Профессиональные компетенции провизора

361

В рамках выступления о путях совершенствовании высшего профессионального образования нельзя не остановиться подробно на главной задаче в этой сфере – подготовке компетентных людей. То есть таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях и чья основная компетенция заключаласьбы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Обучение компетенциям возможно только в условиях реализации знаний и умений на практике. При этом целостным результатом образования выступают не просто профессиональные, а социально-профессиональные компетенции – личностное интегративное качество, проявляющееся в способности решения стандартных и особенно нестандартных, творческих задач, возникающих в многообразии социальных и профессиональных ситуаций.

В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:

  • политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;

  • компетенции, касающиеся жизни в обществе, призванные препятствовать распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;

  • компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни;

  • компетенции, связанные с возникновением информационного общества – владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости;

  • компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие и специальные. Общие (ключевые) – это определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики, являются универсальными и востребованы всеми профессиями. Специальные компетенции необходимы для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.

В соответствии с обобщенной компетентностной моделью специалиста, в структуре образовательных программ выделяют цикл гуманитарных и социальных дисциплин, формирующих социально-личностные компетенции будущего специалиста. Общенаучные компетенции (компетенции познавательной деятельности), профессиональноориентированные на основные группы направлений подготовки, определяющие фундаментальность образования, обеспечиваются предметами естественнонаучных и математических дисциплин.

За всеми этими конкретными способами деятельности кроются умения обобщенного характера (или обобщенные познавательные), которые, в свою очередь, подразделяются на интеллектуальные и практические. К числу таких обобщенных умений отнесем анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, составление плана, классификацию, составление конспекта, тезисов, библиографии, опознание, сравнение. Эти умения нельзя “привязать” ни к одной дисциплине, и в то же время они имеют отношение ко всем предметам.

Многогранность и сложность профессиональной деятельности предопределили необходимость выделения в ней нескольких сторон: поисковой (познавательной), коммуникативной, организационной, социальной и реконструктивной. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач.

Сегодня работу любого предприятия, организации невозможно представить без применения информационных технологий. В результате возникает совершенно новое качество управленческого труда. Применение информационных технологий в образовательном процессе усиливает интерес студентов к изучению профессиональных дисциплин.

Набор ключевых компетенций

При самостоятельной работе студентов целесообразно применять на практических занятиях в компьютерном классе электронные модули, поскольку они включают в себя:

  • лекционную информацию;

  • программное обеспечение практических занятий;

  • примеры выполнения самостоятельных и контрольных работ;

  • комплекты итоговых контрольных заданий.

Электронные модули могут обеспечить высокую эффективность и экономичность обучения. С его помощью студент может дополнительно изучать учебный материал в соответствии со своим темпом и возможностями.

В настоящее время нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Вот почему основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать не система знаний, умений и навыков. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и профессиональной сферах. Понятие компетентности фармацевтических работников представляет собой совокупность знаний, способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной деятельности в данной сфере. Безусловно, ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в период обучения через представления студента о будущей работе, и поэтому вполне обоснованна необходимость акцентировать процесс обучения на формировании ключевых компетенций будущих провизоров, отвечающих требованиям современного фармрынка.

Руководители аптечных организаций часто весьма скептически относятся к профессиональной компетентности молодого специалиста, ссылаясь при этом на несовершенство существующей системы образования. Однако работодателю следует учитывать, что в любом случае к нему придет специалист, у которого еще идет процесс формирования профессиональной компетенции. В полной мере она проявится только у работающего специалиста.

По мнению работодателей, модель успешного фармацевтического работника должна быть примерно следующей.

В профессиональную компетенцию должны входить такие качества, как профессиональная эрудиция, широкий кругозор, опыт работы, сетевая компетенция и портфель связей. В управленческую – лидерство, умение планировать и распределять работу, требовательность к себе и другим, коммуникабельность, способность понимать других, доброжелательность и человечность, умение ладить с людьми и создавать благоприятные отношения в коллективе. В социальную компетентность входят готовность и умение разрешать конфликты, выдержанность и уравновешенность, надежность и ответственность, нравственная устойчивость… Словом, список компетенций насчитывает множество характеристик.

Новые стандарты

В государственном образовательном стандарте нового поколения по фармации предусмотрены:

  • общекультурные компетенции (10 компетенций);

  • профессиональные компетенции (50);

  • общепрофессиональные (2).

Кроме того, предусмотрены компетенции:

  • в производственной деятельности (9 компетенций);

  • в организационно-управленческой деятельности (16);

  • в контрольно-разрешительной деятельности (13);

  • в научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельности (13);

  • в оказании первой медицинской помощи (1).

И, подводя итог, следует заметить, что будущее каждого специалиста зависит в первую очередь от набора компетенций, которые он сможет предъявить после окончания вуза.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Интервью

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016 году

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016г.

Татьяна Семенова журналу «Экономика ЛПУ». Главные темы беседы – аккредитация медицинских работников и допуск медиков к осуществлению профессиональной деятельности.


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль