Развитие фармобразования в России

217

Прошлое, настоящее и будущее

Отечественная фармация прошла долгий и нелегкий путь. Развитие фармацевтического образования сегодня – это вопрос государственной важности. Как использовать позитивный опыт прошлых лет, но не повторить ошибки наших предшественников?

Этапы развития фармации и фармобразования

1-й этап В 1673 г. по указу царя Алексея Михайловича в новом Гостином дворе была открыта «Новая аптека». Она оказывала лекарственную помощь царю и его приближенным, а также изготавливала лекарства для нужд армии. Создание производственных аптечных организаций приблизило фармацевтической помощь к населению.

В XVIII–XIX вв. аптеки появляются уже повсеместно, определяются нормы их открытия и функционирования, формулируются требования к фармацевтическим работникам, разрабатывается система соответствующего образования. Основным путем получения фармацевтического образования признана созданная в средние века система ученичества. Впоследствии были приняты программы сдачи экзаменов на звание аптекарского ученика, аптекарского помощника, провизора, магистра. На съездах фармацевтов широко обсуждались требования к знаниям аптекарских помощников и провизоров, повсеместно признавалась необходимость системного фундаментального химико-биологического образования [1].

В конце XIX – начале XX вв. в Российском государстве искусственно сдерживается развитие фармпромышленности. В 1898 г. были приняты новые правила организации фармацевтического производства: разрешено производство сложных фармацевтических препаратов в лабораториях, на фабриках и особых отделениях при химических заводах. В то же время ограничивается ассортимент выпускаемых ЛС: запрещено выпускать таблетированные формы, ампулированные препараты, синтетические лекарства. Список сложных фармацевтических препаратов был утвержден 27 августа 1899 г. и в него вошли лишь 5 товарных групп ЛС: Aceta, Emplastra, Extracta, Tincturae, Vina. Открывать химические предприятия разрешалось только магистрам фармации, подготовка же кадров производилась через систему ученичества [2].

Ориентация фармобразования практически только на аптеку принесла горькие плоды в период Первой мировой войны. В отсутствие собственной развитой фармацевтической промышленности медикаментов катастрофически не хватало. Это вызвало беспрецедентный рост цен в 1914–1917 гг. – от 40 до 1900%. А отсутствие системы контрольно-аналитических лабораторий привело к росту закупок и производства недоброкачественных препаратов [3]. Решение правительства в 1915 г. об открытии фармацевтических отделений при физико-математических факультетах для подготовки инженеров-технологов фармацевтических производств было принято слишком поздно.

2-й этап В 20–30-е гг. ХХ в. были оценены ошибки прошедшего периода и сформулированы новые задачи нового государства:

  • создание собственной фармацевтической промышленности;

  • открытие современных аптечных организаций в городе и на селе;

  • создание контрольно-аналитических лабораторий и медторгов (аптечных складов).

В стране создается совершенно новая многоуровневая система фармобразования, включающая курсы повышения квалификации, фармтехникумы и вузы.

В 1923 г. Государственным ученым советом утвержден Нормальный учебный план фармацевтических высших учебных заведений [4]. Он соответствовал концепции фундаментального образования фармацевтического специалиста. Четко прослеживалась задача подготовки специалиста для фармацевтической промышленности, в учебный план были включены предметы технологического цикла: аппаратура фармацевтического производства, технология фармацевтических препаратов, микробиология (в рамках этого предмета изучалось изготовления сывороток и вакцин).

Следующий учебный план (1930 г.) увеличил число предметов, необходимых для работы на предприятиях фармацевтической промышленности. Вводились теоретическая и прикладная механика, химическая аппаратура, заводское оборудование, техническое черчение [5].

В 1935 г. Московская научно-фармацевтическая ассоциация, обсуждая проблемы объединения медицинских и фармацевтических техникумов, сформулировала отличия медицинского и фармацевтического образования: «медицинское – основной характер биологический, фармацевтическое – индустриально-технический».

На этой же конференции определены специальности подготовки провизоров [6]:

  1. Химик-фармацевт.

  2. Галеник-производственик.

  3. Фармакогнозия.

Специализация студентов начиналась с 4-го курса после освоения базового цикла предметов. Большинство выпускников фармацевтических вузов работали по распределению на фармацевтических заводах, выпускники фарматехникумов – в аптеках. Однако нехватка квалифицированных кадров в стране привела к тому, что студенты старших курсов фармвузов проходили практику и далее работали в областях, отдаленно связанных с фармацией: курортная химия, фотохимикале, очистка промышленных и сточных вод; лимнология (режим водоемов и озер) и др. [5].

Необходимыми для фармацевтической практики были специалисты-инспекторы, осуществлявшие контроль деятельности аптечных организаций. Их подготовка проводилась на последипломной уровне путем привлечения рядовых фармработников к контролю за деятельностью аптек, проведению анализа направлений их деятельности и выявлению направлений, требующих улучшения [7].

3-й период В 1992 г. всем аптечным учреждениям были предоставлены права юридических лиц с открытием расчетных счетов. Всесоюзное ПО «Фармация» было реорганизовано в российское импортно-экспортное объединение «Фармимэкс». В течение 1992 г. большинство крупных аптечных учреждений, все склады, местные фармпроизводства стали самостоятельными субъектами хозяйствования. Уже к середине 90-х гг. XX в. появилось значительное количество частных, как розничных, так и оптовых компаний. Начался этап укрупнения компаний, внедрения новых схем продвижения товара, освоения рынка и т. п. Появились крупные региональные и национальные оптовые и розничные компании.

А что сегодня?

Сейчас фармация – сложный комплекс организаций, связанных с производством фармтоваров, анализом их качества, реализацией их населению и медицинским организациям. Особенность современного периода заключается в отсутствии государственной доктрины развития фармации, а соответственно отсутствует и государственная доктрина развития фармобразования.

Настоящий период крайне похож на период начала 20-х гг. прошлого века, когда в стране формировалось множество концепций в отношении фармации: от подтверждения ее значимой роли до отрицания необходимости фармацевтического образования. Подтверждение этому – создание целой череды государственных образовательных стандартов. Однако все они не решают главных задач, определяющих перспективы развития отрасли:

  1. Создание перечня фармацевтических специальностей.

  2. Своевременный учет требований и нужд фармацевтического рынка и работодателей.

На форумах различного уровня обсуждались и предлагались варианты фармацевтических специальностей: аптечный фармацевт (провизор), галеновый фармацевт (провизор), менеджер и т. д.

Реалии таковы, что каждая из названных специальностей подразумевает необходимость подготовки специалистов для отдельных видов организаций. Так специальность «аптечный фармацевт» подразумевает углубленную подготовку специалиста для работы в аптеке готовых лекарственных форм, в производственной и больничной аптеках. Соответственно, в больничной аптеке нужны не только специалисты-аналитики и специалисты-технологи, но и специалисты по закупкам.

Такая же ситуация проявляется при подготовке специалистов для оптовых организаций.

Еще одно требование современного фармацевтического рынка – наличие у выпускника знаний комплекса маркетинга, навыков анализа и прогнозирования, навыков принятия управленческих решений. Аптечный специалист должен владеть также навыками аптечного дизайна, что подразумевает проведение ABC/XYZ-анализа, составление планограмм аптечных витрин и отслеживание эффективности витринных композиций.

Укрупнение фармацевтических организаций вызвало появление новой специальности – специалист отдела управления персоналом. В его задачи входит организация последипломного обучения персонала, разработка систем аттестации специалистов, методов мотивации специалистов; создание внутрифирменных стандартов, моделей деятельности специалистов организации. И это далеко не весь перечень новых направлений деятельности.

Вечный вопрос – что делать?

Как сделать возможным подготовку студентов по данным направлениям? Вспомним положительный опыт взаимодействия фармотделения Пермского университета с работодателями в 20-е гг. ХХ в.: товариществом оптовой торговли медикаментами «Медфармснаб» губернского здравотдела и созданным на его основе в1924 г. Уральским государственным акционерным обществом по торговле медицинским имуществом «Уралмедторг». Общество объединило и приняло на себя руководство всеми частными аптечными заведениями. «Уралмедторг» открывал новые аптеки, склады, фабрики, организовывал последипломное повышение квалификации сотрудников.

Подобная активная деятельность требовала постоянного притока квалифицированных кадров, причем подготовленных для работы на определенных рабочих местах. Поэтому «Уралмедторг» стал тесно сотрудничать с фармацевтическим отделением Пермского университета: с первокурсниками заключались договоры о работе после окончания вуза в организациях «Уралмедторга». Студенты, заключившие договор, получали стипендию от предприятия, проходили все виды практики на конкретных рабочих местах. В результате подразделения «Уралмедторга» получали специалиста знакомого с организацией, ее целями и задачами, коллективом и конкретными должностными обязанностями. Сотрудничество с работодателями было настолько тесным, что в 1923 г., идя навстречу просьбам об увеличении выпуска аналитиков для аптек и аналитических лабораторий складов, расположенных на Урале, фармацевтическое отделение не только переработало учебный план, но и изменило свое название на химико-фармацевтическое.

Не менее важную задачу создания перечня фармспециальностей можно решить, опираясь на существующие ФГОС. Федеральный ГОС ВПО по специальности 060301 «фармация» дает возможность вузу ввести дисциплины по выбору, расширяющие подготовку провизора. Дисциплина по выбору направлена на расширение или углубление знаний, определяемых содержанием базовых дисциплин. При поступлении определенного заказа от государства или работодателей вуз вполне может выстроить цепочку из дисциплин по выбору на различных кафедрах от первого по последнего курса, создавая, таким образом, параллельный базовомуцеленаправленный процесс дополнительного образования.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль