Нужны ли аптеке незаменимые сотрудники

211

Можно ли стать незаменимым сотрудником – тем человеком, при увольнении которого руководство будет просить его остаться на любых условиях? Или же незаменимый человек в компании – не более чем миф? Ответ на этот вопрос вы узнаете, прочитав статью.

Незаменимый или эффективный?

“Золотое” и главное правило звучит на первый взгляд необычно: не надо стремиться стать для компании незаменимым. Теоретически сделать это возможно, но практически все собственники стараются избегать или избавляться от таких людей.

“Если в компании есть незаменимые сотрудники, это настоящая беда для собственника и его бизнеса. Потому что как только в компании возникает незаменимый сотрудник, у него тут же возникает возможность манипулировать и ставить какие-то условия, например, повышение зарплаты, создание индивидуальных условий работы, особого графика и т. д.”, – говорит психолог, бизнес-консультант Светлана Булгакова. Компания в этом случае сильно рискует, и собственник сто раз подумает, продолжать ли ему работу с таким человеком. Любой грамотный собственник или топ-менеджер постарается построить систему таким образом, чтобы исключить возможность возникновения незаменимого сотрудника.

Как стать незаменимым?

В каких случаях вы можете все-таки стать тем самым незаменимым сотрудником? Например, сотрудник является носителем пароля, после набора которого система контроля перестает работать. Конечно же, руководство компании понимает: когда один человек является держателем эксклюзивной информации, это негативно скажется на компании. Ведь в этом случае он становится хозяином положения. Кому это может понравиться? Или же можно замкнуть на себя максимальное количество контактов, взять на себя ответственность таким образом, чтобы на этом поле больше не было конкурентов. Или еще один путь к незаменимости – стать настолько необходимым начальнику, выполнять за него работу, дать возможность руководителю отдыхать в то время, как ты за него работаешь.

Собственники и управленцы боятся растить в компании незаменимых людей. Как только они почувствуют, что на каком-то этапе работы возникает опасность ухода того или иного незаменимого сотрудника, что повлечет за собой проблемы, они тут же начнут искать ему замену. А наиболее дальновидные и опытные работодатели всегда имеют хорошо подготовленный тыл – кадровый резерв. И если считающий себя незаменимым сотрудник уйдет, на его место тут же встанет другой человек, который сможет заменить предшественника без ущерба для деятельности компании.

Если в руках одного сотрудника сконцентрирована масса функций замкнутого типа, он может стать незаменимым. Например, в аптечной компании это бренд-менеджер, который занимается поставками, знает клиентов, отлично знает товар – такой специалист, уйдя из компании, забирает себе контакты с поставщиками, с клиентами, внутренние знания. Компания переносит уход такого человека весьма болезненно – могут быть серьезные последствия, в частности потеря рыночных позиций. Поэтому компании с этим борются: разбивают функционал, чтобы не было замкнутых циклов, чтобы каждый занимался своей частью работы. Один сотрудник работает с поставщиками, другой – только с клиентами. Таким образом предприниматели страхуют себя от потерь при уходе многофункционального сотрудника.

Иногда между начальником и подчиненным существует сговор: подчиненный предлагает, а начальник принимает. “Когда подчиненный делает работу за своего начальника – это плохо для любой компании. Организация не заинтересована в таких отношениях, – отмечает Светлана Булгакова. – Она заинтересована, чтобы сотрудник был самостоятельной единицей, не находился в личной зависимости от другого сотрудника”. Компания не заинтересована в том, чтобы сотрудник захватывал определенное поле влияния и не пускал туда конкурентов, поэтому важно учиться делегировать полномочия. Суть любой соцсистемы и состоит в том, что каждая единица важна, но она должна быть заменяема. Устойчивая система характеризуется возможностью мобильно и гибко реагировать на изменения во внутренней или внешней среде.

Поэтому каждый сотрудник должен быть в той или иной степени заменяемым. Не надо стремиться занять все ниши. Другое дело, что каждый сотрудник приносит какие-то свои особенности, о которых вспоминают, когда он уходит.

Некоторые незаменимые сотрудники через некоторое время начинают чувствовать себя “звездами” и выпрашивать себе бонусы.

Как измерить эффективность?

Большинство экспертов считает, что незаменимых сотрудников в плане профессиональных и личностных качеств нет. Это не более чем миф, потому как сотрудников всегда можно поменять. И сам сотрудник всегда может поменять работодателя. Другое дело, что работодатель (также, как и новый сотрудник) может быть по каким-то параметрам лучше, а по каким-то – хуже. Но найти нового работодателя всегда можно, а работодатель (особенно честный и порядочный) никогда не останется без сотрудников. “Любого сотрудника можно заменить, научить, подстроить под себя, – говорит директор по кадрам и инновациям аптеки “Мило” Сергей Носов. – Чтобы стать эффективным, ценным сотрудником для своего работодателя, надо постоянно повышать свои личностные качества и профессиональные характеристики. Когда каждый человек находится на своем месте, является звеном одной цепочки – тогда получается высокоэффективная команда. И если звено этой цепочки убрать – найти ему замену действительно будет сложно”.

Чтобы стать ценным и эффективным, вы сами должны быть заинтересованы в своем личностном и профессиональном развитии.

“Оценить эффективность человека можно лишь по результату. Если есть результат, который можно оцифровать, увидеть, пощупать, в зависимости от сферы деятельности – значит сотрудник эффективен, – комментирует Сергей Носов. – У первостольников – это продажи и минимум конфликтов с клиентами”. Этот результат должен устраивать руководителя по скорости выполнения, по качеству, по объему выполнения задач.

Как стать эффективным сотрудником?

Первое и самое главное – желание быть ценным, эффективным сотрудником.

Второе – для этого надо постоянно учиться самому, развивая свои профессиональные и личностные качества (исполнительность, ответственность, в некоторых случаях необходимо развивать в себе лидерские качества).

Надо впитывать информацию, которую дают более опытные коллеги, поскольку обучение – это инструмент для достижения поставленных задач. “Если первостольник хорошо отучился во внутреннем учебном центре, выучил сервис-диалог, у него всегда улыбка на лице при обслуживании, соответственно, через неделю-две его все равно заметят. Даже покупатель может рассказать заведующей аптекой, что ее сотрудник замечательно обслуживает, всегда улыбается, выполняет все алгоритмы работы, при необходимости готов помочь”, – приводит пример Сергей Носов.

Главное – открытый диалог

Каждый эффективный сотрудник – это, прежде всего, человек на своем месте: ему там комфортно и интересно работать. Он исполняет свои обязанности максимально хорошо, качественно, быстро – ровно так, как требует внутренняя инструкция. Компания пишет внутренние правила, исходя из того, чтобы как можно быстрее, кратчайшим путем получить наиболее выгодный результат. Но эти правила и инструкции касаются, прежде всего, линейного персонала. Для руководителя нужен большой багаж профессиональных и личностных знаний, опыт работы, умение учиться у коллег по рынку (в т. ч. и у конкурентов), умение принимать быстрые решения. И что важно – нести за них ответственность. “Стать хорошим управленцем можно только в том случае, если готов нести ответственность за свои решения. Мы не роботы и можем ошибаться. Если ошибся или же не донес подобающим образом информацию до исполнителей – будь добр отвечай за это”, – говорит Светлана Булгакова. Если у человека нет желания профессионально или карьерно расти, то тянуть его смысла нет. Если у него есть желание, но не хватает знаний, эти знания можно дать. Если есть желания и знания, но что-то не получается, нужно выявить причину на том этапе, где происходят сбои, и устранить ее. Если есть все условия, но у сотрудника не получается быть результативным, то причину надо искать глубже. Но будет ли заниматься этим работодатель?

Резюмируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что компании гораздо интереснее, когда сотрудник ценный, максимально эффективный – с таким очень тяжело прощаться, но это переживаемо.

Чтобы стать таким, человеку необходимо брать на себя максимум ответственности, проявлять инициативу и выполнять не только те задачи, которые ставит руководство, но и выходить с новыми идеями для бизнеса. Выполняя эти правила, сотрудник очень быстро станет ценным для компании. Он будет максимально вовлечен в бизнес и будет находиться на грани незаменимости. Это уже зависит от самого человека: насколько он влился в коллектив и понял систему бизнеса, сколько взял на себя задач и как часто проявлял инициативу. Среди личных качеств такого сотрудника высокая самоотдача, желание быть максимально полезным как для компании в целом, так и для сотрудников внутри компании. Следует учиться брать на себя более сложные задачи.

Еще оно важное качество: надежность. Некоторые сотрудники готовы на коротких дистанциях проявить максимальную инициативу, но у руководства нет ощущения, что этот сотрудник останется в компании надолго. Тогда появляется подозрение, что накопленный опыт он потом перенесет в другую компанию.

Компания не будет вкладываться в человека, инвестировать, доверять сложные задачи сотруднику, в котором нет уверенности. Есть риск, что ты развиваешь этого сотрудника для конкурента. Поэтому так важно уметь вписываться, вливаться в корпоративную культуру, разделять одни и те же ценности.

Подготовила Марина Сипатова



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Интервью

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016 году

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016г.

Татьяна Семенова журналу «Экономика ЛПУ». Главные темы беседы – аккредитация медицинских работников и допуск медиков к осуществлению профессиональной деятельности.


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль