Управление компетенциями как основной инструмент формирования команды эффективного аптечного предприятия

321

Высокий уровень развития ключевых профессиональных компетенций сотрудников аптеки формирует лояльность покупателей и создает аптечному предприятию устойчивое конкурентное преимущество вне зависимости от рыночного позиционирования и стратегии его развития. Управление компетенциями – эффективный инструмент формирования команды аптечного предприятия, считает автор статьи.

Поддержание и развитие у сотрудников нужных компетенций достигается комплексом мероприятий, осуществление которых возможно при использовании аптечным предприятием метода управления по компетенциям – особого подхода к управлению персоналом. Управление компетенциями позволяет сотрудникам компании накапливать знания, приобретать умения, опыт, навыки, формировать систему отношений и ценностей, взглядов и принципов (знаний), которые направлены на профессиональное выполнение работы (1).

Управление компетенциями представляет собой процесс сравнения потребности компании в нужных кадрах с имеющимися трудовыми ресурсами и приведение имеющихся ресурсов к нужным требованиям. Результатом такого сравнения становятся управленческие решения о найме, обучении и развитии персонала, вознаграждении, ротации, замене сотрудников (1, 2).

Процесс управления компетенциями включает:

  • выявление и описание компетенций, необходимых для успешного развития компании и формирования ее устойчивых конкурентных преимуществ;

  • построение модели компетенций по должностям;

  • создание профилей компетенций;

  • анализ и действия, направленные на формирование нужных компетенций (3).

Внедрение метода управления по компетенциям позволяет аптечному предприятию сформировать прозрачные единые требования к сотрудникам аптеки по должностям и, руководствуясь этими требованиями:

  • осуществлять подбор персонала (проводя собеседование с кандидатом, его нужно оценивать по компетенциям, установленным для его должности, а не в терминах «нравится или не нравится»);

  • проводить оценку персонала (в процессе аттестации единые требования используются, как идеальная основа – план, с которым сравнивают «факт»);

  • сформировать релевантный план обучения и развития сотрудника («точечное» обучение под конкретные задачи потребует меньших затрат, чем глобальное обучение всему);

  • устанавливать критерии оценки работы персонала, его ответственности за личный результат работы;

  • разрабатывать и совершенствовать систему мотивации персонала;

  • повышать эффективность работы HR-подразделения и снижать издержки при подборе и адаптации персонала за счет формирования четких требований к соискателям (1, 3).

Построение модели компетенций

Компетенция (от лат. сompeto – соответствую) – это комплекс требуемых качеств работника (профессиональных и личных), которые он проявляет в реальной практической деятельности для успешного достижения поставленных целей в конкретных условиях. Компетенции описывают поведение сотрудника в разных рабочих ситуациях и являются поведенческими индикаторами (6). Модель компетенций – это набор компетенций, необходимых для успешного выполнения данной работы в данной организации, относительно которого можно рассматривать и оценивать работу сотрудника (7). Модель компетенций отвечает на вопрос «Какими должны быть сотрудники, чтобы компания получила запланированный результат?». Она позволяет создать четкое понимание, какие люди нужны компании на каждой из функциональных ролей, как выяснить, соответствует ли конкретный человек этим требованиям или нет, а также можно ли развить его до требуемого уровня, как конкретно это сделать.

Задачей любой модели компетенций является стандартизация. Поэтому она содержит детальное описание стандартов поведения занимающих конкретную должность сотрудников, которые ведут к достижению целей компании.

Модель включает в себя самые разные знания, умения, навыки и индивидуально-личностные характеристики, которые описываются в форме индикаторов поведения (6, 7, 8). Модель компетенций по своей сути – это ось, вокруг которой строится вся система управления персоналом компании. Современные модели компетенций в соответствии с корпоративной культурой компании задают такую систему координат, которая:

  • позволяет проводить качественный подбор персонала;

  • выстраивать релевантную программу обучения персонала;

  • проводить оценку персонала;

  • создавать эффективную мотивационную программу и обеспечивать грейдирование персонала;

  • формировать кадровый резерв (15).

При создании модели компетенций сотрудников аптеки каждая организация по каждой должности описывает базовые, функциональные и ролевые компетенции, которые отражают цели и задачи компании на текущий момент времени.

Базовые компетенции – это стандарты поведения сотрудника в компании (установки данной компании), необходимые ей для успешного развития и конкурентоспособности. Они, как четкие ориентиры, помогают новым сотрудникам выбрать правильную линию поведения, а сотрудникам со стажем – оставаться в нужном русле. Сотруднику, который не всегда демонстрирует ожидаемое поведение, с помощью модели компетенций можно легко указать, чем его поведение отличается от ожидаемого и на что ему следует обратить внимание.

Функциональные или профессиональные компетенции – это необходимые требования компании к каждой должности, в основе которых лежит набор функций и действий, выполняемых сотрудником на рабочем месте для достижения целей и задач компании. Оценивают эти компетенции посредством профессиональной аттестации на уровне каждой компании.

Ролевые компетенции – это управленческие навыки и личностные качества, необходимые для достижения успеха. Ролевые компетенции, как правило, отражают стратегическое направление развития бизнеса или рыночное позиционирование компании на определенном отрезке времени, поэтому наиболее изменчивы (6, 7, 15).

Эффективная модель компетенций содержит не более 12 компетенций и включает в себя следующие элементы:

  • кластеры компетенций – наборы тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке);

  • сами компетенции;

  • уровни компетенций;

  • индикаторы поведения.

Модель компетенций индивидуальна для каждой организации, поэтому две компетенции с одинаковыми названиями в разных компаниях могут существенно различаться.

Поведенческие индикаторы компетенций различаются по интенсивности и широте проявлений, образуя шкалу измерения. Уровни компетенций должны описывать реальное поведение сотрудников на практике. Чаще всего компетенции подразделяют на 2–5 уровней. Уровни должны иметь действительную разницу между собой и не должны сливаться в описании. Каждая организация принимает свое решение по установлению минимального и максимального уровня по шкале компетенций (7, 8, 15).

Стандартной модели компетенций не существует! Каждая организация разрабатывает собственную оригинальную модель компетенций, а не пользуется готовыми моделями. Но следует отметить, что есть готовые компетенции, которые востребованы бизнесом и рыночной ситуацией, создают компании устойчивое конкурентное преимущество, являются инструментами в достижении целей и решении задач любого аптечного предприятия, независимо от его особенностей и рыночного позиционирования. Для специалиста аптеки это такие профессиональные компетенции как ориентация на покупателя, фармацевтическое консультирование и ориентация на результат.

Для развития этих ключевых компетенций специалист современной аптеки должен:

  • знать свойства товара, особенности ассортимента своей аптеки, особенности покупательского поведения, способы повышения товарооборота;

  • уметь прояснять и удовлетворять потребность покупателя, работать с инструментами повышения товарооборота и прибыльности аптеки;

  • владеть стандартами обслуживания покупателей и техникой продаж.

Ключевых бизнес компетенций заведующего аптекой – это владение основами и методами розничной торговли, и ориентация на результат. Кроме того, являясь руководителем и наставником своих сотрудников, заведующий аптекой должен обладать ключевыми профессиональными компетенциями специалиста аптеки, а также набором основных компетенций руководителя.

Для формирования и развития этих компетенция, заведующий аптекой должен:

  1. Знать основы розничной торговли, способы увеличения товарооборота и формирующих его показателей, свойства товара и особенности реализации аптечного товара, особенности покупательского поведения.

  2. Уметь использовать инструменты влияния на средний чек и количество клиентов (доппродажи, локальные акции, мерчендайзинг и др.), инструменты конкурентного ценообразования, работать с ассортиментной матрицей, прояснять и удовлетворять потребность покупателя, работать с документами и отчетами.

  3. Владеть технологиями розничных продаж и результативного управления, техникой продаж и стандартами обслуживания покупателей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль