Корпоративное обучение сотрудников аптеки

155

Известно, что профиль компетенций сотрудников аптеки индивидуален для каждой организации и формируется под ее цели и задачи. Тем не менее, есть так называемые готовые компетенции, которые:

  • востребованы бизнесом и рыночной ситуацией;

  • создают компании устойчивое конкурентное преимущество;

  • являются инструментами в решении основных бизнес задач аптечного предприятия, независимо от особенностей его стратегии и рыночного позиционирования;

  • находятся в рамках новой концепции надлежащей аптечной практики «фокус на пациента»;

  • соответствуют ожиданиям потребителей аптечных услуг.

Для специалиста аптеки это такие профессиональные компетенции как «Ориентация на покупателя», «Фармацевтическое консультирование» и «Ориентация на результат».

Компетенции «Ориентация на пациента» и «Фармацевтическое консультирование» обеспечивают пациенту услугу качественной фармацевтической помощи, а компетенция «Ориентация на результат» способствует превращению услуги фармацевтической помощи в товарооборот и прибыль аптеки.

Для заведующего аптекой ключевые бизнес-компетенции – это владение технологиями продаж, ориентация на достижения. Кроме того, являясь руководителем и наставником своих сотрудников, заведующий аптекой должен обладать ключевыми профессиональными компетенциями специалиста, а также набором основных компетенций руководителя.

При формировании структуры УЦ следует принимать во внимание, что существующая практика обучения специалистов фармацевтической отрасли и содержание образовательных программ ориентированы в большей степени на освоение общих аспектов фармацевтической деятельности и не предусматривают глубокого изучения особенностей покупательского поведения, этапов и техник продаж, розничных инструментов повышения товарооборота и прибыльности. Профессиональные компетенции до сих пор не стали целью обучения в высшей школе и дополнительном профессиональном образовании [6]. В такой ситуации, с учетом концепции надлежащей аптечной практики, специалистам аптеки требуется постоянно пополнять знания и овладевать новыми практическими навыками для эффективной деятельности в условиях рынка. Современная практика обучения персонала требует использования его разнообразных форм, учитывающих и особенности обучения взрослых.

Корпоративное обучение – это целенаправленный процесс, в ходе которого происходит формирование знаний, умений, навыков и профессионального опыта сотрудника. Эффективность обучения во многом зависит от выбранного формата – способа обучения, который создает систему и последовательность взаимодействия всех участников учебного процесса [2, 3, 7, 12, 14]. Форматы обучения можно классифицировать по целям обучения и типам обратной связи (табл. 1)

Таблица 1

Форматы обучения

Формат

Определения и вид обратной связи

Способы использования, преимущества, недостатки

Цель обучения - знания

1. Лекция

2. Бизнес- семинар, Конференция

3.Вебинар

1. Форма обучения, состоящая в устном изложении какой-либо темы ведущим (лектором), без обратной связи от слушателей (участников).

2. Форма обучения, при которой один или несколько ведущих (докладчиков) делают для группы участников доклады с использованием слайдовой презентации, и отвечают на вопросы слушателей.

3.Интерактивныйдистанционный семинар, реализуемый в режиме веб-конференции

Наиболее просты в подготовке;

нет ограничений по количеству участников;

экономичны;

эффективность усвоения материала ниже, чем при применении активных форм обучения

Цель обучения – формирование и развитие навыков и умений

Практикум, мастер-класс

Активные учебные мероприятия, при которых, ведущий (обучающий) выстраивает занятие так, чтобы обратная связь давалась преимущественно только им

Индивидуальные занятия;

занятия в малых группах, в т. ч. на рабочем месте

Тренинги, ролевые игры

Активные учебные мероприятия, получения новых знаний, на базе которых формируются новые эффективные модели поведения. Взаимодействие участников построено таким образом, чтобы они могли получать обратную связь как от тренера, так и от своих коллег

Занятия в малых группах (15–25 чел.);

сопровождение посттренингом

Цель обучения – изменение представления

Мастерские; фасилитация;

Workshop;

обучение действием

(Actionlearning)*

Активные учебные мероприятия с целью изменения представлений участников об определенных процессах и явлениях. Используют, когда в организации важно рассмотреть какую-то ситуацию комплексно, с разных сторон, или требуется провести обсуждение, где каждый участник высказывается, делится идеями и опытом

Занятие в малых группах (15–25 чел.);

эффективная форма, если группа имеет однородный, осмысленный опыт и профессиональные знания по данной теме

Цель обучения – самостоятельное получение знаний с использованием информационных технологий

Дистанционное обучение (или контроль)

Специальная форма обучения (или контроля), при которой ведущим средством обучения (или контроля) выступают информационные технологии (например, внутренняя частная сеть организации Интранет)

Преимущества:

экономит затраты на проведение обучения (аренда помещений, поездки);

дает возможность обучить большое количество человек;

повышает качество других форм обучения (электронные библиотеки, тестирование);

создает единую образовательную среду корпоративного обучения

* Обучение действием (Actionlearning). Цель – изучения собственного опыта решения реальной задачи в сравнении с опытом других коллег, через интерактивный обмен мнениями и задавание вопросов. Одна из форм групповой работы и решения сложных проблем (работа в малых группах 5–8 человек). Используется в системе корпоративного обучения, как вариант группового коучинга под конкретную локальную задачу или на стадии организационных изменений [8, 11].

В таблице 2 приведен пример выбора форматов обучения для развития компетенций сотрудников сети аптек «Вдохновение».

Таблица 2

Форматы учебных мероприятий сети аптек «Вдохновение»

Компетенция

Формат

Количество учебных мероприятий

Цель – знания

Фармацевтическое консультирование

Основной: лекции, бизнес семинары, конференции.

Дополнительный: вебинары, самостоятельное дистанционное обучение.

Контроль: дистанционное тестирование

10 занятий в год

(с сентября по июнь)

Цель – умения, навыки (через новые знания)

Ориентация на пациента;

ориентация на результат

Основной: тренинги (6).

Дополнительный: посттренинги.

Контроль: дистанционное тестирование

4 тренинга в год, с учетом летних каникул (максимум 5 тренингов в первый год работы УЦ).

Периодичность – каждые 2,5–3 месяца, учитывая эффект затухания*.

Посттренинговые мероприятия после каждого тренинга с посещением тренера 2 аптеки в 1 день**

Цель – знания, навыки (через новые знания). Изменение представления

Технологии продаж;

компетенции руководителя;

ориентация на достижения

Учебные мероприятия разного формата от семинаров до мастерских

5 учебных мероприятий в год (1 раз в 2 месяца с летними каникулами)

Цель – самостоятельное получение знаний

Для молодых специалистов (опыт до 3-х лет)

Дистанционное обучение(10, 22).

Контроль: дистанционное тестирование

5 тем в год на самостоятельное изучение

* Каждый тренинг имеет эффект затухания. Период 2,5–3 месяца – это экспериментальные даны автора, основанные на расчетах эффективности тренингов, проводимых, в течение года, на группе из 219 аптек, и 1173 участников. Оценку эффективность проводили по бизнес показателю – кратности чека (количество разных товарных позиций в чеке).

** Каждый тренинг обязательно сопровождается посттренинговым мероприятием, основной смысл которого заключается в том, что тренер после проведения учебного мероприятия посещает всех участников тренинга на их рабочих местах и в реальной рабочей обстановке отрабатывает с каждым основные элементы тренинга. Дает обратную связь участникам и рекомендации заведующему аптекой по развитию компетенций его сотрудников.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Интервью

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Врачей обяжут сообщать о потенциальных донорах

Алексей ПИНЧУК: журналу «Здравоохранение». Главные темы беседы – изменение правового поля донорства в России


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль