Мотивы, ожидания и запросы студентов и выпускников по специальности “Фармация”

176

Острый дефицит профессиональных кадров может стать тормозом развития розничного сегмента рынка. Насколько соответствуют государственные стандарты фармацевтического образования и стандарты профессии, регулирующие деятельность провизоров и фармацевтов, требованиям рынка?

Что могут сделать государство, бизнес и учебные заведения для улучшения ситуации? Почему человек пришел учиться именно в этот вуз?

Ответам на эти вопросы и было посвящено исследование, проведенное Е.Е. Лоскутовой.

Мотивы профессиональной деятельности – это система психологически разнородных факторов, определяющих поведение и деятельность человека.

По целям они делятся на:

  • внешние, направленные на общество (человек хочет сделать что-то полезное для других);

  • внутренние, когда человек хочет сделать что-то для себя.

По направленности и содержанию мотивы делятся на познавательные (человек хочет узнать что-то новое, большее, чем он знает сегодня), профессиональные (человек пытается реализоваться в профессии) и социальные, когда мотивом обучения является получение социального статуса, зарплаты и т. д.

Что за люди – наши студенты?

В настоящее время у нас, как и в любом вузе, сложилось два контингента – студенты дневного отделения, т. н. очники, и студенты заочного отделения. Оба контингента получают одну и ту же профессию по одному стандарту, но это совершенно разные люди.

Контингент студентов в возрастной градации представлен на рис. 1. Как видно, заочники значительно старше очников, они уже имеют жизненный и профессиональный опыт и среднее профессиональное образование (это условие поступления на заочную форму обучения), к учебе они подходят прагматично.

Кстати, дистанционно освоить нашу профессию нельзя, даже если где-то этим занимаются – это на грани законности.

Вставить рисунок 1

Рис. 1. Возрастная градация контингента

На третьем курсе 93% студентов-заочников имеют работу, к пятому курсу доля таких студентов возрастает почти до 97%, в то время как доля работающих студентов-очников в эти же сроки составляет лишь 13% (рис. 2).

Вставить рисунок 2

Рис. 2. Контингент студентов, имеющих работу

Уже на третьем курсе более чем у четверти заочников есть семья, к пятому курсу семейным человеком становится каждый второй. Среди интернов узами брака связаны уже около 63% (рис. 3).

Вставить рисунок 3

Рис. 3. Контингент студентов, имеющих семью

Если говорить о познавательных мотивах обучения, то в целом они значительно (почти в 5 раз) выше у студентов-очников по сравнению с заочниками (рис. 4).

Вставить рисунок 4

Рис. 4. Познавательные мотивы у студентов-очников и студентов-заочников.

С профессиональными мотивами (рис. 5) получения высшего образования дело обстоит несколько иначе. Самая высокая профессиональная мотивация обнаружена у студентов второго курса очного отделения и интернов. У заочников вначале она достаточно высокая, но потом снижается – очевидно, свои коррективы вносит их профессиональная жизнь.

Вставить рисунок 5

Рис. 5. Профессиональные мотивы получения высшего образования

По социальным мотивам получения высшего образования (рис. 6) лидируют первокурсники, но уже на втором курсе этот показатель у них снижается в 4 раза, затем снова растет на третьем и четверном курсе, снижаясь к выпускному практически до уровня значений, зафиксированных на втором курсе.

Вставить рисунок 6

Рис. 6. Социальные мотивы получения высшего образования

Заочники и интерны в этом отношении демонстрируют одинаково высокую мотивацию к получению высшего образования, что и понятно, пусть их интересуют больше “корочки”.

На рис. 7 и 8 представлены мотивы учебной деятельности на занятии по критериям “понять” и “получить навыки”.

Вставить рисунок 7

Рис. 7. Мотивы учебной деятельности на занятии по критерию “понять”

Все “понять” важно первокурсникам. Далее актуальность критерия “понять” для них падает, зато возрастает значимость критерия “получить навыки”.

Вставить рисунок 8

Рис. 8. Мотивы учебной деятельности на занятии по критерию “получить навыки”

Мотивы получения положительной оценки на экзамене представлены по критериям “знаю”, “привычка” и «чтобы не было “хвостов”» (рис. 9–11)

Вставить рисунок 9

Рис. 9. Мотивы получения положительной оценки на экзамене по критерию “знаю”

Вставить рисунок 10

Рис. 10. Мотивы получения положительной оценки на экзамене по критерию “привычка”

Вставить рисунок 11

Рис. 11. Мотивы получения положительной оценки на экзамене по критерию, «чтобы не было “хвостов”»

Стремятся получать на экзамене пятерки, чтобы знать, конечно, первокурсники. Но делают они это неосознанно, в отличие от интернов, которым знания нужны для дела.

“Втянувшиеся” в учебу второкурсники-очники и заочники четвертого курса уже по привычке хотят получать положительные оценки на экзамене. Больше всего на протяжении всего обучения озадачены отсутствием “хвостов” заочники, этот показатель значим для небольшого количества интернов, которые уже “понюхали порох” и знают цену знаниям.

Пищу для размышления дают данные, представленные на рис. 12.

Вставить рисунок 12

Рис. 12. Интерес – причина выбора специальности фармация

Почему студенты выбирают специальность “фармация”?

Чаще всего причина выбора – интерес и те возможности, которые дает профессия.

Именно возможности, которые дает квалификация “провизор” привлекательны для пятикурсников и интернов (рис. 13–14).

Для интернов лидирующая здесь позиция “руководство аптекой”, управленческая деятельность больше всего интересует и пятикурсников как очной, так и заочной формы обучения.

Вставить рисунок 13

Рис. 13. Оценка пятикурсниками возможностей, которые дает квалификация “провизор”

Вставить рисунок 14

Рис. 14. Оценка интернами возможностей, которые дает квалификация “провизор”

То, как представляют себе высшую ступень карьеры пятикурсники и интерны можно наблюдать на рис. 15 и 16.

Вставить рисунок 15

Рис. 15. Представления студентов-пятикурсников о высшей ступени карьеры

Вставить рисунок 16

Рис. 16. Представления интернов о высшей ступени карьеры

Около половины очников и треть заочников примеряют для себя роль “руководитель”, 34,9 очников и 29% заочников видят себя собственниками аптеки, а нанятыми директорами – 13% и 25,8% соответственно.

Прискорбно, но всего 4,5% очников и 6,5% заочников собираются “двигать вперед” науку, а у 6,5% заочников вообще нет планов.

У интернов другое представление о высшей ступени карьеры:

  • аптечными собственниками собираются быть почти 52% очников и 36% заочников;

  • нанятыми директорами аптек – около 17% заочников (42,4% намерены руководить в других местах);

  • доля ученых падет до 3,7% для очников и 1,7% для заочников;

  • для 7,4% очников и 3,4% заочников высшая ступень карьеры – terra icognita.

Как же видят желаемое место работы выпускники?

Ранжированные ответы содержатся в таблице.

Таблица

Желаемые места работы для студентов второго и четвертого курса и интернов в 2004 г.

Показатель

II курс

IV курс

Интерны

Аптека (киоск, пункт)

6

4

3

Дистрибьютор

5

5

2

Отечественный производитель

3

3

-

Представительство отечественного производителя

4

6

4

Зарубежный производитель

2

2

5

Представительство зарубежного производителя

1

1

1

Другое место работы – в отраслевом министерстве – нетипично для нашего контингента, его назвал всего один четверокурсник.

Самым желанным местом работы, как видите, для всех является представительство зарубежного производителя, интернов привлекают и дистрибьюторские компании, аптеки – только на третьем месте для интернов, а для студентов второго и четвертого курса – на третьем месте компании отечественного производителя, аптечные структуры – только на шестом или четвертом. Но это данные аналогичного исследования 2004 г., у нынешних молодых специалистов в приоритете компании отечественные, и это радует.

«Мы работаем на одну цель, студенты такие, какие есть, контингент обучающихся с учетом современных условий улучшаться не будет, но интерес к профессии велик. Ни один вуз не выпускает готового специалиста, мы даем ему определенный объем знаний, регламентированный нашим образовательным стандартом, которые практически неотличимы для фармацевтов и провизоров. Нивелирование профессии – это беда нашего времени. В любой аптечной организации человека надо доучивать. Даже при переходе из одной крупной сети в другую специалиста нужно доучивать, потому что корпоративные стандарты везде разные, своя ментальность, адаптация и т.д. Что касается профессиональных вопросов, ни одна появляющаяся новая область знаний не обходит стороной наших студентов. В интернатуре, в последних лекциях пятого курса каждое “новое слово” будет упомянуто. Студента в вузе готовят не только для приема рецепта – дается огромный багаж знаний по фармхимии, фармакогнозии, фармакологии, и все это выпускник должен знать. К студентам надо более внимательно относиться в аптеках во время производственной практики, по новому стандарту ей выделяется 14 недель, есть время дать им то, что мы не успели дать за партой».

Свое сообщение Екатерина Ефимовна завершила показом картины Дали “Аптекарь в поисках абсолютного”, которая вдохновила ее на такое резюме: “Те, кто к нам приходит учиться, и те, кто их учит, должны пытаться искать это абсолютное в предлагаемых обстоятельствах. Идеального фармацевтического мира мы можем добиться только совместными усилиями”.

Подготовила

Татьяна Березина



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Интервью

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016 году

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016г.

Татьяна Семенова журналу «Экономика ЛПУ». Главные темы беседы – аккредитация медицинских работников и допуск медиков к осуществлению профессиональной деятельности.


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль