Феномен “организационной лояльности” персонала аптеки

121

В основе публикации методология, утверждающая, что любому индивидууму присущи потребности, которые в значительной части связаны с личностными особенностями, а целью сознательной деятельности человека является создание возможностей для их удовлетворения.

Как обеспечить сотрудников возможностью эффективно работать на благо фармацевтической компании?

Полагаем, что в основе правильного решения этой управленческого проблемы лежит феномен “организационной лояльности” (ОЛ) и, исходя из общепринятой бихейвиористской методологии [2], принимаем два базовых допущения:

  • любой сотрудник, принимая решение поступить на работу в конкретную компанию, исходит из того, насколько условия его деятельности будут способствовать удовлетворению личных потребностей;

  • набрав квалифицированный персонал, компания должна проводить адекватные мероприятия по его мотивированию и удержанию.

Система взаимоотношений сотрудника и компании представлена на рис.1, где:

t – время формирования отношений между сотрудником и компанией в разные периоды деятельности;

P – параметр, характеризующий количественную величину важности отношений.

Динамика отслеживалась на основе личных оценок сотрудников условий для эффективной профессиональной деятельности.

До поступления на работу потенциальный сотрудник информацией об условиях для профессиональной деятельности сначала не владеет или владеет в минимальном объеме (нулевая точка).

В процессе формирования решения о поступлении на работу он накапливает знания об условиях работы, возможностях профессионального роста, предполагаемых компенсациях и т. п., формируя некую идеальную картину, отражающую ожидания. Так формируется потенциальная (предварительная) лояльность, которая растет (предположительно по S-образной кривой) и достигает величины, являющейся отправным моментом для входа в компанию.

В период трудоустройства складываются отношения сотрудника и компании, формируется мотивационная привлекательность компании (МПК). На данном временном отрезке взаимоотношения сотрудника и компании можно измерить индексом, который будем именовать как личный индекс ожиданий (ЛИО).

С момента входа в компанию МПК начинает снижаться за счет расхождений между идеальной и реальной картинами профессиональной деятельности, у сотрудника начинает формироваться новое отношение, основанное на реальном опыте пребывания в компании, которое характеризует весь период его трудовой деятельности в ней.

Это новое отношение формирует воспринятую лояльность, которая предположительно развивается по S-образной кривой и измеряется индексом возможности реализации мотивов (ВРМ).

Практика ежедневной профессиональной деятельности создает у сотрудника окончательное итоговое отношение на основе интеграции потенциальной и воспринятой лояльностей. Это и есть ОЛ, а ЛИО и ВРМ определяют показатель реализации ожиданий (РО), который для каждого конкретного сотрудника может быть положительным (РО > 0, если ЛИО > ВРМ), отрицательным (РО <0, если ЛИО < ВРМ) или нулевым (РО = 0, если ЛИО = ВРМ).

Правильное понимание феномена ОЛ, умение его измерять и использовать позволяет значительно повысить эффективность управления персоналом, направленную, с одной стороны, на удовлетворение личных потребностей, а с другой – на достижение максимальной эффективности в профессиональной деятельности.

Как “измерить” отношения персонала и компании

В качестве инструмента измерений используются опросники. Они состоят из утверждений, характеризующих условия эффективной профессиональной деятельности, и предикторов, характеризующих приверженность к компании. Респонденты по 10-балльной шкале оценивают их наличие и степень выраженности. В настоящем исследовании использованы ранее описанные в литературе и специально адаптированные под его цели опросники двух видов.

Первый вид опросника (две анкеты) содержал 17 утверждений, которые характеризуют мнения о наличии условий для удовлетворения личных потребностей в процессе работы, т. е. мнения о потенциальной лояльности персонала к компании (анкета 1). В анкете 2 представлены утверждения, воспринимаемые специалистами как возможности для эффективной профессиональной деятельности.

Второй вид опросника (анкета 3) содержал 15 предикторов, характеризующих уровень приверженности персонала или ОЛ к компании [1, 2].

Первый вид опросника позволяет рассчитать значения индексов ЛИО (до поступления в компанию) и ВРМ (в период профессиональной деятельности), а второй вид опросника – значения индексов ОЛ и РО в целом среди респондентов и по каждому специалисту в отдельности.

Для выявления факторов влияния, характеризующих индивидуальные качественные признаки персонала, производят расчеты, группируя специалистов по системообразующим признакам и результирующему показателю.

К системообразующим признакам в соответствии с ранее проведенными исследованиями целесообразно отнести стаж работы в компании (до или более 3 лет) и квалификацию по специальности (провизор или фармацевт)[ 3, 4].

Обработку материалов социологического опроса с целью выявления связей и закономерностей между искомыми параметрами и формирующими их признаками рационально проводить поэтапно.

На первом этапе нужно выстроить матрицу, содержащую построчно, по специалистам все последовательно характеризующие их индивидуальные признаки и количественные значения определенных ими условий для профессиональной деятельности в компании. Результат данного этапа исследования представляют ВРМ-профили каждого специалиста компании и профиль МПК.

На втором этапе при помощи кластерного анализа формируют группы специалистов, характеризующиеся наборами доминирующих качеств. Результат данного этапа исследования – выявление различий в МПК- и ВРМ-профилях у персонала компании.

На третьем этапе проводят исследования по установлению значений коэффициентов парной корреляции между значениями исследуемых индексов и формирующими их условиями. Результатом заключительного этапа выступают профили специалистов по индексу ОЛ и регрессионные модели, определяющие взаимосвязи между ЛИО, ВРМ, РО и индивидуальными признаками персонала компании.

Математическую обработку материалов исследования целесообразно осуществлять с использованием пакета прикладных программ Stat graphics Plus 3.0 и Statistica 2.0.

Исследование феномена ОЛ проводилось в конкретной компании (частная аптечная сеть, успешно работающая на рынке города Томска).

В ходе исследования получены профили МПК и ВМР в соответствии с устоявшимися в компании условиями профессиональной деятельности.

Всего опрошено 109 сотрудников (100% персонала, работающего по найму и осуществляющего профессиональные функции работников первого стола). Все полученные материалы подвергнуты проверке на легитимность информации, что позволило сформировать выборки достоверной информации для этапа оценки и анализа. На этапе математической обработки использовались материалы, полученные от 76 респондентов, на этапе моделирования – от 59. Таким образом, показатель утраты составил соответственно 30% и 45%, что определяет личные представления сотрудников об их индивидуальной требовательности или безразличия к многообразию условий для своей профессиональной деятельности.

Качественный состав опрошенных специалистов по уровню профессионального образования, стажу работы характеризовался следующим образом:

  • провизоры – 55,6% от совокупности опрошенного персонала;

  • фармацевты – 44,4% от совокупности опрошенного персонала.

Анализируя качественные характеристики опрошенного персонала, следует отметить, что 64,6% сотрудников имели стаж работы в компании менее 3 лет, что характеризует ее, с одной стороны, как молодую и динамично развивающуюся, с другой – определяет территориальные особенности рынка труда специалистов этого профиля в г. Томске.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Интервью

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016 году

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016г.

Татьяна Семенова журналу «Экономика ЛПУ». Главные темы беседы – аккредитация медицинских работников и допуск медиков к осуществлению профессиональной деятельности.


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль