Управление персоналом аптеки: теория приобретенных потребностей

202

МакКлелланд считал, что у работника есть всего три потребности высшего уровня, которые он приобретает благодаря учебе, опыту, жизненным обстоятельствам: достижения, соучастия, власти.

Потребность достижения – это стремление человека благодаря своим действиям получить фактический желаемый результат наиболее эффективным способом.

Потребность соучастия проявляется в стремлении человека к дружеским отношениям с окружающими, оказанию помощи, общению.

Потребность власти выражается в стремлении человека контролировать окружающие его ресурсы, процессы, воздействовать на других людей, брать на себя ответственность.

Эти потребности не располагаются иерархически, не исключают друг друга, а взаимосвязаны.

Потребности в основе мотивации

Основные понятия:

потребность – это, с одной стороны, то, без чего человек не может обойтись, в чем нуждается (дефицит), с другой, то, к чему стремится, чем хочет обладать (желание), или то, чего хочет избежать;

мотив – это потребность с осознанной целью ее удовлетворения, побуждающая к действию. Другими словами, когда у нас есть потребность, и мы понимаем, каким образом она может быть удовлетворена, и эта цель – удовлетворение данной потребности, имеет для нас ценность и толкает нас на действия по достижению этой цели, тогда мы имеем мотив.

Или так:

  • у нас есть нужда, или мы хотим чем-то обладать, т. е. имеем потребность;

  • мы знаем или думаем, что знаем, каким образом мы можем удовлетворить эти потребности – имеем цель;

  • удовлетворение этих потребностей имеет для нас важное значение – ценность;

  • это толкает нас на действия по достижению данной цели – побуждение.

Все вместе это и будет мотивом.

Мотивация – динамический процесс формирования мотива (Ильин Е.П. “Мотивация и мотивы”. “Питер”, 2003, § 4.1).

Мотивацию разделяют на внешнюю, т. е. стимулируемую внешними факторами – вознаграждение, наказание и пр., и внутреннюю. Но нужно понимать, что в основе мотива лежит потребность в том широком смысле, как мы ее определили выше, а потребность – это внутренний фактор. Поэтому внешние обстоятельства могут стать мотивацией только тогда, когда станут значимыми для человека, т. е. превратятся во внутреннюю мотивацию. Таким образом, если у человека нет внутренней потребности или он ее не осознает, а вы не смогли эту потребность в нем сформировать или “открыть человеку глаза” на наличие у него такой потребности и ценности ее удовлетворения для него, то никакими внешними мотивациями вы не заставите его совершать необходимые вам действия.

Мотив и мотивация тесно связаны с потребностями, т. к. в основе мотива всегда лежит потребность.

Потребности делятся на первичные, или базовые (врожденные), и вторичные (приобретенные).

Предлагаемая классификация потребностей:

  • материальные – нужда в одежде, пище, крове, тепле и т. д. Это то, без чего человек не может нормально существовать, прежде всего, с физиологической и биологической точек зрения;

  • статусные – желания принадлежать к определенной социальной группе или коллективу, пользоваться уважением и признанием, любить и быть любимым, иметь семью и друзей, общаться. Эти потребности определяют желаемое (необходимое) положение в обществе;

  • личностные – желания в полной мере реализовать свои таланты, способности, возможности, познавать и исследовать окружающий мир, добиваться поставленных целей, самовыражаться в творчестве. Эти потребности направлены на формирование человека, как цельной самодостаточной личности.

Материальные потребности являются первичными, а статусные и личностные – вторичными.

Потребности не имеют жесткой иерархии и строго определенной последовательности их удовлетворения. Конечно, чаще всего неудовлетворенные базовые потребности имеют более сильное влияние на мотивы поведения человека, чем неудовлетворенные вторичные. Но, во-первых, нет никакой закономерности, по которой можно было бы определить, с какой доли удовлетворенности первичной потребности у человека начинают возникать вторичные потребности. А, во-вторых, это утверждение не является непреложным правилом. И в истории и в окружающей нас действительности мы можем часто наблюдать обратные явления. Таких фактов предостаточно, я даже не буду их здесь упоминать. Вы сами, оглядевшись вокруг и покопавшись в своей памяти, сможете легко привести с десяток таких примеров.

Все в этом мире переплетается. Поэтому совершенно разные потребности могут быть удовлетворены в той или иной степени с помощью достижения всего одной общей для всех цели. В этом случае в каждый конкретный момент (процессов формирования мотивов) какой-то один мотив будет доминирующим, а остальные будут лишь его усиливать. Но следующий момент все может измениться, и на главную роль может выйти другой мотив. Это может зависеть и от степени неудовлетворенности тех или иных потребностей, и от сомнений в правильности выбора цели и др.

У человека одномоментно может быть несколько совершенно разных потребностей. К тому же потребности не являются величиной постоянной. Они меняются, одни усиливаются, другие ослабляются. Некоторые затихают на время, чтобы потом с новой силой напомнить о себе. Некоторые вытесняются другими, более сильными потребностями, и не обязательно с той же природой происхождения. Поэтому и мотивы, которые направляют действия человека, могут меняться, а следовательно, приводить к другим, порой неожиданным, действиям. Наверное, это и есть человеческий фактор?

Создать классификацию видов мотиваций по аналогии с потребностями сложно, если вообще возможно. Эта классификация может быть весьма условной. Дело в том, что к одному и тому же действию могут привести совершенно разные мотивы. Поэтому мотивация может стимулировать сразу несколько мотивов. И не обязательно, что некоторые из них не войдут в противоречие между собой, ослабляя друг друга.

Понимание природы потребностей и их взаимосвязи необходимо для определения видов мотивации, которые следует применять в тех или иных случаях.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Интервью

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016 году

Как изменится допуск к медицинской деятельности в 2016г.

Татьяна Семенова журналу «Экономика ЛПУ». Главные темы беседы – аккредитация медицинских работников и допуск медиков к осуществлению профессиональной деятельности.


Опрос

Какой Курс повышения квалификации для главных медсестер (дистанционная форма - 72 часа ) будет вам полезен? Отметьте один или более вариантов

  • Технологии эффективного управления сестринским персоналом 52.38%
  • Обращение медицинских отходов 50%
  • Современные требования к обработке эндоскопов и инструментов к ним 25%
  • Организация и порядок вакцинопрофилактики: ответственность главной медсестры 30.95%
  • Инфекционная безопасность и профилактика внутрибольничных инфекций: ответственность главной медсестры 66.67%
  • Управление лечебно-диагностической деятельностью медицинской организации 29.76%
  • Экономическая и предпринимательская деятельность медицинской организации 16.67%
  • ДРУГОЕ 4.76%
Другие опросы


Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2016. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль