Лучший опыт: Аптечная сеть 36,6

106
О том, как сохранить и приумножить «человеческий капитал» мы беседуем с Ириной Пунириди – директором по персоналу компании ПАО «Аптечная сеть 36,6», крупнейшей аптечной сети России.

Ваша компания в последнее время характеризуется стремительным ростом, слияниями и поглощениями. В таких условиях очень трудно создать и сохранить единый с точки зрения квалификации и навыков работы трудовой коллектив. Как справляетесь с проблемой?

– Сотрудники всех компаний, которые сливаются с нами или приобретаются нами, обязательно проходят корпоративное обучение и изучают наши единые стандарты работы. Мы специально разработали эти принципиальные положения, чтобы придерживаться их вне зависимости от конкретной аптеки или бренда. Это не означает, что нет никаких отличий между требованиями к сотрудникам, работающим в аптеках под брендами «Аптеки ГОРЗДРАВ» и «36,6». Обучение по продуктам обоих случаях одинаковое, но в «36,6» мы продаем еще и услуги, поэтому учебный процесс несколько отличается. Тем не менее, схема, основные принципы образовательного процесса едины.

Вы проводите обучение сотрудников своими силами или привлекаете сторонние организации?

– В составе компании есть собственный учебный центр, он работает для сетей «Аптеки ГОРЗДРАВ» и «36,6». Кроме того, создан корпоративный обучающий портал. Так что, как правило, нет необходимости привлекать внешних тренеров. Правда, мы активно пользуемся обучающими продуктами производителей.

Обучение проходят только недавние выпускники вузов и фармучилищ или люди с солидным профессиональным стажем тоже?

– Речь идет, конечно, о специалистах, которые имеют не только диплом о высшем или среднем фармобразовании, но и сертификат. Но и вчерашний студент, и работник с большим стажем могут иметь недостаточный уровень знаний для нашей компании.

Расскажите подробнее, как проходит обучение новых сотрудников.

– Каждый новичок, после собеседования в кадровой службе, направляется в учебный центр, где обязательно проходит «входное» тестирование. Цель его – определить исходный профессиональный уровень кандидата, его компетенции и их диапазон.

Предположим, что к нам пришел кандидат, который очень хорошо знает лекарственные средства, но плохо разбирается в масс-маркете или парафармацевтическом ассортименте, а также не владеет навыками работы в нашей компьютерной программе. Для каждого кандидата учебный центр разрабатывает индивидуальную программу обучения. Она нацелена на то, чтобы поднять уровень знаний в проблемных областях. Для описанного выше предположительного кандидата это будет нелекарственный ассортимент и компьютерные технологии. А обучение по лекарственным средствам (раз у него знания высокие) может подождать.

И как долго вы обучаете новичков?

– В течение трех месяцев испытательного срока кандидат работает по своему индивидуальному учебному плану, проходит тренинги, направленные на повышение его знаний и навыков. По завершении испытательного срока – опять тестирование и собеседование в учебном центре. Можно делать выводы, что, например, после кратковременного вводного обучения знания о лекарствах остались на том же уровне, парафармацию сотрудник поднял чуть-чуть и программа немного сдвинулась. То есть человек, который пришел к нам с низким уровнем знаний, за 3 месяца не смог его повысить до среднего уровня компетенций, до наших стандартов. Это означает, что мы его не допустим к работе с нашими клиентами – не дай бог, что-то не то сделает.

Вы его увольняете?

– Нет, мы отправляем его на стажировку, которая подразумевает наставничество, очень развитое в нашей сети. Наставники есть по всей Москве, практически в каждом округе. Мы следим, чтобы они не были перегружены, ведь их задача – очень четко следить за стажером. Наставник должен в ходе совместной работы определять пробелы в знаниях у своего подопечного, записывать его на тренинги, обучающие мероприятия, которые проводятся у нас в сети. Через некоторое время мы интересуемся, насколько продвинулся наш стажер.

У наставника спрашиваете?

– Да, он лучше всех может оценить. Но не только. Данные о каждом стажере вносятся в специальную электронную книгу, записи в ней могут посмотреть сотрудники учебного центра, отдела персонала и операционной дирекции. Если мы видим, что человек успешно проходит стажировку, ее длительность может быть сокращена.

Но все-таки основное – это мнение наставника. Если он считает, что стажер готов к работе в сети, то снова организуется тестирование в учебном центре, после успешного прохождения которого новый сотрудник приступает к работе. То есть чтобы встать за первый стол в одной из аптек нашей компании, нужно пройти огонь, воду и медные трубы. Зато наши клиенты гарантированно получают профессионала.

Дополнительно хочу подчеркнуть, что если у новичка на этапе вхождения в компанию есть свободное время и желание, он может пройти тренинги по продуктам. Но в первую очередь нам важно, чтобы новый сотрудник хорошо владел своей специальностью.

А после завершения стажировки у ваших сотрудников есть возможность продолжать обучение?

– Да, конечно, для наших сотрудников разработана специальная программа, которая размещена на корпоративном ресурсе – Портале развития и карьерного роста сотрудников. Он разделен на обучающий и информационный блоки.

Обучающий блок рассчитан на работников первого стола, провизоров и фармацевтов, которых мы должны научить нашим требованиям и отчасти повысить их профессиональный уровень.

В информационном блоке можно найти справочную информацию для руководителей: бланки, нормативные документы, регламенты, инструкции по заполнению форм и составлению различных отчетов. В этом разделе можно найти и материалы о том, как правильно выложить товар или провести акцию, аналитические таблицы для руководителей и много еще чего полезного.

Есть ли другие виды обучения постоянных сотрудников, кроме портала?

– Мы регулярно предоставляем нашим провизорам и фармацевтам возможность пройти тренинги. В основном, их проводят производители, иногда поставщики. Они, безусловно, стремятся разрекламировать свой продукт, но мы как крупная аптечная сеть можем себе позволить заказывать тематику мероприятий и определять форму подачи материала. Ведь удержать внимание нескольких десятков человек непросто. В зависимости от формата в мероприятии могут участвовать и 20, и 100 человек. Хотя во втором случае – это уже лекция, ведь беседы и общения с аудиторией не получится. Но и здесь у нас подход индивидуальный. Представьте, как неинтересно будет человеку, работающему у нас 5–10 лет, второй, третий раз участвовать в одном и том же тренинге. Поэтому у сотрудника есть выбор, какое обучающее мероприятие ему посетить.

Наши штатные тренеры тоже проводят обучающие мероприятия, но они в основном посвящены не продуктам, а корпоративной культуре. И по продажам у нас есть свой собственный тренинг, в котором не упоминается ни одно название товара.

Также на портале есть дистанционное обучение. Оно построено так: сначала идет обучение продукту, а потом тест по пройденному материалу. Такая схема напоминает обучение в институте. Еще один формат обучения – вебинары.

Вебинары проводятся в онлайн-режиме?

– Онлайн мы их не проводим, это неудобно. Не хотим отрывать наших сотрудников от работы, а поздно вечером онлайн-обучение практически невозможно организовать. А вот вебинар в записи – это удобно, можно прослушать и посмотреть его, даже несколько раз, если нужно. Кроме того, мы собираем вопросы к автору, на которые он отвечает. Получается улучшенный вариант фармкружка. Помните, как это было раньше? Приходил представитель поставщика, проводил минут 20 кружок, после этого оставлял тортик, подарки какие-то и уезжал. Всем первостольникам это нравилось, они в это время не работали, получался дополнительный перерыв.

Помню такую ситуацию в сети, где я работала раньше. Однажды подъехала к нашей центральной аптеке и понимаю, что не могу найти место для машины, т. к. на парковке выстроилась очередь из представителей поставщиков, один вышел, пошел следующий. Я захожу в аптеку и вижу, что работает один человек, остальные толпятся около очередного тренинг-менеджера. Еще тогда я приняла решение никогда не допускать подобного. Потому что эти тортики отнимают рабочее время персонала, а страдают от этого, в первую очередь, покупатели. Это неправильно и не соответствует основной задаче обучения.

Как вы думаете, что более эффективно – очный тренинг или дистанционное обучение?

– Мотивация намного выше при личном участии, когда есть возможность непосредственно пообщаться с тренинг-менеджером. Да и знания так лучше усваиваются. Кроме того, ни для кого не секрет, что подавляющее большинство первостольников в Москве – приезжие из регионов России, которым часто не хватает и личного, и профессионального общения. Для них участие в тренинге – это возможность встретиться с коллегами и обсудить волнующие всех вопросы. Тем более что мы никогда не проводим подобные мероприятия совместно с другими компаниями, в них участвует только наш персонал.

Вы рассчитываете на врожденное желание совершенствоваться или все-таки поощряете тягу к знаниям у своих сотрудников?

– Для сотрудников, которые поднимают свой профессиональный уровень, у нас разработана специальная схема мотивации. Если человек желает повысить свой уровень, мы ему предоставляем ему такую возможность. В случае если сотрудник проходит все тренинги, то мы обеспечиваем ему карьерный рост. А соответственно, растет и зарплата. Но даже если должность сотрудника не меняется, то с помощью полученных знаний он повышает продажи и, соответственно, уровень зарплаты.

Кроме того, любое продвижение в области знаний поощряется баллами, за которые можно получить что-то реальное, но не деньги. У нас разработан игровой формат на корпоративном образовательном портале. Наградой за победу служат не деньги, а вполне конкретные призы, телевизор, например. Так, нам кажется, гораздо интереснее.

А как бы вы охарактеризовали основную задачу обучения сотрудников?

– Мы должны сделать все возможное, чтобы наши знания, профессионализм и опыт помогли клиенту сделать правильный выбор во время покупки. Наша цель – удовлетворить нашего клиента, оказать ему грамотную фармконсультацию, обеспечить необходимыми лекарственными средствами и товарами нелекарственного ассортимента. А поскольку наша работа связана со здоровьем человека, то знания очень важны, поэтому у нас в компании много внимания уделяется профессиональному совершенствованию сотрудников.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль