Профессиональные ожидания и карьерные планы выпускников фармацевтического факультета

333

На кадровой сессии Всероссийской конференции «Аптечная сеть России» д-р фарм. наук, зав кафедрой УЭФ и МФТ Волгоградского государственного медицинского университета Л.М. Ганичева рассказала об исследованиях, касающихся профессиональных ожиданий и карьерных планов выпускников фармацевтического факультета

В самом начале своего выступления Л.М. Ганичева привела очень интересные цифры и факты, во многом объясняющие кадровую ситуацию в отрасли.

Почему будущее провизоры выбирают именно эту профессию?

Прежде чем спрашивать студентов о их планах по завершении обучения, исследователи выяснили, почему они приходят в фармацевтические вузы.

Согласно полученным данным, выбор фармацевтического факультета обусловлен:

  • советом родных и друзей в 52% случаев (в т. ч. семейными традициями – в 10%);

  • интересом к медицине – в 46%, из них около 30% говорили о приверженности к химии и биологии;

  • около 2% респондентов назвали другие причины.

В ходе обучения представления о профессии у 42% будущих фармспециалистов изменились к лучшему, у 20% – к худшему, не изменились – у 38%.

После окончания университета работать планируют:

  • в аптеках – 56%;

  • в оптовых организациях и в качестве медицинских представителей –28%;

  • в медицинских организациях – 4%;

  • в научной сфере – 4,5%;

  • вне фармацевтической деятельности – 7,5%.

То есть более 90% выпускников связывают свою дальнейшую жизнь и карьеру с фармацевтической деятельностью.

Где хотят работать выпускники?

Территориально место работы выпускники желают получить:

  • в Волгограде – 64% (напомним: исследования проводились в этом городе);

  • в Волгоградской области – 12%;

  • в Санкт-Петербурге и Москве – 18%;

  • в других областных центрах ЮФО – 6%.

«То, что только 12% выпускников согласны работать в сельской местности – проблема, некому работать в отдаленных уголках области. Сейчас городское население составляет около 75%, но мы не должны забывать и о тех 25% населения, которое проживает на селе» – комментирует Людмила Михайловна.

Распределение предпочтений по форме собственности организации выглядело так:

  • планируют собственный бизнес 4% респондентов;

  • статус индивидуального предпринимателя прельщает 8%;

  • в государственных и муниципальных аптечных предприятиях стремятся работать 20% (после практики эта цифра увеличивается до 38%);

  • в частных сетевых аптеках – 68%.

  • Выпускников мотивирует (ожидания):

  • возможность общения с посетителями – 6%

  • возможность профессионального роста – 42%

  • высокий уровень заработной платы – 48%;

  • другие причины назвали 4 % респондентов.

Совсем небольшое количество выпускников (6%) возможность общения с посетителями считают для себя необходимым компонентом профессии. Это настораживает.

Источники информации о профессиональных особенностях занятости провизора черпают:

  • из данных литературы и по собственным умозаключениям – 4%;

  • во время занятий в студенческом научном обществе – 12%;

  • от выпускников прошлых лет – 18%;

  • от практических работников во время практики – 66% респондентов.

«Таким образом, 2/3 выпускников начинают понимать особенности своей профессии только на практике. Поэтому от того, как мы организуем этот процесс, как мы будем общаться со студентами, чему их научим, зависит очень многое, в том числе и первое впечатление о будущей карьере. Отрадно, что научный кружок для многих имеет значение, и выпускники прошлых лет активно информируют студентов о профессии» – комментирует Л.М. Ганичева.

Одновременно очень настораживает информация об отношении к работе в аптеке: до практики треть студентов считает, что их основная деятельность связана с отпуском лекарственных препаратов, а после практики количество таких студентов снизилось вдвое (15%). В процессе прохождения практики представления о работе меняются кардинально.

До практики медицинскими представителями собирались стать 28%, после нее – только 20%.

Количество тех, кто собирался быть провизорами-аналитиками и провизорами-технологами, после практики увеличилось в 4 раза (с 3% до 12%) – это отрадно.

Управленческая работа интересна примерно четверти студентов и после практики их мнение не изменилось: количество потенциальных менеджеров не уменьшилось, а возросло с 25% до 27%.

Количество студентов, не определившихся с выбором, после практики возросло с 12% до16%. То есть студенты в растерянности, и это настораживает.

На изменение мнения выпускников после прохождения практики повлияли такие факторы:

  • обширный ассортимент товаров – 12%;

  • напряженный график и ритм работы, необходимость работы с кассовым аппаратом – 18%;

  • высокие требования к работнику, необходимость общения с посетителями – 23%;

  • высокая трудоемкость работы при недостаточно высокой оплате труда – 47%.

Все эти факты заставляют выпускника задуматься и сопоставить их со своими возможностями: могу ли я соответствовать этим высоким требованиям.

Чего хотели бы наши выпускники на отдаленную перспективу?

Все-таки многие мечтают стать директорами аптек уже начиная с 4–5 курса.

Работать в крупной структуре стремятся 34%, достаточно студентов связывают свое профессиональное будущее с должностью медицинского представителя, с производством лекарственных средств и наукой, вне специальности видят себя 5–7%, 6–7% еще не определились.

Если посмотреть на структуру спроса на специалистов, аптечным организациям нужны провизоры, менеджеры по закупкам и продажам, специалисты в области маркетинга, логистики, контроля качества лекарств и др.

Какие выводы напрашиваются после проведения такого исследования?

Отрадно, что основная масса выпускников стремится реализовать себя по своей основной специальности, но изменения на рынке как в зеркале отражаются в настроениях выпускников фармфакультетов, они не хотят ехать в сельскую местность, например. Стоит очень хорошо подумать, прежде чем причислять фармацию к торговле. Медицинские специалисты сегодня имеют определенные льготы при переезде на работу в сельскую местность. Чтобы привлечь на село фармацевтов, какие-то льготы должны были бы распространяться и на наших выпускников, это отчасти решило бы проблему.

Существующие сегодня проблемы, связанные с повышением рентабельности, ростом ассортимента, напряженностью работы в аптеке тоже повлияли на мнения выпускников. Высшей школе сегодня нужно быть готовой к тому, чтобы настроить наших студентов на постоянное повышение своего профессионального уровня и на то, что на рынке востребован не только хорошо обученный персонал, но, прежде всего, тот, кто постоянно работает над собой, повышает свою профессиональную квалификацию.

«Хочется надеяться, что третий государственный образовательный стандарт, который настраивает студентов на большую самостоятельность в получении знаний и навыков, позволит сформировать у будущих провизоров стремление к постоянной самостоятельной профессиональной подготовке, профессиональному росту. Стоит задуматься и над селективными курсами, дополнительными образовательными программами (они всегда были в вузах), мы должны понимать, чего от нас ожидает рынок, и совместно с организациями, для которых мы готовим специалистов, такие программы реализовывать» – резюмировала Л.М. Ганичева.

Татьяна Полетаева



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Интервью

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016 году

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016г.

Татьяна Семенова журналу «Экономика ЛПУ». Главные темы беседы – аккредитация медицинских работников и допуск медиков к осуществлению профессиональной деятельности.


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль