Обзор этапов развития фармбизнеса

199

В бизнесе, как и в жизни, все начинается с “зачатия”, с идеи. Не обязательно это должна быть идея собственника, он мог ее где-то подсмотреть, украсть или ему подсказали, не важно, важно, чтобы у него хватило смелости начать бизнес (нашем случае открыть аптеку или сеть). Это первый этап. Здесь очень важна именно преданность идее, своему делу.

Вы обращали внимание, как некоторые предприниматели, создающие новый бизнес, часто бегают по своим друзьям-товарищам, азартно рассказывая о своей идее?

На самом деле они рассказывают это себе, а на других людях проверяют реакцию – насколько эта идея им нравится. Они продают идею самим себе.

Если это случилось, наступает второй этап – младенчество. Здесь уже не до идей, главное – продажа. В случае с фармбизнесом – это продажа услуг и товаров аптечного ассортимента. На этом этапе “кэшфло”(денежный поток)часто отрицательный, постоянные кассовые разрывы, нехватка людей, авральные проблемы. Зачинатель бизнеса сутками на работе, вкалывает человек много, а денег мало.

Что делать,чтобы бизнес не рухнул, не успев развиться?Здесь обычно рекомендуют несколько вещей. Это, как в семье, когда рождается ребенок. Как делают умные мамы? Папы зачастую осознают отцовство, когда ребенку уже лет пять. Чтобы приобщить папук воспитанию, его нужно постепенно привлекать к общению с ребенком, вместе купать, кормить, гулять с ним. Так папа постепенно привыкает к ребенку, это начинает входить в норму жизни. То же самое нужно сделать основателю бизнеса на этапе младенчества компании. Не нужно взваливать все проблемы на себя, нужно постепенно привлекать к работе своих заместителей, распределять функции и обязанности. Через некоторое время сотрудники почувствую себя частью бизнес-процесса. Проблем будет меньше.

Но в это время начинается следующий этап бизнеса – go-go (давай-давай). Этот этап типичен для нашей страны, для многих предпринимателей. Бизнес постепенно развивается, и предприниматель начинает создавать новые идеи, новые проекты – развивать аптечную сеть, работать над продвижением, думать над ростом продаж – в общем, “креативить”. Компания начинает плодиться. И бизнесмена поджидает классическая ошибка – ловушка основателя. Одна из типичных ошибок на данном этапе – синдром чайки. Как известно, чайки – это бедствие для команды, но красивое зрелище для отдыхающих. Чайки прилетают и гадят на палубу, в результате чего нужно все время за ними убирать. То же самое происходит с руководителем предприятия. Он занят своими делами или новыми проектами, нов какой-то момент вспоминает про свой бизнес, у него возникает новая идея – он стремительно появляется на предприятии, раздает задачи, не объясняя, не выясняя ситуацию, не вникая в нее – рассказало своих задумках и планах и убежал. Грубо говоря, “нагадил” и убежал. Руководство компании пытается воплотить его идеи в жизнь, но так как план их внедрения не продуман, предыдущие проблемы не решены, все начинает буксовать, скрипеть, и возникает еще больше проблем. Например, основатель аптечной сети решает провести по всем точкам акцию“День пенсионера”, но при этом не говорит, какой день и время выбраны, на какие лекарства следует делать скидку, что делатьпервостольникам.

Родоначальник бизнеса лишь придумал идею, а ее следовало еще и тщательно проработать. Рано или поздно человек, находящийся в ловушке основателя, совершит какую-либо серьезную ошибку, которая может уничтожить компанию. В ловушке может находиться три поколения. На эту тему существует массапоговорок. Американская: “отец – купец, сын – плейбой, внук – нищий”. Китайская: “От одних крестьянских башмаков до других крестьянских башмаков проходит три поколения”. Поколение – это 12 лет, значит, компания может быть в ловушке основателя 36 лет.

Как же компании пережить данный период с минимумом потерь? В компании следует внедрить конституционную монархию. В противном случае, история показывает, что таким правителям в итоге отрубали голову, случались революции. Наша страна – тому пример. Как же перейти от абсолютной монархии кконституционной, то есть от управления одним человеком к управлению командой?

Как выйти из ловушки основателя и создать действительно команду, которая переведет эту компанию на следующий этап, этап юности?

Задача состоит в том, чтобы эта команда научилась эффективно работать. Со временем растущая компания становится настолько большой, что один человек не в состоянии ей управлять. Он рано или поздно совершит ошибку, поэтому нужна команда, нужна конституция, нужны правила. И сам основатель должен соблюдать эти правила. Если компания сумеет пережить период юности, – настанет ее расцвет. На этом этапе у компании появляются новые направления. Вслучае грамотного управления онивесьма прибыльные. Или же, например, аптечная сеть выходит за пределы региона. Но это не конечная точка. И если лидер или команда ошибутся, то можно сползти назад. Поэтому на этом этапе нужно работать и еще раз работать. Со временем в компании может наступить стабильность, а это уже попахивает смертью.

Действительно, вроде бы все хорошо – и деньги есть, и продажи идут, но компания перестала развиваться,она остановилась. Достаточно быстро компания из этапа стабильности впадает в этап аристократии, когда денег больше чем идей, когда все проблемы прячутся под сукном, когда все говорят размытыми политическими фразами, за которыми кроются серьезнейшие проблемы. Топ-менеджеры компании ходят в шикарных костюмах, ездят на шикарных машинах, переговорные обставлены дорогой мебелью, но компания уже не развивается так динамично, как буквально год назад.

Наступает новый этап – компания скатывается. Начинается новый этап, так называемая “охота на ведьм”, когда ищут виноватых. По идее, компания должна умереть, но если находится внешний источник финансирования, например, государство решило поддержать бизнес, то компания попадает на этап бюрократии – искусственного поддержания жизни. Российская действительность говорит о том, что такие предприятия существуют в нашей стране. Но если этот источник финансирования иссякнет, компания все-таки умирает.

Я перечислил все этапы – они характеры для каждого вида бизнеса. На каждом из них есть свои нормальные и аномальные проблемы. И собственнику или управляющему следует четко понимать, чему уделять внимание. Например, если у маленького ребенка болит животик, не надо пичкать его антибиотиками – достаточно просто перевернуть его на живот, сделать массаж. Это нормальная проблема для этого возраста, но та же проблема уже не является нормальной для взрослого человека. Над ней нужно серьезно работать. Адизис выделил шесть пунктов, по которым нужно работать: стиль лидера, оргструктура компании, ее стратегия, понимание, каких людей нужно нанимать, каким образом их мотивировать, как им ставить задачи, и планирование бизнеса.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль