Как фармацевту вести себя в первый рабочий день

157

Первая работа – дело во всех отношениях волнительное. Как сделать так, чтобы вам было уютно, впечатление о вас сложилось правильное и чтобы вас радостно оставили после испытательного срока? Кстати, наши советы пригодятся и специалистам со стажем при устройстве на новую работу.

Очевидно, что теоретических знаний, которые мы получаем в стенах университетов и училищ, недостаточно для работы в реальных «боевых» условиях живых человеческих и профессиональных отношений.

Первый день на работе – не первый в жизни

Прежде всего, стоит сосредоточиться на том, что вы уже умеете. Зная свои сильные стороны, не бойтесь их показать. Какое-то время вам точно придется учиться чему-то новому. Умение делать это наверняка расположит к вам вышестоящих сотрудников. Вот несколько простых правил:

  • будьте внимательны к тому, что происходит вокруг. Многому можно научиться, не задавая вопросов;

  • старайтесь запомнить (и даже записать!) все, что вам говорят о рабочем процессе;

  • не бойтесь показать, что чего-то не знаете: задавайте вопросы и уточняйте, если что-то непонятно.

Вообще, умение спрашивать и запоминать пригодится не только в выполнении непосредственных обязанностей, но и в общении с коллективом. Интерес к людям и способность быстро запомнить их имена может благотворно повлиять на отношения с коллегами даже в самые первые дни.

Кроме ответов на вопросы, может понадобиться конкретная практическая помощь: о ней тоже можно и нужно просить прямо. Будьте готовы оказывать взаимную поддержку коллегам, это тоже поможет вам быстрее влиться в коллектив.

Работа – не только дело, но и отношения

Пожалуй, чтобы почувствовать себя уютно на новом месте, очень важно ощутить себя частью коллектива.

Есть 3 кита, на которые можно опереться первое время:

  1. Дружелюбие. Старайтесь улыбаться, быть вежливым и приветливым.

  2. Искренность. Важно, чтобы улыбка была не натянутой, а честной; ваше волнение будет наверняка понятно коллегам.

  3. Открытость. Не стоит рассказывать о себе сразу все, но умение поделиться чем-то важным вполне может вызвать взаимное доверие.

Всегда сложно входить в коллектив, который уже устоялся. Не воспринимайте первичное отчуждение людей как нечто личное. Им ведь тоже нужно привыкнуть к вам. И при этом мотивации к сближению у них меньше, т. к. связи уже налажены, и роли расставлены.

Кроме того, помните, что пословица «Встречают по одежке…» относится не только к вам, но и к тому, как вы сами воспринимаете новых людей. Старайтесь находить что-то похожее на вас или ваших близких в тех, с кем познакомитесь на работе: это поможет относиться к ним с большим теплом.

Ваше положение в коллективе отличается не только тем, что вы – новенький, но и тем, что вы еще можете посмотреть на многое со стороны. Пока вы не погрузились в привычную рутину, как коллеги, сможете заметить многие огрехи в работе. Постарайтесь запомнить их, но не озвучивайте сразу. Дайте себе время осмотреться и воздержитесь от негативных оценок. Возможно, то, что на первый взгляд кажется ошибкой, – вынужденная мера, выработанная за годы практики. Не торопитесь ставить профессионализм коллег под сомнение.

Помните, что придет и ваше время. В том смысле, что когда адаптируетесь и коллектив вас примет, ваше мнение будет звучать уместно и весомо. Тогда-то и сможете высказать конструктивную критику.

Формальная сторона вопроса

Начальство будет вас оценивать, в первую очередь, по тому, как вы относитесь к работе. Что может быть важным в этой ситуации:

  • Проявляйте интерес к работе, будьте активны. Пусть ваши профессиональные возможности пока меньше, чем у других, но они точно есть – используйте их, практикуйтесь.

  • Будьте пунктуальны. Опоздания точно не сыграют вам на руку.

  • Уважайте чужое мнение. Будьте терпеливы и внимательны. Старайтесь слышать то, что вам говорят.

  • Пробуйте делать новое. Признавайте свои сомнения и страхи, но все равно пробуйте – иначе это навсегда останется для вас в новинку. Ваше обучение, на самом деле, только начинается.

  • Самое главное, чем можно себя обезопасить, – выясните, как вас будут оценивать в течение испытательного срока. Необходимо четко согласовать с начальником ваши права и обязанности. Чтобы не получилось, что от вас ждали того, чего вы с самого начала не собирались делать.

  • Попросите руководителя рассказать, как распределены обязанности в коллективе: кому непосредственно вы подчиняетесь, к кому можете обращаться за советом и т. д. А в момент, когда вас будут представлять будущим коллегам, будьте готовы сказать пару приветственных слов тем, с кем, возможно, проведете несколько ближайших лет.

Не забывайте о себе

Процесс адаптации на работе, конечно, очень важен. Но не теряйте себя, ныряя в это дело с головой:

  • Рассчитывайте свои силы. Не забывайте отдыхать. Не мудрено увлечься, когда наконец-то появилась возможность проявить себя. Уделяйте внимание и другим сферам жизни, не забывайте про семью и друзей, не забрасывайте увлечения.

  • Будьте внимательны к тому, что с вами происходит. Многие свои эмоции придется сдерживать. Но это совсем не значит, что вы сами должны перестать себя слышать. Отдавайте должное тому, что вы можете бояться, злиться, чувствовать себя глупо.

  • Будьте осторожны, когда услышите критику в свой адрес. Вполне вероятно, что замечаний в первое время будет много. В разных вариантах: мимолетные подсказки, инструкции, советы по поводу конкретных ситуаций. Это, с одной стороны, – «монетки» в вашу копилку знаний, а с другой, – то, что может задевать. Берегите себя, вы сейчас в стрессовой ситуации. Запишите и перечитайте то, что особенно задевает, через месяц – другой.

  • Учитесь мягко отстаивать свои границы. Когда вы откликаетесь на просьбы коллег, это хороший вклад в отношения. Но помните, что важно не перестараться. Вы – новичок, но это не значит, что у вас слишком много времени или сил. Учитесь слушать себя и говорить спокойное и твердое «нет», когда не готовы помочь с чужой работой.

  • Цените себя как специалиста, несмотря на отсутствие практического опыта. Иногда мы забываем, что испытательный срок придуман не только для начальника, но и для работника. Если что-то вас всерьез не устраивает, уделите пристальное внимание своим сомнениям. Возможно, это не вас не примут, а вы будете не готовы продолжить. У вас еще море возможностей.

  • В целом, наверное, основной совет при устройстве на первую или новую работу – не торопитесь. Помните, что ощущение дискомфорта естественно и неизбежно. Дайте себе время осмотреться, понять, какие тут правила, что за люди теперь вас окружают. Возможно, вам захочется в первый же день все расставить по местам. На самом деле таких дней впереди еще довольно много. Позвольте себе двигаться в своем ритме.

«Получив диплом и не имея за плечами опыта работы, я пришла устраиваться в крупную аптечную сеть. В первый день мне все показали, объяснили, поставили в смену. Конечно, знания, полученные в стенах университета, заметно отличаются от практики, когда ты один на один с покупателем и с лекарственными препаратами. Я чувствовала себя неуверенно, а коллеги шептались за спиной. Видя, что я не обращаю внимания на эти разговоры, заведующая вообще перестала интересоваться моим мнением по любым вопросам, коллектив прозвал меня белой вороной. Чуть что (заболел кто, или еще какое несчастье приключилось с кем-то из сотрудников), на работу вызывали меня, во все подработках – я! Стоило отказаться, как начинали сыпаться обвинения: ты и «плохая», и «наплевать тебе на всех», «ты должна быть в коллективе»! Проработав в такой обстановке 5 лет, потеряв уверенность в себе и приобретя комплексы, я решила поговорить с директором. Каково же было мое удивление, когда вместо разговора она просто указала на все мои недостатки повышенным тоном и сказала: «Не нравится – увольняйся». Мне просто не повезло с коллективом или я что-то делала не так?».

Марина Егораева, провизор

Комментарий психолога:

Судя по тому, что описывает Марина, она попала в действительно неприятную и сложную ситуацию. Кроме того, срок в 5 лет уже никак нельзя назвать испытательным. Удивительно, как много терпения проявила Марина к своим коллегам и начальству!

Сложно сказать, как воспринимали сложившееся положение дел остальные, поэтому попробуем представить, какие шаги могла предпринять она сама. С одной стороны, в письме четко описано, как развивалась ситуация, из чего можно судить, что Марина была внимательна к своим и чужим действиям. Но неуверенность долго удерживала ее от попыток решить проблему: она как будто ждала, что «более опытные и мудрые» коллеги помогут ей. И только когда стало уже совсем невыносимо – озвучила свои претензии.

Очень важно ценить свое время и уважать себя как личность и работника. Не стоит терпеть, разрушая свою самооценку и, вполне вероятно, здоровье. Разговор, который состоялся по прошествии 5-ти лет, был бы уместен максимум через пару месяцев работы. Как будто своим молчанием Марина поддерживала эту «игру» в перешептывание за спиной.

Понятно желание и, скорее даже, ожидание Марины, что начальница могла бы сама повлиять на своих подчиненных и добиться справедливости. Но, к сожалению, порой человек не соответствуют своей должности, да и перекладывать ответственность за свое состояние на других – проигрышная стратегия. Особенно, если на самом деле ваши ожидания совершенно не опираются на реальность. Как будто, несмотря на осознание проблемы, Марина не могла в это поверить. Пока не услышала от начальницы ее позицию, выраженную достаточно грубо.

Основное, чем мы можем помочь себе в таких ситуациях, – это помнить, что отношения на работе часто определяются вовсе не профессиональным уровнем, а умением эти отношения строить выгодным для себя образом. А значит, новичок вовсе не самый слабый. Не давайте себя в обиду – это ваше умение обязательно вызовет уважение коллег.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль