько лет показал, что постоянный, уверенный рост демонстрируют продажи диетического и лечебного питания.

Такая хорошая тенденция и рост позволяет с уверенностью прогнозировать, что данный сектор продолжит поступательное развитие и в обозримом будущем. Вот почему руководителям аптек надо обязательно учитывать эти данные в своих планах на ближнюю и дальнюю перспективу.

Несмотря на имеющиеся сложности в самом определении понятий “лечебная косметика” и “косметика” (то, что сейчас именуется mass market), маркетологи и аналитики проводят между ними свои границы, учитываемые при подсчете данных. Но как бы ни подсчитывались их рейтинги, пока ситуация у обеих групп косметических товаров почти однозначная – роста популярности у них не происходит.

Впрочем, не будем говорить о каких-то долгосрочных тенденциях. Некоторое снижение продаж косметики можно объяснить тем, что содержание данного понятия в последнее время несколько “размывается” и ряд товаров этой категории попросту переходит в другие ассортиментные группы. Скажем, какой-нибудь пластырь телесного цвета может именоваться как косметическим, так и средством гигиены и т. п.

Селективная (дорогостоящая) косметика тоже подрастеряла свою популярность.

Есть также отдельная категория аптечных товаров, падение популярности которой продолжается из года в год, и пока трудно представить, каким образом ситуацию можно исправить в обозримой перспективе. Речь идет о продажах товаров для матери и ребенка

Однако справедливости ради надо отметить, что товары для матери и ребенка никогда не делали погоды в аптечных продажах, поэтому падение их продаж для большинства аптек не слишком ощутимо.

Если вкратце оценить другие товары нелекарственного назначения, то здесь тоже картина получается довольно разнообразная. Например, одни применяются в довольно ограниченных временных рамках – как те же репелленты и инсектициды (до 3 мес., и только весной – летом), потому и входят в группу рискованных товаров. Ну, а другие – скажем, БАД, пусть и не демонстрируют какой-то рост продаж, но и не снижают его. На одном и том же уровне находятся также продажи средств гигиены, хотя здесь происходит увеличение средней стоимости упаковки товара. В прошлом году, например, оно составило около 18%, а это очень хороший показатель.

Какой видится “среднестатистическая” аптека? Какого ассортимента она должна придерживаться и каким товарам отдавать предпочтение?

Как показывает практика, большинство аптек нашей страны придерживается пока что именно закрытой выкладки, потому что при открытой появляются, как всем известно, дополнительные проблемы.

Надо полагать, что нелекарственный ассортимент обычной “среднестатистической” аптеки должен состоять из 2 тыс. наименований. Это максимум – и никак не из 5,5 или 7 тыс., как считают некоторые.

Ядро ассортимента должны составлять товары, которые необходимо иметь всегда, независимо от времени года, места нахождения аптеки и других факторов. Поверьте, этого достаточно. Здесь должны быть и БАД, и косметика, и изделия медицинского назначения.

Другие категории ассортимента зависят от позиции руководителя аптечного учреждения, “открывать Америк” не надо. Ну, и последнее.

При всем том, что аптека исполняет социальные функции, она является также и частью бизнеса. А цель любого бизнеса – получение прибыли. Это аксиома, не нуждающаяся в доказательствах. И каждый руководитель аптеки, в меру своих сил и возможностей, должен претворять ее в жизнь.

Возможно, бизнесу помогут не только производимые нашей группой компаний товары, но и несколько наших советов.

Главные из них:

  • ежедневно разговаривайте с покупателями и приучите к этому своих сотрудников;

  • помните – вашей аптеке нужен лояльный покупатель, а не наоборот;

  • здоровое любопытство к тому лучшему, что имеется у конкурентов (хотя бы в радиусе километра), поможет улучшить и собственные позиции.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль